«Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество»
проект

Проект совместной деятельности воспитателей и родителей  "Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_proekt.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №56»

Проект совместной деятельности

воспитателей и родителей

«Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество»

Разработчик проекта:

Воспитатели МБДОУ:

Подольская О.М.,

Герасимович А.М.,

г. Зима, 2018– 2020 учебный год

Пояснительная записка

Семья - это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы и морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации воспитательного процесса в ДОУ.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка.

Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Актуальность проблемы

Работа детского сада с семьей является одной из важных, так как мы регулярно взаимодействуем с ними и можем оказывать на них определенное влияние.

Проблему взаимодействия дошкольного учреждения и семьи мы выявили в процессе анкетирования, которое провели среди родителей. Мы увидели, что уровень родительской ответственности оказался недостаточным, и многие из них не готовы к совместному открытому контакту. Также, у большинства родителей мало опыта в вопросах воспитания детей. Другими словами, педагогическая культура родителей находится на низком уровне, и она требует усовершенствования. Конечно же, эти проблемы решаемы, но, к сожалению, решаются они чаще в одностороннем порядке. Поэтому, на наш взгляд, актуальность проблемы очевидна.

Любое дело оперативно, когда основано на принципах сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

По этим принципам в детском саду с сентября 2018 года был разработан и организован данный проект.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:

  1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
  2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ, семьи и социально значимых учреждений, что будет способствовать:

- высокому уровню организации взаимодействия ДОУ с семьей;

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе ДОУ;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей, и школой;

- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.

Для повышения качества семейного воспитания в проект были включены различные формы организации мероприятий с привлечением родительской общественности. Родители имеют законное право знакомиться с жизнью детей в ДОУ и быть непосредственными участниками образовательного процесса.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные:

1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.

2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;

3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.

Нетрадиционные:

1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);

2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)

3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;

4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;

5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Проектная часть

Тип проекта: долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный.

Цель проекта: создание условий для организации и совершенствования содержания взаимодействия ДОУ и семьи на основе партнерства в условиях развития образовательного пространства дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  • способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становления партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • организовывать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребенка и повышения компетентности родительской общественности по вопросам воспитания и обучения детей;
  • поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.

Участники проекта: педагоги и специалисты ДОУ, воспитанники и родители.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Этапы работы

1. Подготовительный этап

Цель: создание условий для организации и подготовки к взаимодействию всех участников проекта.

Педагогическая деятельность:

  • изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.
  • Создание плана совместной деятельности.

Взаимодействие с родителями:

  • проведение анкетирования;
  • проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности;
  • опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.

Работа с детьми:

  • изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга
  • наблюдения за детьми и беседы с ними.

2. Практический этап

Цель: создание условий для организации взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.

Педагогическая деятельность:

  • проведение ряда запланированных мероприятий;
  • организация встреч с участниками данного проекта;
  • обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.

Взаимодействие с родителями:

  • тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников;
  • практическая совместная с детьми деятельность.

Работа с детьми:

  • проведение совместных мероприятий с родителями.

Цели мероприятий, проводимых с родителями:

Цели

Мероприятия

Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.

Информационные общие стенды, оформление родительских уголков

Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.

Анкетирование родителей

Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы

Организационные родительские собрания в группах с учетом запросов родителей

Оформление папок-передвижек, информационных листов

Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности

Организация выставок работ детей и родителей, конкурсов различных уровней, акций, оформление участков, флэшмоб

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Оформление папок-передвижек, родительские собрания

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

Совместное проведение праздников

Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ

Ознакомительные беседы

Анализ информации о семьях дошкольников

Сбор сведений о родителях

Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома

Оформление папок – передвижек, беседы с медсестрой, экскурсии в медицинский кабинет

Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка

Консультации логопеда

Примерный перспективный план работы с родителями

на 2018-2019 год

Мероприятие

месяц

ответственные

- Оформление стендов и другой наглядной агитации

- Сбор сведений о родителях

- Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ

- Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ»

- Консультация логопеда «Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного произношения у дошкольников»

- Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» (для всех групп ДОУ)

- Фотовыставка «Как я провел лето»

- Экскурсия «Библиотека – друг дошкольника»

Сентябрь

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Заведующий ДОУ, Заместитель заведующего по ВМР

Логопед

Воспитатели

Родители, воспитатели

Воспитатели, родители, сотрудники Городской детской библиотеки

- Единый урок безопасности в сети Интернет

- Консультация «Грипп. Меры профилактики»

- Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»

- Конкурс поделок «Дары осени»

- Развлечение «Праздник осени»

- Акция «Берегите лес от пожара»

Октябрь

Воспитатели, родители, СМИ

Медсестра

Родители

Муз.руководитель

Воспитатели

- Выставка поделок «Сердце матери»

- семинар-практикум «Мамина колыбельная»

- Общее родительское собрание, приуроченное к празднику День Матери.

- «Мир в радуге профессий»

Ноябрь

Родители

Воспитатели

Заведующий ДОУ, Заместитель заведующего по ВМР, родители

Воспитатели, психолог, родители

- Привлечение родителей к оформлению участков «Зимняя сказка».

- Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.

- Выставка новогодних поделок, сделанных своими руками.

- Проведение новогоднего праздника.

Декабрь

Воспитатели

Род.комитет

Родители

Муз.руководитель

- Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

- Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

- Развлечение «Зимние забавы»

- Экскурсия в медицинский кабинет

Январь

Воспитатели

Родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, медсестра

- Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

- Выставка детских рисунков «Мой папа – защитник Отечества»

- Смотр песни и строя, приуроченное к празднику 23 февраля

- Конкурс чтецов «Обо всём на свете стихи читают дети!»

- Городской конкурс чтецов, посвященный празднованию Дня Защитника Отечества «Гордись Отчизна славными сынами»

Февраль

Воспитатели, медсестра

Родители, воспитатели

Воспитатели, инструктор по физической культуре, родители

Воспитатели, родители, логопеды

Воспитатели, родители, логопеды, Городская Детская библиотека

- Фотовыставка «Мама – солнышко моё»

- Развлечение «Праздник Бантиков»

- Акция «Единый день безопасности юных пешеходов»

Март

Родители, воспитатели

Воспитатели, муз.руководитель

Воспитатели, родители, СМИ, сотрудники ГИБДД

- Фотовыставка «Все профессии важны…»

- Консультация «Все о компьютерных играх»

- Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»

- Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.

- Научно-практическая конференция «Умники и умницы» для дошкольников

Апрель

Родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

- Выставка поделок и рисунков «Никто не забыт и ничто не забыто!»

- Праздник «Этот День Победы»

- Стенд «Это гордое слово «Победа»!»

- Акция «Бессмертный полк».

- Городской фестиваль «Колокол Памяти – 2019»

- Выездной концерт для ветеранов Великой Отечественной войны.

- Акции «Дети о Великой Победе» (выступление на телевидении)

-Родительское собрание «Итоги года»

-Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»

-Выставка детского творчества «Ах, лето!»

Май

Родители

Муз.руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Муз.руководитель, воспитатели, логопеды, родители

Муз.руководитель, воспитатели, логопеды, родители

Воспитатели, СМИ, родители

Заведующий ДОУ, Заместитель заведующего по ВМР

Медсестра

Родители

План мероприятий с родителями

на 2019-2020 учебный год

Мероприятие

Месяц проведения

Ответственный

- Оформление стендов и другой наглядной агитации

- Сбор сведений о родителях

-Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации и предоставлении услуг в ДОУ

- Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ»

Театрализованное представление «Во саду ли, в огороде…»

Сентябрь

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Заведующий ДОУ, Заместитель заведующего по ВМР

Воспитатели средней группы, МБОУ «СОШ № 10»

- Праздник «Посиделки у бабушки», посвященный Дню пожилого человека

-Театрализованное представление «Кто сказал мяу?» для детей младшей и средней групп

-Театрализованное представление «Избушка на курьих ножках» для детей старшей и подготовительной к школе групп

Октябрь

Воспитатели старшей и подготовительной к школе групп

Городская Детская библиотека

Городская Детская библиотека

Театрализованная сценка

«Федорин огород»

Концерт для детей-инвалидов и их родителей

Игровой практикум «Игры со звуками и буквами» для родителей

Акция «Поможем пернатым друзьям»

Сказка «Теремок-компьютерок»

Ноябрь

Родители детей средней группы, учащиеся МБОУ «СОШ № 10»

Музыкальный руководитель, воспитатели,

КЦСОН

Учителя-логопеды

Воспитатели

Воспитатели

Спортивное развлечение

«Эх, прокачу!» для родителей

Круглый стол для родителей

«Ребенок – Родитель – Педагог»

Конкурс фотографий

«Люблю город свой снежною зимой!» для родителей

Конкурс на лучший зимний участок

Встреча с интересными людьми «Профессия пожарный»

Декабрь

Инструктор по физической культуре

Руководители РОУ

Заместитель заведующего по ВМР

Педагоги, родители

Педагоги, сотрудники пожарной части

Конкурс рисунков

«Рождество Христово»

Конкурс Христолавов

Развлечение «Коляда, коляда, коляда! Бедам –нет, а счастью – да!»

Январь

Церковь

Церковь, воспитатели подготовительной группы

Воспитатели

Деловая игра «Я сам!»

Совместное мероприятие «Лучики здоровья»

Январь

Воспитатели старшей группы

Воспитатели средней и подготовительной групп

Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!»

Творческая мастерская

«Папа может, папа может все, что угодно!»

День изобретений в детском саду

Февраль

Инструктор по физической культуре

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Участие в городском конкурсе «Маленькая фея – 2020»

Мастер-класс «Я говорю правильно» для родителей

Март

Воспитатели, родители

Учителя-логопеды

Акция «Мы – за чистый город!»

Развлечение «День шуток и смеха»

Апрель

Воспитатели, родители

Воспитатели, музыкальный руководитель

Акция «Помним, чтим, гордимся!», посвященная Дню Победы

Участие в концерте, посвященном Дню Победы

Общее родительское собрание с приглашением специалистов КЦСОН

День открытых дверей

Благоустройство участков ДОУ к летне-оздоровительной компании «Экологическая тропа»

Май

Воспитатели, родители

КЦСОН, заместитель заведующего по ВМР,

воспитатели

Заместитель заведующего по ВМР, КЦСОН

Заместитель заведующего по ВМР, воспитатели

Воспитатели, родители

  1. Заключительный этап

Цель: выявление эффективности реализации данного проекта.

Критерии эффективности:

  • рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий;
  • согласованность действий родителей и педагогов;
  • соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
  • положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.

Ресурсное обеспечение

Ответственные лица

Деятельность, полномочия

Итоги работы

#1055;едагоги ДОУ

Авторы проекта. Идейные организаторы.

Организация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка.

#1056;одительский коллектив

Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов

Активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий

#1048;нструктор по ФИЗО.

Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий.

Разучивание различных игр, спортивных соревнований

#1052;узыкальный руководитель

Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки.

Разучивание песен, хороводов, элементов танцев.

Таким образом, работа по реализации проекта позволила обогатить знания родителей и применить их на практике в воспитании своих детей. Проводимые мероприятия показали, насколько родителям было интересно общаться с педагогом, с детьми, насколько полезную информацию они получили, что нового узнали о своих детях.

Список литературы:

  1. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. Родительские собрания, конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. ФГОС ДО. - Москва: ИЛ, 2018. - 975 c.
  2. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 670 c.
  3. Гулидова, Т.В. Взаимодействие детского сада и семьи в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников. Семейные праздники, физкультурные занятия, консультации для родителей. ФГОС ДО / Т.В. Гулидова. - М.: Учитель, 2016. - 838 c.
  4. Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Подготовительная группа (от 6 до 8 лет). Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 725 c.
  5. Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Средняя группа от 4 до 5 лет: родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. Комплект карт / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 416 c.
  6. Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Старшая группа от 5 до 6 лет. Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. Комплект из 16 двусторонних карт. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 563 c.
  7. Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьёй ребёнка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Группа младшего возраста от 3 до 4 лет. Комплект карт. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 819 c.
  8. Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьёй ребёнка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Группа раннего возраста от 2 до 3 лет. Комплект карт. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 169 c.
  9. Дронь, А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 378 c.
  10. Дронь, А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа "Ребенок-педагог-родитель" / А.В. Дронь. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 201 c.
  11. Зенина, Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре / Т.Н. Зенина. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 160 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество на этапе внедрения ФГОС

Обобщение опыта работы по взаимодействию ДОУ и семьи....

Родительское собрание " Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество".

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагог...

Родительское собрание «Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество»

Задачи:• Сформировать у родителей понимание необходимости тесного сотрудничества семьи с детским садом.• Формирование позитивного опыта семейных отношений, внимания и любви к ...

Родительское собрание «Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество»

Цель: вовлечь родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство, установить партнёрские отношения. Задачи:обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи;поддерживат...

Родительское собрание на тему "Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество"

Главная цель родительских собраний - взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении....

Родительское собрание «Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество»

Цель: вовлечь родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство, установить партнёрские отношения....

Общее родительское собрание для вновь сформированных групп детского сада «Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество»

Установлить взаимодействие семьи и детского сада, как необходимый фактор в создании комфортной обстановки воспитания детей, повысить уровень воспитательных умений, педагогической культуры родителей....