Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы
статья (подготовительная группа)
Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом саморазвития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы
Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом саморазвития ребенка.
Педагоги формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни. Они обучают детей через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями.
Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.
Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как поправить ситуацию? Специалисты осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является психология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных. Социально-политических.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Переход ДОУ на проектный метод деятельности. Как правило, осуществляется по следующим этапа.
∙ Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и
т.д.
∙ Комплексные тематические занятия.
∙ Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).
∙ Метод проектов.
Групповой проект в ДОУ — это совместная работа группы участников (от 3 до 10–12 человек) над изучением какого-то вопроса.
Цель такого проекта — способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми.
Задачи группового проектного метода:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления детей;
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, договариваться, выстраивать отношения;
- активное включение группы родителей в проектную деятельность.
Примеры групповых проектов в ДОУ: «Сказки о любви», «Познай себя», «Юганские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия» и другие.
При организации группового взаимодействия детей, в ходе выполнения проекта важно соблюдать следующие условия:
1. Учитывать интересы и возможности детей
2. Учитывать особенности состава группы
3. Составлять задания для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в подгруппе.
4. Распределять роли между участниками группы
5. Организовывать коммуникацию
6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия деятельности.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало плюсов и минусов. Плюсы:
1. Повышается познавательная мотивация.
2. Снижается уровень тревожности детей, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
3. В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.
4. Улучшается психологический климат в группе.
Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Минусы.
1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого педагог должен потратить время на каких-то занятиях. Без соблюдения этого условия подгрупповая работа бывает неэффективна.
2. Организация групповой работы требует от педагога особых умений, затрат усилий.
3. Некоторые дети могут пользоваться результатами труда более сильных сверстников.
4. В группе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для педагога.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют дети, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства педагога.
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей.
Вывод.
Особенностью проектно - исследовательской деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие группа детей и воспитатели, а также вовлекаются родители. Основной целью проектно - исследовательского метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.
Воспитателю в рамках проекта, экспериментирования отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Опыт работы показывает, что организация с детьми мини-проектов или продолжительных проектов крайне интересна современному ребенку и раскрывает его потенциальные разносторонние возможности на достаточно высоком уровне.
Проектная групповая деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребёнок чувствует себя нужным в решении важной задачи, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.
Литература
1 Алексеева О., Круглова Н. «Кем быть?» // Ребенок в детском саду. 2005 № 3
2 Бакина М. Современные дети, //Дошкольное образование. 2005 № 4 С.58.
3 Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное
воспитание. 2005 № 4 С. 14
4 Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного
возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М. «Издательство Скрипторий
5 Мищенко О., Никишкина О., Гоменюк Е., Осипова М. Мы помним героев//
Ребенок в детском саду. 2007 № 2 С.36.
6 Молева И. Познаем окружающий мир через игру// Дошкольное воспитание.
2007 № 7 С.24.
7 Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Я.
Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. Испр – М. Издательство «Гном и Д»,
8 Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л.С. Киселева,
Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4 – е изд. Испр. И доп. – М. АРК-
ТИ, 2006 – 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"
Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...
Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...
Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)
Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)...
Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.Проектная деятельность в детском саду является одним из эффективных способов организации педагогиче...
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду ( из опыта работы воспитателя старшей группы)
Стремление к разностороннему общению,развитие логического и понятийного мышления....
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
У детей подготовительной группы усиливается стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте отличаются большей подвижностью, инициативностью и некоторой поспешностью в приняти...
Групповая работа дошкольников в ходе выполнения проекта: особенности организации деятельности детей подготовительной группы»
Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в ДОУ, она внедряется в практику многих педагогов детских садов.Проект – это “пять П” - Проблема – Проектирование (плани...