"Значение экологических представлений в формировании патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Наши дети учатся любить Родину через любовь к окружающему миру. Только в дошкольном возрасте можно привить ребёнку любовь к Родине, родному краю, любовь к природе, животным и растениям. Вопрос об охране окружающей среды является одними из приорететных для Государства, малой Родине, в которой мы живем. Изучение природы и экологических представлений начинается с маленькой грядки земли, на которой сам ребёнок выращивает редиску и зелень. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Изучение природных явлений формирует у дошкольников чувство патриотизма, гордости за свои первые достижения и открытия. С помощью проведения опытов и исследовательских действий с землей, травой, свойствами воды и снега ребёнок делает выводы и устанавливает причинно-следственные связи, обогощяя словарный запас, развивает внимание и мышление. В календаре природы ребёнок отражает природные явления: дождь, снег, листопад, рисует схемы и перелетных птиц, количество снега в ведерке на улице и в группе. Таким образом развитие экологических представлений необходимо для творческих игр, создание атрибутов к игре и использование предметов-заместителей, которые развивают у ребёнка воображение, умственные способности, положительные эмоции..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chellendzh.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение экологических представлений в формировании патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста.
О.М. Кошелева,
Н. А. Лаврова.
МБДОУ – ЦРР «Рябинушка,
город Абакан, Республика Хакасия.
Халида Шериф «Из маленького зернышка добра вырастают большие деревья добролюбия, доброжелания, добропорядочности. И кроны этих деревьев стремятся в божественный мир»
Патриотизм, любовь к Родине начинается с воспитания нравственных качеств (доброго, милосердного, гуманного отношения к людям, животным, насекомым, растениям), с воспитания любви к родному краю, к земле. Однако, далеко не всегда родители знают, на что в первую очередь обратить внимание ребенка, с чего начать, как правильно организовать игры с детьми.
Так, в своей работе с воспитанниками мы проводим опыты: «От семечка до деревца», «Поливай, согревай, ты получишь урожай», опыты с водой и снегом: «Тает, не тает», наблюдаем за свойствами воды в разное время года, а также сравнивали ростки пшеницы и зеленого лука. Дети с удовольствием участвовали в акции: «Зеленая экологическая тропа - малыш в клетке», также наблюдали за насекомыми: «Кто живет в траве?», рисовали божью коровку и кузнечика». С детьми ходили в зоопарк, на экскурсию: «Мир животных и насекомых». В течение года, мы с детьми вели календарь, ежедневно отмечая погодные условия: дождь, солнце, снег, ветер.
Занимаясь с детьми, мне все чаще приходят воспоминания о далеком детстве:
Детство, далекое, веселое, пахнущее свежескошенной травой и молоком коровы, пасущейся на зеленом лугу. Мы с подругой лежим в огороде под яблоней и рассматриваем небо – облака причудливой формы не то барашка, собачки, не то крокодила. Земля, чёрная как смоль, теплая после дождя, пахнет первыми яблоками и травой: подорожником, клевером, ромашкой. А вокруг все жужжит, летают птички и разноцветные бабочки, на дворе лето.
«Не хватает рук, - говорит мама, - опять дорожки заросли одуванчиком». А мы удивляемся, что это значит, не хватает рук?
Мама, совсем юная и красивая, в платье из ситца, сажает горох на грядке, а я глупая, в крошечном фартуке, заботливо сшитыми мамиными руками, собираю горох, тот, который она еще не успела закопать в землю. Это мои первые воспоминания. До сих пор помню мамин строгий голос: «Это грядки, здесь ходить нельзя». Все начинается с земли. Можете себе представить, чтобы мама сказала выполоть грядку, а мы с друзьями беззаботно пошли гулять на речку? Нет, в моем детстве мы с сестрой идем на гору «Самохвал», родители несут с собой набранную в бутылки воду, и мы послушно шагаем рядом. Конечно, мы больше мешались под ногами и по-детски несли грабли и лейки, пытаясь хоть как – то помочь отцу.
И снова земля: грядки с морковкой, луком и чесноком, которые требуют ухода и полива. Бывало, мама сорвет первый помидор и скажет: «Налетай детвора». Довольная, тащишь в рот сочную морковку и сладкий зеленый огурец, а мама спросит: «Что, Ксана, вкусно?»
Намного позже я узнала, что сибирские сорта помидоров «бычьи сердца», «яблочные» являются самыми вкусными. Помню, как мама не дозрелые, зеленые помидоры хранила в коробках, а потом в посылках отправляла к родственникам в Нижний Тагил.
Какие основные педагогические принципы и задачи работы с детьми?
- развивать зрительное и слуховое внимание.
- Развивать способность к наблюдению за растениями, животными, насекомыми.
- Развивать речевую активность детей.
- Способствовать расширению чувственного положительного эмоционального опыта посредством общения с природой.
- Создавать условия, чтобы ребенок ощущал любовь, внимание, заботу воспитателей, друзей, членов семьи.
- Учить ребенка бережному отношению к растениям и животным.
- Формировать мотивационные основы экологического воспитания детей.
Положительного успеха в развитии экологических представлений в работе с детьми мы достигнем при выполнении специфических условий:
- Обучение должно быть наглядным. В связи с этим, каждая игра сопровождается рисунком ребенка, предназначенным не только для рассмотрения ребенком вместе с взрослым, но и для выполнения различных заданий по ходу игры. Например, сравнение одуванчика летом, желтого на полянке, и одуванчика, у которого отцвел цвет, если подует ветерок, от него ничего, кроме стебелька, не останется. Дети рисуют одуванчики, рисунки вывешиваем в уголок наблюдений за растениями.
- Систематизация обучения достигается постепенным усложнением материала.
- Обучение должно быть доступным. Игры проводятся с повторением, несущие в себе частичную новизну. Играя с детьми, мы используем нетрадиционные метода, игра с прищепками: «Прицепи яблоки к иголкам у ежика», игра с использованием ватных палочек: «Укрась вербу ватными дисками», нетрадиционные способы рисования с помощью отпечатков предметов: «Яблоко», рисование способом «Набрызг», выдувание из капли с помощи трубочки веточек деревьев. Также, играя, с детьми мы пользуемся способом «Коллаж», сочетая разнородные предметы, например, «Чудо-ель»
- Максимально используется активность самого ребенка.
В нашей группе находится уголок природы, где дети играют с водой и песком, сравнивают камушки и гальку, изучают скорлупу орехов: кедрового и грецкого. Трогают руками веточки деревьев, засушенную листву, ракушки, перья птиц. Также в работе с детьми мы используем музыкальные звуки природы: слушаем, как идет дождь, дует ветер, звуки ручья и грома перед дождем. Применяя ИКТ технологии, мы с детьми рассматриваем слайды: «Природа, и животный мир Хакасии», «Подводный мир», «Съедобные и ядовитые грибы в лесу». В течение года мы с детьми делаем поделки с природного материала «Вот что выросло в саду», «Осенний домик», «Разноцветная елка». В своей работе с детьми мы используем следующие дидактические игры: « Такие разные листочки», «Найди похожую снежинку», «Подбери колеса из пуговиц», «Укрась елку ватными шариками», «Разноцветная бабочка», Сюжетно-ролевые игры «Стрекоза и муравей», проводим эстафеты: «Кто живет в траве?», «Самый сильный и ловкий»
И сегодня, выбирая профессию педагога, я уверена, что все начинается с земли, маленькой грядки, посаженным малышом горохом и яркой хрустящей редиски. Только так ребенок учится трудиться и получает первый опыт, узнает название и пользу овощей и фруктов. Дети должны знать, каким трудом достается человеку урожай. Не зря в народе говорят: «Не потопаешь, не полопаешь». Ведь изначально ребенок несет лопату и лейку, ему интересно наблюдать за дождевым червяком в земле, майским жуком и первыми всходами урожая. А мы говорим ему: «Не мешай, не путайся под ногами. Опять вымазал руки». Недаром, говорят, если ребенку дать маленькую грядку, и самому позволить сажать редиску, горох, ему откроются знания о мире, полном гармонии, ребенок получит самые яркие впечатления о растениях, семенах, полезных вкусовых качеств овощей и фруктов. Очень важно, объяснить ребенку, что труд на земле – основа жизни, и только тот может себя считать по праву человеком, кто посадил и вырастил дерево, из семени получив плод яблони, так как из маленького семечка рождаются большие деревья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...
"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"
Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...
Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»
Работа предназначена для распространения опыта работы по экологическому воспитанию....
Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»
Данная работа поможет педагогам приобщать детей к культуре и традициям русского народа, воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочуствие, культивирует эмоциональное и поэтическое отгнош...
"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"
Описан опыт работы по организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...
«Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»
laquo;Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»...
Значение русской народной сказки и фольклора в формировании патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста.
Русская народная сказка знакомит детей с чувством доброты, любви к Родине, развивает чувство справедливости, относя ребенка к конкретным историческим событиям, которые происходили на Руси много лет на...