Педагогический проект Тема: «Начинающий специалист – коллега"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Педагогический проект
Тема: «Начинающий специалист – коллега»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_proekt_nastavnika.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Колосок»
Педагогический проект
Тема: «Начинающий специалист – коллега»
Тип проекта: Информационно – практико-ориентированный
База выполнения проекта: педагоги и специалисты
МДОУ детский сад №7 «Колосок»
Сроки реализации проекта 2022-2023 уч. гг.
Составитель: Гиацинтова Елена
Анатольевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
п. Усть-Ордынский
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 3 стр.
Паспорт проекта……………………………………………………………… 4 стр.
Актуальность…………………………………………………………………. 8 стр.
Механизм и сроки реализации проекта…………………………………… 10 стр.
Активные формы работы с педагогами ДОУ…………………………….. 10 стр.
Оценка результатов………………………………………………………… 11 стр.
Результативность проекта…………………………………………………. 12 стр.
Заключение…………………………………………………………………. 13 стр.
Список литературы………………………………………………………… 14 стр.
Приложение………………………………………………………………… 15 стр.
Введение
Модернизация системы образования влечёт за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.
Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, наставником курирующим работу педагога по всем направлениям образовательной деятельности.
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя, наставника на запросы и потребности педагогов.
Методическая деятельность – особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Взаимодействие педагога с методической службой – важное непрерывного образования педагогических кадров.
На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами – это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами методической работы, безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность.
Воспитатель в детском саду – это не профессия, а образ жизни. Нет профессии почетнее, нет труда сложнее и ответственнее. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Он должен обладать профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеть инновационными технологиями обучения и воспитания.
Паспорт проекта
Название проекта | «Начинающий специалист – коллега» |
Разработчик проекта | Гиацинтова Елена Анатольевна Воспитатель высшей квалификационной категории |
Основания для разработки | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) |
Цель проекта: | Повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов, находящихся на стадии вхождения в педагогическую профессию посредством адресной методической поддержки. |
Задачи проекта: | Обеспечить постепенное вовлечение начинающего воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; дать необходимые теоретические и практические знания; Формировать и воспитывать у начинающего воспитателя потребность в непрерывном самообразовании; Оказать помощь начинающим специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями). Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства начинающих специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями. Приобщать начинающих специалистов к корпоративной культуре учреждения. |
Вид проекта: | Долгосрочный |
Тип проекта | Информационно – практико-ориентированный |
Назначение проекта | Определение стратегического и тактического плана действий по созданию условий для формирования коллектива единомышленков, профессионального и личностного роста педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО и профессионального стандарта. |
Участники проекта: | Педагоги и специалисты МДОУ детский сад №7 «Колосок» |
Проблема | Инертность педагогов к инновационным процессам современной системы образования; Низкая потребность педагогов в повышении своего профессионального мастерства; Отсутствие у педагогов стремления к самообразовательной деятельности; Низкая мотивация педагога к проектированию траектории своего профессионального развития; Невозможность обеспечения повышения качества образования вследствие не достаточной профессиональной компетентности педагогов. |
Новизна проекта | В разработке управленческих подходов на основе развития в коллективе профессиональных и личностных качеств педагога; Введение системы адресной методической поддержки педагога; В дифференцированном подходе к развитию профессионального потенциала педагога по степени готовности к профессиональному и личностному совершенствованию, через активные формы методической работы. |
Принципы реализации проекта: | Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения); Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности педагога); Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагога установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития); Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагога); Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога); Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности); Принцип психологической поддержки |
Ожидаемый результат | Для наставника: Систематизируются и структурируются собственные знания и опыт. Одно дело знать, другое - уметь ими поделиться. Расширяется набор используемых в своей практике инструментов передачи знаний и опыта. Происходит рост самооценки наставника. Для молодого педагога Молодой педагог быстрее адаптируется в должности. Целенаправленно развивает профессиональные навыки, умения и компетенции, раскрывает свой потенциал. Получает качественную обратную связь от наставника, стимулирующую к активной деятельности, развитию и саморазвитию. Для учреждения: Сокращает срок адаптации новых сотрудников. Способствует стабильному профессиональному росту членов коллектива. Создает благоприятную среду для саморазвития сотрудников. Способствует развитию навыков коммуникаций. Улучшает морально-психологический климат внутри коллектива, сплачивает коллектив. |
Возможные риски | Нежелание педагога преодолевать сложившиеся у него стереотипы и отношения к педагогической деятельности, так как пересмотр собственных педагогических установок, формирование нового мышления, самосовершенствование довольно длительный процесс. Недостаточно времени отведенного на реализацию проекта; Поглощение текущей работой Распределение приоритетной деятельности. |
Форма представления результатов внедрения проекта | Представление и обсуждение итогов проекта на методических мероприятиях в ДОУ; Обобщения и трансляции опыта работы на мероприятиях различного уровня; Публикация методических материалов; |
Этапы проекта | 1 этап. Подготовительный (разработка проекта) 2 этап. Основной (выполнение проекта, организация и проведение активных методов обучения педагога) 3 этап. Заключительный (результаты проекта) |
Перспективы развития проекта | Данный проект может быть использован в методической работе другими дошкольными учреждениями. |
Актуальность
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» и условиях модернизации системы образования выступает, обеспечение качества дошкольного образования и одним их важнейших направлений деятельности является развитие кадрового потенциала.
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С.Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.
Становление педагога – достаточно сложный процесс и в социальном, и в психологическом, и в профессиональном плане. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. Оттого, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Актуальность проблемы подготовки высоко квалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех. Об этом говорится и в 273-ФЗ «Законе РФ об образовании», и в «Профессиональном стандарте педагога», и во «ФГОС ДО».
Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования. Он обеспечивает необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда и выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций.
В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога дошкольного образовательного учреждения. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимо стремление самих педагогов работать эффективно.
Решение данной проблемы осуществляется через активные формы работы: педагогическая гостиная, квик-настройка, диспут, мастер-класс, ярмарка педагогических идей, педагогический ринг, союз единомышленников, семинар-практикум; консультации; круглый стол; технологии открытого пространства; индивидуальные консультации; брифинг; открытые просмотры и др.
Данный проект предназначен для педагогов стаж работы, которых в данном учреждении составляет менее 5 лет.
По окончании реализации данного проекта проводится заполнение индивидуальной карты развития начинающего педагога (приложение 1), которая позволяет выявить эффективность работы за учебный год.
Механизм и сроки реализации проекта
I этап – подготовительный (Разработка проекта)
Цель подготовительного этапа - выявление педагогического статуса начинающего специалиста для дальнейшего развития профессиональной перспективы, а также его самоопределения, т. е. формирование представлений о работе воспитателя с анализом и первичной диагностикой уровня собственной педагогической деятельности и творческого потенциала.
II этап – реализационный (практический)
Цель реализационного этапа - создание и апробирование рациональной системы мероприятий, воздействующих на работу начинающего воспитателя: через обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства; повышение уровня психологической компетентности; создание условий для проявления творчества; развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога; формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами и др.
Активные формы работы с педагогами ДОУ
№ | Месяц | Форма работы |
1. | Сентябрь | Педагогический лекторий «Изучаем: Федеральный закон «Об образовании», «ФГОСДО», «СанПиН» |
2. | Октябрь | Педагогический лекторий «Изучение программы учреждения» Семинар-практикум «Особенности перспективного и календарного планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с комплексно-тематическим планированием» Тестирование на определение педагогической стрессоустойчивости |
3 | Ноябрь | Педагогическая мастерская «Как подготовить и провести занятие в соответствии с ФГОС ДО», «Требования к конспекту» Посещение занятий коллег |
4 | Декабрь | Мастер-класс «Современные образовательные технологии, использование их в педагогическом процессе» Практикум по решению педагогических ситуаций. |
5 | Январь | Деловая игра "Что? Где? Когда?" (дошкольная педагогика) |
6 | Февраль | Кейс-метод (решение и обсуждение педагогических ситуаций). |
7 | Март | Брифинг «Предметно-развивающая среда, как основа индивидуального подхода к ребенку» |
8 | Апрель | Педагогическая гостиная «Мастерская начинающего специалиста» |
9 | Май | Выставка педагогических идей (Презентация достижений в работе «Воспитатель – это звучит гордо») |
В течение года проводятся «SOS консультации» (по запросам педагогов) |
III этап – итоговый
Целью итогового этапа является проверка эффективности психолого-педагогичесого сопровождения образовательного процесса в ДОУ. Время проведения - май. Для подведения итогов используется анкетирование с целью изучения профессиональных умений педагогов и определения затруднений. Анализируются результаты контрольной диагностики, обобщаются итоги работы, обеспечивается прогнозирование методического сопровождения на следующий учебный год.
Оценка результатов
Практика организации работы с педагогами показывает, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Диагностирование состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности.
Диагностический подход позволяет:
- точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;
- объективно оценить результаты;
- определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития педагогов;
- учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и создание психологических условий;
- обеспечить оптимальное планирование методической работы.
Результативность проекта проводится на основе анализа индивидуальных карт развития педагогов (приложение 2), которые педагоги заполняют самостоятельно в течении учебного года (с сентября по май). После заполнения карт молодому педагогу дают конкретные рекомендации.
Результативность проекта
Созданы условия для успешной работы начинающих педагогов в учреждении; начинающие педагоги обеспечены необходимыми теоретическими и практическими знаниями; вовлечены во все сферы профессиональной деятельности.
Заключение
Представленный педагогический проект имеет теоретическую и практическую направленность и является актуальным в постоянно меняющихся условиях и реформирования системы образования, может быть реализован в любом дошкольном учреждении.
Реализация проекта позволила обеспечить оптимальные результаты: профессиональное развитие педагогов, внедрение в практику учреждения инновационных процессов, обеспечение методического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса, что является показателем качества дошкольного образования и эффективность работы педагогов в современном ДОУ.
Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом.
Модернизация системы дошкольного образования диктует педагогам необходимость непрерывно повышать свою педагогическую компетентность, в связи с этим возможно дальнейшее развитие проекта.
Список литературы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) Об утверждении профессионального стандарта "Педагог деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
- Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. – 112с.
- Белая К Ю. «Методическая работа в доу». Анализ, планирование, формы и методы» / м.: тц сфера, 2015г.
- Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в доу». Методическое пособие.- м.: тц сфера, 2014г.
- Виноградова Н.А. Микляева Н.В. «Методическая работа в доу: эффективные формы и методы».,2008
- Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012 – №6. – С.70-78.
- Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. «Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании» - М. Мозаика- Синтез, 2011
- Сальникова Т.Г «Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Санкт – Петербург, издательство «Детство – Пресс», 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аттестационная работа на тему "Педагогическое проектирование как средство формирования представлений о сбе и своем здоровье у детей раннего возраста"...
Педагогический проект ТЕМА: «Формирование представлений о днях недели и их последовательности у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Веселая неделька»
Педагогический проектПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Формирование представлений о днях недели и их последовательности у детей старшего дошкольн...
Педагогический проект Тема проекта: ко Дню пожилых «Бабушка и дедушка - лучшие друзья»
Тип проекта: краткосрочный Средняя группа «Веселые ребята» Сроки реализации проекта 03-07.10.2022 г.Тип проекта: творческий, информационно-социальный.Основная часть проектаПостановка пробл...
Паспорт педагогического проекта Тема проекта «8 Марта»
Паспорт педагогического проектаТема проекта «8 Марта» Вид проекта Творческий, информативный Актуальность проекта В наши дни уже редко кто задумывается об истоках п...
Номинация «Педагогический проект» Тема методической разработки: проект «Россия – Родина моя!» по патриотическому воспитанию детей в комбинированной подготовительной группе
Самое дорогое, великое чувство, самое глубокое и сильное это – любовь к Родине! Чтобы стать патриотом своей Родины, человек должен ощущать духовную связь со своим народом, принять его язык и кул...
Психолого – педагогический проект «Школа начинающего педагога»
laquo;Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них учеников».Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог...