«Развитие детского интеллекта в процессе развивающей дидактической игры »
материал (старшая группа)

Елена Владимировна Самоходкина
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Систематизировать знания по приоритетному направлению
деятельности.
Изучение специальной методической литературы:
(в течении года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 «Дружба» города Ярцева»

ПРОЕКТ  ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Самоходкина Елена Владимировна

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

«Развитие детского интеллекта в процессе развивающей дидактической игры »


Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах 
внедрения дидактических игр в современные технологии. 
Задачи: 
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: 
- научить детей различать основные цвета; 
- познакомить детей с величиной и формой предметов; 
- сформировать навыки самостоятельной деятельности; 
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе; 
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; 
- сплотить детский коллектив. 
Систематизировать знания по приоритетному направлению 
деятельности. 

Изучение специальной методической литературы: 
(в течении года) 
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001. 
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 
3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г. 
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г. 
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. . 
6. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г. 
7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : Линка-пресс, 2002. 
Услуги Интернет. 
Изучение статей в журналах: 
«Воспитатель в ДОУ» 
«Дошкольное воспитание» 
«Ребенок в детском саду» 
«Обруч» 

Практический этап 
• Изучение опыта педагогов ДОУ 
• Изучение методик и технологий педагогов в Интернете 
(в течении года) 
• Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию, 
в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна. (в течении года) 
• Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности. (в течении года) 
• Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости) (в течении года) 
• Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребёнка» 
• Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий. 
(в течении года) 
• Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д. 
(в течении года) 
• Оформление письменных консультаций в родительском уголке. 
(в течении года) 
• Тематическое родительское собрание. «Игра – спутник детства» 
• Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные). 
(в течении года) 
• Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания. (в течении года) 
• Оформление выставки «Дидактические игры для детей». 
• Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудование для развития игровой деятельности) . 
• Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей» 

Материал: коробки с наклейками домашних животных (корова, коза, собака, кошка, кролик, лошадь), диких животных (медведь, заяц, белка, ежик, мышка, лягушка), цветов (красный, розовый, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый, серый, коричневый, белый, черный), формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал, трапеция), со схемами с двумя признаками цвет и форма, форма и размер.                             Картинки-вкладыши: детеныши животных (телята, козлята, щенята, котята, крольчата, жеребята, медвежата, зайчата, бельчата, ежата, мышата, лягушата), предметные картинки 35 штук (по цвету и форме), плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал, трапеция) 12 цветов и двух размеров (большая и маленькая).

Игровые технологии в ДОУ
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования. 
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. 
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. 
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. 
Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа "Хоровод”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”. 
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. 
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. 
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия. 
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. 
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. 
Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. 
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. 
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования. 
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. 
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более "пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. 
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно. 
Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях (театрализованные игры в коррекции заикания и др.). 
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. 

Значение дидактической игры для развития дошкольника 
За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Согласно классификации С. Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы: 
— игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), — самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные) ; 
— игры, возникающие по инициативе взрослого и старших 
детей, 
— организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые); 
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, — народные игры. 
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. 
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, — это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основой воспитания детей в детском саду Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение. Через игры «с дарами», по мнению Фребеля, дети должны подойти к пониманию единства и многообразия мира. Символика игр «с дарами» была чужда и непонятна детям. Методика проведения игр отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли в основном по указанию взрослого. 
Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. Самостоятельная творческая игра детей используется как метод обучения: играя, дети упражняются в счете, знакомятся с окружающим миром (растениями и животными), с принципами работы несложных машин, узнают причины плавания тел и т. д. Большое значение придается играм-драматизациям. Они помогают детям «войти в атмосферу» того или иного произведения, понять его. Для игр-драматизаций подбираются эпизоды из сказок, религиозные истории. Игра, таким образом, выступает как образовательный метод 
Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой (1866—1944), видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней. 
В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов: 1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической, и 2) игры, организованные педагогом, игры с правилами. Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Е. И. Тихеева рекомендовала развивать и все виды . 

Свободные игры детей в детском саду Е. И. Тихеевой протекали в комнатах, где были оборудованы разнообразные трудовые уголки (столярный, швейный, кухня, прачечная). Это создавало своеобразную форму игры (игру-труд). Предоставляя детям максимум самостоятельности в свободных играх, педагог, по мнению Е. И. Тихеевой, должен отвлекать их от игр с нежелательным содержанием, приходить детям на помощь в тех случаях, когда они сами не в состоянии разрешить возникшие затруднения, обогащать детские впечатления, проводя наблюдения, экскурсии и т. д. Иногда воспитатель должен принять и непосредственное участие в игре. 
Е. И. Тихеева обращала внимание педагогов на необходимость руководить играми детей с разнообразными строительными материалами, песком. 
Большое значение она придавала подвижным играм, которые считала главнейшей формой физических упражнений. По ее мнению, подвижные игры дисциплинируют, развивают чувство ответственности и коллективизма, но их нужно тщательно подбирать в соответствии с возрастными возможностями детей. 
Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах. 
Теоретическое же обоснование использования игры как средства воспитания и развития ребенка было сделано отечественной психологической наукой, развитие которой привело к возникновению представлений об игре как специфической деятельности детей, социальной по своему происхождению и содержанию. Игра стала рассматриваться как феномен социокультурного, а не биологического порядка. 
Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и их последователей. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Так, Д. Б. Эльконин писал: «...игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе» . 
Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. 
Согласно теоретическим позициям психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения» 
Во многих исследованиях подчеркивается, что игра является важным средством формирования ценностных ориентации, деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение дошкольниками нравственных форм поведения ,развитие творческих сил, воображения, эстетических чувств. Ученые утверждают, что в игровой деятельности складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. В игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. 
Игра имеет значение для развития личности ребенка- дошкольника в целом. С. Л. Рубинштейн писал: «Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания». 
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В этой связи целесообразно вспомнить еще одну мысль С. Л. Рубинштейна: «...в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности...» . 
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка». Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». 
Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.). К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога. 
Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. 
Анализ литературы в ходе изучения дидактической игры позволил выделить несколько направлений, которые явились ведущими на определенных этапах развития теории дошкольной педагогики. К таким направлениям относятся следующие: изучение дидактической игры как средства образовательной работы, как особой формы обучения, как средства, стимулирующего творческую деятельность детей, обеспечивающего развитие личности, как метода всестороннего воспитания детей, как средства формирования потребности в самоутверждении. 
Данный анализ позволяет констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности дидактических игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности. 
Значение дидактических игр чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей. В немногих исследованиях изучаются вопросы воспитательного значения дидактических игр: показана их роль во всестороннем развитии личности, в формировании способностей ребенка, воспитании социальной активности, развитии воли и произвольности дошкольника, усвоении правил поведения, создании условий для появления сознательной оценки своих возможностей и умений, обеспечении эмоционального характера деятельности, выявлена возможность их использования с целью коррекции поведения. 
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей» . 
А. Н. Леонтьев дал аксиологический анализ значения дидактических игр для развития основных черт личности ребенка. Ученый указывает на два момента, определяющих роль этого вида игровой деятельности. Первый заключается в том, что игры создают условия, в которых впервые появляется «самостоятельная сознательная оценка ребенком своих конкретных возможностей, умений» Второй относится к содержащимся в играх с двойной задачей (дидактической и воспитательной) моральным моментам. «И здесь... важно то, что этот моральный момент выступает в деятельности самого ребенка, т. е. активно и практически для него, а не в форме отвлеченной, выслушиваемой им моральной сентенции». Отмеченное А. Н. Леонтьевым значение дидактических игр открывает возможность для использования их с целью воспитания дошкольников. 
В исследовании Г. Н. Толкачевой показано, что при использовании дидактических игр можно достичь положительных результатов в формировании потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста. Возможность применения этих игр как средства формирования данной потребности обусловлена тем, что дидактические игры, как подчеркивает автор, «...создают условия для возникновения потребности, ее закрепления (ситуации соперничества, сравнения, соревнования); обеспечивают процесс познания своих возможностей и возможностей сверстника; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения; предоставляют возможность для выполнения различных по статусу ролей» 
Н. Толкачевой была выявлена возможность использования игр для коррекции поведения дошкольников. Эта задача решалась в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения (инсценировках, загадках). 
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним: 
Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. 
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра». 
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. 
Как видим, существуют различные взгляды на дидактическую игру, ее основные функции и педагогический потенциал. В последние годы резко возросло внимание ученых к проблеме дидактической игры, обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов данного вида игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей обучения и воспитания дошкольников, введением игровых приемов в практику обучения младших школьников, применением новых видов игровой деятельности и т. д. 
Структура и характеристика компонентов дидактической игры 
Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой большинство исследователей выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры. 
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. 
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. 
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). 
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. 
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры. 
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д. 
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. 
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. 
В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать. 
Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом. 
В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети, загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде . 

Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии. 
В хороводных играх игровое действие носит имитационный характер: дети изображают в действиях то, о чем поется в песне. 
Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т. п.). Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают. 
Например, в игре «Найди соседей» у каждого ребенка 10 числовых карточек (от одного до десяти), расположенных в последовательности числового ряда: один, два, три... десять. Ведущий подбрасывает кубик. Число, оказавшееся на верхней стороне кубика, кладется в основу игры (например, восемь). Ведущий предлагает найти к этому числу «соседей справа, слева — семь и девять». В этой игре игровое действие — подбрасывание кубика и отыскивание «соседей». Подбросив кубик, ведущий создает у детей интерес к игре, сосредоточивает их внимание. Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать «соседей» у себя в карточках, т. е. скорее выполнить поставленную перед ними задачу. 
В большинстве народных игр игровое действие состоит из нескольких игровых элементов. Эти игровые элементы, связанные с правилами игры, образуют игровое действие в целом. Например, в народной игре «Краски» распределение ролей (продавцы, покупатели) вводит детей в игру. Покупатели выходят за дверь. Дети с продавцом загадывают себе цвет краски (стремятся загадать такой цвет, чтобы покупатели долго не могли отгадать) — один игровой элемент. Приходит покупатель и спрашивает определенный цвет; ребенок, взявший себе этот цвет, уходит с ним — второй игровой элемент. Если покупатель спросил краску, которой нет среди загаданных, его посылают «по ... дорожке на одной ножке» — это третий игровой элемент, который очень увлекает детей и способствует придумыванию цвета краски потруднее, заставляет думать, вспоминать, что развивает умственную активность детей. 
Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи. 
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. 
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. 
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. 
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. 
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). 
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность. 
Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании. 
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с. правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. 
Виды дидактических игр, их характеристика 
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды: 
— математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов); 
— сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме); 
— речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря); 
— музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма); 
—природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы); 
—для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.) 
В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы: 
—игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки; 
—настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино; 
—словесные . 
Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы. 
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). 
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов: 
Подбери по цвету

Вариант 1

Материал: коробки с цветными наклейками, предметные картинки

Правила игры.

В игре могут участвовать от 2 до 4 человек.

Дети по очереди берут картинку. Называют предмет. определяют его цвет и вкладывают её в нужный коробок.

Вариант 2

Материал: коробки с цветными наклейками. геометрические фигуры разных цветов.

Правила игры.

В игре могут участвовать от 2 до 4 человек.

Дети по очереди берут фигуры. называют фигуру. определяют её цвет и вкладывают в нужный коробок.

Игра:"Назови маму"

Правила такие же, как в игре "Назови малыша" (вариантыы1-6). только в данной игре ребенок берет вкладыш. называет или читает название детенышей. затем говори. как называется их мама. "Это котята.                         У котят мама кошка". После этого ребенок кладет вкладыш в соответвующий коробок.

Игра:"Самая лучшая мама"

Для игры потребуется коробки с изображением домашних животных. вкладыши №2 и №3                                          

Эта речевая игра, направленная из формированием предложно-падежных конструкций

Вариант 1 . С существительными

Коробки раскладываются картинками верх. вкладыши заранее вложены в коробки. Ребенок берет любой коробок. открывает его. Далее с опорой из картинки он отвечает на вопросы педагога/логопеда. Поощряется полный ответ ребенка. например:

-Кто у кошки? (У кошки котята)

-Без кого скучает кошка? (Кошка скучает без котят)

- Без кого скучает кошка? (Кошка любит котят)

-Кому кошка дает молоко? (Кошка дает молочка котятам)

- С кем играет кошка? (Кошка играет с котятами)

-О ком кошка заботится? (Кошка заботится о котятах)

Вариант 2. Со словосочетаниями (прилагательное + существительное)

Правила такие же, как в варианте 1, но используется словосочетания, например: У кошки полосатые котята, кошка скучает без полосатых котят, кошка играет с полосатыми котятами и т.д.

Игра:"Кто чем питается?"

Для игры требуются коробки с изображением домашних и диких животных, вкладыши №6 и №7

Вариант 1. Домашние животные (с картинками)

Для игры потребуются коробки с изображением домашних животных, вкладыши №6

Коробки выкладываются картинками верх, вкладыши выкладываются картинками верх и перемешиваются. Ребенку предлагается взять коробок, назвать изображённое животное, найти и назвать, чем он питается, вложить вкладыш в коробку.

Вариант 2.Домашние животные(со словами)

Для игры потребуются коробки с изображением домашних животных, вкладыши№6

Коробки выкладываются надписями верх, вкладыши выкладываются надписями верх и перемешиваются. Ребенку предлагается взять коробок, прочитать название изображённого животного, найти и прочитать, чем он питается, вложить карточку в коробок.

Вариант 3.Дикие животные (с картинками)

для игры потребуется коробки с изображением диких животных, вкладыши №7

Правила такие - же, как в варианте 1

Вариант 4. Домашние животные (со словами)

Для игры потребуются коробки с изображением диких животных, вкладыши №7

Правила такие - же, как в варианте 2

Вариант 5. Домашние и дикие животные(с картинками)

Для игры потребуется коробки с изображением домашних и диких животных, вкладыши №6 и №7

Правила такие - же, как варианте 1

Вариант 6. Домашние животные (со словами)

Для игры потребуются коробки с изображением домашних  диких животных, вкладыши №6 и №7

Правила такие - же, как варианте2.

Игра "Кто где живет?"                                                                                                                                                                                                                                                                                         Для игры потребуется коробки с изображением домашних и диких животных , вкладыши №4и №5                                                                                        

Вариант 1.Домашние животные (с картинками)

Для игры потребуются коробки с изображением домашних животных,

вкладыши №4

Коробки выкладываются картинками вверх, вкладыши выкладываются картинками вверх и перемешиваются. Ребенку предлагается взять коробок, назвать изображенное животное, найти и назвать, где он живет, вложить вкладыш в коробок. Например: Это собака. Собака живет в будке.

Вариант 2  Домашние животные ( со словами)                                                                                                                                                                                                                         для игры потребуется коробки с изображением домашних животных. Вкладыш №2

Коробки вкладываются надписи вверх, вкладыши   выкладываются надписями вверх и перемешиваются. Ребенку предлагается взять коробку, прочитать название изображенного животного, найти и прочитать название его жилища, вложить вкладыш.                                                                               Вариант 3 Дикие животные (с картинками)                                                                                                                                                                                                                                                Для игры потребуется коробки с изображением диких животных, Вкладыши №3                                                                                                                                         Правила такие же, как в варианте 1                                                                                                                                                                                                                                                      Вариант 4 Домашние животные ( со словами)                                                                                                                                                                                                                                              Для игры потребуется коробки с изображением диких животных, вкладыши №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Правила такие же, как в варианте 2                                                                                                                                                                                                                                                   Вариант 5 Домашние и дикие животные (с картинками)                                                                                                                                                                                               Для игры потребуется коробки с изображением домашних и диких животных ,вкладыши №2 и №3                                                                                                                         Правила такие же, как в варианте 1

 Вариант 6 Домашние животные (со словами)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Для игры потребуется коробки с изображением домашних и диких животных ,вкладыши №2 и №3                                                                                                                         Правила такие же, как в варианте 2

Игра:" Подбери по форме "    

 Вариант 1

Материал: коробки  с наклейками геометрических форм, предметные картинками.                                                  

 Правила игры.                                                                                                                                                                                                                                                                                       В игре могут участвовать от 2 до 4 человек. Дети по очереди берут картинку, называют предмет, определяют его форму вкладывают ее в нужные коробок.                                                                                                                                                                                                                                                                            Вариант 2                                                                                                                                                                                                                                                                                             Материал: коробки с наклейками геометрических форм, предметные картинки.                                                                                                                                                                     Правила игры.                                                                                                                                                                                                                                                                                         В игре могут участвовать от 2 до 4 человек. Дети по очереди берут картинку, называют предмет, определяют его форму вкладывают ее в нужные коробок.

Игра "Третий лишний" или "Четвертый лишний"  

  Вариант 1 С картинками        

 Коробки раскладываются картинками вверх. Педагог выкладывает три (четыре) коробка , два (три) из которых с домашними животными , один- с дикими, или наоборот. Ребенок должен определить лишние животное  и обосновать свой выбор.      

     Вариант 2    Со словами                

 Правила такие же. как варианте 1 , только  коробки выкладываются надписями  вверх, ребенок должен прочесть слова, найти лишние животное, обосновать свой выбор.

Игра: " Кто где живет?"

Вариант 1. С картинками.

Для игры потребуются коробки с изображением домашних и диких животных, картинки с изображением дома и дерева.

Коробки выкладываются картинками вверх, перемешиваются. Ребенку предлагается назвать животное, определить, домашнее оно или дикое. положить домашних животных коло домика, а диких - около дерева. Поощряется фразовый ответ ребенка, например: "Корова-это домашнее животное".

Если играют двое детей: один из них может находит домашних животных, а другой- диких.

Если играет несколько детей: дети по очереди берут коробки, называют животных и кладут коробочки в соответствующее место.

Вариант 2. Со словами

Правила  такие же как в варианте 1, но коробочки выкладываются надписями верх. Ребенок должен прочитать названия на коробках и разложить их в соответствующее место.

Игра;"Чей это дом?"

Правила такие же, как в игре "Кто где живет?"(варианты 1-6), только в данной игре ребенок берет вкладыш, называет или читает название жилище, затем говорит, кто в нем живет. Например: "Это берлога. В берлоге живет медведь." После этого ребенок кладет вкладыш в соответствующий коробок.

Игра:"Самый лучший дом."

Для игры потребуются коробки с изображением домашних животных,вкладыши№4 и №5

Это речевая игра, направлена на формирование предложно-падежных конструкций.

Вариант 1. С существительными

Коробки раскладываются картинками верх, вкладыши заранее вложены в коробочки. Ребенок берет любой коробок, открывает его. Далее с опорой на картинки он отвечает на вопросы педагога/логопеда или дополняет фразу, например:

-Это мышиная.....(норка)

-Мышка подбежала к своей....(норке)

-Мышка сидит около.....(норки)

-Забежала мышка в....(норку)

-Выглянула мышка из своей....(норки)

Вариант 2.

Со словосочетаниями (прилагательное + существительное)                                                                                                                                                                                      Правила такие же, как в варианте 1. но используется словосочетание, Например: У лошади большая конюшня, лошадь живет в большой конюшне и т. д.

Вывод: : 
Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. 
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. 
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п. 
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей. 

Список Литературы:

1. Программа "Детство" ( под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой)

2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» — серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с  С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2014 г.

11. Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.

11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2014. - 152 с.

12. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 240 с.

13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2018.258с

14. Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2015.

15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2016.192с.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2012. - 228 с.

17.Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунева, Р.Олвер, П. Гринфилд - М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Формирование звуковой культуры речи и развитие фонематических процессов в дидактических играх и упражнениях.”

Актуальность выбранной темы. Воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решен...

Консультация "Развитие детского интеллекта в процессе дидактической игры"

Расширать представления о значимости дидактической игры....

Выступление на РМО по теме: «Развитие социального интеллекта в процессе музыкального воспитания»

  Федеральный государственный образовательный стандарт впервые определяет один из самых важных векторов в развитии ребенка дошкольного возраста как «Социально-коммуникативное развити...

Самообразование на тему: "Развитие детского интеллекта в процессе развивающей дидактической игры"

Самообразование на тему: "Развитие детского интеллекта в процессе развивающей дидактической игры"...

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки»

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки»...

Развитие эмоционального интеллекта в процессе коррекционно - развивающей работы у детей с ТНР

С каждым днем увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, враждебность, агрессивностью, тревожность...

Статья : "Развитие детского интеллекта дошкольников в процессе развивающей дидактической игры." 2024г

В статье особое вниманиеи  уделено роли воспитателя в подборе и проведении игр, способствующих когнитивному развтитю ребенка....