Консультация «Фонематический слух — основа правильной речи.
материал (старшая группа)

Милосердова Наталья Алексеевна

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека.

Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно

различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из

которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим

слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonnematiyaeskiy.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Фонематический слух — основа правильной речи.

Упражнения для развития фонематического слуха»

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека.

Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно

различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из

которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим

слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может

сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно

необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми

проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно

произносит звуки.

Недостаточная сформированность слухового

восприятия, фонематического слуха может явиться

причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с

его собственным искаженным произношением. Таким способом

Вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их

звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует

помнить, что:

«Наша речь состоит из предложений.

Предложение — это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук — то, что мы слышим и произносим.

Буква — то, что пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже, при

этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах

гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть

— А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные,

которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я - ЙА, Ю - ЙУ, Е - ЙЭ, Ё - ЙО) в

начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого

и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после

согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость

впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий

изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе

голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие

согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К,

П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки

работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р.

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3,

К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ,

ТЬ, ФЬ, ХЬ;

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие

— зеленым.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на

материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по

принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок

перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение

на слухнеречевых звуков является фундаментом и основой развития

фонематического слуха.

- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум

воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.

Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки

крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого

мешочка, что там внутри.

- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук

колокольчика, бубна, свистка.

- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок

хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В

усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и

голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять

определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию

слов.

- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со

сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет,

а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

- Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и

называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота,

порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он

услышит правильныйвариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и

длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос

ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги.

- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-бапа», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит

лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что

слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

- Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук

жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а

ребенок отгадывает, кто его издает.

- Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок

хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а

ребенок на слух определяет и называет их количество.

- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок

должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся.

Игры для развития слухового внимания и фонематического слуха

Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре

заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается

найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное

произношение.

Работу по развитию у детей способности различать звуки нужно

начинать с узнавания и различения неречевых звуков (звуков окружающей

среды) и развития слухового внимания.

Предложите ребёнку послушать звуки за окном и ответить на вопросы:

что шумит? (Деревья, что гудит? (машина) и т. д. Затем предложите

внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора,

соседней комнаты и т. д.

Игра «Отгадай, что звучит»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как

шуршит бумага, стригут ножницы, льётся вода, шуршат спички в коробке,

перекатывающийся в стеклянной банке шарик; сминаемая газета;

разрываемая толстая бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан,

как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы

ребенок не видел сам предмет (за ширмой). А ребенок должен постараться

угадать, какой предмет издает такой звук.

Игра «Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок

должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая

глаз, рукой показать направление.

На втором этапе детей учат различению одинаковых слов,

звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра «Три медведя» Рассказывать вместе с ребёнком сказку, выделяя

низким, грубым голосом слова медведя, менее грубым голосом слова

медведицы, высоким голосом слова медвежонка.

Игра «Кто кричит?» Предложите ребёнку изобразить домашних

животных и их детенышей. Как кричит корова (произносить

звукоподрожание «му-у» низким голосом, а как телёнок (высоким

голосом «му-у», коза и козленок, свинья и поросенок и т. п.

На занятиях третьего этапа дети учатся различать слова, близкие по

звуковому составу.

Игра "Правильно- неправильно"

Покажите ребёнку листок бумаги и скажите: «Я буду называть слово

бумага то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Как

только я ошибусь, ты хлопай в ладоши»: «Бумага – пумага – тумага – бумага

– пумака – бумака». Следующее слово: вагон. Уточните, что это такое, а

затем поиграйте: вагон – вакон - фагон – вагон – факон – вагом.

Игра "Доскажи словечко"

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово,

которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка).

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его. (боюсь)

В дом войти боится вол:

- Подо мной прогнется. (пол)

Игра «Как звучат слова?»

Взрослый называет слова и просит детей сказать, как они звучат: похоже

или непохоже?

Мышка - мишка (похоже); рак - мак (похоже); лошадь -

корова (непохоже); шапки - лапки (похоже); стол - шкаф (непохоже); дом -

ком (похоже); миска - киска (похоже).

Игра «Подскажи словечко»

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение

(например:«Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша

Таня громко плачет.»). При этом не произносите последние слова в строчках.

Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

На четвертом этапе дети, будучи уже достаточно подготовленными,

учатся различать слоги. Начинать следует с такой игры. Произносите

слоговой ряд, например: «на-на-на-Па», а ребёнок должен определить, какой

слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на-НО-на», «ка-ка-ГАка» и т. п.

Игра "Одинаковые или разные"

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего

взрослый повторяет то же слог либо произносит противоположный. Задача

ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены.

Происходит это примерно так:

Взрослый шёпотом «па», ребенок – «па», взрослый громко – «па»,

ребёнок – одинаковые,

Взрослый шёпотом «ба», ребенок – «ба», взрослый громко – «па»,

ребёнок – разные,

Взрослый шёпотом «ка», ребенок – «ка», взрослый громко – «га», ребёнок

– разные, и т. д.

Этот метод помогает развить способность различать звуки,

произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Следует помнить, что сначала слог обязательно произносится на ухо

водящему, поскольку такой способ, повышая интерес детей, мобилизует их

внимание.

Чистоговорки

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко. (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти).

Де-де-те - сядем в темно. (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по. (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со. (фе).

На пятом этапе дети учатся различать звуки родного языка. Причем

начинать следует с различения гласных звуков.

Игры со звуковыми символами

Соотнесите символ с действиями людей или животных (ребёнок

плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка

кричит «и-и-и»)

Произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание

ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко

открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при

произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы

вытянуты в улыбку).

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в

ладоши, услышав заданный звук (например, а).

Игра «Внимательный малыш»

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий

символ. Аналогично проводится игра со словами, где первый звук гласный.

Игра «Кто первый»

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с

гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что

нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-уутка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

Затем следует учить детей навыкам элементарного звукового анализа:

определять наличие заданного звука в слове, определять место звука в

слове (начало, середина, конец). Начинать надо с анализа гласных звуков, что

можно делать следующим образом. Вместе с ребёнком приготовьте

несколько красных кружков. Произносите один, два или три гласных звука,

например «а», «ау», «иау», «о» и т. д., а ребёнок раскладывает на столе такое

количество кружков, которое соответствует числу произнесенных звуков.

Игра «Сколько звуков?»

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при

слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа).

Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков

услышал.

Игра «Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.

Игра «Буквы, по порядку становитесь»

Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит

сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи,

иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

После гласных приступают к анализу согласных звуков. При этом

необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети

учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им

удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных (п, т, к): кот,

кнут. паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, суп, тулуп, стоп и т. д.

Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний

звук, например: «тан.», «пау.», «вени.» и т. д. Ребёнок должен добавить

последний звук, чтобы получилось слово.

Игра «Назови первый звук в слове»

Вначале нужно выделять согласный звук перед согласным (крот, стук,

платье, а затем перед гласным (сом, кот, пар).

Игра «Кто больше?»

Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук ш (или любой

другой звук, будем называть их по очереди: одно слово ты, другое – я.

Игра «А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки –

ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза,

замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка,

стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость,

букварь – рь.

Игра «Слово на ладошке»

Взрослый придумывает слово с заданным звуком (например со звуком

ш) и хлопает ребёнку по ладошке, ребёнок в ответ придумывает слово с тем

же звуком и хлопает по ладошке взрослому и т. д.

Игра «Придумай слово»

Предложите детям назвать слова:

С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы,кружок,

ножик.

С «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш, машина, шкаф,

шишка, мышка.

С «песенкой мотора» -рак,рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой

насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

Игра «Крайние звуки»

Назвать первый и последний звуки в словах: аист, ослик, угол.

Игра «Хлопни - топни»

Задание для ребёнка: если услышишь слово со звуком ш – хлопни в

ладоши, а со звуком ж – топни ногами.

Слова: шапка, жук, ежик, кошка, вешалка, лыжи, карандаш, ножницы,

лужа, крыша.

Игра «Исправь ошибку»

Прослушай предложение, найди ошибку, скажи правильно:

Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса. У девочки болел суп. У

девочки длинная коза.

Игра «Найди и назови нужное слово»

Предложите ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть

заданные звуки.

С - Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

З - На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

Игра «Четвертый лишний»

Ребёнок повторяет за взрослым слова, а затем называет то слово, в

котором нет звука, встречающегося в других.

Зайка, белка, зонт, зебра (белка лишняя, в ее названии нет звука «3»).

Жук, жираф, мишка, ежик (мишка лишний, в его названии нет звука «Ж»).

Санки, самолет, зеркало, солнце (зеркало лишнее, в его названии нет

звука «С»

На завершающей ступени в системе развития фонематического

слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов

в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и

трехсложных слов.

Игра «Прошагай слово»

Шагать и произносить слово по слогам. Каждый шаг – слог.

Игра «Какое слово длиннее?»

Взрослый произносит слова, а ребёнок сравнивает их и говорит, какое

слово длиннее: дом или домовой, шар или шарик, стол или столовая, кролик

или крот, велосипед или велик.

Данные упражнения помогут ребёнку преодолеть недостатки развития

фонематического слуха, подготовят к обучению грамоте, помогут избежать

нарушений звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: « Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке, узнавать, различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки родного языка - фонемы – называется фонематическим слухом. Становление у ребенка правильного ...

Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

 Многие полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

Консультация: «Фонематический слух - основа правильной речи».

Консультация: «Фонематический слух - основа правильной речи»....

Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок....

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

О нарушениях  фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки...