Проект "Большие права маленького человека"
проект (старшая группа)

Самоделкина Мария Сергеевна

Проектная деятельность в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prava_2.docx442.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад “Колобок” г.о. Рефтинскиий

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

БОЛЬШИЕ ПРАВА МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА”

г.о. Рефтинский, 2023г.

Актуальность проекта

    Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

    В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать, и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.»
    Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

     Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

     Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

    Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

    Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что, воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.

     Цель проекта: формировать у ребенка дошкольного возраста готовности отстаивать и защищать свои права в процессе освоения культурных практик.

    Задачи проекта:

  • Познакомить детей, в соответствующей возрасту форме, с основными документами по защите прав ребенка.
  • Познакомить детей с их правами и обязанностями, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
  • Формировать доброжелательность и чуткость к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
  • Формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности, закреплять полученные знания в повседневной жизни.
  • С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями воспитанников, повысить правовой уровень культуры родителей.
  • Подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребёнка, ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Методы, приемы и формы работы с детьми.

Словесные: беседы, рассказ, чтение.

Наглядные: наблюдение, демонстрация, использование ТСО.

Практические: творческий метод (рисование, аппликация, лепка);

                            игровой (дидактические игры, игры-ситуации)

Приемы: упражнения, наблюдения, повторения, разъяснения.

Формы работы с родителями:

- Индивидуальные беседы;

- Консультации;

- Анкетирование;

- Рекомендации;

Результативность проектной деятельности:

Предполагаемый результат проекта для детей:

  • осознание ребенком того, что он обладает теми же правами, что все люди;
  • обогатились представления дошкольников о Конвенции ООН и её содержании;
  • повысился уровень знаний у детей о социальных нормах;
  • сформировалось положительное отношение к окружающим людям, желание помогать и заботиться о тех, кто в этом нуждается;
  • дети познакомились с художественной литературой, в которой отражены права детей, научились анализировать, рассуждать и делать выводы.

Родители:

  • убедились в важнейшем значении правового воспитания для формирования социально-нравственных качеств личности ребенка;
  • восполнили знания о правах своих детей.

Педагоги:

  • мотивация к использованию метода проектов в педагогической деятельности;
  • повышение профессионального мастерства;
  • обогащение предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей знакомство детей с основами правового воспитания.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: Групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

                            Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

  •  Определение уровня знаний детей о своих правах.
  •  Анкетирование для родителей «Права детей»
  •  Определение темы проекта, постановка цели и задач.
  • Изучение методической литературы по данной теме.
  •  Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  • Перспективное планирование проекта
  • Выбор форм работы с детьми и родителями
  • Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
  • Определение и формулировка ожидаемых результатов.

II этап - основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах.

III этап – заключительный

  • Выставка детских работ.
  • Картотека игр по правовому воспитанию.
  • Оформление материала о проекте на сайте.

 

 Содержание проекта «Маленькие дети – большие права»

по образовательным областям

 Образовательные

        области

                       Виды детской деятельности

  Физическое

    развитие

 Утренняя гимнастика по плану

Пальчиковая гимнастика:  «Семья» «Кто живет у нас в квартире?»

Подвижные игры: «Кто лучше наведет порядок?»,  «Прогулка по ручью», «Спасатели», «1, 2, 3 – другу помоги»,  «Найди себе пару».

Пантомима «Я помогаю родителям по дому»

Речевое

развитие

Составление рассказов по теме «Моя семья», по картине «Мамины помощники»

Чтение художественной литературы: сказки: Ш. Перро «Красная шапочка»,  «Золушка». Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»: р.н. сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», К.Ушинский «Косточка», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»

С. Капутикян  «Моя бабушка», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Волшебное слово», И.  Семёнова «Я – человек, ты - человек», Э. Успенский «Ты и твоё имя», В. Катаев «Цветик — семицветик».

Отгадывание загадок по теме «Семья.

Социально-

коммуникативное

развитие

Дидактические игры: «Скажи ласково», «Кто я?», «Чьи детки?», «Сложи картинку», «Назови всю семью», «Назови друга ласково», «Назови свое взрослое имя», «Цепочка имен», «Назови имена, отчества своих родных», «Собери флаг», «Найди нашу страну на карте», «Найди герб и флаг России».

Словесные игры:  «Обратись по имени», «Назови меня ласково», «Можно - нельзя», «Угадай по голосу», «Я знаю много имён девочек (мальчиков)»

Строительные игры: «Наш дом», «Мебель».

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Семья», «Магазин», «День рождения», «Детский сад», «Строители»

Рассматривание и обсуждение и иллюстраций по теме: «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Как мы отдыхаем», «Мои обязанности».

Просмотр мультимедийных презентаций

Просмотр мультфильмов: «Права и обязанности ребенка»

Познавательное

развитие

Вводная беседа с детьми по знакомству с Конвенцией «О правах ребёнка»

Беседы «Что такое права человека?», «Имя, отчество, фамилия», «Права и обязанности ребёнка в детском саду и дома»

Рассматривание иллюстраций «Конвенция о правах ребёнка»

Рассматривание сюжетных картин: «День рождение мамы», «Поездка на дачу».

ООД «Я – ребёнок имею право»

ООД «Права и обязанности ребёнка»

 

Викторина “Права сказочных героев”

Художественно-

эстетическое

развитие

Рисование: «Мой автопортрет», «Моя семья», «Мой лучший друг»,  раскраски по правовому воспитанию.

Лепка: «Первая буква моего имени»

Слушание аудиозаписи песни С. Ротару «Дадим шар земной детям».

Прослушивание и разучивание песен:

«Песенка Чебурашки», сл. А.Тимофеевский, муз. В.Шаинского

«Песенка Мамонтенка», сл. Д.Непомнящий, муз. В.Шаинского

«Бабушка рядышком с дедушкой» сл. И.Резника, муз. Р.Паулса

«Папа может» сл. М.Танича, муз. В.Шаинского

Песни группы «Барбарики»: «Про дружбу», «Далеко от мамы», «Моя семья».

Взаимодействие с семьей:

  • оформление тематических папок на тему: «Права и обязанности ребенка»
  • оформление папки-передвижки «Ребёнок имеет права».
  • индивидуальные беседы с родителями на тему «Совместные игры дома»
  • консультации для родителей: «Незабываемый выходной»
  • памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье.

Список литературы:

  1. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет».
  2. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
  3. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка».
  4. Голицына Н.С «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
  5. Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка».
  6. Журавлёва Л.С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет».

                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ:

Викторина «Права сказочных героев»

Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста.

Предварительная работа: чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка”, “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).

Ход

- Ребята, кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка.

1 слайд - Конвенция прав ребенка

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев.        Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны отправиться в путешествие? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)

Тогда отправляемся. Внимание на экран.

2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”

- Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.3 слайд 

- Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?

А что произошла с ней потом? (Ответы детей)

Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)

Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.

А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

4 слайд – Право на жизнь.

Илья выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на магнитную доску.

А сейчас, снова внимание.

5 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...”

- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)

6 слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”.

Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?

Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.

О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)

7 слайд - Право на имя.

Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.

А знаете, что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)

А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)

Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)

- Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.

У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости.

8 слайд – иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”.

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель. Катя, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.

9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.

Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нём.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк.

- Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)

10 слайд – Это сказка “Три поросёнка”

Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.

- Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?

Проводится подвижная игра “Три поросенка”.

Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.

Дети поют:

Мы маленькие поросятки,

На полянке мы гуляем и цветы мы собираем,

песенки поем, волка в дом не ждем.

Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!

Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.

Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики (обручи, разложенные на полу).

- Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).

Ребята, проходите на свои места и снова внимание.

11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. ...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.

Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

- У Снегурочки появилась семья.

О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)

Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них? (Ответы детей)

У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)

- А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

Птицы страшные летали,

Братца милого украли.

Ничего с ним не случится -

Выручит его сестрица. - О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)

13 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.

Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)

- Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями. Миша, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.

А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.

Пальчиковая гимнастика “Семья”

Это пальчик – дедушка,

Это пальчик – бабушка,

Это пальчик- папочка,

Это пальчик – мамочка,

Это пальчик – это я

Вот и вся моя семья.

На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.

Алёна, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. Саяна, а какой твой родной язык? А сможешь ли ты рассказать это стихотворение на своем родном языке.

Пальчиковая гимнастика “Семья” на хакасском языке.

Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном языке.

15 слайд - Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.

Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.

16 слайд - инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.

Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель. А что случилось?

Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.

Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.

Воспитатель. Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет. (Ответы детей).

17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Воспитатель. Медведь нарушил права Маши.

- Аня, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии.

- Снова прошу вашего внимания.

18 слайд - отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”:

Воспитатель:

...Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

...Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.

“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.

19 слайд – на экране иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик”

В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

20 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.

Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

Воспитатель. А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Совсем скоро и вы отправитесь в школу.

Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

21 слайд - Я ребенок. Я имею право ... (Дети перечисляют права детей)

                              НОД “ Я имею право или Права ребёнка.”

Тема: «Я – ребёнок или я имею право!».

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Направление: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Педагогическая цель: Мотивировать детей к познанию через игровую деятельность.

Задачи:

Воспитательные:  Воспитывать уверенность в себе. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Развивающие: Развивать связную речь; развивать внимание, память, логическое мышление.

Образовательные: Формировать представление о правах детей (из книги "Конвенция о правах детей"). Формировать чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.

Материалы и оборудование: проектор,  ноутбук для демонстрации презентации;    листы бумаги c фотографиями детей, картинки:  ромашки, сердечки, домики, книги, градусники.

Структура:

1.Вводный организационный момент.

2. М\ф «Смешарики» : «Я имею право на имя». Длительность мультфильма 1мин. 27сек.

3. Игра “Шляпа знакомств”

5.Игра «Камушек»

4. М\ф «Смешарики: «Право на любовь и понимание». Длительность мультфильма 1мин. 29 сек.

5. Игровое упражнение «Скажи кто, может быть…»

6. Мультфильм «Смешарики: «Право расти и развиваться». Длительность мультфильма 1мин. 27 сек.

7Итог. Высказывания детей.

Ход ООД:

Воспитатель загадывает загадку:

На столе передо мной

Закрутился шар земной,

Арктика, экватор, полюс,

Уместил всю Землю….

Дети: Глобус.

Воспитатель: Что такое глобус?

Дети: Глобус – это маленькая модель земного шара.

Слайд №1 Глобус.

Воспитатель:  Наша земля очень большая, на ней живут более 7 миллиардов людей. Все люди похожи: у каждого есть тело, лицо. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

Дети. Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой, языком. На котором, разговаривают…

Воспитатель: Дети, Вы прекрасней всех на свете, вас таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие «Имею право».

Потребуются нам старания, умения и знания.

Ведь знания – это свет на много лет.

И чтобы знаний набраться, пора уж в путь отправляться.

Дети садятся.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о правах детей, то есть о ваших правах. Что такое право?

Дети: Право – это разрешение на что-либо.

Воспитатель: Права – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать или зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.

Ребенок:

В своих правах мы все равны:

И взрослые и дети.

Все расы, веры, языки –

Все люди на планете.

Слайд №2 Земной шар и дети.

М\ф «Смешарики» : «Я имею право на имя». Длительность мультфильма 1мин. 27сек.

Воспитатель: У каждого из нас есть имя. При рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется?

Дети: "Свидетельство о рождении"

Слайд №3 малыши в розовом и голубом костюмчиках.

Слайд № 4 Свидетельство о рождении.

Воспитатель: В этом документе закреплено право ребёнка на имя. В нем записаны имя, фамилия, отчество, родителей и гражданином, какой страны является ребенок. А мы с вами граждане, какой страны?

Дети: Мы граждане России.

Слайд №5 Карта России.

Игра « Шляпа знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Игра в кругу «Камешек».

Воспитатель: У меня в руках камешек. Камешек ты передай, и скорее отвечай, как тебя будут называть, когда ты вырастешь? Воспитатель передаёт камешек стоящему в кругу ребенку.

Дети передают друг другу камешек и говорят свое «взрослое» имя.

Воспитатель: Вы вырастите, и я уверена, прославите свои имена.

Динамическая пауза.
Раз, два, раз, два - у детей есть права. (Дети шагают)
Три, четыре, пять - мы должны их знать. (Дети шагают)
Я могу быть чёрным и белым. (Развод рук в стороны)
Я могу быть ловким и смелым. (Бег на месте)
Я могу иметь своё имя. (Хором назовёт каждый свое имя)
Я могу быть просто любимым. (Руки скрещиваются на груди)
Мы имеем право на всём белом свете. (Ладонь одного ребёнка ложится на ладонь другого и так все, друг за другом)
Мы – дети! (Руки поднимем наверх)

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали? Мы с вами играли и отдыхали, потому что каждый ребёнок имеет право на отдых, досуг, игру. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игру.

На экране появляется картинка.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается.

М\ф «Смешарики: «Право на любовь и понимание». Длительность мультфильма 1мин. 29 сек.

Дети имеют право на любовь и понимание. Что это значит? (ответы детей). Давайте вспомним мультфильм.

Пину было плохо, когда Би-би шумел, скакал. У него даже голова заболела. Поэтому он отобрал весёлую игрушку и дал ему скучную книгу. Пин любит своего Би-би? (да). Конечно, любит, просто потому, что Би-би есть. И поэтому, видя, что Би-би стало плохо, Пин придумал для него новую игрушку. И они стали играть вместе! Пин любит Би-би и понимает.

Воспитатель: И дети всего мира имеют право на то, что бы их любили и понимали.

Да, любят всех вас без особых причин:

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Воспитатель: А как, одним словом назвать вас и ваших родителей?

Дети: Семья.

Воспитатель: Кто знает, что такое семья?

Ответы детей: Это близкие люди, которые живут вместе.

Воспитатель: Кто же эти близкие люди? Это?

Дети: Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Пальчиковая гимнастика (стоя)

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы. Начиная с безымянного пальца, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

Воспитатель просит поднять сначала правую, а затем левую руку.

Игровое упражнение «Скажи кто, может быть…»

Воспитатель:

- Скажите, в семье кто может быть мужчинами? (ответы детей: папа, дедушка)

-Дедушка он какой? (ответы детей: старый, мудрый, серьезный, родной, дорогой, славный, любимый, внимательный, энергичный, дальновидный)

- Кто в семье может быть женщиной? (ответы: мама, бабушка)

- Бабушка она какая? (ответы детей: добрая, ласковая, старенькая, родная, милая, дорогая, отзывчивая)

- Кем может быть мальчик в семье? (ответы: сын, внук, брат…)

- Девочки, какие они наши мальчики? (ответы: забавные, веселые)

- Кем в семье может быть девочка? (ответы: дочь, внучка, сестра…)

- Мальчики, какие они наши девочки? (ответы: старательная, умная…)

Воспитатель:

- Скажите самые хорошие слова о маме, какая она?

Дети: мама внимательная, выносливая, дорогая, доверчивая, домашняя, единственная, жизнерадостная, загадочная, лучшая, заботливая, красивая, трудолюбивая, нежная, ласковая.

- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

- А папа, какой?

Дети: папа красивый, добрый, умный, милый, храбрый, заботливый, счастливый, лучший, замечательный, сильный, строгий, большой, смелый, трудолюбивый.

- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

- Итак, что же такое семья? (ответы детей)

Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Воспитатель: Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. - А какие вы знаете пословицы о семье?

Дети рассказывают пословицы:

В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.

На что и клад, когда в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья — опора счастья.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Сердце матери лучше солнца согреет.

А теперь давайте поиграем в игру, я начинаю говорить пословицу, а вы продолжаете.

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»

Практическая часть.

Воспитатель: Возьмите сердечко – символ любви и понимания. Приклейте под фотографией.

Для каждого ребенка заготовлены бумажные сердечки. Ребёнок приклеивает под фотографией.

Воспитатель: Каждый ребёнок имеет право на любовь и понимание.

На экране появляется картинка.

Воспитатель:

Семья — это дом

Где тепло и уют

Где любят тебя

И конечно же ждут

Семья — это те,

Без кого мы не можем

Они нам всех ближе

Родней и дороже

Семья- это радость

Улыбок и встреч,

Которые надо

Ценить и беречь.

Воспитатель: А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете свой домашний адрес, и поиграем в дидактическую игру «Стоп, палочка остановись» (дети начинают передавать палочку по кругу, у кого она остается при команде стоп, тот ребенок называет свой адрес, где он живет).

Дети садятся.

- Молодцы ребята у каждого есть свой дом, и никто не вправе посягнуть на ваш дом, но в некоторых сказках звери нарушали это право, давайте вспомним эти сказки.

Воспитатель: Я буду зачитывать вам отрывки из сказок, а вы мне будете называть, название сказки и кто нарушил в этой сказке право на жилье. Воспитатель зачитывает отрывки из сказок «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Теремок».

  • Тогда волк начал дуть: «Ф-ф-ф-у-у!» С крыши дома слетали соломинки, стены дома тряслись.

Волк ещё раз глубоко вдохнул и дунул во второй раз: «Ф-ф-ф-у-у-у!»

Когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся во все стороны, как будто на него налетел ураган.

  • А она с печи: - Как выскочу. Как выпрыгну - пойдут клочки по заулочкам! Испугался волк и убежал.
  • Кто, кто в невысоком живёт? -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик - побегайчик. -Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

-А я волчок – серый бочок. - Иди к нам жить!

Практическая часть.

Воспитатель: Возьмите домик – символ права иметь свой дом. Приклейте под фотографией.

Для каждого ребенка заготовлены бумажные домики. Ребёнок приклеивает под фотографией.

Воспитатель: Каждый ребёнок имеет право на жильё.

На экране появляется картинка.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается.

Мультфильм «Смешарики: Право расти и развиваться». Длительность мультфильма 1мин. 27 сек.

Воспитатель: Что такое «расти» вы знаете. А «развиваться»? (ответы детей). Воспитатель: Правильно, это значит, становиться умнее, сильнее, добрее. Давайте представим, что в одной семье родились дети, а никто с ними не занимается, не учит ходить, говорить, играть. Не водит их в больницу ставить прививки от болезней, не лечит их. Не читает им сказки, не учит играть с мячом. И вот им уже много лет, а они ничего не умеют. Смогут ли они стать взрослыми? Здоровыми, умными и сильными?

Дети. Нет.

Воспитатель: Отгадайте загадку

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Книги помогают вам развивать свое мышление, сообразительность, фантазию, а главное, хорошо учиться.

Практическая часть.

Воспитатель: Возьмите книгу – символ права на образование. Приклейте под фотографией.

Для каждого ребенка картинка - книга. Ребёнок приклеивает под фотографией.

Воспитатель: Каждый ребёнок имеет право на образование.

Воспитатель: Знания получают в школе, институте. В детском саду вы получаете знания?

Дети: В детском саду тоже получают знания.

Воспитатель: Да, ребята, и в детском саду вы получаете знания. И их мы сейчас проверим.

- Предлагаю поиграть на вопросы отвечать….

Из какой сказки эти слова: «О, если я утону, Если пойду я ко дну,

Что станется с ними, больными, С моими зверями лесными? »

Дети: Корней Чуковский «Доктор Айболит».

Воспитатель: Какое право выполняет Доктор Айболит?

Дети: Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи.

Ребенок:

Сохранить своё здоровье –

Право есть у нас такое.

Заболеть, когда случиться –

Каждый вправе полечиться.

Практическая часть.

Воспитатель: Возьмите картинку градусник. Приклейте под фотографией. Приклеивает под фотографией.

Воспитатель: Каждый ребёнок имеет право, расти и развиваться. Каждый ребёнок имеет право на образование. Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь.

Физкультминутка со смешариками. Длительность 2 мин.

Итог:

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок появляются права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом,

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым;

И любить, и быть любимым.

В общем, - право быть счастливым!

Давайте все получившиеся работы вывесим на доску. Посмотрите, какие вы разные на фотографиях, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права, и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушили его права. Когда вы «вырастите» и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие, и большие - имеют права.

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах говорили мы сегодня? (ответы). О чём вы расскажите своим друзьям, родителям? Из сегодняшнего занятия.


Анкета для родителей «Права ребёнка».

1.Ваш возраст

  • 20-25 лет
  • 26-30 лет
  • 31-35 лет
  • 36-40 лет
  • 40 лет и старше

2. Количество детей в семье

  • один
  • двое
  • трое
  • более

3. Считаете ли вы проблему прав ребёнка в нашей стране и в городе актуальной?

  • Да
  • Нет

4. Знакомы ли вы с «Конвенцией о правах ребёнка»?

  • Да
  • Нет

5. Какие права, на ваш взгляд, имеют дети?

  • На защиту
  • На здоровье
  • На семью
  • На игру
  • На помощь
  • Все вышеперечисленное  

6. Кто должен защищать права ребенка?

  • Государство
  • Образовательное учреждение
  •  Родители/опекуны
  • Полиция

7. Какой из перечисленных пунктов вы считаете нарушением прав ребёнка:

  • Ограничение в свободе движений
  • Пребывание несколько часов без родителей дома
  • Применение родительской силы

8. Что для вас означает словосочетание «счастливое детство»?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

9. Соблюдаются ли права ребёнка в детском саду?

  • Да.
  • Нет

10. Хотели бы вы воспитывать своих детей так как воспитывали вас?

  • Да        
  •  Нет

11. Знает ли ваш ребенок границы дозволенного поведения?

  • Да
  • Нет
  • Не задумывался об этом

12. Существует ли для вашего ребёнка физическое наказание в случае нарушения этих границ или правил?

  • Да
  • В отдельных случаях
  • Неприемлемо ни при каких обстоятельствах

13. Какие меры пресечения используются вами в случае нарушения ребёнком принятых в вашей семье границ и правил?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Что вынуждает вас использовать жёсткие меры воспитательного воздействия?

  • Конкретная ситуация
  • Особенность вашего характера (вспыльчивость, раздражительность)
  • Бессилие, незнание другого способа воздействия на ребёнка

15. Какие права у вашего ребёнка в семье?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

16. Какие права имеет ваш ребёнок в детском саду?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

17. Можно ли считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

18. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций, куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию?

  • Да
  • Нет

Спасибо Вам за искренность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Большие права маленького человека"

Цель: знакомить родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей....

Большие права маленького человека

Цель: обобщить и расширить знания детей об их гражданских правах и обязанностях...

Конспект занятия для старших дошкольников по правовому воспитанию из проекта "Права маленького Человека"

Данное занятие направлено на формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Может быть использовано в рамках деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательно...

Родительское собрание "Большие права маленького человека"

Знакомство родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей....

Консультация для родителей "Права маленького человека".

laquo;Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообщес...

"Большие права маленького человека"

Права и обязанности ребенка и родителей...

Большие права маленького человека

Большие права маленького человека.Ребенок учится тому, чему его учит жизнь (Барбара Л. Вульф) Документы, регламентирующие Права ребенка: - Декларация прав ребенка;- Конвенция ООН о правах ребенка; - В...