Картотека сюжетно ролевых игр
картотека
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
для планирования в старших и подготовиьтльных школее группа ДОО
КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР,
в соответствии с календарно-тематическим планированием
Аннотация
Подобранный материал предназначен для воспитателей всех возрастных групп. Содержание выстроено в соответствии с примерным календарно-тематическим планом, рекомендованным специалистами ЧИППКРО и ориентировано на все уровни дошкольного образования дошкольный возраст (для детей от 5 до 6 лет , от 6 до 7 лет). При планировании следует учитывать, что в предложенной картотеке предполагается обучение 1 новой игре в месяц (всего 12 игр). Далее можно использовать одноимённую игру с усложнениями, в зависимости от возраста детей и созданных условий.
Структура предложенного материала: тема недели, содержание (цель, задачи) для каждой возрастной категории, предварительная работа, роли и ролевые действия, предметно-игровая среда.
Составители - районное методическое объединение заместителей заведующего и старших воспитателей СП МКУ Ленинского района Администрации города Челябинска
Руководители РМО: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МБДОУ №375 Щепилова Ольга Михайловна, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МБДОУ № 387 Маркова Екатерина Викторовна.
Выражаем благодарность всем дошкольным учреждениям Ленинского района, оказавших методическую поддержку при составлении картотеки.
СОДЕРЖАНИЕ:
Старшая группа | |||
Календарь планирование | № карточки | Название игры | Страница |
сентябрь | 1 | «Семья» | 4 |
октябрь | 2 | «Транспорт» | 5 |
ноябрь | 3 | «Театр» | 6 |
декабрь | 4 | «Библиотека» | 7 |
январь | 5 | «Магазин» | 8 |
февраль | 6 | «Российская армия» | 9 |
март | 7 | «Парикмахерская» | 10 |
апрель | 8 | «Цирк» | 12 |
май | 9 | «Водолазы» | 13 |
июнь | 10 | «Пожарные» | 14 |
июль | 11 | «Ветеринарная лечебница» | 15 |
август | 12 | «Строительство» | 16 |
Подготовительная к школе группа | |||
Календарь планирование | № карточки | Название игры | Страница |
сентябрь | 1 | «Школа» | 17 |
октябрь | 2 | «Сельский дворик» | 18 |
ноябрь | 3 | «Театр мод» | 19 |
декабрь | 4 | «Экскурсионное бюро» | 20 |
январь | 5 | « Еврохимчистка» | 21 |
февраль | 6 | «Военные моряки» | 22 |
март | 7 | «Ателье» | 23 |
апрель | 8 | «Космический корабль» | 24 |
май | 9 | «Экологи» | 25 |
июнь | 10 | «Флорист» | 26 |
июль | 11 | «Центр здоровья» | 27 |
август | 12 | «Путешествие» | 28 |
СТАРШАЯ ГРУППА
Карточка№1 «Семья»
Задачи: Способствовать закреплению представления детей о семье.
Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.
Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими, умению распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Способствовать в овладении действий в воображаемых ситуациях, использованию различные предметы – заместители.
Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?». Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.
Чтение художественной литературы: А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка». Сюжетно – ролевые игры; «Угощение», «Стройка», «Маленькие помощники, «Дочки – матери»
Роли: семья: мама, папа, бабушка, дочка.
Игровые действия: Мама – парикмахер собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для работы; принимает посетителей, делает прически, стрижки; убирает рабочее место; возвращается с работы домой; общается с семьей; помогает бабушке, укладывает дочку спать.
Папа - строитель Собирается и идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, ;помогает жене по дому, играет с ребенком, общается.
Бабушка. Провожает всех утром; убирает в доме; готовит обед, печёт пирог; гуляет с внучкой встречает с работы папу, маму спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; угощает всех пирогом; даёт советы, общается. Дочка: Помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, общается
Предметно- игровая среда: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования дома, крупный конструктор, модуль: Парикмахерская, различные предметы – заместители.
№ 2 «Транспорт»
Задачи: Способствовать расширению знаний детей о транспорте, о профессиях на транспорте, о значимости труда взрослых. Помогать в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжет игры, импровизировать. Побуждать детей договариваться с партнерами во что играть, кто кем будет в игре. Помогать детям устанавливать дружеские отношения со сверстниками в ходе игры.
Предварительная работа: Отгадывание загадок о видах транспорта, людях, работающих на транспорте, разгадывание кроссвордов о профессиях на транспорте, дидактическая игра «Кому что нужно для работы», просмотр мультфильмов из серии «Мир машин» («Водный транспорт», «Воздушный транспорт», «Общественный транспорт»), просмотр видеороликов о профессиях летчика, машиниста, моряка. Чтение и разучивание стихотворений о транспорте, профессиях на транспорте. Изготовление атрибутов для игр (билеты, карты, рекламные буклеты для путешествий, атрибуты, изображающие продукты питания и т.п.)
Роли: Для игры в водный транспорт (пароход, корабль) – капитан, пассажиры, матросы, рыбаки, повар-кок, радист. Для игры в поезд – машинист, пассажиры, проводник, экскурсовод, кассир. Для игры в самолет – летчики, пассажиры, стюардесса, диспетчер, кассир, грузчики.
Игровые действия: Водный транспорт. Дети строят корабль (пароход), придумывают название кораблю. На пароходе или корабле дети под руководством капитана отправляются в плавание в разные города или страны. Матросы выполняют приказы капитана, ловко управляют кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Пассажиры поднимаются на борт, во время путешествия сидят в каютах, общаются между собой, на остановках выходят на берег. Рыбаки забрасывают сети в море, ловят рыбу, выгружают в контейнеры. Повар – кок готовит вкусный обед и кормит команду и пассажиров. Радист связывается с береговой диспетчерской службой и метеостанцией, узнает о погоде.
Поезд. Пассажиры покупают билеты в кассе, рассаживаются по вагонам, путешествуя, общаются между собой, смотрят в окно. На остановках выходят на станциях, отправляются с экскурсоводом на экскурсии. Проводник проверяет билеты, приносит пассажирам чай, следит за чистотой и порядком в вагонах.
Воздушный транспорт. После постройки самолета и распределения ролей пассажиры приобретают билеты в кассе и рассаживаются по местам в самолете. Во время полета пассажиры рассматривают в иллюминаторах различные виды (горы, леса, реки). Стюардесса следит за порядком в салоне, угощает пассажиров. Диспетчер объявляет вылет, разрешает посадку, сообщает пилотам о погодных условиях. Пилоты управляют самолетом в разных погодных условиях, связываются с диспетчером. Грузчики осуществляют погрузку и выгрузку. В ходе путешествия самолет делает посадки, пассажиры любуются достопримечательностями.
Предметно-игровая среда: самолет, поезд, корабль, построенные из строительного материала, ширм, детской мебели; фуражки капитана, летчика, машиниста, бейджи для стюардессы, проводника; бинокль, карты, рупор – для капитана корабля, бескозырки, якорь, сигнальные флажки, компас – для моряков, рыбацкая сеть для рыбаков, картинки с видами гор, рек, красивые виды городов и т.п.
№3 «Театр»
Задачи: Способствовать расширению знания детей о театре. Помогать детям действовать в соответствии с принятой на себя ролью, способствовать формированию доброжелательного отношения между детьми. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.
Предварительная работа: Посещение театральных представлений в детском саду. Рассматривание иллюстраций о театре. Беседы о мире театра. Чтение произведений А. Барто «Театр», Э. Т. Гофмана «Щелкунчик», М. Бонд «Медвежонок по имени Паддингтон». Разучивание загадок, стихов, пословиц о театре. Совместное изготовление атрибутов для игры (маски, афиши, билеты и т.п.)
Роли:актеры, кассир, гардеробщик, буфетчица, гример, костюмер, зрители.
Игровые действия: выбор театра; изготовление афиши, билетов; приход в театр зрителей; подготовка к спектаклю актеров; подготовка сцены к представлению работниками театра; спектакль с антрактом. Обсудить с детьми план-сюжет: зрители покупают билеты в кассе, сдают одежду в гардеробе, проходят в зрительный зал или в буфет, актеры- в костюмерную, в гримерную. Показывают сказку. Зрители аплодируют, берут автографы. Распределить с детьми роли считалкой или по желанию. Воспитатель участвует в игре при введение новых ролей. Напомнить о вежливых взаимоотношения, внимания друг к другу
Предметно-игровая среда: ширма; различные виды театров; афиши; билеты; программки; элементы костюмов.
№4 «Библиотека»
Задачи: Способствовать расширению знаний детей о работе библиотеки.
Побуждать детей усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования ролевых действий. Показать возможность обогащения игры новыми решениями
( внесение предметов- заместителей).
Предварительная работа: Экскурсия в библиотеку. Чтение «Я - библиотекарь» С. Жупанина. Создание условий для игры: совместно с детьми- изготовление формуляров, читательских билетов, абонементов, закладок, книжек-малышек. Рассматривание картины «Библиотекарь» из серии «Кем быть?» Заучивание стихотворения «Мы идем в библиотеку…». Организация «Встреч с интересными людьми» - «Моя мама – библиотекарь». Заучивание загадок и пословиц о книгах. Организация работы в «Книжкиной больнице». Беседы – обобщения. Изготовление алгоритмов по сюжетно-ролевой игре.
Роли: Библиотекарь, заведующий библиотекой, читатели, гардеробщик, техничка, библиотекарь читального зала.
Игровые действия: Читатели приходят в библиотеку. Выбирают книги, отдают их библиотекарю. Беседуют с библиотекарем о книжных новинках. В читальном зале читатели работают с компьютером. Библиотекарь выдает и принимает книги, заполняет формуляры, знакомит читателей с книгами, организует выставки, беседы, экскурсии, расставляет книги по полкам, оформляет выставки, ремонтирует книги. Заведующий библиотекой следит за работой библиотеки, заказывает и получает новые книги, выписывает газеты и журналы, ведет учет книжного фонда, составляет картотеки, использует в работе компьютер Гардеробщик встречает читателей, принимает и выдает одежду.
Техничка следит за чистотой в библиотеке, вытирает пыль, помогает библиотекарю расставлять книги, выносит мусор.
Библиотекарь читального зала выдает и принимает книги, делает записи в читательских карточках, следит за порядком в читальном зале, оформляет выставки, расставляет книги по полкам, ремонтирует книги, раскладывает газеты и журналы.
Предметно-игровая среда: Столы, стулья, стеллажи для книг, передвижные ящики для книг, магнитные доски для выставок, книги, журналы, газеты, читательские формуляры, билеты, абонементы, закладки, ящички для картотеки, портреты детских писателей, «компьютер», телефон, оборудование для ремонта книг (клей, скотч, картон, бумага, карандаши, линейки, ластики), модуль «Гардероб», вешалки для одежды, картинки – номерки, оборудование для работы технички (ведро, тряпки, щетки, совок, веник).
№5 «Магазин»
Задачи:вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли:директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия:Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».
Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах.
Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).
Игровой материал:весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
№ 6
«Российская Армия »
Задачи: Привлечь детей к тематике военизированных игр, способствовать в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Предварительная работа: Экскурсии к памятникам, к местам боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Составление альбома о воинах-героях. Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники.
Роли. Танкист, солдат, медсестра, капитан, матрос.
Игровые действия:
Пограничники - смелые, отважные, ловкие. Учения пограничников, занятия, отдых. Дрессировка собак. Пограничник на посту охраняет границы нашей Родины.
Заметил следы на контрольной полосе на песке. Задержали нарушителя границы, проверяют документы, отвели в штаб.
Российская Армия - Солдаты на ученьях - солдаты смелые, ловкие, бесстрашные. Тренировка солдат, учеба, военные учения на полигоне. Награждения отличников службы. Солдат выполняет приказ командира, отдает честь.
Летчики - тренируются на земле, врачи проверяют здоровье перед полетом.
Летчики ведут самолеты, вертолеты, делают различные фигуры пилотажа в небе.
Поддерживают связь с землей, на земле полет контролирует диспетчер, говорит с летчиком по рации, разрешает посадку.
На военном корабле - тренировка моряков на суше, врачи проверяют здоровье моряков перед выходом в море. Моряки на палубе, смотрят в бинокль, крутят штурвал. Охраняют морские границы нашей Родины. Моряки по рации общаются с землей. Командир катера отдает команды, изучает карту.
Предметно - игровая среда: Пилотки солдат (2-3 шт.), шлем танкиста(2-3 шт.), берет десантника (2 шт), бинокли (2-3 шт), силуэты оружия(автоматы, пистолеты), карта, рация, планшет для командира
№7 «Парикмахерская»
Вариант 1
Задачи: Способствовать расширению знания детей о труде людей, работающих в парикмахерской: парикмахер-универсал, кассир-администратор, уборщица.
Способствовать формированию в мальчиках чувства ответственности, поощрять желание делать мужскую работу.
Помочь детям в овладении техники. Способствовать в умении творчески самостоятельно развивать сюжет игры, соблюдать установленные правила в игре.
Способствовать расширению словарного запаса слов, умению вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них.
Побуждать детей самостоятельно готовить игровое место, атрибуты к игре, распределять роли.
Предварительная работа: Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую». Изготовление атрибутов к игре (журнал с образцами причесок, денег и чеков из бумаги, карточек для оплаты из пластиковой посуды, кошельков из ткани).Изготовление атрибутов для мужского зала.
Чтение стихов:С.Михалков "В парикмахерской";
Разговоры с детьми на тему: «Так можно играть», «Как можно еще играть». Использование мнемотаблиц для составления рассказа к сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская».
Роли: Мастер мужского зала, кассир-администратор.
Игровые действия:Кассир-администратор получает от клиента талон на оплату, берет от клиента деньги, дает сдачу; либо прокатывает карту через сканер. Парикмахер накрывает клиента накидкой. Моет голову, сушит волосы напольным феном, накручивает бигуди, «стрижет» волосы, бреет, освежает. Предлагает выбрать прическу, стрижку из журнала. Укладывает ручным феном волосы в прическу. Выписывает талон на оплату, дает советы клиенту. Речевые обороты: Здравствуйте! Пожалуйста, возьмите сдачу. Возьмите вашу карту. Вам понравилось у нас? Приходите к нам еще. Мы очень рады видеть Вас в следующий раз.
Предметно-игровая среда:Кассовый аппарат, сканер, чеки, деньги, телефон. Ножницы, машинка для стрижки волос, фен, накидка для клиента, халат или фартук парикмахера, зеркало, шампуни, кондиционеры для волос, одеколон, журналы с фотографиями причесок, стрижек.
Вариант 2
Задачи: Способствовать формированию в девочках чувства красоты, поощрять желание выглядеть опрятно и аккуратно.
Поддерживать в детях активную модель поведения.
Помочь девочкам в овладении техники: покрывать ногти лаком, упражнять в безопасном использовании ножниц, пилочек для ногтей.
Способствовать в умении творчески развивать сюжет игры, соблюдать установленные правила в игре.
Способствовать расширению словарного запаса слов, умению вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них.
Предварительная работа: Чтение произведений: Лика Разумова
«Парикмахер»,С.А. Васильева «Стихи о парикмахере» и «Загадки о парикмахере». Аппликация на тему: «Сделай маникюр», изготовление атрибутов для женского зала. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Парикмахерская».
Роли: Мастер по маникюру, мастер женского зала, кассир-администратор, клиенты, уборщица.
Игровые действия:Мастер по маникюру делает маникюр, смывает «старый» лак, стрижет и подпиливает ногти, полирует их, покрывает лаком. Наносит на руки и ногти крем, дает рекомендации по уходу за руками. Выписывает талон на оплату, дает советы клиенту. Речевые обороты: Пожалуйста, садитесь. Вам удобно? Выберите, пожалуйста, цвет лака. Спасибо.
Предметно-игровая среда:Ножницы и пилочка, для ногтей, жидкость для снятия лака, лак для ногтей, крем, халат, разные виды расчесок, игрушечный фен, бигуди, пелеринка для клиента, фартук-накидка для парикмахера, полотенце, заколки, резиночки, бантики, инвентарь для уборки. Журнал с образцами причесок. Палитра расцветки лаков.
№8 «Цирк»
Задачи: 1. Содействовать формированию игровых умений, обеспечивающих самостоятельную, творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
2. Побуждать использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из разнообразного материала, подбирать предметы и атрибуты для игры.
3. Помогать в проявлении дружеских взаимоотношений между детьми, в умении считаться с интересами товарищей.
Предварительная работа:
1.Рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций, видеоматериалов о цирке.
2. Беседа «Цирковые профессии»: о профессиях, с которыми можно встретиться в цирке. Обсудить атмосферу праздника, цирковые костюмы, декорации…
3. Изготовление атрибутов для игры. Аппликация «Пригласительный билет», коллективная аппликация «Афиша».
4. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Цирк», А.Дурова «Ваш номер», В.Филатов «Рассказы дрессировщика».
5. Дидактические игры: «Цирк зажигает огни» «Необычные артисты», «Кто сидит в цилиндре фокусника?», «Назови правильно», «Цирковые профессии», «Кто это?», «Накорми артиста», «Собери картинку», «Кому, что нужно для работы».
6. Слушания музыкальные произведения«Клоуны» муз.Д.Кабалевского
7. Развитие навыков владения спортивным инвентарем.
Роли: артисты (клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат) , режиссер, художник, костюмер, билетер .
Игровые действия: Постройка циркового манежа. Составление программы. Художник готовит афишу циркового представления. Подготовка артистов к представлению. Режиссер ставит номера артистов. Костюмер подбирает костюмы и необходимый инвентарь, атрибуты для артистов. В кассе цирка билетер продает билеты зрителям. Цирковое представление с антрактом. Фотографирование.
Перед началом помочь детям при составлении общего плана игры. Поощрять содержательное ролевое взаимодействие с использованием разнообразных средств выразительности.
Предметно - игровая среда: строительный и бросовый материал ( коробки), афиша, окошко кассы, билеты, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»), гирлянды, флажки, атрибуты для цирковых артистов (канаты, запись музыки «Парад Алле», занавес.
№9 «Водолазы»
Задачи: Способствовать расширению знаний детей об окружающем мире, о профессиях взрослых. Помогать выбирать роль в соответствии с интересами и возможностями, выполнять её действия, доброжелательно взаимодействовать друг с другом, вести ролевые диалоги. Способствовать формированию умения использовать предметы заместители и воображаемые предметы в сюжетно-ролевой игре. Способствовать развитию воображения и фантазии, речевого общения и обогащению словарного запаса детей.
Предварительная работа:
Познакомить детей с новой профессией, дать представление о профессии «Водолаз». Показ видеофильма о профессии «Водолаз». Беседа с детьми о профессии «Водолаз». Беседа о костюме и оборудовании водолаза с использованием иллюстративного материала. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Разучивание загадок. Изготовление атрибутов к игре (акваланги, баллоны с воздухом, подводные очки, маски, трубки, рация, фонарик, инструменты для работы в море, фотоаппарат, камера, фуражка для капитана, матроски, халат для врача, аптечка).
Роли: врач, командир, матросы, группа водолазов.
Игровые действия: Постройка корабля (подводной лодки). Врач перед погружением проводит осмотр водолазов и даёт разрешение на погружение. Капитан ведёт судно, крутит штурвал, смотрит в бинокль, подаёт команды. Моряки выполняют приказы капитана, моют палубу, помогают при спуске и понятии водолазов. Водолазы надевают снаряжение и готовятся к погружению в воду, выполняют приказ командира.
Помочь детям ориентироваться в проблемных ситуациях, строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Вести ролевой диалог, умение договариваться друг с другом.
№10«Пожарные»
Задачи: Способствовать расширению знания детей о профессии пожарных.
Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы: уважение к труду пожарных, к людям разных профессий, формы вежливого обращения, умение жить и работать в коллективе.
Предварительная работа:
Экскурсия в пожарную часть (осмотр здания и прилегающей территории, осмотр специальной техники, снаряжения), просмотр фильмов о работе пожарных.
Беседа с сотрудниками пожарной части. Беседа о проведенной экскурсии. Беседа о специальных снаряжениях с использованием иллюстративного материала. Разучивание стихов, пословиц о профессии пожарных.
Ознакомительные беседы о первичных средствах пожаротушения, как вызвать пожарных, закрепление домашнего адреса.
Чтение произведения С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Изготовление и подбор атрибутов к игре (жилеты, каски, халаты….)
Роли: пожарные, водитель пожарной машины, диспетчер, врач, медицинская сестра, водитель скорой помощи, прохожие, пострадавшие.
Игровые действия: прохожие гуляют, замечают пожар, вызывают по телефону пожарных. Диспетчер за столом – принимает вызов, уточняет адрес, сообщает пожарным, делает запись в журнале. Врач с мед сестрой в кабинете. Пожарные в пожарной части. Скорая помощь выезжает на место пожара, врач с мед.сестрой оказывают помощь.
Оказать помощь детям при замысле коллективно составленного сюжета. Помочь правильно распределить роли. Поощрять слаженную работу участников игры.
Предметно- игровая среда: набор подручных средств для тушения пожара: детские огнетушители, детские топоры, детские ведерки, детские лопатки, шланг от пылесоса; спецодежда – жилеты, ремни, каски, резиновые сапоги, рукавицы; пожарная машина (простая машина с надписью МЧС), фонарик, рация; телефон для диспетчера, журнал, ручка, красная кнопка на столе.
№ 11 «Ветеринарная лечебница»
Задачи:Способствовать расширению знания детей о профессии ветеринарного врача; установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.
Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему животному
Предварительная работа: Беседа с детьми о работе ветеринарного врача. Рисование «Мое любимое животное». Чтение сказки К. Чуковского «Айболит». Изготовление с детьми атрибутов к игре, привлечь родителей в изготовлении пособий для игры.
Роли : ветеринарный врач, медсестра, санитарка, фармацевт
Игровые действия: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение.
Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д.
Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку.
Фармацевт продает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
Предметно - игровая среда: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, полотенце, порошки и т.д.
№ 12 Сюжетно-ролевая игра «Строительство»
Задачи:
- совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах;
- развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах;
- формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата.
- развивать комбинаторные способности, мышление, воображение, мелкую и общую моторику;
- развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание;
- формировать умения творчески развивать сюжет игры.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: р.н. сказки «Теремок», «Кто построил тот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева.
Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке.
Рисование на тему «Строительство дома».
Изготовление атрибутов для игр.
Роли:строитель, каменщик, шофёр, грузчик.
Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
Игровой материал: Планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
№1
«Школа»
Задачи: Способствовать расширению знания детей о школе.
Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. справедливые отношения, формы вежливого обращения. , умение жить и работать в коллективе.
Предварительная работа:
Экскурсия в школу( осмотр школьного здания и прилегающей территории, осмотр классов)
Беседа с учителем. Беседа о проведенной экскурсии. Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстративного материала. Создание коллекции «школьные принадлежности». Разучивание загадок. Стихов, пословиц о школе, о дружбе, о учении.
Чтение произведений С Маршака «Первое сентября», В Воронковой «Подружки идут в школу» . Встреча с выпускниками детского сада (организация досуга). Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради, книжки-малышки, расписание…)
Роли :ученики, учитель, директор, завуч, техничка.
Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают.
Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков.
Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок.
Помочь детям строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.
Поощрять взаимосвязанные отношения школа- семья.
Предметно- игровая среда: портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя,
повязки для дежурных.
№2
«Сельский дворик»
Задачи: Способствовать расширению знания детей о сельской жизни. Ознакомление с деятельностью животноводов. Воспитание
уважения к труду, бережного отношения к животным. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Предварительная работа:
Экскурсия в село или тактильный зоопарк ( осмотр помещений , где живут животные и прилегающей территории.)
Беседа с фермером. Беседа о проведенной экскурсии. Беседа о работе животноводов с использованием иллюстративного материала. Создание макета « Сельский дворик». Разучивание загадок о животных и профессиях . Стихов. Просмотр иллюстраций «Сельский домик», «Ферма». Чтение произведений о животноводческой ферме ( Л. Воронкова « На реке», «Дедова галоша», потешки, стихотворения. В. Берестова «Коза», «Бычок», узбекская сказка«Упрямые козы»). Рассматривание картин «Корова с телятами»,
«Кони на лугу», «Свинья с поросятами». Знакомство с новыми
терминами. Изготовление атрибутов к игре(поилки,кормушки).
Роли :Фермер, доярка, молочник, пастух, свинарка, конюх, фермер – кормильщик, уборщик.
Игровые действия: Для первой игры воспитатель выступает в роли фермера, который осматривает и показывает владения фермы, объясняет роли,
представляет костюмы работников, их место работы.
Во время второй игры воспитатель играет роль доярки, выбирает
себе в помощники молочника, который расставляет бидоны и
считает, сколько молока сдала доярка. Также можно выбрать
шофера, который отвезет молоко в магазины, на предприятия.
В ходе третьей игры роль доярки выбирается из детей, молочник
тоже. В последующих играх роли играют дети , а воспитатель наблюдает со стороны выполнение правил игры, помогает развивать речь, вести диалоги, подсказывает. Как необходимо обращаться с животными (называть кличками, ласково разговаривать).
Предметно- игровая среда: Макет сельского двора , Иллюстрации с изображением фермы; здание фермы из конструктора «Лего»; макеты животных: коровы, телята, свиньи, поросята, кони, жеребята, козы, козлята;
оборудование для фермы: бидоны, молоковоз, вилы, лопаты,
ведра, кормушки, ясли, поилки, сено, луг, трава. Спецодежда.
№3
"Театр мод"
Задачи
1.Помочь детям естественному и свободному сценодвижению, при демонстрации образа в условиях импровизации.
2.Содействовать в создании дизайн-проекта в форме эскиза, умению работать в коллективе
3.Способствовать формированию эстетического и художественного вкуса у воспитанников.
4. Пробудить в детях трудолюбие и бережное отношение к труду других людей
Предварительная работа:
Экскурсия в школу, кружок "Маленькие модницы"
Д/И "Запомни движение", "Зеркало","Кто во что одет", "Скульптура"
Беседы: "История одного костюма", "Как одевались люди раньше"
Познакомить с видами профессий связанных с модой.
Просматривание репродукций: "Жизнь на Земле миллион лет назад", "Как одевались люди раньше"
Чтение произведений "Маленькая модница", С. Лемаевой, А.Барто.
Подготовка атрибутов: Шаблоны одежды, образцы тканей, журналы мод, подиум, атрибуты для роли модельера мел и др.,
атрибуты для организации дефиле мод( макет кассы, билеты), различные атрибуты (очки, бусы, шляпы и пр.)
Роли:
Модельер, манекенщицы (модели), ведущий (диктор), костюмер, визажисты, стилисты (парикмахер), гости
Игровые действия:
Модельер придумывает костюмы, делает эскизы (рисунки), костюмер подбирает модели одежды для манекенщиц, следит за ней, ведущий проводит показ мод, с подробным описанием каждой модели, представляет гостям создателя моделей, визажисты и стилисты делают макияж, прически, продумывают образ моделей. Гости присутствуют на показе, комментируют сам показ, общаются друг с другом.
В процессеигры помочь детям советоваться, предлагать что-то свое, прислушиваться к мнению друг друга, выбрать интересное решение.
Поощрять развитиесюжетав разных направлениях по инициативе самих детей.
Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Предметно- игровая среда: костюмы, атрибуты для создания прически и макияжа, заколки, ободки, платки, очки, шарфы, шляпы, подиум, журналы мод, образцы тканей, атрибуты для изготовления одежды, эскизов и т.д.
№4
«Экскурсионное агентство»
Задачи:
Способствовать формированию представлений у дошкольников о том, что такое экскурсионное агентство и чем оно занимается.
Вызвать у дошкольников интерес к познанию достопримечательностей и заповедных мест Урала;
Способствовать обогащению игры новыми решениями (изменение атрибутики и хода игры, объединение нескольких игровых действий в один сюжет).
Создать условия для творческого самовыражения;
Помогать детям налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать, соблюдать правила игры.
Предварительная работа:
НОД с детьми «Туристическое агентство».
Занятия по знакомству с достопримечательностями Урала: озеро Тургояк, заповедник Таганай, Ильменский музей-заповедник …
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Экскурсия по городу.
Чтение художественной литературы уральских писателей и поэтов.
Рисование «Ночной город», «Эмблема бюро».
Изготовление и подготовка атрибутов.
Роли: директор бюро, менеджер, экскурсовод, курьер, кассир, туристы, водитель, продавец сувениров, фотограф.
Игровые действия: Директор бюро – руководит, налаживает контакты с туроператорами
Менеджер по экскурсиям (топ-менеджер) работает с клиентами, выбирает направления маршрутов, заказывает места в гостиницах, заказывает автобус для экскурсии.
Курьер - оплачивает путевки, привозит, увозит документы, билеты. Водитель следит за исправностью транспорта, готовит аудио или видео материал для просмотра туристами во время следования автобуса. Экскурсовод проводит экскурсию.
Кассир - продает билеты. Фотограф делает фотосессию во время экскурсии, продавец сувениров – открывает сувенирную лавку.
Основные сюжетные линии: оформление офиса, создание и регистрация вывески, размещение рекламы в прессе, ознакомительные туры менеджеров агентства по экскурсиям, отправка первых клиентов.
Туристы, желающие съездить на экскурсию, менеджер рассказывает о экскурсиях, которые хотели посетить туристы. Кассир оформляет билеты на экскурсию, водитель возит на автобусе туристов, экскурсовод рассказывает туристам о месте, которое они посещают.
Предметно - игровая среда: рекламные буклеты, калькулятор, деньги, билеты, документы, руль, бейджики с надписями профессии, карта с маршрутами путешествий, кассовый аппарат; мобильные телефоны; ноутбук, фотоаппарат; иллюстрации достопримечательностей и заповедных мест Урала, предметы в качестве сувениров.
№5
«Еврохимчистка»
Задачи:
- способствовать расширению знания детей о труде работников химчистки;
- помогать детям в расширении словарного запаса, совершенствованию навыков речевого общению;
- показать детям до начала игры распределение роли, подготавливать необходимые условия для игры;
- побуждать дружескому взаимодействию в коллективной игре.
Предварительная работа:
Экскурсия в прачечную – рассматривание машин во время стирки, наблюдение за закладкой белья, как полощут и отжимают белье, как гладят. Беседа с использованием иллюстративного материала «Работа в химчистке». Показ детям атрибутов (доска, ванна, порошок, мыло, стиральная машина, утюг и т.д.);как правильно стирать белье (налить воду, добавить порошок, постирать, прополоскать, отжать, развешать белье, выгладить); показ гладильной доски, напоминание о том, как правильно работать с утюгом, глажение, постельных принадлежностей. Чтение произведений: К. Чуковский «Мойдодыр», А.Кардашовой «Большая стирка».
Роли:
клиент, менеджер, технолог, приемщица, гладильщик, пятновыводитель.
Игровые действия:
Клиент приходит в еврохимчистку, менеджер приветствует клиента, знакомит с прайсом услуг, предлагает акции, оговаривает дату, когда белье можно будет забрать. Приемщица осматривает грязное белье. Пятновыводчик начинает подготовку к стирке: наливает воду, растворяет порошок в тазике и замачивает грязное белье, потом засыпает порошок в стиральную машину. Вынимает постиранное белье из машины. Складывает в тазик и развешивает белье на сушилке в прачечной. Закрепляет белье на веревке при помощи прищепок. Гладильщик аккуратно складывает высохшее белье, гладит белье, складывает поглаженное белье на стол для белья. Технолог контролирует за работой пятновыводителя и гладильщика.
Предметно- игровая среда: стиральный порошок, мыло, стиральная машина, гладильная доска, утюг, сушилка для белья, тазик, плечики, прищепки, ручка, журнал для записи, телефон, визитки, прайс.
№6
«Военные моряки»
Задачи:
Способствовать расширению знания детей о военных моряках.
Способствовать формированию умения детей отражать в игре яркие
впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью
(события на корабле, жизнь моряков).
Помочь детям самостоятельно распределить роли и действовать в соответствии
с ними, а также создавать игровую обстановку
Совершенствовать у детей умение творчески развивать сюжет
Объяснить важность положительных взаимоотношений друг с другом в ролевом
взаимодействии
Предварительная работа:
Беседа о военных.
Рассматривание тематических картин
Просмотр презентаций «Защитники России». «Дети войны»
Чтение произведений о войне А. Л. Барто «В дни войны» Карпров И. «Мальчики»
Катаев В. «Сын полка» Л. Воронкова «Девочка из города».
Прослушивание музыкальных произведений о море и моряках.
Рисование и лепка по данной теме, создание атрибутов к игре.
Дидактические игры «Чья форма», «Военный транспорт»
Роли : капитан, боцман, штурман, радист, матросы, кок, корабельный врач
Игровые действия:
Капитан докладывает диспетчеру о поднятии флага готовности команды и корабля к выходу в море. Отдают швартовые, команда занимает свои места, выходят в открытое море. Радист докладывает диспетчеру о том, что корабль покинул порт для выполнения задания, идут к месту назначения боевых действий.
Поступает сигнал «SOS» от корабля, терпящего бедствие. Капитан, рассмотрев карту и определив место бедствия. отдает приказ штурману менять курс .Боцман отдает приказ матросам одеть спасательные жилеты и готовить все необходимое к спасательной операции. Матросы под руководством боцмана опускают шлюпки на воду, бросают спасательные круги, приступают к спасению людей.
Корабельный врач проверяет состояние здоровья спасенных и оказывает первую помощь раненым , (доктор ставит градусники, перебинтовывает раненых, дает лекарство)
Кок готовит еду, поит горячим чаем спасенных.
Радист следит за эфиром на экране
Матросы выполняют приказы капитана
Предметно- игровая среда:
Крупный строительный материал, переносная ширма, обшитая чехлами для игры «Моряки», якорь, спасательный круг, бинокли, шлюпки, карта, компьютер, тельняшки, фуражка капитана, бескозырки, медицинский халат, радионаушники, руль, медицинский набор.
№7
«Ателье»
Задачи:
Способствовать расширению знания детей о труде работников в ателье, развитию творческих и конструктивных способностей, воображения, умения взаимодействовать в игровой ситуации, фантазировать.
Побуждать к проявлению интереса и уважения к профессиям людей, работающих в ателье.
Помогать детям планировать игровые действия, самостоятельно создавать игровую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
Предварительная работа:
Экскурсия в ателье по пошиву и ремонту одежды. Беседы о проведенной экскурсии, работниках ателье, видах и способах изготовления одежды.
Чтение художественной литературы: С.Михалков «Заяц портной», Т.Карнаухова «Ателье», Б.Заходер «Портниха», «Жадный Вартан» (армян.сказка), З.Александрова «Сарафанчик».
Создание коллекции тканей, пуговиц, альбома «Образцы тканей», лепбука «Ателье».
Дидактические игры «Я – модельер», «Наряди куклу», «Одень куклу по сезону», «Маленький дизайнер», «Что у тебя шерстяное?», с использованием интерактивной доски «Ателье для кукол».
Совместная продуктивная деятельность «Кукла в красивом платье», «Пришей пуговицу», «Костюмы разных времен и народностей».
Роли: администратор, заказчик, приемщик, художник-модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, утюжильщица, наладчик швейных машин, скорняк.
Игровые действия:
Администратор встречает заказчика, консультирует, направляет к специалисту, следит за организацией и качеством работы. Заказчик выбирает для себя модель одежды ее вид. Приёмщик принимает заказы, выписывает квитанцию. Художник-модельер создает эскизы одежды. Закройщик снимает мерки, чертит лекала, кроит, делает примерку. Швея шьет одежду. Вышивальщица занимается отделкой готового изделия, декорирует элементы изделия вышивкой. Утюжильщица утюжит изделие после окончательной работы швеи. Наладчик швейных машин устраняет неполадки в работе швейных машин.
Предметно - игровая среда: коллекция тканей, наборы разнообразных ниток, иголок, пуговиц, тканей, лент, наперстки, швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, фломастеры для раскроя, стол раскроя, утюги, гладильные доски, журналы мод, квитанции, блокнот для записи заказов, манекен, ширма для примерки, пяльцы, мулине, образцы вышивок, инструменты наладчика (отвертки, пинцеты), альбом и карандаши для создания эскизов, материалы для декорирования одежды (бусины, бисер, палетки и т.д.).
№8
«Космический корабль»
Задачи:
Способствовать расширению знания детей о космическом корабле.
Помочь систематизировать знания о космическом корабле.
Побуждать детей самостоятельно брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры «Космический корабль». Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия.
Помочь самостоятельно использовать в речи космическую терминологию: космический корабль, нос, люки, отсеки, иллюминатор, пульт управления, предстартовая площадка, космический экипаж.
Способствовать самостоятельному выполнению творческих игровых действий (создание игровой обстановки).
Помогать детям усвоить формы вежливого обращения, умение работать в команде.
Предварительная работа:
Беседа с детьми на тему «Что я знаю о космических кораблях» , о первом космонавте Ю.Гагарине.
Рассматривание иллюстраций на тему «Космические корабли».
Продуктивная деятельность: лепка «Космический корабль», аппликация «Космический корабль летит на Марс», рисование «Путь к звездам».
Конструирование космического корабля (из строительного материала, стульев).
Изготовление атрибутов к игре (карта звездного неба, схемы созвездий, макеты планет, шлемы для участников отряда космонавтов).
Чтение произведения В. Медведева «Звездолет Брунька».
Роли :командир отряда космонавтов, космонавт 1, 2, 3, бортинженер, диспетчер, фотограф, журналист.
Игровые действия:
Командир отряда космонавтов предлагает вместе построить космический корабль и придумать ему название. При сооружении и корабля выделяют его части.
Командир отряда рассказывает о физической подготовке и спорте для преодоления невесомости, ведет контроль по сбору вещей для полета. Использует речевые обороты «Приготовиться к полету», «Все готовы к полету».
Космонавты смотрят карту звездного неба, ведут наблюдения за планетами в иллюминатор космического корабля.
Диспетчер держит связь с землей и с центром управления полетом.
Бортинженер учит пользоваться приборами космического корабля, инструментами для ремонта и заправки, наблюдает за приборами .
Фотограф делает зарисовки открытого космоса, фотографирует. Журналист ведет прямой репортаж на корабле, общается с космонавтами.
Предметно- игровая среда: крупный строительный материал, рули, планы, карта, шлемы космонавтов, фотоаппарат, телескоп, пульт управления.
№9
«Экологи»
Задачи
- Способствовать расширению знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; правильному поведению в природной среде.
- Помочь создать развивающую предметно-игровую среду для организации сюжетно-ролевой игры «Экологи»: развернутую, хорошо обустроенную обстановку;
- Привлечь выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры; налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
- Побуждать к необходимости использовать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
Предварительная работа:
Беседа «Планета Земля – наш дом». Знакомство с профессией – эколог (презентация). Рассматривание журналов «Гринпис», «Здоровье и экология», «Юный натуралист», «Красная книга», иллюстрации «Лесозаготовки», «Пожар в лесу», «Несанкционированные свалки». Экскурсия на водоем, в парк, луг, лес (беседы «Службы охраны природы»). Создание книжек-самоделок, игровых макетов с различными природными зонами, кормушек, правил – знаков, схем – моделей правильного поведения в лесу, на природе. Чтение художественной литературы: Н. Некрасов «Плакала Саша, как лес вырубали…», В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Ю.Дмитриев: «Пушистый незнакомец», «Кто охраняет мою полянку», Т. Домаренок «Друг леса», Г. Скребицкий «Лесное эхо», «Лесной голосок», В. Бианки «Повести и рассказы о природе», «Лесные путешествия», Л.Л.Стишковская«Большая книга леса», В.Бианки – «Лесные происшествия», Соколов-Микитов И.С. «Рассказы о природе» и др. Просмотр презентаций «Лес – мой друг», «Сохраним природу» и др.
Роли: Туристы, жители леса – животные, ветеринары, журналисты,водители, эколог, лаборант, ученые, исследователи.
Игровые действия: Лаборант – проводит исследования проб почвы, воды, воздуха, состояние животных, растений, рыб, продуктов питания, выявляет степень загрязнения, записывает результаты в тетрадь, дневник, передает данные исследований по телефону, электронной почте в научно-ииследовательский центр – ученым - экологам; Эколог - исследует информацию, полученную от лаборанта, создает и разрабатывает систему охраны окружающей среды, решения по устранению вредных воздействий, создает агитационные плакаты и буклеты.
Предметно - игровая среда: лаборатория (пробирки, мерки, лупы, тазы, контейнеры, микроскоп, магниты, дневник лаборанта, шапочки, халаты, бахилы, канцелярские принадлежности, компьютер (макет компьютера); природный материал, бросовый материал, мел, песок, почва, кора деревьев. Фигурки разных животных, растений, представителей различных видов рыб, насекомых, виды пищи; иллюстрации, фотографии с различными экосистемами, разнообразием растительного и животного мира, фотографии планеты Земля из космоса и т.д.
№10
«Флорист»
Задачи:Способствовать расширению знаний детей о профессии флориста.
Показать разнообразие используемых материалов: цветы (всё многообразие), декоративные элементы.
Помогать детям овладевать способами изготовления цветов, букетов из различных материалов.
Помогать детям использовать выразительные средства в реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Предварительная работа: Экскурсия в цветочный салон, студию или мастерскую (осмотр помещения, наблюдение за работой флориста). Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
Дидактические игры: «Найди растение», «Отгадай, что за растение», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Найди такой же», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову».
Изготовление атрибутов к игре: аппликация «Волшебные цветы»; изготовление цветов в технике квилинг, оригами.
Подвижные игры: «Цветы» (Белозерова Л.В.), «Клумба», «Садовник».
Роли: продавец – флорист, покупатель – заказчик, клиент, водитель, техничка, кассир.
Игровые действия: Покупатель заказывает цветы или букет. Флорист (продавец) формирует и продает букеты и цветочные композиции. Консультирует покупателей по уходу за выбранными цветами. Декорирует помещение цветами.Оформляет цветами «витрины и торгово-выставочные площади».Ухаживает за свежесрезанными цветами и горшечными растениями. Кассир принимает деньги. Водитель привозит товар (цветы, декоративные элементы), доставляет заказ клиенту (домой, на работу – взаимосвязь с другими сюжетными линиями).Техничка следит за чистотой в помещении.
Помочь детям строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету, Правильно распределять обязанности каждого участника коллективной деятельности.
Предметно - игровая среда: заготовки разнообразных цветов, декоративной травки, элементов (бантики, бумага, тесьма и др.), вазы, подставки, фартук для флориста, бланк для заказа, деньги.
№11
«Центр здоровья»
Задачи:
- Довести до понимания детей важность здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью.
- Расширять представления детей о многообразии способов влияния на организм для поддержания здоровья (здоровое питание, физические нагрузки, занятия на тренажерах, массаж, фито-бар, профилактика заболеваний)
- Упражнять детей в ролевом перевоплощении. Способствовать выполнению различных ролей в соответствии с сюжетом игры.
- Использовать атрибуты игры, побуждать детей к использованию предметов-заместителей, самостоятельно создавать недостающие для игры предметы – формировать игровую среду.
- Упражнять в разрешении проблемных ситуаций. Способствовать формированию у детей стремления к дружеским взаимоотношениям в детском коллективе.
Предварительная работа:
- Экскурсии: медицинский центр «Вся медицина», «Оптик-центр», стоматология «Семейная», косметический салон, физкультурно-оздоровительный комплекс «Лидер» – наблюдение за работой специалистов.
- Показ видеосюжетов, фотоиллюстраций и рассказ воспитателя о работе специалиста медицинского центра: массажист, тренер, диетолог, офтальмолог, стоматолог, косметолог и др.
Чтение художественной литературы: Д. Денисова «Какие бывают профессии», И. Карпова Серия «Кем быть?», «Кем мне стать? Большая книга профессий», Э.Успенский «Играли в больницу».
- Дидактические игры «Кому что нужно для работы?», «Кто назовет больше действий?».
- Рассматривание и изготовление атрибутов для игры.
Роли: руководитель, администратор, медсестра, массажист, тренер, стоматолог, офтальмолог, косметолог, охранник, уборщик помещений и др.
Игровые действия:
- Администратор встречает клиентов, записывает на прием и выдает талон.
- Медсестра приглашает в кабинет, заполняет карточку.
- Специалисты ведут прием – интересуются жалобами, дают рекомендации, выписывают рецепты, проводят процедуры, проводят мастер-класс по использованию средств и методов оздоровления.
Предметная среда:
- мягкие модули, спортивные тренажеры, ширма, кушетка для массажа, медицинская форма, бейджики с картинками, набор доктора, набор косметолога, инструменты для массажа, медицинские инструменты, полиграфическая продукция (буклеты, справки, рецепты, талоны и др.)
№12
Тема «Путешествие на пароходе»
Задачи: Создавать условия для моделирования предметной игровой среды.
Способствовать разворачиванию игры в зависимости от количества играющих.
Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы, справедливое отношение, формы вежливого обращения к сверстникам.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Собираемся в путешествие», «На чем ездят», «Едет, плывет, летит», «Летает - не летает».
Рассматривание иллюстраций о реке Волге.
Познакомить с загадками: Два братца в воду глядят, Век не соберутся (берега). | Бежит, бежит — не выбежит Течет, течет - не вытечет (река) |
Рисование на тему:
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».
Скороговорка: Яхта легка и послушна моя, я бороздить на ней буду моря.
Роли : капитан, лейтенант, лекарь, плотник, штурман, боцман, канонир, конопатчик, матрос, кок (судовой повар), механик, начальник радиостанции, гид, ведущий.
Игровые действия:
Отправляемся в морское путешествие, капитан собирает команду, проверяет готовность корабля. Отдает команды об отплытии.
Лейтенант, помощник капитана, проверяет готовность.
Секретарь корабельный ведет всю документацию на корабле.
Лекарь – врач корабля. Проводит осмотры (перед и во время путешествия), выписывает допуск.
Штурман – отвечает за флаги, шлюпки, компас и другое имущество, проводит проверку и следит за курсом корабля.
Боцман – следит за порядком и чистотой на судне.
Канониры – ответственность за артиллерию в случае нападения пиратов.
Конопатчик – ответственный за протечки на корабле. Следит за тем, чтобы судно не дало течь.
Матросы, разнорабочие, следят за чистотой судна.
Судовой повар (кок), следит за своевременным приготовлением блюд.
Механик – отвечает за техническое состояние судна (двигатели, приборы управления)
Начальник радиостанции – отвечает за связь на судне.
Отдыхающие (путешественники)
Гид – проводит для отдыхающих экскурсию.
Ведущий развлекательных мероприятий – организовывает досуг отдыхающих
Предметно- игровая среда:модули, бинокль, рация, бескозырки, костюмы, компас накидки и другие предметы, которые могут использоваться в игре как заместители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для детей средней группы на развитие двигательной активности детей и картотека для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....
Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...
Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....