Кружок
материал (подготовительная группа)

Дополнительная программа кружка естественно научной направленности «Умные шашки»

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_shashki_24-25g.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная программа кружка естественно научной направленности «Умные шашки»

2024 - 2025 учебный год

                                               

                                                                       Разработала: Сунчугашева Н.В.,

                                                                                                            воспитатель высшей

                                                                                  квалификационной категории

 

                                                             

Содержание

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Диагностика

Список литературы

Пояснительная записка

«Если шахматы-король игр,

то шашки-его премьер министр».

Феликс Жан

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять, и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла) :

«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».

Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованиемшашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

Игра в шашки помогает реализовать целевые ориентиры, направленные на то, что на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликтные ситуации.

Цель и задачи программы :

Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

обучение основам шашечной игры;

обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;

воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

выработка у детей умения применять полученные знания на практике;

развитие логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Принципы, положенные в основу программы:

Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.

Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т. д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.

Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.

Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.

Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.

Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.

Возрастные особенности детей:

Возраст обучающихся 6 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация, предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться, надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.

Учитывая возрастные психологические особенности детей 6 лет, я делаю акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляю индивидуальные психологические особенности детей, которые, по возможности, корректирую в нужном направлении.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программедети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Контингент и режим деятельности:

Вид детской группы – группа постоянного состава.

Набор детей – свободный.

Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:

- нормальное общее развитие;

- интерес ребенка.

Данная программа рассчитана на возрастную группу детей с 6 лет. Деятельность проводится с детьми подготовительной группы. Длительность в подготовительной группе – 30 минут.

Деятельность по данной программе два раза в неделю с октября по май месяц. Продолжительность образовательного процесса – 1 год. В год – 66 занятия.

Ожидаемые результаты и этапы реализации программы:

Знание теории и практики шашечной игры. Умение производить расчеты на несколько ходов вперед. Овладение элементарными навыками игры в шашки.

Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.

На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.

На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

Материально-техническое обеспечение:

- индивидуальные шахматные доски и наборы шашек;

- задачи и способы решения «Как лучше пойти белой шашкой»;

- песочные часы;

-книга Мосина М. «Как обыграть папу в шашки».

Методическое обеспечение программы :

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- игра;

- тренировочные игры;

- турниры.

Методы проведения занятий

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнения, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.

Сотрудничество с родителями

Консультации«Как научить ребёнка играть в шашечную игру»

«Роль игры в шашки в развитии детей»

Выставка ручных работ «Забавные шашки»

Сотрудничество с социумом

Шашечный турнир детей студии с детьми младших классов гимназии (конец года).

Учебно-тематический план

Перспективное планирование

Ноябрь:

«Сказка начинается»:

1. Познакомить детей с новой игрой шашки.

2. Рассказать историю шашек. Воспитывать терпение и бережное отношение к новой игре. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.

3. Слайд-презентация «Шашки».

4. Беседа о новой игре.

5. «Волшебная доска».

«Волшебная доска»:

1. Познакомить детей с шашечной доской и шашками. Формировать представление о шашечной дороге.

2. Познакомить детей с расположением шашек на игровом поле. Формировать знание правил поведения во время игры в шашки у детей.

3. Дидактические игры и упражнения«Черно-белая доска»«Шашки в домиках».

4. Пальчиковая гимнастика «Шашки».

«Шашечные поля»:

1. Научить различать белые и черные поля. Формировать знания детей о расположении шашек на полях.

2. Воспитывать бережное отношение с шашками и доской. Закреплять правильное произношение слов «шашка»«шашечная доска». Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.

3. Дидактические игры и упражнения«Путешествие»«Составь доску»«Расположи шашки».

«В гостях у шашки»:

1. Продолжать учить различать белые и черные поля. Формировать знания детей о расположении шашек на полях. Воспитывать бережное отношение с шашками и доской.

2. Закреплять правильное произношение слов «шашка»«шашечная доска». Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.

3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Путешествие»«Составь доску»«Расположи шашки»«Волшебная доска»«В гостях у шашки».

Декабрь:

«Горизонтальные и вертикальные дорожки»:

1. Познакомить с понятиями горизонталь и вертикаль. Научить различать эти два понятия.

2. Формировать умение распределять шашки по горизонтали и вертикали.

3. Воспитывать терпимость и усидчивость. Формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания; творчески решать различные проблемы.

4. Дидактические игры и упражнения«Чего не стало?»«Что изменилось?»«Две дорожки».

«Диагональ»:

1. Формировать новое знание у детей – диагональ. Научить различать диагональ от горизонтальных и вертикальных дорожек. Развивать умение видеть и показывать диагональ самостоятельно.

2. Дидактические игры и упражнения«Разные дорожки»«Диагональ белая и черная»«Нарисованные горизонтальные, вертикальные и диагональные дорожки».

3. Воспитывать усидчивость, любознательность, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

«Как ходят шашки»:

1. Формировать представления о понятии – ход.

2. Познакомить детей с правилами игры. Научить правильному ходу шашек в игре. Формировать логическое мышление у детей.

3. Дидактические игры и упражнения«Шашки на прогулке»«Волшебные ходы»«Путешествие по шашечному полю»«Как ходят шашки».

«Ход»:

1. Продолжать формировать представления о понятии – ход.

2. Закреплять правильное умение ходов шашками в игре. Способствовать формированию активной речи, логики у детей. Формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Шашки на прогулке»«Волшебные ходы»; Путешествие по шашечному полю»; «Как ходят шашки».

Январь

«Основные правила игры»:

1. Познакомить детей с правилами игры в шашки. Формировать знания правил игры в шашки.

2. Способствовать формированию дружелюбного отношения друг к другу во время игры.

3. Продолжать учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

4. Дидактические игры и упражнения«Расставь на доске»«Белые против черных»«Путешествие» (фигуры путешествуют по доске).

«Основные правила игры. Закрепление»:

1. Закреплять знания детей с правилами игры в шашки. Формировать знания правил игры в шашки.

2. Продолжать способствовать формированию дружелюбного отношения друг к другу во время игры. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.

3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Шашки на прогулке»«Волшебные ходы»«Путешествие по шашечному полю».

«Дамка»:

1. Познакомить детей с новым понятием – дамка. Сформировать значение дамки. Объяснить и показать в игре что такое – дамка.

2. Способствовать правильному произношению слова – дамка. Учить детей пользоваться терминами при игре.

3. Дидактические игры и упражнения«Волшебная фигура»«Путешествие Дамки».

«Дамка» (закрепление):

1. Продолжать знакомить детей с новым понятием – дамка. Сформировать значение дамки. Объяснить и показать в игре что такое – дамка.

2. Способствовать правильному произношению слова – дамка. Учить детей пользоваться терминами при игре.

3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Волшебная фигура»«Путешествие Дамки»«Волшебный ход дамки».

Февраль:

«Игра смелых – партия»:

1. Познакомить детей с новым понятием – партия. Научить детей определять результаты партии.

2. Формировать дружелюбное отношению друг к другу и положительное отношение к игре. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным.

3. Дидактические игры и упражнения«Шашки против шашек»«Белые и черные».

«Игра в партию – играют двое»:

1. Развивать память, логику, воображение. Воспитывать аккуратное отношение к игре, доброжелательное отношение к сопернику. Формировать коммуникативные навыки в игре у детей.

2. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.

3. Дидактические игры и упражнения«Шашки против шашек»«Белые и черные».

«Игра в партию» (закрепление):

1. Закреплять знания у детей начального этапа игры в партию. Продолжать закреплять правильные ходы шашек.

2. Продолжать развивать знания о цели игры и результатах партии. Воспитывать уважительное отношение к сопернику.

3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Расставь на доске»«Белые против черных»«Волшебные ходы»«Дамка».

Чтение «Сказка про Ивана – дурачка и Змей Горыныча»:

1. Развивать умение творчески решать различные проблемы.

2. Продолжать развивать знания о цели игры и результатах партии. Воспитывать уважительное отношение к сопернику.

Март:

Самостоятельное решение задач:

1. Самостоятельное решение задач из книги «Как обыграть папу в шашки» М. Мосина 5,6,7,8.

2. Формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

3. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.

Игра между соперниками:

1. Игра между соперниками за сладкий приз. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

2. Воспитывать уважительное отношение к сопернику.

«Поддавки»:

1. Показ и объяснение новой игры.

2. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

3. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.

«Поддавки» - закрепление:

1. Закрепление умения играть в новую игру.

2. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

3. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.

Апрель:

Игры между соперниками в «Поддавки»:

1. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным.

2. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

3. Воспитывать уважительное отношение к сопернику.

Самостоятельное решение задач:

1. Самостоятельное решение задач из книги «Как обыграть папу в шашки» М. Мосина 9,11,12.

2. Формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

3. Формировать коммуникативные навыки в игре у детей.

Чтение сказки «Королевство шашек» :

1. Развивать умение творчески решать различные проблемы.

2. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

Игры между соперниками в «Поддавки» и «Шашки» :

1. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным.

2. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Май:

«Подготовка к шашечному турниру»:

1. Закреплять знания о правилах игры в шашки. Закреплять знания о горизонтальных, вертикальных дорожках и диагонали, правил ходов шашек.

2. Продолжать повторять правила поведения во время игры в шашки. Продолжать формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

3. Дидактическая игра «Путешествие в сказочное королевство».

«Подготовка к шашечному турниру» (закрепление):

1. Закреплять знания о правилах игры в шашки. Закреплять знания о горизонтальных, вертикальных дорожках и диагонали, правил ходов шашек.

2. Продолжать повторять правила поведения во время игры в шашки. Продолжать формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

3. Дидактическая игра «Путешествие в сказочное королевство».

«Шашечный турнир»:

1. Подведение итогов знаний, умений и навыков детей в игре в шашки. Анализ проделанной работы, достигнутые результаты, сравнивание с начальной целью.

2. Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.

Итоговый турнир в группе отдельно среди девочек и мальчиков. Награждение. :

1. Подведение итогов знаний, умений и навыков детей в игре в шашки. Анализ проделанной работы, достигнутые результаты, сравнивание с начальной целью.

2. Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.

  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает ,наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения

старших дошкольников играть в шашки.

        

Фамили,

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Список литературы

  1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
  2. Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
  3. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
  4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  5. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
  6. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  7. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  8. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  9. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  10.  Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  11.  Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  12.  Юровский Е.М. Кондратьева Л.П. Зайкины шашки: Книжка-игра для маленьких.-СПб.: Издательский дом «Литера»: 2001.-64с.: ил.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Познание - сила"

Работакружка "Познание - сила" направлена на:   Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...