«Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество»
проект
Проект совместной деятельности воспитателей и родителей "Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_proekt.docx | 32.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №56»
Проект совместной деятельности
воспитателей и родителей
«Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество»
Разработчик проекта:
Воспитатели МБДОУ:
Подольская О.М.,
Герасимович А.М.,
г. Зима, 2018– 2020 учебный год
Пояснительная записка
Семья - это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы и морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации воспитательного процесса в ДОУ.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка.
Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Актуальность проблемы
Работа детского сада с семьей является одной из важных, так как мы регулярно взаимодействуем с ними и можем оказывать на них определенное влияние.
Проблему взаимодействия дошкольного учреждения и семьи мы выявили в процессе анкетирования, которое провели среди родителей. Мы увидели, что уровень родительской ответственности оказался недостаточным, и многие из них не готовы к совместному открытому контакту. Также, у большинства родителей мало опыта в вопросах воспитания детей. Другими словами, педагогическая культура родителей находится на низком уровне, и она требует усовершенствования. Конечно же, эти проблемы решаемы, но, к сожалению, решаются они чаще в одностороннем порядке. Поэтому, на наш взгляд, актуальность проблемы очевидна.
Любое дело оперативно, когда основано на принципах сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
По этим принципам в детском саду с сентября 2018 года был разработан и организован данный проект.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ, семьи и социально значимых учреждений, что будет способствовать:
- высокому уровню организации взаимодействия ДОУ с семьей;
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе ДОУ;
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей, и школой;
- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.
Для повышения качества семейного воспитания в проект были включены различные формы организации мероприятий с привлечением родительской общественности. Родители имеют законное право знакомиться с жизнью детей в ДОУ и быть непосредственными участниками образовательного процесса.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные:
1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.
2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;
3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.
Нетрадиционные:
1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);
2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)
3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;
5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Проектная часть
Тип проекта: долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный.
Цель проекта: создание условий для организации и совершенствования содержания взаимодействия ДОУ и семьи на основе партнерства в условиях развития образовательного пространства дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
- способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становления партнерских отношений с семьями воспитанников;
- знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- организовывать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребенка и повышения компетентности родительской общественности по вопросам воспитания и обучения детей;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.
Участники проекта: педагоги и специалисты ДОУ, воспитанники и родители.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Этапы работы
1. Подготовительный этап
Цель: создание условий для организации и подготовки к взаимодействию всех участников проекта.
Педагогическая деятельность:
- изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.
- Создание плана совместной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
- проведение анкетирования;
- проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности;
- опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.
Работа с детьми:
- изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга
- наблюдения за детьми и беседы с ними.
2. Практический этап
Цель: создание условий для организации взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.
Педагогическая деятельность:
- проведение ряда запланированных мероприятий;
- организация встреч с участниками данного проекта;
- обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с родителями:
- тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников;
- практическая совместная с детьми деятельность.
Работа с детьми:
- проведение совместных мероприятий с родителями.
Цели мероприятий, проводимых с родителями:
Цели | Мероприятия |
Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей. | Информационные общие стенды, оформление родительских уголков |
Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения. | Анкетирование родителей |
Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы | Организационные родительские собрания в группах с учетом запросов родителей Оформление папок-передвижек, информационных листов |
Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности | Организация выставок работ детей и родителей, конкурсов различных уровней, акций, оформление участков, флэшмоб |
Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста | Оформление папок-передвижек, родительские собрания |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми | Совместное проведение праздников |
Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ | Ознакомительные беседы |
Анализ информации о семьях дошкольников | Сбор сведений о родителях |
Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома | Оформление папок – передвижек, беседы с медсестрой, экскурсии в медицинский кабинет |
Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка | Консультации логопеда |
Примерный перспективный план работы с родителями
на 2018-2019 год
Мероприятие | месяц | ответственные |
- Оформление стендов и другой наглядной агитации - Сбор сведений о родителях - Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ - Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ» - Консультация логопеда «Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного произношения у дошкольников» - Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» (для всех групп ДОУ) - Фотовыставка «Как я провел лето» - Экскурсия «Библиотека – друг дошкольника» | Сентябрь | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Заведующий ДОУ, Заместитель заведующего по ВМР Логопед Воспитатели Родители, воспитатели Воспитатели, родители, сотрудники Городской детской библиотеки |
- Единый урок безопасности в сети Интернет - Консультация «Грипп. Меры профилактики» - Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ» - Конкурс поделок «Дары осени» - Развлечение «Праздник осени» - Акция «Берегите лес от пожара» | Октябрь | Воспитатели, родители, СМИ Медсестра Родители Муз.руководитель Воспитатели |
- Выставка поделок «Сердце матери» - семинар-практикум «Мамина колыбельная» - Общее родительское собрание, приуроченное к празднику День Матери. - «Мир в радуге профессий» | Ноябрь | Родители Воспитатели Заведующий ДОУ, Заместитель заведующего по ВМР, родители Воспитатели, психолог, родители |
- Привлечение родителей к оформлению участков «Зимняя сказка». - Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков. - Выставка новогодних поделок, сделанных своими руками. - Проведение новогоднего праздника. | Декабрь | Воспитатели Род.комитет Родители Муз.руководитель |
- Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». - Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». - Развлечение «Зимние забавы» - Экскурсия в медицинский кабинет | Январь | Воспитатели Родители Воспитатели, родители Воспитатели, медсестра |
- Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей» - Выставка детских рисунков «Мой папа – защитник Отечества» - Смотр песни и строя, приуроченное к празднику 23 февраля
- Конкурс чтецов «Обо всём на свете стихи читают дети!» - Городской конкурс чтецов, посвященный празднованию Дня Защитника Отечества «Гордись Отчизна славными сынами» | Февраль | Воспитатели, медсестра Родители, воспитатели Воспитатели, инструктор по физической культуре, родители Воспитатели, родители, логопеды Воспитатели, родители, логопеды, Городская Детская библиотека |
- Фотовыставка «Мама – солнышко моё» - Развлечение «Праздник Бантиков» - Акция «Единый день безопасности юных пешеходов» | Март | Родители, воспитатели Воспитатели, муз.руководитель Воспитатели, родители, СМИ, сотрудники ГИБДД |
- Фотовыставка «Все профессии важны…» - Консультация «Все о компьютерных играх» - Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка» - Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка. - Научно-практическая конференция «Умники и умницы» для дошкольников | Апрель | Родители Воспитатели Воспитатели
Воспитатели, родители Воспитатели, родители |
- Выставка поделок и рисунков «Никто не забыт и ничто не забыто!» - Праздник «Этот День Победы» - Стенд «Это гордое слово «Победа»!» - Акция «Бессмертный полк». - Городской фестиваль «Колокол Памяти – 2019» - Выездной концерт для ветеранов Великой Отечественной войны. - Акции «Дети о Великой Победе» (выступление на телевидении) -Родительское собрание «Итоги года» -Папка-передвижка «Осторожно, клещи!» -Выставка детского творчества «Ах, лето!» | Май | Родители Муз.руководитель Воспитатели Воспитатели Муз.руководитель, воспитатели, логопеды, родители Муз.руководитель, воспитатели, логопеды, родители Воспитатели, СМИ, родители Заведующий ДОУ, Заместитель заведующего по ВМР Медсестра Родители |
План мероприятий с родителями
на 2019-2020 учебный год
Мероприятие | Месяц проведения | Ответственный |
- Оформление стендов и другой наглядной агитации - Сбор сведений о родителях -Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации и предоставлении услуг в ДОУ - Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ» Театрализованное представление «Во саду ли, в огороде…» | Сентябрь | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Заведующий ДОУ, Заместитель заведующего по ВМР Воспитатели средней группы, МБОУ «СОШ № 10» |
- Праздник «Посиделки у бабушки», посвященный Дню пожилого человека -Театрализованное представление «Кто сказал мяу?» для детей младшей и средней групп -Театрализованное представление «Избушка на курьих ножках» для детей старшей и подготовительной к школе групп | Октябрь | Воспитатели старшей и подготовительной к школе групп Городская Детская библиотека Городская Детская библиотека |
Театрализованная сценка «Федорин огород» Концерт для детей-инвалидов и их родителей Игровой практикум «Игры со звуками и буквами» для родителей Акция «Поможем пернатым друзьям» Сказка «Теремок-компьютерок» | Ноябрь | Родители детей средней группы, учащиеся МБОУ «СОШ № 10» Музыкальный руководитель, воспитатели, КЦСОН Учителя-логопеды
Воспитатели Воспитатели |
Спортивное развлечение «Эх, прокачу!» для родителей Круглый стол для родителей «Ребенок – Родитель – Педагог» Конкурс фотографий «Люблю город свой снежною зимой!» для родителей Конкурс на лучший зимний участок Встреча с интересными людьми «Профессия пожарный» | Декабрь | Инструктор по физической культуре Руководители РОУ Заместитель заведующего по ВМР Педагоги, родители Педагоги, сотрудники пожарной части |
Конкурс рисунков «Рождество Христово» Конкурс Христолавов Развлечение «Коляда, коляда, коляда! Бедам –нет, а счастью – да!» | Январь | Церковь Церковь, воспитатели подготовительной группы Воспитатели |
Деловая игра «Я сам!» Совместное мероприятие «Лучики здоровья» | Январь | Воспитатели старшей группы Воспитатели средней и подготовительной групп |
Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!» Творческая мастерская «Папа может, папа может все, что угодно!» День изобретений в детском саду | Февраль | Инструктор по физической культуре Воспитатели, родители Воспитатели, родители |
Участие в городском конкурсе «Маленькая фея – 2020» Мастер-класс «Я говорю правильно» для родителей | Март | Воспитатели, родители Учителя-логопеды |
Акция «Мы – за чистый город!» Развлечение «День шуток и смеха» | Апрель | Воспитатели, родители Воспитатели, музыкальный руководитель |
Акция «Помним, чтим, гордимся!», посвященная Дню Победы Участие в концерте, посвященном Дню Победы Общее родительское собрание с приглашением специалистов КЦСОН День открытых дверей Благоустройство участков ДОУ к летне-оздоровительной компании «Экологическая тропа» | Май | Воспитатели, родители КЦСОН, заместитель заведующего по ВМР, воспитатели Заместитель заведующего по ВМР, КЦСОН Заместитель заведующего по ВМР, воспитатели Воспитатели, родители |
- Заключительный этап
Цель: выявление эффективности реализации данного проекта.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий;
- согласованность действий родителей и педагогов;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
Ресурсное обеспечение
Ответственные лица | Деятельность, полномочия | Итоги работы |
#1055;едагоги ДОУ | Авторы проекта. Идейные организаторы. | Организация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка. |
#1056;одительский коллектив | Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов | Активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий |
#1048;нструктор по ФИЗО. | Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий. | Разучивание различных игр, спортивных соревнований |
#1052;узыкальный руководитель | Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки. | Разучивание песен, хороводов, элементов танцев. |
Таким образом, работа по реализации проекта позволила обогатить знания родителей и применить их на практике в воспитании своих детей. Проводимые мероприятия показали, насколько родителям было интересно общаться с педагогом, с детьми, насколько полезную информацию они получили, что нового узнали о своих детях.
Список литературы:
- Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. Родительские собрания, конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. ФГОС ДО. - Москва: ИЛ, 2018. - 975 c.
- Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 670 c.
- Гулидова, Т.В. Взаимодействие детского сада и семьи в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников. Семейные праздники, физкультурные занятия, консультации для родителей. ФГОС ДО / Т.В. Гулидова. - М.: Учитель, 2016. - 838 c.
- Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Подготовительная группа (от 6 до 8 лет). Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 725 c.
- Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Средняя группа от 4 до 5 лет: родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. Комплект карт / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 416 c.
- Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Старшая группа от 5 до 6 лет. Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. Комплект из 16 двусторонних карт. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 563 c.
- Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьёй ребёнка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Группа младшего возраста от 3 до 4 лет. Комплект карт. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 819 c.
- Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьёй ребёнка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Группа раннего возраста от 2 до 3 лет. Комплект карт. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 169 c.
- Дронь, А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 378 c.
- Дронь, А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа "Ребенок-педагог-родитель" / А.В. Дронь. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 201 c.
- Зенина, Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре / Т.Н. Зенина. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 160 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество на этапе внедрения ФГОС
Обобщение опыта работы по взаимодействию ДОУ и семьи....
Родительское собрание " Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество".
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагог...
Родительское собрание «Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество»
Задачи:• Сформировать у родителей понимание необходимости тесного сотрудничества семьи с детским садом.• Формирование позитивного опыта семейных отношений, внимания и любви к ...
Родительское собрание «Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество»
Цель: вовлечь родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство, установить партнёрские отношения. Задачи:обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи;поддерживат...
Родительское собрание на тему "Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество"
Главная цель родительских собраний - взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении....
Родительское собрание «Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество»
Цель: вовлечь родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство, установить партнёрские отношения....
Общее родительское собрание для вновь сформированных групп детского сада «Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество»
Установлить взаимодействие семьи и детского сада, как необходимый фактор в создании комфортной обстановки воспитания детей, повысить уровень воспитательных умений, педагогической культуры родителей....