Выступление РПМО «Методы визуализации в работе с дошкольниками (мнемотаблицы, инфографика)»
методическая разработка

Землянко Светлана Александровна

«Детско-взрослые проекты как средство формирования естественнонаучной, математической, информационной грамотности детей дошкольного возраста. Опыт работы педагогов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rpmo_korennyh_n.i._zemlyanko_s.a.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Газовичок» г. Надыма

Доклад на тему:

«Методы визуализации в работе с дошкольниками (мнемотаблицы, инфографика)»

Блок:

«Детско-взрослые проекты как средство формирования естественнонаучной, математической, информационной грамотности детей дошкольного возраста. Опыт работы педагогов».

Подготовили: воспитатель Коренных Н.И., Землянко С.А.

Детский сад "Газовичок"

Проблема развития учебных способностей обучающихся всегда являлась актуальной. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последних этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности ребенка, тем больших успехов личность может добиться в жизни.

Современному педагогу необходимо уметь проектировать учебные занятия с использованием современных средств визуализации, которые не только иллюстрируют учебный материал, но и стимулируют мыслительную и познавательную деятельность дошкольников, развивают красивую, грамотную речь, творческое мышление, уверенность выступления на публике, развивают воображение, способствуют раскрытию талантов и самовыражению. Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации информации образовательное значение, которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

Визуализация - это перевод мыслительных представлений в зрительные образы, когда человек осознанно воображает желаемую ситуацию или объектов целях физического воплощения (средство достижения целей путём использования силы воображения).

Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации занятий: схемы, таблицы, рисунки, фрагменты кинофильмов.

С развитием компьютерных технологий визуализация приобретает новые методы и способы передачи информации такие как:

  • скрайбинг - процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка происходит сразу во время передачи информации;
  • сторителлинг - способ передачи информации через историю, сказку, притчу;
  • инфографика.

Самая востребованная техника инфрографики в детском саду - мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации, и её воспроизведению путём образования ассоциаций

Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.

Такую технику запоминания, которая широко используется в детских дошкольных заведениях, очень удобно применять и дома.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Мнемотехника помогает детям:

  • легче запоминать стихи, загадки, рассказы;
  • выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
  • обогащает словарный запас;
  • помогает развивать мышление;

Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Примером мнемотехники в детском саду могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

При воспроизведении основной упор делается на изображение героев.        

Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание.

Дошкольное развитие детей - это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.

«Использование технологии "инфографика" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Что такое инфографика?

Инфографика - это технология подачи информации в виде визуальных образов, Если сказать простым языком - это любая информация с использованием картинок и небольшого текста. Инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию информации. С помощью этого метода можно организовать интересную непрерывную образовательную деятельность, повысить интерес детей к выполнению различных заданий.

Основная цель инфографики - объяснение сложной информации простыми образами, символами, а также передача данных в кратком и необычном виде. Принципы создания инфографики: актуальность, наглядность, образность, лаконичность, последовательность, эстетичность.

Предполагаемый результат: ребенок без помощи взрослого, либо с минимальной помощью, зашифровывает любую информацию, и сможет воспроизвести ее с опорой на изображенный графический образ.

Как Вы думаете, где можно использовать инфографику?

  1. В работе с детьми. Во время ознакомления с новым материалом или закрепления знаний; для организации работы в парах, мини-группах, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности. Для представления результатов исследовательской или проектной деятельности (например, при создании постера, где отражаются все этапы исследования).
  2. Для представления личного педагогического опыта. Понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. Это способ делиться опытом и результатами исследований.
  3. В работе с родителями. Информационные стенды станут намного интереснее, если они будут наполнены инфографикой. Ведь наша задача донести до родителей определенную информацию в простой, доступной форме. Яркие картинки, заменяющие текст, облегчают восприятие и усвоение информации. И ведь у наших родителей не так много времени на ознакомление с информацией, а такие инфографики это отличный способ привлечь внимание

Мнемотехника - направлена на запоминание информации, а инфографика направлена на получение знаний.

Задачи, решаемые с помощью инфографики:

  • Формирование специфичных видов деятельности: моделирование, экспериментирование, продуктивных видов.
  • Развитие связной речи, планирующей функции, расширение и обогащение словарного запаса детей.
  • Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления: формирование умения передачи данных в кратком и необычном виде.
  • Развитие творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Как создать понятные и информативные картинки?

  1. Определяемся, что именно мы хотим донести до детей, и какую цель преследуем, Выделение основополагающих моментов во всей информации — это и есть инфографика.
  2. Максимально упрощаем подачу информации. Если объем информации большой, разбиваем его на разделы, каждый из которых дополняем отдельным изображением.
  3. Подбираем для каждого получившегося раздела наилучший формат визуализации.

Если можно предъявить какие - либо сведения не в виде текста, а в виде изображений, а для детей это, конечно же, интересней, мы выберем, этот способ подачи информации и в этом нам поможет фантазия.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов в работе с дошкольниками"

Презентация к теоретическому семинару для воспитателей раскрывает цели и задачи проектной деятельности, основные требования к использованию, содержание работы по возрастам....

Здоровьесберегающие приёмы, методы, технологии в работе с дошкольниками

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.   Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка....

Метод проектов в работе с дошкольниками.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятель...

"Метод проектов" в работе с дошкольниками

При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя - это обоз...

Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками

методический материал по изучению и использованию активных методов в работе с дошкольниками...

Метод проектов в работе с дошкольниками.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидател...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...