Конспект образовательной деятельности «Семья. Генеалогическое древо»
план-конспект занятия (старшая группа)

Павлова Татьяна Алексеевна

Аннотация

Актуальность. Любой ребенок, посещающий дошкольную организацию, стремится познать окружающий мир. Поэтому познавательный процесс направлен на удовлетворение потребностей деток в освоении нового. Прежде чем запланировать работы с дошкольниками, педагог учитывает их возрастные особенности. Этот фактор является условием для успешного проведения занятия, а также овладения материала. Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, у дошкольника раскрываются разные стороны своей личности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности, стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.

Практическая значимость занятий по развитию познавательных способностей дошкольников в том, чтона наших занятиях мы стараемся осуществлять личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, детей между собой. Такие занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, что в свою очередь развивает мышление и творческие способности.

Инновационная направленность. Новизна заключается в личностно-развивающей стратегии взаимодействия педагога с ребенком, специфических способах общения, основанных на гуманистических взглядах на ребенка.

Степень распространения представленных материалов. Сценарии занятий эффективно используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности

 «Семья. Генеалогическое древо»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие и физическое развитие.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: старшая группа.

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность.

Форма организации: группа.

Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.

Задачи:

Образовательные.

Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.

Развивающие.

Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.

Воспитательные.

Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.

Словарь: генеалогическое древо, родословная.

Предварительная работа: заучивание пословиц и стихотворений о семье, составление рассказов о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, письмо с диском, изображения генеалогических деревьев с набором картинок, с изображением членов семьи на каждого ребенка, мяч.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Дети, к нам в группу пришло письмо. Посмотрим от кого оно. Так, от домовенка Кузи. Воспитатель читает письмо.

Дорогие, ребята!

Посылаю вам диск с заданиями и рассказами о самом главном в жизни человека. А о чем пойдет речь, вы узнаете, разгадав ребус.

Ваш домовенок Кузя.

Воспитатель предлагает детям разгадать ребус, с помощью которого они узнают тему занятия. На слайде изображение «». Слайд 2.

Правильно, дети. Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека -  о семье.

Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «А почему именно семь «я»?»

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,                                

А почему их семь?

Воспитатель:

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, ребенок.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Давайте проверим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Но семьи, ребята, бывают разные: большие и маленькие. Большие – где живут вместе и бабушка с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие – например, мама и ребенок, папа и ребенок и т. д. О своей семье расскажет нам Ксения.

Очень мудрые дедули,

Две бабули – красотули.                                

Папа, мамочка и я

Это вся моя семья.

Слайд 3.

Воспитатель: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у мамы,

Улыбка солнечная –папы.

Цвет волос, как у дедули,        

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Воспитатель: А, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга?

Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.

Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».

Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

Дидактическая игра «Родственники».

Воспитатель:

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?

Воспитатель. В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:

  • Согласную семью и горе не берёт.
  • Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
  • Когда нет семьи, так и дома нет.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Семья без детей, что цветок без запаха.
  • Семейный горшок всегда кипит.
  • В семье и каша гуще.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • В своем доме и стены помогают.
  • Не нужен и клад, коли в семье лад.
  • Согласная семья - самая счастливая.

Далее воспитатель читает словосочетания (Слайд 4):«Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.  Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?

Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною                            Дети выполняют движения по тексту.
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.

Воспитатель: Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. (Слайд 5) Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться.
(Слайд 6) Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради,
(Слайд 7) чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа) (Слайд 8), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Слайд 9)Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки.
Заполнять их нужно по правилам.
На вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого-то оно будет одно, а у кого-то несколько. Это вы и ваши братья, и сестры.
В окошечках, которые находятся справа и слева, располагаются ваши родители: мама и папа. 

У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками. 

Игра «Кто моложе или старше?»

Воспитатель. Дети, послушайте два слова «папа» - «сын» и определите, кто старше, а кто моложе. Составьте предложение с этими словами.
Пример: Папа - сын. Папа старше сына, а сын моложе папы.
Лексический материал: мама - дочь, бабушка - внучка, дедушка - папа, бабушка - мама, внучка - дедушка, внук - бабушка.
Составление генеалогического древа.

Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут картинки с изображением бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев, и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?

(Дети раскладывают картинки).

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Предлагаю вам забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев. В окошечки вы наклеите фотографии ваших родственников.

  • Семья - святое слово,

И обижать его нельзя!

В нём наши корни, наша сила,

Наши заветные слова.

  • Каждому слово «семья» родное

В этом слове много тепла

Оно словно солнце большое,                          

Полно надежд и добра.

  • Семья – это радость, тепло и уют

Семья - это дом, где тебя всегда ждут.          

  • Если мир и дружба в семье,

Вами будут гордиться все.        

  • Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете-

Мама, папа, ты, и я-                                        

Вместе дружная семья!

(Слайд 10)

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель. Дети, когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга, и относиться друг к другу с уважением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в подготовительной группе " ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ"

занятие по развитию речи,знакомит с историей своей семьи её традициях, так же знакомим с бытом древних славян их бытом и жизненым укладом....

Генеалогическое древо семьи

Папка-передвижка на тему "Семья"...

Наш проект "Моя семья", "Генеалогическое древо". Работа с родителями.

Наш проект "Моя семья ", "Генеалогическое древо ". Работа с родителями.Проект «Моя семья».«Генеалогическое древо».Задачи проекта:-формирование у детей представлений о семье как о людях, которые живут ...

Проект "Генеалогическое древо"

Мною составлен и апробирован проект "Генеалогическое древо", созданный совместно с родителями. Работа строилась в несколько этапов, на каждом из которых главной задачей было - воспитывать уважение и г...

Проектная деятельность воспитанников и родителей "Моя родословная. Создание генеалогического древа"

«Моя родословная»: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, ведь знание своей родословной, сво...

Конспект совместного досуга с родителями "Моё генеалогическое древо"

Мероприятие проводилось с родителями и воспитанниками группы. Из ткани изготавливали родовое древо, оформленное в рамку. В дальнейшем эта поделка родителям послужила украшением интерьера их квартиры....

План-конспект интегрированного занятия по теме «Генеалогическое древо моей семьи» в подготовительной группе

План-конспект интегрированного занятия по теме «Генеалогическое древо моей семьи» в подготовительной группе...