Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»
методическая разработка
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Филиал МБДОУ «Детский сад № 43» - «детский сад № 33»
Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»
Автор: Алескарова Екатерина Сергеевна,
воспитатель
г. Славгород
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
Значение пальчиковых игр для детей трудно переоценить. Известными исследователями Института физиологии детей и подростков была доказана связь пальцевой моторики и речевой функции.
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга, и в большей степени речевых центров.
Учеными была выявлена закономерность:
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, ТО
и речевое развитие находится в пределах нормы и НАОБОРОТ.
Пальчиковые игры – это открытие народной педагогики. Это общение ребенка с ребенком. Это общение ребенка со взрослым.
Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Существует много игрушек для развития мелкой моторики. Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, конструкторы, шнуровки и пр. Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.
Пальчиковые игры – это инсценировка небольших рифмованных рассказов, сказок с помощью пальцев и рук. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
Существует множество интересных и полезных пальчиковых игр, которые помогают детям развивать речь и обогащать словарный запас, одной из таких игр является «Пальчиковый театр». Эта игра не только развивает речь, но и способствует развитию воображения и творческих способностей у детей.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры можно интегрировать в различные виды деятельности, что делает их универсальным инструментом в образовательном процессе. Можно использовать их как на занятиях, так и в свободное время, позволяя детям взаимодействовать с окружающим миром через игру. Интеграция игр в сюжетные линии помогает детям осмысливать происходящее, активизируя их воображение и развивая творческое мышление.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Такими играми ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Пальчиковые игры с массажным мячиком «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»
«Ежик» в руки нужно взять,(берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
Пальчиковые игры с массажным мячиком "КОЛЮЧИЙ ЕЖ"
Гладь мои ладошки , еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим его,
дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек".
Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки"
на "ножки", делать массаж тела,
называя все соответственно)
Игра с массажным мячиком «ПТИЧКА»
Ищет птичка и в траве, дети касаются мячикомкаждого пальца
правой и левой рук
И на ветках, мяч в левой руке и скатывают его с
правого плеча в правую ладонь
И в листве,мяч катают круговыми движениями по ладоням
И среди больших луговпо животику
Мух, червей, слепней, жуков!касаются мячиком каждого пальца
Игра с платочками «СНЕЖОК»
Раз, два, три, четыре – дети берут платочекза
Мы с тобой снежок слепили!два уголка и пальцами обеих
Круглый, крепкий, очень гладкийрук собирают платочек
И совсем-совсем не сладкий! в обе ладони.
Раз – подбросим!Грозят указательным пальцем
Два – поймаем!любой руки.
Три – уроним!Подбрасывают платочек.
И сломаем!Ловят платочек обеими руками.
Роняют платочек на пол.
Грозят указательным пальцем
любой руки.
Игра с ватными палочками
Ватными палочками играем
Дружно пальчики считаем
1-2-3-4-5
На пальцы будем нажимать
Пальчики и палочки
Наши выручалочки!
Игра с прищепками «ЖУК»
Жук летит,Бельевой прищепкой дети прищепляют
Жуж-ж-ж-ж-жит ногтевые фаланги пальцев правой,
Жуж-ж-ж-ж-жита затем левой руки на каждый ударный
И усами шевелит!слог – от большого пальца к мизинцу.
Игра со счетными палочками «У Лариски – две редиски»
У Лариски две редиски,Дети ставят счетную палочку
на большой палец правой руки и
и держат указательным пальцем
правой руки.
У Алешки – две картошки, Ставят счетную палочку на
Большой палец правой руки и
Держат средним пальцем правой руки.
У Сережки-сорванца – Ставят счетную палочку
два зеленых огурца, на большой палец правой руки
и держат безымянным пальцем
правой руки.
А у Вовки – две морковки, Ставят счетную палочку на
большой палец правой руки и
и держат мизинцем правой руки.
убирают счетную палочку в сторону.
Да, еще у Петьки –Показывают указательный и
Две хвостатых редьки!средний пальцы
(«хвостатая редька»),
шевелят ими.
Игра с эспандером «Месим тесто»
Дети берут эспандер в руки.
Тесто мнем, мнем, мнем,Сжимают и разжимают в руках
Тесто жмем, жмем, жмем, эспандер на каждый ударный
Выпекать пирог поставим. Слог сначала в правой,
Раз, два, три, четыре, пять – а затем в левой руке.
Не пора ли вынимать?
Игра с бигуди «Лыжи»
Дети берут в руки бигуди и катают между ладонями.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы.
Игра с зубными щетками «Подарки Деда Мороза»
Дети берут в руки зубную щетку, растирают подушечки пальцев правой или левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Дед Мороз принес подарки! Растирают щеткой большой палец,
Буквари,
Альбомы, указательный,
Марки, средний,
Кукол, безымянный,
Мишек мизинец.
Перекладывают зубную щетку
в другую руку.
И машины, Растирают зубной щеткой
большой палец.
Попугая указательный,
И пингвина, средний,
Шоколадок полмешка безымянный,
И пушистого щенка! мизинец.
Игра с резинками для волос «Пальчиковая гимнастика № 4»
Тук-тук молотком! Дети стучат кулаком о кулак.
Строим, строим новый дом!
Надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Этот дом для Маши! Надевают резиночку на большой
палец,
Этот дом для Саши! на указательный,
Этот дом для Даши! на средний,
Этот для Наташи! На безымянный,
А этот для Андрюши! на мизинец.
Убирают резиночку в сторону.
Все соседи, все друзья! Хлопают в ладоши.
Жить без дружбы нам нельзя!
Игра с шестигранными карандашами «Веселые песенки»
У ходиков песня такая:Дети прокатывают карандаш по
Тик.Тик.Тик. поверхности ладони.
У птички-синички такая:
Пик. Пик. Пик.
У поросенка такая:
Хрю.Хрю.Хрю.
У ежика такая:
Плюх. Плюх. Плюх.
У кисоньки песня такая:
Мяу.Мяу. Мяу.
А у рыбешки какая? Подносят указательный палец любой
руки ко рту – «ротик на замочек».
Массаж ушных раковин
Помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные способности.
1, 2, 3, 4, 5
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок
Под названием «козелок».
Напротив ушка мы помнем
И опять считать начнем.
1, 2, 3, 4, 5
Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
1, 2, 3, 4, 5
Продолжаем мы играть.
Из ушка к верхушке дорожка идет.
По этой дорожке
Наш пальчик пройдет.
Погладим ее мы, чтоб гладкой была…
И дальше продолжится наша игра.
Снизу в ушке ямка есть.
Пальчиковые игры являются мощным инструментом для формирования речевой активности у детей. Они не только способствуют развитию языковых навыков, но и положительно влияют на общие навыки взаимодействия, что в дальнейшем окажет положительное влияние на социализацию и обучение. Совместная игра вдохновляет детей и создает уникальную возможность для их всестороннего развития.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
(И.П. Павлов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...
Презентация на тему: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста"
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»
Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка раннего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной ...
Презентация на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»
Презентация на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»...
Презентация "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста"
Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей раннег...
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»
презентация к консультации...
Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста»
Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»...