Кружок
материал (подготовительная группа)
Дополнительная программа кружка естественно научной направленности «Умные шашки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная программа кружка естественно научной направленности «Умные шашки»
2024 - 2025 учебный год
Разработала: Сунчугашева Н.В.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Содержание
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Диагностика
Список литературы
Пояснительная записка
«Если шахматы-король игр,
то шашки-его премьер министр».
Феликс Жан
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять, и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла) :
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Игра в шашки помогает реализовать целевые ориентиры, направленные на то, что на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликтные ситуации.
Цель и задачи программы :
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
обучение основам шашечной игры;
обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;
воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
выработка у детей умения применять полученные знания на практике;
развитие логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Принципы, положенные в основу программы:
Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.
Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т. д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Возрастные особенности детей:
Возраст обучающихся 6 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация, предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться, надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
Учитывая возрастные психологические особенности детей 6 лет, я делаю акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляю индивидуальные психологические особенности детей, которые, по возможности, корректирую в нужном направлении.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Контингент и режим деятельности:
Вид детской группы – группа постоянного состава.
Набор детей – свободный.
Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:
- нормальное общее развитие;
- интерес ребенка.
Данная программа рассчитана на возрастную группу детей с 6 лет. Деятельность проводится с детьми подготовительной группы. Длительность в подготовительной группе – 30 минут.
Деятельность по данной программе два раза в неделю с октября по май месяц. Продолжительность образовательного процесса – 1 год. В год – 66 занятия.
Ожидаемые результаты и этапы реализации программы:
Знание теории и практики шашечной игры. Умение производить расчеты на несколько ходов вперед. Овладение элементарными навыками игры в шашки.
Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Материально-техническое обеспечение:
- индивидуальные шахматные доски и наборы шашек;
- задачи и способы решения «Как лучше пойти белой шашкой»;
- песочные часы;
-книга Мосина М. «Как обыграть папу в шашки».
Методическое обеспечение программы :
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнения, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.
Сотрудничество с родителями
Консультации: «Как научить ребёнка играть в шашечную игру»
«Роль игры в шашки в развитии детей»
Выставка ручных работ «Забавные шашки»
Сотрудничество с социумом
Шашечный турнир детей студии с детьми младших классов гимназии (конец года).
Учебно-тематический план
Перспективное планирование
Ноябрь:
«Сказка начинается»:
1. Познакомить детей с новой игрой шашки.
2. Рассказать историю шашек. Воспитывать терпение и бережное отношение к новой игре. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.
3. Слайд-презентация «Шашки».
4. Беседа о новой игре.
5. «Волшебная доска».
«Волшебная доска»:
1. Познакомить детей с шашечной доской и шашками. Формировать представление о шашечной дороге.
2. Познакомить детей с расположением шашек на игровом поле. Формировать знание правил поведения во время игры в шашки у детей.
3. Дидактические игры и упражнения: «Черно-белая доска»; «Шашки в домиках».
4. Пальчиковая гимнастика «Шашки».
«Шашечные поля»:
1. Научить различать белые и черные поля. Формировать знания детей о расположении шашек на полях.
2. Воспитывать бережное отношение с шашками и доской. Закреплять правильное произношение слов «шашка», «шашечная доска». Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.
3. Дидактические игры и упражнения: «Путешествие»; «Составь доску»; «Расположи шашки».
«В гостях у шашки»:
1. Продолжать учить различать белые и черные поля. Формировать знания детей о расположении шашек на полях. Воспитывать бережное отношение с шашками и доской.
2. Закреплять правильное произношение слов «шашка», «шашечная доска». Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.
3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Путешествие»; «Составь доску»; «Расположи шашки»; «Волшебная доска»; «В гостях у шашки».
Декабрь:
«Горизонтальные и вертикальные дорожки»:
1. Познакомить с понятиями горизонталь и вертикаль. Научить различать эти два понятия.
2. Формировать умение распределять шашки по горизонтали и вертикали.
3. Воспитывать терпимость и усидчивость. Формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания; творчески решать различные проблемы.
4. Дидактические игры и упражнения: «Чего не стало?»; «Что изменилось?»; «Две дорожки».
«Диагональ»:
1. Формировать новое знание у детей – диагональ. Научить различать диагональ от горизонтальных и вертикальных дорожек. Развивать умение видеть и показывать диагональ самостоятельно.
2. Дидактические игры и упражнения: «Разные дорожки»; «Диагональ белая и черная»; «Нарисованные горизонтальные, вертикальные и диагональные дорожки».
3. Воспитывать усидчивость, любознательность, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
«Как ходят шашки»:
1. Формировать представления о понятии – ход.
2. Познакомить детей с правилами игры. Научить правильному ходу шашек в игре. Формировать логическое мышление у детей.
3. Дидактические игры и упражнения: «Шашки на прогулке»; «Волшебные ходы»; «Путешествие по шашечному полю»; «Как ходят шашки».
«Ход»:
1. Продолжать формировать представления о понятии – ход.
2. Закреплять правильное умение ходов шашками в игре. Способствовать формированию активной речи, логики у детей. Формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Шашки на прогулке»; «Волшебные ходы»; Путешествие по шашечному полю»; «Как ходят шашки».
Январь
«Основные правила игры»:
1. Познакомить детей с правилами игры в шашки. Формировать знания правил игры в шашки.
2. Способствовать формированию дружелюбного отношения друг к другу во время игры.
3. Продолжать учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.
4. Дидактические игры и упражнения: «Расставь на доске»; «Белые против черных»; «Путешествие» (фигуры путешествуют по доске).
«Основные правила игры. Закрепление»:
1. Закреплять знания детей с правилами игры в шашки. Формировать знания правил игры в шашки.
2. Продолжать способствовать формированию дружелюбного отношения друг к другу во время игры. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.
3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Шашки на прогулке»; «Волшебные ходы»; «Путешествие по шашечному полю».
«Дамка»:
1. Познакомить детей с новым понятием – дамка. Сформировать значение дамки. Объяснить и показать в игре что такое – дамка.
2. Способствовать правильному произношению слова – дамка. Учить детей пользоваться терминами при игре.
3. Дидактические игры и упражнения: «Волшебная фигура»; «Путешествие Дамки».
«Дамка» (закрепление):
1. Продолжать знакомить детей с новым понятием – дамка. Сформировать значение дамки. Объяснить и показать в игре что такое – дамка.
2. Способствовать правильному произношению слова – дамка. Учить детей пользоваться терминами при игре.
3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Волшебная фигура»; «Путешествие Дамки»; «Волшебный ход дамки».
Февраль:
«Игра смелых – партия»:
1. Познакомить детей с новым понятием – партия. Научить детей определять результаты партии.
2. Формировать дружелюбное отношению друг к другу и положительное отношение к игре. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным.
3. Дидактические игры и упражнения: «Шашки против шашек»; «Белые и черные».
«Игра в партию – играют двое»:
1. Развивать память, логику, воображение. Воспитывать аккуратное отношение к игре, доброжелательное отношение к сопернику. Формировать коммуникативные навыки в игре у детей.
2. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.
3. Дидактические игры и упражнения: «Шашки против шашек»; «Белые и черные».
«Игра в партию» (закрепление):
1. Закреплять знания у детей начального этапа игры в партию. Продолжать закреплять правильные ходы шашек.
2. Продолжать развивать знания о цели игры и результатах партии. Воспитывать уважительное отношение к сопернику.
3. Дидактические игры и упражнения (закрепление) : «Расставь на доске»; «Белые против черных»; «Волшебные ходы»; «Дамка».
Чтение «Сказка про Ивана – дурачка и Змей Горыныча»:
1. Развивать умение творчески решать различные проблемы.
2. Продолжать развивать знания о цели игры и результатах партии. Воспитывать уважительное отношение к сопернику.
Март:
Самостоятельное решение задач:
1. Самостоятельное решение задач из книги «Как обыграть папу в шашки» М. Мосина 5,6,7,8.
2. Формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
3. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.
Игра между соперниками:
1. Игра между соперниками за сладкий приз. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
2. Воспитывать уважительное отношение к сопернику.
«Поддавки»:
1. Показ и объяснение новой игры.
2. Развитие и совершенствование мыслительных операций.
3. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.
«Поддавки» - закрепление:
1. Закрепление умения играть в новую игру.
2. Развитие и совершенствование мыслительных операций.
3. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.
Апрель:
Игры между соперниками в «Поддавки»:
1. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным.
2. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
3. Воспитывать уважительное отношение к сопернику.
Самостоятельное решение задач:
1. Самостоятельное решение задач из книги «Как обыграть папу в шашки» М. Мосина 9,11,12.
2. Формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
3. Формировать коммуникативные навыки в игре у детей.
Чтение сказки «Королевство шашек» :
1. Развивать умение творчески решать различные проблемы.
2. Развитие и совершенствование мыслительных операций.
Игры между соперниками в «Поддавки» и «Шашки» :
1. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным.
2. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Май:
«Подготовка к шашечному турниру»:
1. Закреплять знания о правилах игры в шашки. Закреплять знания о горизонтальных, вертикальных дорожках и диагонали, правил ходов шашек.
2. Продолжать повторять правила поведения во время игры в шашки. Продолжать формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
3. Дидактическая игра «Путешествие в сказочное королевство».
«Подготовка к шашечному турниру» (закрепление):
1. Закреплять знания о правилах игры в шашки. Закреплять знания о горизонтальных, вертикальных дорожках и диагонали, правил ходов шашек.
2. Продолжать повторять правила поведения во время игры в шашки. Продолжать формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
3. Дидактическая игра «Путешествие в сказочное королевство».
«Шашечный турнир»:
1. Подведение итогов знаний, умений и навыков детей в игре в шашки. Анализ проделанной работы, достигнутые результаты, сравнивание с начальной целью.
2. Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.
Итоговый турнир в группе отдельно среди девочек и мальчиков. Награждение. :
1. Подведение итогов знаний, умений и навыков детей в игре в шашки. Анализ проделанной работы, достигнутые результаты, сравнивание с начальной целью.
2. Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает ,наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения
старших дошкольников играть в шашки.
Фамили, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца |
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Список литературы
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
- Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
- Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
- Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
- Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
- Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
- Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
- Юровский Е.М. Кондратьева Л.П. Зайкины шашки: Книжка-игра для маленьких.-СПб.: Издательский дом «Литера»: 2001.-64с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/17/picture-2176.jpg)
Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-5157-1573407759.jpg)
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
Кружок по рисованию
Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...
Кружок "Познание - сила"
Работакружка "Познание - сила" направлена на: Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...