Приобщение дошкольников к истории и культуре Санкт-Петербурга
статья

Ермошина Екатерина Анатольевна

Статья посвящена методам работы по Петербурговедению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербург заслуженно называют культурной столицей России.  Именно в нашем городе сосредоточено большое количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает всех своей красотой и величием. Однако, такая роскошь была достигнута высокой ценой. Место для строительства города выбиралось привлекательное, живописное, удобное, но в то же время неприступное, защищенное от неприятеля самой природой. Дремучие леса и непроходимые болота преграждали путь к городу непрошеным гостям. Местность, где был заложен город, очень болотистая, большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, так как они бы просто погрузились в землю вследствие ее рыхлости. Однако, Петр I остался верен своей идее - построить крупный город-порт с выходом в Балтийское море, и начались активные работы по осушению болот. Этот труд был невыносимо  тяжелым, множество крестьян, зачастую ценой своих жизней, участвовало в решении поставленной задачи.
Представленная тема является высоко актуальной, поскольку знакомство с историей и культурой своего города способствует развитию  чувства патриотизма. Понятие патриотизм включает в себя чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Это позволяет формировать у детей дошкольного возраста живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям.
На сегодняшний день существует большое количество книг о Санкт-Петербурге: учебная литература, где в ярких красках описываются все исторические события; краеведческая литература раскрывает перед нами все подробности жизни Петербурга, истории о его достопримечательностях, о судьбах создателей и правителей; пособия для воспитателей и родителей; энциклопедии; аудиокниги и т. д. Все это дает возможность не просто знакомить детей с историей родного города, но и формировать у них устойчивую потребность бережно относиться к историческому наследию и в дальнейшем самостоятельно проявлять интерес и уважение к своей малой родине.  
Осваивать необъятное культурное пространство Санкт-Петербурга возможно в любом возрасте. Но чем раньше столкнется человек  с достопримечательностями  этого уникального города, тем богаче и интереснее будет его общение с ним в будущем. А еще важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только беречь и любить свой город, но и ощущать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Так как жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, то и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.
Дошкольники не могут осознать исторические события и их последовательность, а многие сведения (статистические, искусствоведческие и пр.) для них либо формальны, либо и вовсе недоступны для понимания. В связи с этим, необходимо  знакомить детей с городом,  привлекая  их внимание к тому, что они часто видят, что их окружает, с чем постоянно встречаются.  Дети должны быть уверены в том, что взрослые – мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры – любят свой город и готовы вместе с ребенком приобщаться к культурным и художественным ценностям Санкт-Петербурга. Ведь только с взрослыми ребенок сможет путешествовать по нашему сказочному, загадочному, прекрасному городу.
Детство – самый важный период становления личности. Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему городу. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения в обществе, складывается характер.  Таким образом, дошкольный период –  это время, когда ребенок как губка впитывает все, что его окружает. Именно в детстве начинают развиваться те чувства, те черты характера, которые определяют весь последующий жизненный путь человека, его место в социуме.
Основной вид деятельности детей-дошкольников – это игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, воображение, ловкость. Игры, направленные на развитие у детей различных навыков и умений, дают ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в самых разных видах деятельности. Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому.
Личность ребенка многогранна и наиболее яркие ее качества, оттенки могут проявиться и развиваться лучше всего в играх. Однако  формирование у каждого ребенка творческой инициативы в игровой деятельности – процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов. Немаловажной становится и роль педагога в процессе игровой деятельности.  Важно, чтобы  педагог мог умело войти в игру, детское общество. Это умение – великое качество педагога. Нужно, чтобы в процессе игры ребенок ощутил удовольствие и от общения с взрослым, от совместной деятельности. Воспитатель должен не только осуществлять педагогическое руководство игровой деятельностью ребенка, но и сам становиться активным участником. Поэтому игра и игровые приемы становятся важной формой обучения детей дошкольного возраста.
В игровой деятельности необходимо заинтересовать ребенка, затронуть его воображение, подобрать к каждому индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о Санкт-Петербурге. В этих играх город рассматривается как источник и среда развития ребенка. Главная задача игры – наладить связь ребенка  с родным городом.
Каждая отдельно взятая игра имеет название и определенные правила. Для того чтобы выиграть, ребенку необходимо владеть определенными знаниями о достопримечательностях города, о культуре поведения. Также на помощь могут прийти и смекалка, и умение рассуждать, а может быть и помощь друга.
Нельзя не затронуть такой момент, как тесное сотрудничество с родителями. Вполне вероятно, что игры заставят взрослых прогуляться вместе с детьми по знакомым местам Петербурга, заглянуть в справочники, энциклопедии. Возвратившись с прогулки, семья обсудит свои впечатления. Можно открыть альбом и  зарисовать места странствий по городу, в занимательной форме закрепить полученные впечатления, выучить стихи, посвященные городу и многое другое. Не исключено, что  дети могут стать авторами новых игр, которые им захочется сделать своими руками.  В этом им помогут полученные знания о городе и подручные средства – открытки, ножницы, клей.
Таким образом, знакомство с историей родного края в дошкольном периоде положительно влияет   на общее развитие ребенка.
Практическое применение игровых заданий благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось представление о родном городе. Они научились самостоятельно играть, владеют названиями памятников, мостов, улиц и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

обобщение  опыта работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе со старшими дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой города. В частности, описываются ...

"Педагогический совет – деловая игра «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»"

Задачи работы с кадрами по ознакомлению детей с родным городом, конкурсы деловой игры....

Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

Презентация для участия в фестивалеПреимущества  ИКТ  по ознакомлению с историей Санкт Петербурга для детей и педагоговПлан работы использования ИКТ по ознакомлению старши дошкольников с ист...

Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

Данный проект расчитан на 5 месяцев.Цель: воспитывать любовь юного петербуржца к родному городу, при взаимодействии семьи и ГДОУ,  формирование уважения к родному городу. Знакомство детей с архит...

Статья: "Использование приемов мнемотехники при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга"

Одной из технологий активного ознакомления дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга, активизирующих ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, образное мышление и воображение...

Статья "Система работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга"

Планирование работы по ознакомлению детей с родным городом Санкт-Петербургом...