Опыт работы
материал (старшая группа)

Руднева Ольга Владимировна

Педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 7 им. В.И. Медведева» структурное подразделение «Детский сад»

Описание педагогического опыта

на тему: «Куклы как средство развития детей дошкольного возраста»

.

Выполнила:

воспитатель 1 кв. кат.  Руднева О.В.

Троицк

2024

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Теоретическая база опыта…        3
  2. Актуальность опыта…        4
  3. Ведущая педагогическая идея опыта…        5
  4. Длительность работы над опытом…        5
  5. Адресность опыта…        6
  6. Область применения опыта…        6
  7. Технология опыта…        8
  8. Результативность опыта        11

Приложение

  1. Теоретическая база опыта

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность. В системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выхо- дят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О.В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в ус- ловиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная сре- да окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из не- мецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно- образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего по- коления, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Так, иссле- дования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта ор- ганизации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, по- казал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору иг- рушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окру- жающей действительностью, для их сенсорного развития. Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей ин- тереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

И ещѐ много трудов и исследований российских и зарубежных учѐных были посвящены проблемам влияния игрушки на развитие личности ребѐнка: Абраменкова В.В.; Артемье-

ва Е.Ю.; Баткина Л.М.; Белобрыкина О.А.; Библера В.С.; Выготского Л.С.; Голан А.; Запо- рожец А.В.; Зворыгина Е.; Козловского В.П.; Лосева А.Ф.; Лотман Ю.М.; Миллер С.; Мухи- на В.С.; Рубинштейн С.Л.; Смирнова Е.О.; Фромм Э.; Юнг К.Г.; Эльконинова Л.И. и др.

В своей педагогической практике я использую методические пособия: «Куклы и дети» Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г., «Развитие творческого мышления. Работаем по сказкам» Шиян О.А., «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» Новиковская О.А., «Интегра- ция в воспитательно – образовательной работе детского сада» Комарова Т.С., Зацепина М.Б.. Журналы «Дошкольное воспитание», Обруч», «Дошкольная педагогика».

  1. Актуальность опыта

История куклы прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. Кукла – первая среди игрушек. Кукле столько же лет, сколько и человечеству. Ее значение многооб- разно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Народная кукла – это важный педагогический инструмент этнопедагогики.

На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы: кукла-скрутка, пеле- нашка, крупеничка или зернушка, кукла масленичная, кукла коза, одноручка-свадебная, кук- ла-крестушка, покосница, кукла от бессонницы для грудных детей, лыковая для охраны до- ма, кукла Десятиручка, травяные куклы, Красота, а также другие. По названию кукол видно, что они выполняли множество функций в жизни человека.

Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, еѐ приѐмы и роль самой куклы в игре.

Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребѐнка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Благодаря кукле ре- бѐнок проходит школу первичной социализации, знакомится с историей края, народной оде- ждой, рукоделиями. Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жиз- ни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных образов, представлений.

Таким образом, куклы можно использовать при организации деятельности с детьми по любому направлению развития.

Испокон веков рукотворная игрушка передавала детям радость, доброту и чувство юмора, поэтому дети так любят играть в куклы.

Мудрость и интуиция мастера сделала народную игрушку современной на все времена.

Назначение мини-музея «Куклы» — вовлечь детей в деятельность и общение, воздейст- вовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образ- ами.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта

Культуру России невозможно представить без устного народного творчества, музыкально- го фольклора, без народного декоративно-прикладного искусства – это исконные истоки ду- ховной жизни русского народа.

Интерес к народным ремѐслам в современном мире всѐ возрастает. А происходит это по- тому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необхо- димость еѐ заполнить. В процессе работы по созданию кукол возникло желание узнать, ка- кой же была народная игрушка, как ею играли, что она значила. В этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто дет- ская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера- ми было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие.

Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.

  1. Длительность работы над опытом

          Работа с детьми в мини-музее «Куклы» проводилась в течение трѐх лет.

Учебный год 2021-2024 г – работа с детьми средней и старшей группы. Основное направление: «Разнообразие кукол». На протяжении года дети знакомились с культурой и традициям нашего народа, а также с разнообразием кукол. Узнали из каких материалов могут быть сделаны куклы. Я опиралась на методику по ознакомлению с окружающим миром Дыбиной О.В. и

использовала конспекты этого автора при организации деятельности с детьми с использова- нием мини-музея «Куклы».

Учебный год 2014 – 2015г – работа с детьми старше - подготовительной группы. Основное направление: «Народная кукла». Я продолжала развивать интерес детей к русской нацио- нальной культуре и традиционной народной кукле. К некоторым занятиям я создавала тра- диционные тряпичные куклы, и они мне помогали провести занятие с большим эффектом доступности для понимания детьми исторических фактов. В конце года дети сами пробова- ли изготовить самые простые куклы «пеленашки».

Учебный год 2015 – 2016г работа с детьми старше - подготовительной группы нового со- става. Основное направление: «Куклы и дети». В этот год дети познакомились с приѐмами изготовления и управления куклами различных систем (настольные и верховые на театраль- ной ширме).

  1. АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА

Опыт адресуется воспитателям и родителям, всем творческим личностям, которым небез- различно будущее нашего государства и еѐ, ещѐ пока, маленьких граждан.

  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА

Притча: «Наставь юношу при начале пути его, не уклонится он, когда и состарится».

К 5 годам у детей возрастает потребность в общении, особенно со сверстниками, осознании своего положения среди них.

Важные изменения в личности ребенка связаны с изменением его представлений о себе (его образе – я) и осознанием отношений к нему окружающих.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначено содер- жание образования детей через образовательные области. Так социально - коммуникативное развитие предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая мораль- ные и нравственные. Следуя содержанию познавательного развития не менее важно форми- рование первичных представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о со- циокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях, об объектах окру- жающего мира.

Данный опыт создания и использования мини – музея «Куклы» ориентирован на детей дошкольного возраста 4 – 7 лет.

Главной его функцией является образование и воспитание. Музей, это своеобразный спо- соб познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей дейст- вительности.

Содержание мини-музея в детском саду, как правило, позволяет познакомить детей с раз- ными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой, фольклором и пр.

Главное в музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и са- мостоятельности деятельности ребенка.

Кукла – одна из древнейших игрушек человека.

Чему же обучает кукла? Человеческим взаимоотношениям. Благодаря игре с куклой ребѐнок проигрывает различные житейские ситуации, учится правильно в них ориентироваться. С куклой он проходит школу социализации. Она оказывается незаменима в своѐм положитель- ном влиянии на психику ребѐнка.

РИСКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ

В течение трѐх лет существования мини - музея существовали различные трудности, осо- бенно при организации мини-музея на первом этапе работы. При переходе из одной группы в другую, встала необходимость в создании новых стеллажей для экспонатов музея, снова продумывать расположение мини – музея, заниматься эстетическим оформлением стелла- жей. Организация мини – музея оказалась затратной в финансовом плане (покупка кукол, книг, ткани, ниток, пряжи, красок, клея и др.). В течение работы мини – музея было недоста- точно конкретной методической базы. Готовясь к занятию или экскурсии, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить наглядный материал, иллюст- рации, картины. Мастерскую по изготовлению кукол пришлось создать в домашних услови- ях, и всѐ свободное время тратилось на создание новых экспонатов музея. В начале работы я столкнулась с пассивностью родителей, нежеланием их откликнутся, принести старые куклы для музея. Однако, мои консультации в уголке для родителей «Роль народной куклы в вос- питании детей», «Народная кукла в игре детей дошкольного возраста», мастер – класс по из- готовлению кукол затронули лучшие струны человеческой души наших родителей. А обуче- ние детей подвижным играм наших бабушек, проведение экскурсий по мини – музею помог- ло заинтересовать детей, привлечь их к активному познанию народных традиций и нашей культуры.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель данной педагогической деятельности: сформировать интерес у детей к русской на- циональной культуре, познакомить детей с истоками народной культуры, мудрости, красоты, характерными чертами быта.

Основные задачи работы мини-музея «Куклы»:

  • формирование этнографической культуры у дошкольников;
  • изучение национальных традиций, устного народного творчества, предметов матери- альной культуры;
  • развитие художественного восприятия;
  • воспитание в детях чувства любви к родному краю;
  • Взаимодействие с родителями по вопросу влияния фольклора на воспитание детей.

Виды деятельности, технологии, методы, которые использовались в работе мини – му- зея.

На первом этапе создания и работы мини – музея «Куклы», приоритет отдавался зна- комству детей с разнообразием кукол в мире, и сообщалось немного истории создания кук- лы.

Я сочла эту тему интересной для детей среднего возраста, а для меня наиболее подходя- щей в плане реализации своих умений и возможностей. А так же мини – музей «Куклы» даѐт широкие возможности в плане реализации интеграции образовательных областей: в социально – коммуникативном развитии, в познавательном, речевом, художественно – эсте- тическом развитии.

Экспозиция музея пополнялась самодельными куклами (из соломы, тряпок). Реставриро- вались старинные куклы, приобретались новые куклы (фарфор, керамика, дерево, бумага, глина). Были привлечены к пополнению коллекции родители и коллеги по работе.

В ходе знакомства детей с разнообразием кукол были проведены беседы об истории воз- никновения игрушки – куклы. Рассмотрены иллюстрации. Чтобы заинтересовать детей и привлечь их к теме «Куклы» было предложено принести в детский сад свои любимые кук- лы и рассказать о них. В сюжетно – ролевой игре использована тема «К нам пришли гос- ти».

По методике О.В. Дыбиной проведено занятие «Пластмассовые и резиновые куклы». Дети исследовали материалы, из которых сделаны куклы. Приобщались к труду, мыли ку- кол и наряжали их в платье.

В познавательной беседе «Фарфоровые и керамические куклы» дети на практике срав- нивали, в какие куклы удобнее играть, в шарнирные или статуэточные. Рассмотрели ил- люстрации о труде человека по созданию фарфоровой куклы.

В разделе мини-музея «Соломенные и деревянные куклы» дети познакомились с произ- водством нижегородских сувениров, рассмотрели по иллюстрациям изготовление кукол – матрѐшек и подержали их в руках, поиграли с ними. В продуктивной деятельности дети пы- тались сами  смастерить кукол из шишек, крылатых семян клѐна.

В разделе мини-музея «Бумажные куклы» были так же проведены беседы, дети знакоми- лись с историей возникновения бумажных кукол, оценили все плюсы и минусы этого мате- риала. Упражнялись в создании новых кукол (работали с трафаретами кукол, рисовали, рас- крашивали, вырезали), обыгрывали их в настольных и сюжетно – ролевых играх. Детям предлагалась дидактическая игра «Собери картинку».

В разделе мини-музея «Тряпичные куклы» дети знакомились с несколькими фольклор- ными куклами: «Акулина – гречишница», кукла «Семья», кукла из ниток «Дарья», кукла

«Хозяюшка». Была предложена детям игра с «Куклой – пеленашкой», дети упражнялись изготавливать куклу из тряпок. Были использованы танцевальные импровизации и колы- бельные песенки, ранее разученные на музыкальных занятиях. После обследования руками кукол – зернушек, дети высказывались о своих ощущениях.

На втором этапе работы мини – музея «Куклы», детей познакомились с обрядовыми кук- лами нашей сраны. Узнали о русских традициях в создании тряпичных кукол, приобщи- лись к культуре России.

В копилку методической базы детского сада по мини-музею были собраны материалы из книжных издательств, интернет ресурсов, которые были переработаны и адаптированы под группу детей, тематику занятий, бесед, игр.

В течение года накопленные материалы использовались в работе:

  • проведено родительское собрание «Роль фольклора в воспитании детей» с мас- тер-классом для родителей: изготовление тряпичных кукол «Счастье»;
  • проведен мастер – класс для коллег по работе;
  • выступление на заседании РМО «Народная кукла»;
  • принятие участия в областном конкурсе методических разработок «Семья – ос- нова воспитания»;
  • подготовка консультаций для родителей: «Нравственно – патриотическое воспи- тание детей дошкольного возраста», «Роль бабушки и дедушки в семейном вос- питании детей», «Народная кукла в игре детей дошкольного возраста»;
  • сказки в печатном виде «Крупеничка» и аудио записи «Баба Яга»;
  • занятия «Весенние народные куклы Мартинички» и занятия по текущим темам перспективного плана;
  • беседы «Рассматривание национального костюма» и беседы по текущим темам перспективного плана;
  • подготовка и проведение фольклорных праздников и развлечений «За первой звездой»;
  • разучивание калядок, закличек с фольклорной тематикой;
  • разучивание народных подвижных игр.

В конце года дети называют все виды национального костюма, дают их описание. Назы- вают сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дают правильное название, объясняют смысл пословиц и поговорок. Правильно называют все праздники, раскрывают их содержание, традиции и обряды, называют предметы русского быта.

На третьем этапе работы мини – музея «Куклы» дети познакомились с театральными куклами. Дети узнали, что куклы можно сделать из всевозможных материалов и использо- вать их в разных видах театров.

Удалось заинтересовать детей, пополнить знания детей о разнообразии игрушек – кукол. Обогатить опыт игр детей с куклами. А также удалось обогатить «читательский» опыт детей через отгадывание загадок, чтение сказок А. Толстого «Буратино», Шарля Перро «Красная Шапочка. Пополнилась развивающая предметно – пространственная среда в группе, добави- лись экспонаты в мини-музей «Куклы». С удовольствием дети разыгрывали русскую народ- ную сказку «Снегурушка и лиса», используя театр ложек. Сказку «Волк и семеро козлят» дети разыгрывали с помощью кукол настольного театра. Куклы для настольного театра были изготовлены комбинированным способом из картона и холодного фарфора, причѐм такие куклы можно также одевать на пальцы. Из мини – музея детьми активно использовались вя- заные куклы, куклы на бутылках, конусные куклы, куклы - перевѐртыши. Для театральной постановки по сказке «Крылатый, Мохнатый, да Масляный» были изготовлены тростевые куклы. Для «Новогодней сказки» изготовлены куклы би-ба-бо из папье-маше и декорации к спектаклю.

Сама работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться о музеях, задают вопросы, предлагают свою по- мощь, что в результате ведет к улучшению партнѐрских отношений воспитателя с родителя- ми и способствует нравственному и гражданскому воспитанию детей.

Для отслеживания результативности работы возникла необходимость разработки диагно- стических карт. Были разработаны три диагностические карты. Первая карта «Расширение кругозора детей о куклах» с целью обследования познаний детей о процессе изготовления народных кукол, видах кукол, об использовании кукол при проведении народных праздников и обрядов. Вторая диагностическая карта «Народные традиции» с целью обследования по- знаний детей о наиболее распространенных фольклорных праздниках. Третья карта «Устный народный фольклор» с целью обследования познаний детей о загадках, народных сказках, народных подвижных играх, пословицах и поговорках.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность педагогической деятельности.

Для самостоятельных игр детей используются театральные куклы изготовленные из хо- лодного фарфора к сказке «Волк и семеро козлят», театр ложек сказке «Снегурушка и лиса», куклы – перевѐртыши к сказке «Красная Шапочка». В своей деятельности дети также ис- пользуют вязаные куклы на бутылках, бумажные конусные куклы, бумажные плоские куклы в национальных костюмах. Для проведения занятий и различных мероприятий можно ис- пользовать тематические куклы «Московка», «Мужичок – Богач», «Крупеничка».

Методика проведения занятий с детьми по знакомству с куклами включает обязательный рассказ детям о том, что означает каждая кукла, почему еѐ так называют и когда в неѐ игра- ют. Рассказ о куклах сопровождается разговором с детьми, в процессе которого они должны не только пассивно знакомиться с куклами, но и заинтересовываться ими. Это происходит, когда воспитатель начинает привлекать дошкольников к их изготовлению, а затем игре с ни- ми. В театральных играх сначала необходимо показать детям как должны двигаться куклы, поупражнять в вождении куклы на гапите. А затем, можно, предложить детям самостоятель- но разыграть друг перед другом театральные пьесы, сценки, сказки.

  1. Результативность опыта

Сегодня, русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, куль- турой и традициями древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те вре- мена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.

Я надеюсь, что у детей, посещающих старше-подготовительную группу, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, будет развито образное воображение, связная речь, они будут более активны и эмоциональны. А дети иногда проявляющие агрессию, будут до- брее.

Надеюсь, что в дальнейшем дети будут проявлять больше интереса к театрализованным играм, чаще использовать в сюжетно-ролевых и режиссерских играх куклы, изготовленные своими руками.

Активное участие семьи в проведении мероприятий с использованием фольклора:

  • Разучивание старинных хороводных игр с детьми, в которые родители играли в детстве перед Рождеством, Масленицей, Пасхой.
  • Разучивание с детьми подвижных игр, элементов народных танцев, закличек.
  • Изготовление тряпичных кукол совместно с родителями.
  • Пополнение мини-музея «Кукол» новыми куклами.

Все это позволило системно приобщить детей к истокам национальной культуры, познако- мить детей с народной куклой, развить у детей познавательный интерес, мелкую моторику, связную речь, расширить кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...