Консультация «Фонематический слух — основа правильной речи»
консультация по логопедии

Гумарова Зульфия Завдатовна

 для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 53» НМР РТ

Консультация для воспитателей

«Фонематический слух —

 основа правильной речи»

Подготовила: Гумарова Зульфия Завдатовна,                                                  учитель-логопед

г.Нижнекамск, 2020г


Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.   У детей  формирование фонематического  слуха  происходит при восприятии  устной речи окружающих и, одновременно,   при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь – называется фонематическим слухом.

При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи-шет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису». Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему труд-но повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да, трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка) .

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи – способность фонематического слуха - является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.

Уже с 6 месяцев дети начинают различать звуки речи и сами включаются в процесс гуления и лепета, начинают тренировать артикуляционный аппарат. Если гуление процесс врожденный – глухие дети тоже гулят, то лепет быстро затухает без четкого и ясного образца звуков – того образца, что дает взрослый своим ответным общением, побуждением к беседе.

Задача взрослого – всеми силами стимулировать, помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста.

- Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве?

Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц).

Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия как - гласные и согласные звуки и т. д.

Уделяя внимание, развитию фонематического слуха вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, подходящие, возрасту детей.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Первый этап – узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что звучало»

Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки»

Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.

Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свист-ка.

Игра «Похлопаем»

Дети повторяют ритмический рисунок хлопков.

Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко-тихо»

Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо – касаются пальцами рук щёк.

Игра «Три медведя»

Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий этап - различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно»

Взрослый показывает детяму картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый этап - различение слогов.

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интона-ционно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее? »

Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап - различение звуков.

Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.

Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр.

Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.

Игра «Похлопаем»

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Шестой этап - освоение навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков»

Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называет их количест-во.

Игра «Похлопаем»

Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начина-ющееся с заданного звука. Более сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.

Игра «Отгадай слово»

Детям предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак и т. д.).

Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком.

2. Различение изолированных звуков.

3. Различение звука в слогах, словах.

4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).

6. Придумывание слов на определённый звук.

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие ФС построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учатся слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).

Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).

В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.

С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

Оригинальна игра “Как их зовут?”, по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.

Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в игре “Два домика”.

По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре “Четвертый лишний”.

Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку” (двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.)

Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскла-дывают картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз, альбом, автобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёр-тыши”, “Добавлялки”.

На всех этапах коррекционной работы (от постановки изолированного звука – до дифференциации смешиваемых звуков в слове) незаменимым пособием логопеда является подборка картинок-символов на трудные звуки речи, используемая на занятиях в различных вариациях: насос – [с]; комар – [ з ]; синица – [ц]; гусь – [ ш ]; жук – [ж]; кузнечик – [ч];

змея – [щ]; самолет – [л]; катерок – [р].

Логопедическое лото “Подбери и назови” способствует автоматизации дежурного звука во всех позициях в слове.

Применение при звуковом анализе специальных пеналов (как эффективного метода развития ФС) имеет место на занятиях по подготовке к освоению грамоты. Шестилетки составляют предложение, например: “Мой друг Петя поймал на озере большого карася.” Дети кладут на стол длинную полоску и говорят: “Это предложение. Оно начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка”. Затем вычленяют в предложении по очереди слова, указывая на каждую короткую полоску:

Мой

друг

Петя

поймал

на

озере

большого

карася.

В этом предложении восемь слов.

Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами):

отхлопывание ладошками, контроль правой рукой за опускаемым подбородком, шагослого-метрия.

Выберем одно слово, например “озеро” и произведем его звуковой анализ, используя алгоритм “Характеристика звука”:

[о] – гласный звук,

[з'] – согласный звук, мягкий, звонкий,

[е] – гласный звук,

[р] – согласный звук, твёрдый, звонкий,

[о] – гласный звук.

В слове “о-зе-ро” три слога, пять звуков.

Автоматизация и дифференциация звуков на различных уровнях (от прямого слога – до самостоятельной речи) сопровождается речевыми упражнениями с игрушечным телефоном и игрушкой-диктофоном (один из самых оптимальных способов контроля ребенка за собственной речью).

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

Поэтому ранняя диагностика сформированности ФС является необходимой для своевре-менного преодоления его недоразвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: « Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке, узнавать, различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки родного языка - фонемы – называется фонематическим слухом. Становление у ребенка правильного ...

Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

 Многие полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

Консультация: «Фонематический слух - основа правильной речи».

Консультация: «Фонематический слух - основа правильной речи»....

Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок....

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

О нарушениях  фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки...