Методическая разработка "Социально-значимый экологический проект "Энергосбережение - ресурсам уважение!"
методическая разработка (подготовительная группа)
Социально-значимый экологический проект «Энергосбережение – ресурсам уважение!» представляет собой перспективный план тематической недели «Энергосбережение – ресурсам уважение!» с приложением.
Организация работы в рамках проекта предусмотрена в разных формах совместной активности педагога и детей: беседах, экологических наблюдениях, экологических играх, опытно-экспериментальной деятельности, чтении художественных произведений экологического содержания, участии в экологическом пикете.
Самостоятельная деятельность воспитанников предполагает адаптацию педагогом предметно-развивающей среды к задачам проекта.
Содержание плана работы предусматривает использование педагогом разнообразных методов:
- наглядных (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр мультфильмов);
- словесных (беседы, чтение стихов, загадок);
- практических (экологические игры, экологический пикет на территории ДОУ, распространение листовок посетителям ДОУ, изготовление агитационных табличек для пикета).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_zapiska.docx | 16.89 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_energosberezhenie-resursam_uvazhenie.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка»
Миронова Елена Валентиновна, воспитатель
Номинация № 11 «Лучшая методическая разработка по организации волонтёрской/добровольческой деятельности обучающихся»
(районный конкурс «Лучшая методическая разработка»)
Методическая разработка «Социально-значимый экологический проект
«Энергосбережение – ресурсам уважение!»
Актуальность.
Современное состояние окружающей среды диктует необходимость экологического просвещения населения всех стран. В России направление в сторону усиленного экологического образования закреплено Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ. В законе указано, что экологическое образование и просвещение является одним из методов охраны природы. Экологическое просвещение и воспитание в детском саду также органически вливается в рамки национального проекта «Экология» (паспорт нацпроекта утверждён 24 декабря 2018 года президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам). Дошкольным образовательным учреждениям по силам организация мероприятий по просвещению общества в рамках таких целей нацпроекта, как: снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах; сохранение биологического разнообразия на земле.
Первую ступень непрерывного экологического образования представляет собой детский сад. Главная цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – формирование основ экологической культуры, которая выражается: ответственным отношением к природе; вниманием к состоянию окружающей среды; пониманием взаимосвязи всех природных сообществ; осознанием себя частью природы; развитым эмоционально-положительным отношением к природе.
К основам экологической культуры относятся также начальные навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
В наше время невозможно представить себе комфортное жилище без электричества, тепла и воды. Старшие дошкольники понимают, что источником этих необходимых благ является природа, её ресурсы. Но состояние и чистота окружающей среды, в свою очередь, зависят от результатов деятельности человека. Как же при помощи простых ресурсосберегающих решений уменьшить негативное влияние человеческой деятельности на окружающую природу? Данный вопрос в нашем детском саду исследуется при помощи социально-значимого экологического проекта «Энергосбережение – ресурсам уважение!» (далее «экологический проект»).
Экологический проект «Энергосбережение – ресурсам уважение!» появился как результат многолетнего участия МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» в акции «Международный день Энергосбережения», которая организуется ежегодно ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей». В течение четырёх последних лет в ноябре воспитатели, старшие дошкольники и их родители принимают участие в недельном экологическом проекте и приобретают навыки ресурсосберегающего поведения в быту.
Ссылки на информационные ресурсы МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка»:
- (#1069;нергосбережение_-_ресурсам_уважение.pdf;
- #1069;нергосбережение_-_ресурсам_уважение_2023г.;
Описание проекта.
Социально-значимый экологический проект «Энергосбережение – ресурсам уважение!» представляет собой перспективный план тематической недели «Энергосбережение – ресурсам уважение!» с приложением.
Организация работы в рамках проекта предусмотрена в разных формах совместной активности педагога и детей: беседах, экологических наблюдениях, экологических играх, опытно-экспериментальной деятельности, чтении художественных произведений экологического содержания, участии в экологическом пикете.
Самостоятельная деятельность воспитанников предполагает адаптацию педагогом предметно-развивающей среды к задачам проекта.
Содержание плана работы предусматривает использование педагогом разнообразных методов:
- наглядных (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр мультфильмов);
- словесных (беседы, чтение стихов, загадок);
- практических (экологические игры, экологический пикет на территории ДОУ, распространение листовок посетителям ДОУ, изготовление агитационных табличек для пикета).
Цель проекта.
Формирование у детей и их родителей основ бережного отношения к использованию энергетических ресурсов и устойчивой мотивации к ресурсосберегающему образу жизни.
Задачи:
- определить какими природными ресурсами пользуется человек в повседневной жизни и установить зависимость их состояния от деятельности людей;
- способствовать формированию у детей и их родителей начальных представлений об рациональном использовании природных и энергетических ресурсов (воды, тепла, электроэнергии, природы в целом);
- способствовать формированию у детей умения выражать свою гражданскую позицию.
Целевая группа: воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители.
Ожидаемый результат: воспитанники и их родители понимают простые правила энергосбережения в быту и применяют их в повседневной жизни.
Этапы реализации социально-значимого экологического проекта «Энергосбережение – ресурсам уважение!».
Структура реализации проекта по дням:
1. Предварительная работа (одна неделя);
2. Понедельник. Тема дня: «Бережём электроэнергию!»;
3. Вторник. Тема дня: «Электрическая цепь»;
4. Среда. Тема дня: «Бережём тепло!»;
5. Четверг (). Тема дня: «Бережём воду!»;
6. Пятница (). Тема дня: «Энергосбережение – ресурсам уважение!»;
Презентация проекта.
Предварительная работа.
Предварительная беседа с детьми с опорой на тематические картинки:
-«Что такое электричество» (Цель: формирование у детей представлений о том, что такое электричество, знакомство с термином);
- «Где в природе прячется электричество» (Цель: уточнение знаний ребёнка о различных способах добычи электроэнергии на разных электростанциях);
- «Откуда к нам в дом электричество пришло» (Цель: формирование у детей представлений о работе гидроэлектростанции, теплоэлектростанции, солнечной и ветровой электростанций; введение в словарный запас ребёнка термина «электрическая сеть»);
- «Если б не было воды?» (Цель: формирование представлений ребёнка о воде, как об основной потребности всего живого на планете);
-«Энергоресурсы-что это? Почему их надо беречь?» (Цель: формирование начальных представлений о том, что такое «энергоресурсы земли» (вводные, лесные, ископаемые) и каким образом человек влияет на их количество и качество).
Просмотр мультфильмов из серии «Фиксики. Электричество». Беседы по содержанию.
Предварительная работа с родителями:
- задание на дом: найти дома места, где используются энергоресурсы (краны водоснабжения, радиаторы отопления, лампы освещения, счётчики учёта воды и электричества) и осмотреть их на предмет энергоэффективности (кран не капает, радиаторы не загорожены, электроприборы выключены и т.д.). Предоставить воспитателю фотоотчёт о проделанной работе;
- провести беседу с ребёнком для чего и как берегут ресурсы родители, нарисовать рисунок на тему ресурсосбережения. Рисунок отдать воспитателю.
Следующие этапы реализации проекта внесены в перспективный план тематической недели «Энергосбережение – ресурсам уважение!» (см. приложение).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка»
Миронова Елена Валентиновна, воспитатель
Номинация № 11 «Лучшая методическая разработка по организации волонтёрской/добровольческой деятельности обучающихся»
(районный конкурс «Лучшая методическая разработка»)
Методическая разработка «Социально-значимый экологический проект
«Энергосбережение – ресурсам уважение!»
Перспективный план тематической недели «Энергосбережение – ресурсам уважение!» для детей 6-7 лет.
Понедельник. Тема дня: «Бережём электроэнергию!».
Вторник. Тема дня: «Электрическая цепь»
Режимные моменты | Совместная деятельность воспитателя и детей | Самостоятельная деятельность детей | ||
Групповая, подгрупповая работа | Индивидуальная работа | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Первая половина дня | Разгадывание загадок про провода; Игра-лабиринт «Распутай провода». | По плану воспитателя. | Ситуативная беседа «Маршрут выключатель-лампа». Цель: обратить внимание детей на то, что все лампы соединены с выключателем с помощью провода, который проложен в защитном канале. | В группу внесены: игры-лабиринты про провода и электрические приборы, электронный конструктор «Знаток». |
НОД |
| |||
| ||||
| ||||
Прогулка | Наблюдение «Светят ли днём фонари?»
| П/и. «Электроприбор, на месте замри!». Цель: закрепить представления детей о зависимости работы электроприборов от наличия электричества. | По плану воспитателя. | Самостоятельная деятельность детей. |
Вторая половина дня | Разучивание фразы «Бережём ресурсы – сохраняем планету!» хором для скандирования её на экологическом пикете. | Рассматривание рисунков, фотографий, принесённых из дома. Беседа по их содержанию. Цель: закрепить простые правила ресурсосбережения. | По плану воспитателя. | Самостоятельная деятельность детей. |
Взаимодействие с родителями | Приём от родителей фоторепортажей об обследовании дома на энерго-эффективность, рисунков на тему энергосбережения. |
Среда. Тема дня: «Бережём тепло!»
Режим-ные моменты | Совместная деятельность воспитателя и детей | Самостоятельная деятельность детей | ||
Групповая, подгрупповая работа | Индивидуальная работа | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Первая половина дня | Просмотр мультфильма «Берегите тепло!», 1986 г. Беседа по содержанию. Цель: уточнить представления детей о способах утепления жилищного пространства. | Д/и. «Раздели на группы». Цель: закрепить представления детей о предметах, которые дают тепло и предметах, сохраняющих тепло (например, радиатор отопления – шуба) | По плану воспитателя. | В группу внесены: Экологический Кодекс с картинками на тему «Бережём тепло!», плакаты «Огонь в природе», «Правила пожарной безопасности» |
НОД |
| |||
| ||||
| ||||
Прогулка | Экспериментальная деятельность «Подуй на снежинку». Цель: закрепить представления детей о том, что снег тает от тёплого дыхания. | П/и. с мячом «Горячая лампочка». Цель: провести аналогию между лампой накаливания и мячом. Остановившая своё движение, из рук в руки, «горячая лампочка» (мяч) «обжигает» своего хозяина и тот выбывает из игры. | Ситуативная беседа «Почему варежки сохнут на батарее» | Самостоятельная деятельность детей. |
Вторая половина дня | Прослушивание стихотворений на ресурсосберегающую тематику. (Цель: уточнить представлений детей о способах сохранения тепла в жилищном пространстве) | Дети и воспитатель совместно изготавливают агитационные таблички из рисунков, принесённых из дома: выбирают, приклеивают к основе, подбирают трубки по высоте. Ведётся свободная беседа по изображениям на рисунках. Вторично используются: коробочный картон, целлюлозные и пластиковые трубки, оставшиеся после разматывания обоев. Цель: закрепить простые правила ресурсосбереже-ния. | По плану воспитателя. | Самостоятельная деятельность детей. |
Взаимодействие с родителями: Приём от родителей фоторепортажей об обследовании дома на энергоэффективность, рисунков на тему энергосбережения. |
Четверг. Тема дня: «Бережём воду!»
Режимные моменты | Совместная деятельность воспитателя и детей | Самостоятельная деятельность детей | ||
Групповая, подгрупповая работа | Индивидуальная работа | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Первая половина дня | Просмотр мультфильма «Клад» по сказкам Александра Костинского. Беседа по содержанию. Цель: уточнить представления детей о том, что пресная вода является необходимым условием для существования всего живого на земле. | Д/и. «Плавает – не плавает». Цель: закрепить представления детей о водных животных и животных, живущих у воды. | Ситуативная беседа «Как правильно чистить зубы». Цель: показать, что в момент пользования зубной щёткой, воду можно выключить. | В группу внесены: Экологический Кодекс с картинками на тему «Бережём воду!», плакат «Для чего человеку нужна вода», д/и «Лото. Водоплавающие животные». |
НОД |
| |||
| ||||
| ||||
Прогулка | Наблюдение «Где вода в природе?». Цель: закрепить представления детей о трёх состояниях воды в природе (жидком, твёрдом, газообразном). | П/и. «Ручеёк». Цель: провести аналогию между передвижением детей и бегущим ручейком. | По плану воспитателя. | Самостоятельная деятельность детей. |
Вторая половина дня | Беседа по содержанию плаката «Для чего человеку нужна вода»; | Дети и воспитатель продолжают изготавливать агитационные таблички из рисунков, принесённых из дома: выбирают, приклеивают к основе, подбирают трубки по высоте. Ведётся свободная беседа по изображениям на рисунках. Вторично используются: коробочный картон, целлюлозные и пластиковые трубки, оставшиеся после разматывания обоев. Цель: закрепить простые правила ресурсосбережения. | По плану воспитателя. | Самостоятельная деятельность детей. |
Взаимодействие с родителями: Приём от родителей фоторепортажей об обследовании дома на энергоэффективность, рисунков на тему энергосбережения закончен |
Пятница (). Тема дня: «Энергосбережение – ресурсам уважение!»
Режимные моменты | Совместная деятельность воспитателя и детей | Самостоятельная деятельность детей | ||
Групповая, подгрупповая работа | Индивидуальная работа | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Первая половина дня | Просмотр мультфильма «Ресурсосбережение дома» (проект Юнипрошка детям!»; Беседа по содержанию. Цель: закрепить представления детей о простых методах ресурсосбережения, которые можно использовать каждый день. | По плану воспитателя. | Ситуативная беседа «Почему форточка закрыта». Цель: обратить внимание детей на режим проветривания групповой комнаты (форточка открывается полностью на короткое время, чтобы проветрить быстро и эффективно). | В группу внесены: Экологический кодекс с правилами ресурсосбережения; в свободном доступе для рассматривания находятся, подготовленные для экологического пикета, таблички. |
НОД |
| |||
| ||||
| ||||
Прогулка | Экологический пикет «Энергосбережение – ресурсам уважение!» на территории МБДОУ «Детский сад №13 «Ласточка». Дети держат в руках приготовленные таблички с правилами энергосбережения. При виде родителей хором скандируют «Бережём ресурсы – сохраняем планету!» | По плану воспитателя. | По плану воспитателя. | Самостоятельная деятельность детей. |
Вторая половина дня | Дети и воспитатель совместно изготавливают коллаж «Мы экономим энергию!» из фотографий, которые принесли родители из дома. Цель: закрепить представления детей о правилах ресурсосбережения. | По плану воспитателя. | По плану воспитателя. | Самостоятельная деятельность детей. |
Презентация проекта: По итогам проекта оформляется выставка результатов детско-взрослой деятельности «Энергосбережение – ресурсам уважение!»: агитационные таблички, коллаж «Мы бережём ресурсы!». Выставочная композиция располагается в коридоре ДОУ для всех посетителей, желающих ознакомиться с простыми, но эффективными правилами энергосбережения. |
Приложение к перспективному плану тематической недели «Энергосбережение – ресурсам уважение!» для детей 6-7 лет.
Структура каждого тематического дня и распределение мероприятий относительно времени представлены в календарном плане тематической недели «Энергосбережение – ресурсам уважение!». В календарном плане также учтено, что у воспитателя должно быть время выполнять необходимые мероприятия по выполнению других воспитательных задач, согласно общему комплексно-тематическому плану ДОУ.
- Предварительная работа.
Предварительная работа начинается заранее, до начала тематической недели. Воспитатель посредством бесед, просмотром мультфильмов формирует у детей представления об электричестве, о разных источниках его появления, об энергоресурсах и негативном воздействии человека на природу при их добыче.
Также ведётся работа с родителями. В начале подготовительного этапа родителям выдаётся домашнее задание, которое выполняется совместно с ребёнком (Цель: уточнить представления ребёнка о том, как и где в повседневной жизни люди используют энергоресурсы; обратить внимание взрослых и детей на простые способы экономии ресурсов). Отчётом о выполнении задания являются: фотография ребёнка в процессе осмотра жилищного пространства; рисунок на тему энергосбережения. Рисунки в дальнейшем используются для изготовления агитационных табличек. Из фотографий составляется коллаж «Мы экономим энергию!».
В конце предварительной недели воспитатель проводит обобщающую беседу с детьми, в которой обобщаются приобретённые знания на тему энергосбережения. В конце беседы воспитатель подводит детей к проблемному вопросу «Как поделиться приобретёнными знаниями с окружающими людьми?». Обсуждаются способы передачи информации, доступные для детей. Решено с помощью имеющихся рисунков и фотографий сообщить окружающим о необходимости энергосбережения. Для этого провести экологический пикет на территории детского сада и оформить выставку для всех желающих ознакомиться с правилами энергосбережения.
- Понедельник. Тема дня: «Бережём электроэнергию!».
Для проведения непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром можно использовать как предложенный вариант занятия (сохраняя авторство), так и разработать собственный вариант опытно-экспериментальной деятельности.
- Вторник (). Тема дня: «Электрическая цепь».
В этот тематический день в группу вносятся и предлагаются детям: дидактические игры-лабиринты, в которых нужно «распутать провода» (в сети Интернет предложено большое количество вариантов подобных игр), электронный конструктор «Знаток».
В игровой форме проводится познавательно-исследовательская деятельность «От электростанции до дома – почему в деревне не хватает электричества». Задачи: закрепить представления детей об электрической цепи, её назначении; обратить внимание детей на зависимость напряжения в цепи от количества потребителей. При помощи электронного конструктора воспитатель демонстрирует: сборку электрической сети (простой и с несколькими элементами), влияние нескольких «потребителей» на напряжение в сети.
В течение всей тематической недели электронный конструктор находится в свободном доступе для игр детей.
- Среда. Тема дня: «Бережём тепло!».
Посредством просмотра мультфильма «Берегите тепло!» (1986 г.) и прослушивания стихотворении на энергосберегающую тематику формируются начальные понятия детей о целях и способах утепления жилищного пространства.
Воспитатель и дети начинают подготавливать агитационные таблички для экологического пикета. Для этого используются: рисунки детей, гофро-картон от коробок, целлюлозные и пластиковые трубки из-под обоев, трубки, свёрнутые из обложек старых альбомов.
- Четверг. Тема дня: «Бережём воду!».
Во второй половине дня детям предлагается отгадать загадки о воде.
Воспитатель и дети заканчивают подготавливать агитационные таблички для экологического пикета.
- Пятница. Тема дня: «Энергосбережение – ресурсам уважение!».
В этот день, во время вечерней прогулки, организуется экологический пикет «Энергосбережение – ресурсам уважение!» на территории ДОУ.
- Презентация проекта.
По итогам проекта оформляется выставка результатов детско-взрослой деятельности «Энергосбережение – ресурсам уважение!»: агитационные таблички, коллаж «Мы экономим ресурсы!», рисунки детей об энергосбережении.
Выставочная композиция располагается в коридоре ДОУ для всех посетителей, желающих ознакомиться с простыми, но эффективными правилами энергосбережения.
К реализации проекта могут быть подключены следующие специалисты ДОУ: воспитатель по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель.
Проект «Энергосбережение – ресурсам уважение!» позволяет: систематизировать и уточнить представления детей об энергетических, природных ресурсах планеты; обратить внимание детей и взрослых на проблему бесконтрольного использования ресурсов; закрепить представления детей о бережном отношении к ресурсам земли и природы в целом; развивать умение выражать своё мнение и гражданскую позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методические материалы по ОБЖ. Информационные ресурсы.
Формирование основ безопасного поведения дошкольниковСсылка на учебно-методические материалы: https://cloud.mail.ru/public/57UV/GCRBf5s2YСодержание:1. Презентация «Развивающая предмет...
Методическая разработка: «Роль современных информационных ресурсов и средств ИКТ в музыкально - ритмической деятельности детей»
Средства ИКТ, применяемые в практике детского сада:- персональный компьютер (или ноутбук) - основное средство ИКТ для информационной среды любого уровня образования, возможности которого определ...
Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"
Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...
Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"
Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...
Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"
Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-к...