Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы
статья (подготовительная группа)

Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом саморазвития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы

Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом саморазвития ребенка.

Педагоги формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни. Они обучают детей через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями.

Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.

Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как поправить ситуацию? Специалисты осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является психология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных. Социально-политических.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

Переход ДОУ на проектный метод деятельности. Как правило, осуществляется по следующим этапа.

 Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и

т.д.

 Комплексные тематические занятия.

 Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).

 Метод проектов.

Групповой проект в ДОУ — это совместная работа группы участников (от 3 до 10–12 человек) над изучением какого-то вопроса

Цель такого проекта — способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. 

Задачи группового проектного метода:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; 
  • развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления детей; 
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, договариваться, выстраивать отношения; 
  • активное включение группы родителей в проектную деятельность. 

Примеры групповых проектов в ДОУ: «Сказки о любви», «Познай себя», «Юганские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия» и другие. 

При организации группового взаимодействия детей, в ходе выполнения проекта  важно соблюдать следующие условия:

1.  Учитывать интересы и возможности детей

2.  Учитывать особенности состава группы

3.  Составлять задания для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в подгруппе.

4.  Распределять роли между участниками группы

5.  Организовывать коммуникацию

6.  Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия деятельности.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало плюсов и минусов. Плюсы:

1.  Повышается познавательная мотивация.

2.  Снижается уровень тревожности детей, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3.  В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.

4.  Улучшается психологический климат в группе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Минусы.

1.  Групповой работе надо сначала научить. Для этого педагог должен потратить время на каких-то занятиях. Без соблюдения этого условия подгрупповая работа бывает неэффективна.

2.  Организация групповой работы требует от педагога особых умений, затрат усилий.

3.  Некоторые дети могут пользоваться результатами труда более сильных сверстников.

4.  В группе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для педагога.

         Хотя ведущую роль в групповой работе играют дети, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства педагога.

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.

Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей.

 

Вывод.

Особенностью проектно - исследовательской деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие группа детей и воспитатели, а также вовлекаются родители. Основной целью проектно - исследовательского метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.

Воспитателю в рамках проекта, экспериментирования отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Опыт работы показывает, что организация с детьми мини-проектов или продолжительных проектов крайне интересна современному ребенку и раскрывает его потенциальные разносторонние возможности на достаточно высоком уровне.

Проектная групповая деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребёнок чувствует себя нужным в решении важной задачи, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

 

Литература

1 Алексеева О., Круглова Н. «Кем быть?» // Ребенок в детском саду. 2005 № 3

2 Бакина М. Современные дети, //Дошкольное образование. 2005 № 4 С.58.

3 Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное

воспитание. 2005 № 4 С. 14

4 Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного

возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М. «Издательство Скрипторий

5 Мищенко О., Никишкина О., Гоменюк Е., Осипова М. Мы помним героев//

Ребенок в детском саду. 2007 № 2 С.36.

6 Молева И. Познаем окружающий мир через игру// Дошкольное воспитание.

2007 № 7 С.24.

7 Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Я.

Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. Испр – М. Издательство «Гном и Д»,

8 Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л.С. Киселева,

Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4 – е изд. Испр. И доп. – М. АРК-

ТИ, 2006 – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"

Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...

Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...

Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)

Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)...

Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.Проектная деятельность в детском саду является одним из эффективных способов организации педагогиче...

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

У детей подготовительной группы усиливается стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте отличаются большей подвижностью, инициативностью и некоторой поспешностью в приняти...

Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы»

Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в ДОУ, она внедряется в практику многих педагогов детских садов.Проект – это “пять П” - Проблема – Проектирование (плани...