ДОКЛАД на тему «Игры, которые лечат»
материал
Предварительный просмотр:
МОУ Константиновская СОШ
Дошкольное отделение
ДОКЛАД
на тему
«Игровая терапия для дошкольников»
Подготовила:
Закрымская О.Л.
2024г
В последние годы увеличилось число ослабленных, часто болеющих детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистые и ЛОР-заболевания. Двигательная активность дошкольников уменьшается из-за того, что родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей. Кроме того современные дети много времени проводят у телевизоров и компьютера.
А основными особенностями организма ребенка дошкольного возраста является постоянный рост всех органов и связь мышечной системы с главными регуляторными механизмами (зрение, слух, речь, тактильные ощущения). Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно - сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведёт к более частым заболеваниям.
Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений.
«Движение – это жизнь!».
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Все процессы внутреннего мира ребенка (радость, удивление, страх, ненависть, восторг) можно выразить движением. Познание окружающего мира через движение способствует полноценному всестороннему развитию ребенка.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущим видом двигательной деятельности, средством социальной и физиологической адаптации, а также основным средством, улучшающим функционирование всех систем организма. Правильно организованная двигательная активность благотворно влияет на общее состояние здоровья детей, улучшая аппетит, укрепляя нервную систему, повышая сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Подвижные игры развивают координацию, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно - сосудистую систему, оказывают благотворное влияние на вестибулярный аппарат, насыщают клетки организма кислородом, повышают активность головного мозга, способствуют развитию концентрации и внимания.
Игра, формирует эмоционально – волевую сферу, нравственные качества детей, доставляет огромную радость. Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении. В повседневной жизни люди часто получают негативные эмоции и испытывают нервное напряжение. Ребенок видит окружающий мир ярче, чувствует его сильнее, психологически он более беззащитен и его психоэмоциональное состояние напрямую зависит от взрослых.
Подвижные игры для дошкольников обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от психосоматики и мышечных блоков. Чем больше подвижных игр предлагают дошкольнику взрослые, тем более полно они удовлетворяют его насущные потребности. В дошкольном возрасте у детей постепенно усложняется моторика и координация движений. Ходьба, ползание, бег, перепрыгивание и подпрыгивание, манипуляции с предметами становятся для ребёнка повседневными процессами. Повторение этих же движений во время подвижной игры дает возможность существенно ускорить формирование различных двигательных навыков, способствует гармоничному физическому и психическому развитию ребенка.
В ходе подвижных игр дошкольники учатся не только внимательно слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями, не только смотреть, но и видеть, выделять главное, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. Игра способствует воспитанию дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности. К детям приходит умение подчиняться и руководить, работать только на себя и трудиться в команде. Во время игры постигается смысл дилеммы ”честно/нечестно”. И что особенно важно, дети приобретают способность управлять своими эмоциями, направлять их на достижение цели, а не на соперников. Учатся не только побеждать, но и проигрывать.
Особенную пользу подвижные игры приносят застенчивому ребенку. Ведь это отличный способ преодолеть робость – во время игры ребёнок наслаждается её действием, забывая о своем стеснении.
Все подвижные игры для дошкольников условно разделяются на бессюжетные, сюжетные и игры-забавы.
Независимо от своей принадлежности к определенному виду, каждая подвижная игра должна быть достаточно простой и иметь доступные для детского понимания правила.
Отправная точка начала любой игры – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Необходимо уважать его желания, нельзя заставлять играть насильно.
При выборе подвижной игры следует учитывать возрастные особенности дошкольников и уровень развития участников - чтобы игра не оказалась слишком простой или излишне сложной. При проведении подвижной игры необходимо правильно дозировать физическую и эмоциональную нагрузку, наблюдать за самочувствием детей. Сюжеты и сказочные образы должны быть знакомыми детям и взяты из повседневной жизни и сказок. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего доброжелательным, заинтересовывающими, может быть, даже интригующим. Кроме того, крайне желательно активное участие в игре взрослого для осуществления совместных действий и необходимой страховки. Организация подвижных игр для дошкольников требует от взрослых изрядной фантазии – дети быстро привыкают к игре, однако это не повод менять саму игру – нужно поменять её правила, и детский интерес к ней опять проснется! Музыкальное сопровождение игр ведёт к ещё более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребёнка. Использование музыки на занятиях по физической культуре содействует формированию правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.
Все подвижные игры, рекомендованные для проведения в дошкольном учреждении, подразделяются по видам основных движений (игры с бегом, с прыжками, с метанием и ловлей, с ползанием и лазанием, игры-эстафеты – старший дошкольный возраст), вместо игр-эстафет младший и средний дошкольный возраст предполагает игры на ориентировку в пространстве и внимание. При их проведении используются и упражнения общеразвивающего воздействия, которые входят в комплексы утренней зарядки и физкультминуток - движения головой, положения и движения рук, ног, туловища из разных исходных положений. Любое движение требует от ребёнка определённого физического напряжения – кратковременного или в течение определённого времени. Чтобы вызвать и поддержать интерес к разучиваемому упражнению необходимо придать ему образность и дать игровое название, символизирующее на время его исполнения подражание каким-либо действиям живой или неживой природы, а также различных персонажей из известных произведений или сказок (Канатоходец, Гулливер, Жонглёр, Маугли, Баскетболист, Колобок, Геркулес…).
Так как в последние годы увеличилось число ослабленных детей, мы должны понимать, на профилактику какого заболевания направлена та или иная подвижная игра, на что надо обращать внимание, какие задачи необходимо решать.
Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на её функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника, что приводит к нарушению в осанке. В процессе проведения подвижных игр надо способствовать общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков).
Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний. Основой профилактики и лечения является общая тренировка организма ребёнка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, укрепление мышечного корсета позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно - сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться навыков в удержании головы и туловища в правильном положении (грудь вперёд, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят).
Детям, имеющим нарушения в опорно-двигательном аппарате подходят любые подвижные игры с одним из видов основного движения, а также игры на координацию движений, игры в равновесии и т. д.). Для усиления лечебно-оздоровительного эффекта можно включать игровые упражнения, непосредственно направленные:
-на профилактику плоскостопия - укрепление связочно - мышечного аппарата голени и стопы: корригирующая ходьба, бег на носках, лазание по г. стенке, танцевальные движения, сбор, подъём, катание мелких и больших, твердых или мягких предметов пальцами ног или ступнями.
-на формирование правильной осанки - укрепление мышц туловища, спины, брюшного пресса, позвоночника, тазового пояса и бёдер, мышц ног: цапля, морская звезда, воздушный велосипед, ракета, карусели, сухое плавание и т.д.
После болезни верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидной вегетации, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования, слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании расслабляются дыхательные мышцы, рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.
Общие бронхолегочные заболевания.
При бронхиальных заболеваниях необходимо решать следующие задачи:
- улучшение бронхиальной проходимости, дренажной (очистительной) функции бронхов, восстановление согласованной работы функции бронхов и дыхательной мускулатуры.
- профилактика нарушения осанки, адаптация дыхания и организма в целом к физической нагрузке посредством общей тренировки, повышение тонуса, оздоровление нервно-психической сферы.
Для решения этих задач рекомендуются игры с произношением во время выдоха различных звуков (дыхательно-звуковая гимнастика), проговаривание в такт ходьбе стихотворных строк и пение песенок. Все это звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению спазмов в бронхах. Полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями по расслаблению, дыхательными упражнениями, упражнениями для плечевого и грудного пояса. Особенно рекомендуются игры с метанием и ловлей.
Подвижные игры для детей, перенесших заболевания дыхательной системы - ринит, фарингит, гайморит, бронхит, аденоиды, общие бронхо-лёгочные заболевания для ЧБД (ОРЗ, ОРВИ):
Пастушок дудит в рожок. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Контроль ветров. Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
- Дети дуют на вертушку или подвешенные воздушные шарики: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.
«Вперед быстрей иди, но только не беги!». Улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости.
По сигналу как можно быстрее достигнуть финиша. Но бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок, ходить на четвереньках и проч. Достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются обратно.
«Подпрыгни и подуй». «Мыльные пузыри». Улучшение функции дыхания, повышение тонуса адаптации дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам. Висит воздушный шарик или летает мыльный пузырь. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик, а пузырь подуть или можно лопнуть, хлопнув в ладоши.
Бульканье. Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Совушка-соловушка. Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).
- По сигналу «День!» дети - «совы» медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «Ночь!» дети смотрят вперед и взмахивают руками - «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у-ф ф ф». Повторяют 2-4 раза.
Шарик лопнул…Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ.
- Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ф ф ф..», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «ш-ш-ш...», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз.
«Поезд». Улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал. Усложнение- «Мартышки и кокосовые орехи». Улучшение функции дыхания (глубины, ритма), укрепление мышц рук, проговаривание звуков «ч» и «ш».
- Дети кидают мяч друг другу по кругу 3-4 раза. Это «погрузка кокосов мартышками на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произнося: «Чу-чу-чу. Поезд движется!». Через 2-3 минуты поезд останавливается, дети говорят: «Ш-ш-ш». После этого начинается «выгрузка кокосов» – проделываются те же движения, что и при «погрузке». При произношении звука «ш-ш-ш» губы складываются в трубочку.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Игры, для укрепления психического здоровья подразделяются:
1.Игры на улучшение общего психологического самочувствия - пятнашки, ловишки, жмурки, прятки, полоса препятствий.
Главная цель этих игр:
• Снять накопившееся нервное напряжение и зарядить и детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
• Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
• Наладить контакт между родителями и детьми;
• Развить ловкость и координацию движений.
2 .Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения- Игры- желательно сопровождать музыкой - психогимнастика, медитация, релаксация.
Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления. (Снеговик, Мороженное, Шалтай-болтай, Насос и мяч, Буратино и тряпичная кукла, Берег моря, Цветы…)
Помогают расслабится и снять нервное напряжение и различные арттерапевтические техники – живопись с помощью пальцев, с помощью ног, лепка из глины и из солёного теста, игры с песком, отпечатки рук, кляксы монотипия.
3.Игры для коррекции упрямства, негативизма, агрессии:
Сражение» (с двух лет) Игроки бросаются легкими предметами (шарики из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.
«Злые – добрые кошки» (с двух лет) По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.
«Каратист» (с трех лет) На пол кладется обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!». Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию. «Боксер» (с трех лет) Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками.
«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами» (с трех лет) Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией.
4. Игры, направленные на коррекцию страхов:
«Смелые мыши» (с 2 лет) Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.
«Привидение» (с 3 лет) На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У – у – у...» Тот, кого он поймал, становится ведущим.
«Пчёлка в темноте» (с 3 лет) Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок» Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты.
Самая эффективная психотерапия – это родительская любовь.
Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитании в детском саду и дома. С этой целью необходимо проводить:
- «Дни открытых дверей» (родители имеют возможность присутствовать на утренней зарядке, физкультурном занятии, наблюдать организацию закаливающих мероприятий).
- Встречи с родителями, конференции, родительские собрания.
- Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья.
- Консультации - индивидуальные, папки-передвижки, книжки-раскладушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2.Доклад на тему:" Игры с песком и водой как средство психологической разгрузки у детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка."
В данном докладе раскрывается новизна работы,значение игр с песком и водой,принципы проведения занятий....
Доклад на тему: Игра, как основной метод ведения малышей в мир социальных отношений
Доклад на тему: Игра, как основной метод ведения малышей в мир социальных отношений Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. В народной педагогик...
Консультация для родителей на тему: "Игры, в которые можно поиграть с ребенком дома"
Сведения о том, как играть с ребенком в домашних условиях с помощью перечня специально подобранных игр...
Консультация для родителей на тему «Игры, в которые можно поиграть с ребенком дома».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему «Игры, в которые можно поиграть с ребенком дома».
Консультация для родителей на тему «Игры, в которые можно поиграть с ребенком дома»....
Семинар - практикум для родителей младших групп тема: «Игры, в которые играют»
Тема: «Игры, в которые играют»Цель: - повышение педагогической культуры родителей;- познакомить родителей с условиями, влияющими на формирование речи детей;- вовлечь родителей в процесс фо...
Консультация для родителей 2 младшей группы на тему: "Игры, в которые мы играем"
Играя, у ребенка дошкольного возраста проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний м...