"Головные уборы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей в старшей группе
«Головные уборы»

Цель: формировать представления детей об обобщающем понятии "головные
уборы", понимать их многообразие и назначение.
Задачи:
Образовательные:
- обобщать и систематизировать элементарные знания дошкольников о
головных уборах, о материалах, необходимые для их изготовления; о
использовании в определенное время года;
-активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме
«Головные уборы»;
- формировать навык построения предложения; связную речь;
- совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающих
наименованиях.
Развивающие:
- развивать словесно - логическое мышление детей, умение устанавливать и
объяснять причинно-следственные связи;
- развивать чувство композиции, восприятия цвета через изготовление
поделки;
- развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве;
Воспитательные:
- воспитывать навыки совместной деятельности, уважения друг к другу,
умение слушать, не перебивая;
- воспитывать бережное отношение к головным уборам.
- прививать эстетический вкус.
Оборудование: Посылка от Незнайки, письмо, изображение Незнайки,
головные уборы - берет, шапки (меховая и вязаная), шляпы соломенная,
платок, бейсболка, панамка; предметные картинки с изображением разных
головных уборов, схематическое изображение времен года, магнитная доска,
шаблоны шапочек, пластилин, доски.

Словарная работа:
Шапка, шапка-ушанка, шляпа, кепка, фуражка, пилотка, бескозырка, платок,
косынка, панамка, берет, поля, отворот, лента, помпон. Черная, светлая,
разноцветная, удобная, красивая, зимняя, летняя, осенняя, теплая, легкая,
меховая, вязанная, соломенная, фетровая, ситцевая, шёлковый, шерстяная.
Надевать, снимать, примерять, чистить, стирать, сушить, дарить.
Предварительная работа:
Наблюдения за людьми «Какие головные уборы носят люди?».
Беседы на темы: «Головные уборы», «Что люди носят?», «Шляпки».
Дидактические игры: «Укрась шляпу», «Одень куклу», «Четвертый –
лишний», «Сложи шляпку».
Чтение художественной литературы: «Живая шляпа» Н. Носов, «Красная
шапочка» Ш. Перро.
Рассматривание иллюстраций к сказкам, стихам, рассказам.
Рассматривание картинок, рисунков по теме «Профессии», «Головные
уборы».
Рассматривание Журналов моды, газет.
Изготовление посылки (картонная коробка, крафтовая бумага).
Загадывание загадок, разучивание пальчиковых игр, стихов,
физкультминуток о головных уборах.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Сюрпризный момент
Раздается стук в дверь, приходит посылка от Незнайки.
- Ребята, нам пришла посылка от Незнайки (демонстрируется посылка и
открывается изображение Незнайки на магнитной доске). Давайте
посмотрим, что в ней. (из посылки достаем головные уборы, перечисляем,
называем)
- Ребята, что это? (головные уборы)

- Как вы думаете, зачем Незнайка прислал нам головные уборы? (ответы
детей)
А вот здесь и письмо, давайте его прочитаем:
«Дорогие ребята. Помогите мне разобраться с этими предметами. Я не знаю,
как они называются и для чего они нужны. Расскажите мне о них!»
Ребята, посмотрите на Незнайку, он сам носит головной убор (большую
синюю шляпу), а про другие головные уборы ничего не знает.
Давайте поможем Незнайке и расскажем ему о головных уборах.
-Для чего нам нужны головные уборы? (чтобы защитить от холода и солнца,
защищают от падения и травм)
- Какие бывают головные уборы? (женские и мужские, зимние, летние,
осенние)
- Что с ними можно делать? (надевать, снимать, примерять, чистить, стирать,
сушить, дарить)
2. Пальчиковая гимнастика.
В любое время года с очень давних пор (сжимают и разжимают пальцы рук)
Защищает голову головной убор. (сцепляют и расцепляют пальцы рук в
замок)
Если солнце ярко светит, без панамки не гуляй (образуют пальцами шар,
грозят указательным пальцем)
Если снег закружит ветер – ты ушанку надевай. (выполняют круговые
движения кистями рук, имитируют как одевают шапку)
3. Игра «Расскажи о головном уборе»
А сейчас ребята, давайте поиграем с головными уборами. Как только мы их
оденем на голову, они оживут и расскажут о себе. (дети встают в круг,
одевают головные уборы и рассказывают о них)
Например: это панама, она легкая, тонкая, летняя. Она защищает нас от
солнца. Ее мы одеваем летом.
Это шапка, она сделана из меха – она меховая. Она защищает нас от холода,
это зимняя шапка.
Молодцы ребята, очень хорошо рассказали о головных уборах.
4. Физкультминутка.
Утром дети в лес пошли (шаг с высоким подниманием колен)

И в лесу грибы нашли (равномерные приседания)
Наклонялись, собирали (наклоны вперед)
По дороге – растеряли (разведение рук в стороны)
5. Упражнение «Помоги Незнайке разложить головные уборы по сезону»
Ребята, а сейчас нас ждет следующее задание. Давайте поможем разложить
Незнайке в шкафу головные уборы по сезонам.
На магнитной доске выложены изображения сезона, куда необходимо
разложить головные уборы в соответствии с сезоном.
Молодцы ребята! Теперь у Незнайки будет порядок и он не перепутает, когда
какой головной убор ему надевать!
6. Пластилинография «Шапочка для Незнайки»
Ребята, на улице уже стоит холодная погода, скоро придет какое время года?
(зима). Давайте приготовим для Незнайки зимнюю шапку, чтобы он не
замерз украсим ее с помощью пластилина. (дети рассаживаются за столы)
Но сначала разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика

Приготовили ладошки, разогрели их немножко. (потереть ладошки)
Вместе пальчики сомкнули и немного повернули. (в замок, рукопожатие)
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (соединять каждый пальчик)
Раз, два, три, четыре, пять - будем шапки украшать. (соединять пальцы)
Пять, четыре, три, два, раз - готовы пальчики у нас. (разводить по одному)
А теперь приступаем к работе!
Очень красивые шапочки получились для Незнайки. Давайте мы теперь их
ему подарим! (Вывешиваем на магнитной доске изображение Незнайки и
работы детей на магнитах)
7. Итог занятия.
Чем мы сегодня занимались на занятии? Что нового вы узнали сегодня? Что
вам больше всего понравилось? Кому мы сегодня помогали?

«Дорогие ребята. Помогите мне
разобраться с этими предметами. Я не
знаю как они называются и для чего они
нужны. Расскажите мне о них!»

В любое время года с очень давних пор
Защищает голову головной убор.
Если солнце ярко светит, без панамки не гуляй
Если снег закружит ветер – ты ушанку надевай.

Утром дети в лес пошли
И в лесу грибы нашли
Наклонялись, собирали
По дороге – растеряли

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon golovnye_ubory.txt11.48 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Головные уборы"

Презентация  содержит много наглядного материала по теме "Гоовные уборы", ряд дидактических игр по формированию грамматических категорий. Предназначениа для работы с дошкольниками с ОНР. Оживлена...

Развитие речи по теме "Головные уборы" подготовительная группа

Уважаемые коллеги и родители!      Материал по лексической теме "Головные уборы" может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям, и родителям для занятий с детьми...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по изодеятельности по теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах»

Конспект интегрированного занятияв старшей логопедической группе по изодеятельностипо теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах» Программное содержание: Поддерживать у детей потребность в ...

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы».

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Осенние одежда, обувь, головные уборы".Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе...

Домашнее задание по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Домашнее задание по теме  «Одежда. Обувь. Головные уборы»....

Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...