Семинар ДОУ ПТ Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)
статья (младшая группа)
Семинар ДОУ ПТ
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. Сегодня государством поставлена задача — подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, творческое. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже работают над тем, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – это потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; так же снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность.
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Проектно - исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника группового проекта.
Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста индивидуальны. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы.
Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей.
Основная цель проекта - развитие свободной творческой личности.
Задачи группового проектного метода:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Дети приобретают ранний социальный позитивный опыт от реализации собственных замыслов.
- развитие познавательных способностей, воображения и мышления детей. А именно, ребёнок учится нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления; видеть проблему и ставить вопросы; делать выводы и рассуждать;
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, договариваться, выстраивать отношения;
- активное включение группы родителей в проектную деятельность. При такой постановке, родители становятся средством информации и поддержки ребёнка, а также обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от совместного поиска решения вместе с детьми.
Основные этапы работы над проектом:
- Целеполагание: помощь ребёнку в выборе наиболее актуальной и посильной для него задачи на определенный отрезок времени;
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели;
- Выполнение проекта – практическая часть;
- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Последовательность работы над проектом:
- Постановка перед собой цели, исходя из интересов и потребностей детей;
- Вовлечение в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
- Определение плана движения к цели (поддержка интереса детей и родителей);
- Обсуждение плана с группой родителей;
- Рисование вместе с детьми и родителями плана – схемы проведения проекта и вывешивание на видное место в группе;
- Сбор информации, материала (изучение с детьми плана-схемы);
- Проведение занятий, игр, наблюдений, опытов (мероприятия основной части проекта) и т.д.;
- Выдача домашних заданий детям и родителям;
- Переход к самостоятельным и совместным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, листовки, стенгазеты и т.д.);
- Организация презентации проекта (праздник, открытое занятие и т.д.);
- Подведение итогов, выступление на педсовете, «круглом столе».
Показатели эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ:
- высокая степень развития любознательности детей, их познавательной активности, уверенности в своих силах, самостоятельности;
- сближение детей друг с другом и с взрослыми в результате коллективных переживаний способствуют улучшению микроклимата в группе, позволяют лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка;
- упрочнение положительной мотивации к знаниям, повышение готовности детей к восприятию нового материала;
- даёт новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад».
Вывод.
Особенностью проектно - исследовательской деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие группа детей и воспитатели, а также вовлекаются родители. Основной целью проектно - исследовательского метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.
Воспитателю в рамках проекта, экспериментирования отводится важная роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Проектная групповая деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребёнок чувствует себя нужным в решении важной задачи, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Литература:
- Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.
- Богданец Т., Экологические знания – первое представление о мире // «Дошкольное воспитание», 2003, № 12 – 52 стр.
- Волкова М.С. Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников // Педагогические технологии. 2011. № 2. С. 58–63.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пос. для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. М.: Просвещение, 2012. С. 108–127.
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Метод. пос. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_gruppovoy_raboty_doshkolnikov_v_hode_vypolneniya_proekta_v_detskom_sadu.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова Н. Ф., воспитатель ГБДОУ детский сад № 76 Центрального района
Санкт-Петербурга
Семинар ДОУ ПТ
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя)
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. Сегодня государством поставлена задача — подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, творческое. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже работают над тем, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – это потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; так же снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность.
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Проектно - исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника группового проекта.
Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста индивидуальны. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы.
Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей.
Основная цель проекта - развитие свободной творческой личности.
Задачи группового проектного метода:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Дети приобретают ранний социальный позитивный опыт от реализации собственных замыслов.
- развитие познавательных способностей, воображения и мышления детей. А именно, ребёнок учится нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления; видеть проблему и ставить вопросы; делать выводы и рассуждать;
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, договариваться, выстраивать отношения;
- активное включение группы родителей в проектную деятельность. При такой постановке, родители становятся средством информации и поддержки ребёнка, а также обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от совместного поиска решения вместе с детьми.
Основные этапы работы над проектом:
- Целеполагание: помощь ребёнку в выборе наиболее актуальной и посильной для него задачи на определенный отрезок времени;
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели;
- Выполнение проекта – практическая часть;
- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Последовательность работы над проектом:
- Постановка перед собой цели, исходя из интересов и потребностей детей;
- Вовлечение в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
- Определение плана движения к цели (поддержка интереса детей и родителей);
- Обсуждение плана с группой родителей;
- Рисование вместе с детьми и родителями плана – схемы проведения проекта и вывешивание на видное место в группе;
- Сбор информации, материала (изучение с детьми плана-схемы);
- Проведение занятий, игр, наблюдений, опытов (мероприятия основной части проекта) и т.д.;
- Выдача домашних заданий детям и родителям;
- Переход к самостоятельным и совместным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, листовки, стенгазеты и т.д.);
- Организация презентации проекта (праздник, открытое занятие и т.д.);
- Подведение итогов, выступление на педсовете, «круглом столе».
Показатели эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ:
- высокая степень развития любознательности детей, их познавательной активности, уверенности в своих силах, самостоятельности;
- сближение детей друг с другом и с взрослыми в результате коллективных переживаний способствуют улучшению микроклимата в группе, позволяют лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка;
- упрочнение положительной мотивации к знаниям, повышение готовности детей к восприятию нового материала;
- даёт новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад».
Вывод.
Особенностью проектно - исследовательской деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие группа детей и воспитатели, а также вовлекаются родители. Основной целью проектно - исследовательского метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.
Воспитателю в рамках проекта, экспериментирования отводится важная роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Проектная групповая деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребёнок чувствует себя нужным в решении важной задачи, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Литература:
- Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.
- Богданец Т., Экологические знания – первое представление о мире // «Дошкольное воспитание», 2003, № 12 – 52 стр.
- Волкова М.С. Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников // Педагогические технологии. 2011. № 2. С. 58–63.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пос. для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. М.: Просвещение, 2012. С. 108–127.
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Метод. пос. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...
Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"
Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...
Методическая разработка: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика...
Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду ( из опыта работы воспитателя старшей группы)
Стремление к разностороннему общению,развитие логического и понятийного мышления....
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
У детей подготовительной группы усиливается стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте отличаются большей подвижностью, инициативностью и некоторой поспешностью в приняти...