Обобщение и распространение опыта работы
материал

Осинцева Виктория Васильевна

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников

(протокол № 5 от 14.03.2022 г.)

 

Выступление на педагогическом совете по итогам экологического проекта «Экологическая акция «Покормите птиц зимой»

Сценарий проведения акции «Покормите птиц зимой»

(протокол № 3 от 07.12.2023 г.)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников

 «Игра - путь детей к познанию мира, в котором   они живут и который признаны изменить»

А.М.Горький

 

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом связано как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.  Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения.  Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника.  

В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине.

Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания, которые получают дети в процессе НОД, при ознакомлении с художественной литературой, изобразительным искусством, участвуя в практической деятельности. Задача воспитания состоит в том, чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат нравственно ценные побуждения.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, а одним из видов - сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Именно в ней детьми усваиваются нравственные нормы и образцы поведения в обществе.

Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем  дошкольном возрасте она достигает  наиболее высокого развития, трансформируясь  в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

Сюжетно - ролевая игра детей дошкольного возраста в развернутом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в общественной форме в специально созданных игровых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношение между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Особенностью игровой  деятельности детей, является то, что  дети воспроизводят те или иные явления, действия, взаимоотношения.

Сюжетно-ролевая игра - это  модель взрослого общества, но связи  между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные  ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Подражая взрослым, ребенок становится похожим на них, примеряя их роли, он активно воссоздает, моделирует явления  реальной жизни, переживает их, и это  наполняет его жизнь богатым  содержанием, оставляет след на долгие годы.

Будучи увлекательным  занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством  их воспитания и развития. Но это  происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый  педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к другим, учит их правилам поведения, и закрепляет их. В игре и через игру воспитатель развивает у дошкольников такие качества, как смелость, честность, уважение, взаимопомощь, сотрудничество. Игра - это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре. Вне педагогического руководства  игры детей могут иногда оказывать  и нежелательное влияние.  Современные дети все больше предпочитают играть не друг с другом, а с компьютером, не всегда предлагающим ребенку «хорошие игры»

Воспитатель   через игру раскрывает детям смысл тех или иных положительных  фактов, дает их оценку, вызывает желание  подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.

Игра широко используется и как средство эстетического, нравственного и гуманного воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями заботу, теплоту, нежность мамы, ответственность шофера или доктора и т. д. В коллективных играх проявляются общественные чувства детей дружбы, товарищества. Ребенку доставляют радость достижение в игре результата, преодоление трудностей. Огромное значение в игре имеет воображение - создание образов  на основе ранее полученных впечатлений. В содержание многих игр включаются знакомые песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет воспитателю  углублять эстетические переживания  детей, сформировать у детей такие нравственные качества как коммуникативные способности и качества; умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами; позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»; умение сопереживать, или радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений; умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств; умение взаимодействовать и сотрудничать.

Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении.  Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим достигать взаимопонимания, договоренности. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей  знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой  они под руководством воспитателя  овладевают новыми знаниями.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

 1.Сюжетно-ролевая игра - очень мощное средство воспитания и развития личности дошкольника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дошкольники,  зависит от педагогов дошкольного учреждения.

2. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить  способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.

 3. Развитие моральных суждений и оценок со стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания. Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника.

 4. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

5. В сфере нравственного воспитания для ребёнка пример взрослого играет важнейшую роль.

Ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях. Вовлекая ребенка в процесс организации и проведения ролевой игры, воспитатель способствует обогащению содержания картины мира у дошкольников, что делает возможным вывод большинства детей старшей группы детского сада на высокий уровень ее сформированности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников Дошкольное воспитание 2004 4 с.33-35

2. Выготский Л.С. Детская психология Собр. Соч М 1982 т.4 386с.

3. Выготский Л. С. Развитие игры в детском возрасте//Вопросы психологии. 1966. № 6.

4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. М.; Л., 1932. 412с.

5. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М, 1978. С. 32—36.



Предварительный просмотр:

Сценарий проведения акции «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

 Бросьте горстку крошек,

И пускай снуют порой

Стайки у окошек.

Бросьте горсточку зерна.

Много им не надо.

И зима не так страшна

 Будет для крылатых.

Цель акции:

формировать у детей знания и представление о зимующих птицах; развивать интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать умение заботиться о зимующих птицах, вызвать желание помогать птицам в зимнее время года.  

Задачи:

• закреплять знания детей о зимующих птицах (название, внешний вид, повадки и особенности поведения и др.)

• продолжать формировать правила поведения в природе;

• развивать связную речь

Участники: в данной акции принимали участие дети и воспитатели средней  группы, так же родители.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа:

- Наблюдение на прогулке за воронами, воробьями, снегирём.

- Изготовление кормушек родителями и детьми (обычных и съедобных кормушек).

- Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”,

- Дидактические игры («Разрезные картинки - птицы», «Что за птица», «Третий лишний»)

- П. игры: «Птички в гнёздышках» «Совушка», «Птички и кошка» «Воробушки и кот».

- Отгадывание загадок; беседы.

Ход:

Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг. Какое время года наступило? (Зима) На улице очень холодно, дуют ветры, вокруг лежит снег, все деревья голые.

Скажите ребята, а как птицы живут в зимнее время года? (птицам нечего есть, целыми днями они ищут себе пропитание, но находят очень мало. Их перья защищают от мороза, но не от голода. Очень много птиц погибает зимой от голода, особенно когда зима подходит к концу потому, что к этому времени корм везде уже съели).

Воспитатель: А сейчас я хочу, чтобы вы внимательно послушали стихотворение.

Где утром к опушке прошёл человек.
Следы заметает до вечера снег.
Но всюду - у еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны зёрна и крошки
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
В холодные вьюги,
В голодные вьюги
Мы помнить и думать
Должны друг о друге. 
(Ю. Кушак)

Воспитатель: Скажите о ком говорится в этом стихотворении? (Ответы детей). Молодцы, ребята, а теперь послушайте загадку и попробуйте её отгадать.

Избушка новая, 
Для всех столовая, 
Зовёт обедать, 
Крошек отведать (
кормушка)

Воспитатель: Правильно, это кормушка. Мы уже знаем, что птицам тяжело зимой. Как мы можем им помочь в это трудное время? (Сделать кормушки). С помощью кормушек мы можем помочь птицам. А чтобы узнать каким птицам мы можем помочь отгадайте загадки.

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный
 (Дятел)

На ветвях украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженых
Яблоки клюют. 
(Снегири)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ... (
Сорока)

В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …
 (синички)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует
 (Воробей)

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна (Ворона)

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы, вы справились со всеми загадками. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Птички в гнездышках»

Игра «Птички в гнездышках»

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы с вами поиграли и размялись. А сейчас давайте поговорим о том, чем мы будем кормить птиц. Зимой птицы сильно не перебирают еду. Поэтому можно их покормить кусочками несолёного сала. Так же можно им предложить крошки белого хлеба. Так же птицы будут очень рады семечкам и разным крупам. Но есть правила кормления птиц. И сейчас я их вам расскажу.

- во время подкормки птиц, нельзя мусорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, чтобы птицы уже знали где и в какое время появляется корм.

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, иначе птицы перестанут прилетать к кормушке.

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель: Ребята вы дома с родителями сделали красивые кормушки. Сегодня мы с вами их повесим на нашем участке. И ежедневно будем с вами во время наших прогулок, будем сыпать разный корм для птиц. Таким образом, мы будем помогать птицам выжить, в такое нелёгкое время года для них. (Развешивание кормушек)

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные кормушки у нас получились. Я думаю, птички будут нам очень благодарны за такой подарок. Благодаря вам ребята и вашим родителям птицы всегда будут сыти и не погибнут. Теперь у нас на участке своя птичья столовая и птицы станут частыми гостями на нашем участке и будут радовать нас своим пением, а мы с радостью за ними понаблюдаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"

В данной статье описаны различные приёмы и методы, помогающие в формировании и развитии мелкой моторики у детей....

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)...

Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК

Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК...

Обобщение и распространение опыта работы

Обобщение и распространение опыта работы...

Обобщение и распространение опыта работы

Опыт - итог деятельности, состоявшаяся практика, проявившаяся и реализовавшаяся в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть ...