Система планирования образовательной деятельности воспитателя с учетом состояния здоровья, показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников ДОО
методическая разработка
Система планирования образовательной деятельности воспитателя с учетом состояния здоровья, показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников ДОО осуществляется путем ограничения и постепенного дозированиянагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и др. согласно медицинским рекомендациям).
Осуществление индивидуального подхода заключается в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребенком усилий физиологическим возможностям организма. Это достигается путем рациональной регламентации длительности, объема, интенсивности и содержания деятельности, создания для ребенка условий психологического комфорта.
Организация любого вида деятельности ослабленных детей, детей с ОВЗ, детей с особенностями физического и психического развития должна предусматривать свою, индивидуальную «зону ближайшего развития», что позволит им развиваться, а не оставаться длительное время на уровне сниженных требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chbd.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Система планирования образовательной деятельности воспитателя с учетом состояния здоровья, показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников ДОО осуществляется путем ограничения и постепенного дозированиянагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и др. согласно медицинским рекомендациям).
Осуществление индивидуального подхода заключается в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребенком усилий физиологическим возможностям организма. Это достигается путем рациональной регламентации длительности, объема, интенсивности и содержания деятельности, создания для ребенка условий психологического комфорта.
Организация любого вида деятельности ослабленных детей, детей с ОВЗ, детей с особенностями физического и психического развития должна предусматривать свою, индивидуальную «зону ближайшего развития», что позволит им развиваться, а не оставаться длительное время на уровне сниженных требований.
Образовательная деятельность
Для детей ослабленных, пришедших в детское учреждение после перенесенного заболевания, соответственно их состоянию и самочувствию, дифференцируется нагрузка при проведении занятий, изменяется темп деятельности, интервал отдыха.
С воспитанниками, длительно не посещавшими дошкольное учреждение, планируется и реализуется система индивидуальной работы по освоению образовательной программы, которая фиксируется в календарном планировании.
С детьми с ОВЗ, а также имеющими особенности физического и психического развития, индивидуальная работа планируется совместно со специалистами (ИФК, муз.рук., логопед, педагог-психолог) и фиксируется в индивидуальных маршрутах развития (Карты развития).
При организации работы по физическому развитию обязательно учитываем распределение воспитанников по группам здоровья и осуществляем дифференциацию допустимой нагрузки, опираясь на рекомендации, представленные в таблице.
Отклонения | Противопоказания | Причины | Рекомендовано |
Сердечно-сосудистой системы | - упражнения с резким изменением положения тела и темпа | Вследствие неустойчивости вегетативной нервной системы, нарушается кровоснабжение мозга, и могут возникнуть головокружение, нарушения функции сердца и сосудов, появится одышка, слабость, ухудшиться общее состояние, наступят необратимые изменения мышц и клапанного аппарата сердца | Тренирующая нагрузка -ходьба по ровной местности - медленный бег - ходьба на лыжах - плавание ОРУ для мелких мышечных групп |
Повышенное АД | - подскоки - прыжки - упражнения на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата | Вызывают головокружение, тошноту, рвоту | - ОРУ - игры средней подвижности - танцевальные движения, так как улучшают и нормализуют нарушенную регуляцию сосудистого тонуса, координацию двигательных актов |
Расстройство носового дыхания | - быстрый темп выполнения упражнения - задержка дыхания | Может привести к дыхательной аритмии, в результате которой сердце на вдохе сокращается чаще, чем на выдохе, появляются нарушения различного характера во всех органах и системах | - упражнения с протяжным вдохом - звуковая гимнастика (произношение звуков на выдохе) - упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки - дыхательные упражнения с сопротивлением (игра на дудочке), так как тренирует дыхательную мускулатуру и улучшают проходимость бронхов |
Ослабленные дети | - длительные пробежки - игры большой подвижности | Вызывают напряжение и усталость | Игры средней подвижности |
Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний представлены на основании исследований Д.М. Российского, Д.М. Серкина, В.К. Добровольского, Е.И. Янкелевич, представленных в методическом издании «Настольная книга учителя физической культуры».
Ангина. Занятия физкультурой можно начинать через 6-7 дней. Необходима осторожность во время занятий на улице в связи с опасностью резкого переохлаждения тела.
Бронхит. Занятия физкультурой - через 6-8 дней. Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений.
Ветряная оспа. Занятия физкультурой - через 7-8 дней.
Гайморит. Необходимы особая осторожность на занятиях на улице, особенно зимой, и постепенность при закаливании.
Отит. Занятия физкультурой - через 14-16 дней.
Воспаление легких. Занятия физкультурой - через 12-14 дней. Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений. Шире использовать дыхательные упражнения.
Грипп:
- легкой и средней тяжести - занятия физкультурой - через 4-5 дней.
- более тяжелая форма - занятия физкультурой - через 10-12 дней.
В первые дни занятий щадящий режим нагрузок, особенно в видах, требующих напряжения сердечно-сосудистой системы. Избегать переохлаждения, во время занятий на открытом воздухе дышать только через нос.
Гастроэнтериты и другие острые расстройства ЖКТ. Занятия физкультурой - через 2-3 дня. Обращать особое внимание на строгое соблюдение режима питания.
Дизентерия. Занятия физкультурой - через 14-16 дней. Необходим систематический контроль за самочувствием, деятельностью сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с натуживанием.
Сотрясение мозга. Занятия физкультурой - через 20-25 дней. Исключаются в течение полугода упражнения, связанные с резкими сотрясениями тела (прыжки и др.) Во время НОД - легкая умственная деятельность, ограничение громких звуков.
Досуговая деятельность
Вовлечение часто болеющих детей, детей с ОВЗ, инвалидов, детей с особенностями физического и психического развития в участие в массовых праздниках, утренниках, развлечениях, Днях здоровья является обязательным. Однако при этомдля них предусматривается деятельность с разной степенью нагрузки, интенсивности, сложности, соответствующая их индивидуальным возможностям. Детям, возможности которых ограничены по сравнению со сверстниками, подбираются задания или роли, поддерживающие их статус в глазах других детей.
Психокоррекционная деятельность
Для успешного выполнения многочисленных оздоровительных и воспитательных задач в работе с часто болеющими, ослабленными детьми, детьми ОВЗ и инвалидами крайне важно создать в коллективе спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивает благоприятное функциональное состояние нервной системы дошкольника. Это поможет достигнуть необходимого оздоровительного эффекта от используемых средств и методов лечения. Только на фоне положительного эмоционального настроя и душевного равновесия ребенка можно рассчитывать на нормализацию его физического статуса в запланированные сроки. В связи с этим одним из непременных условий успешной оздоровительной работы в группе с ослабленными детьми следует считать реализацию системы мер по охране психоневрологической сферы детей, которая должна пронизывать все виды детской деятельности и отдыха в течение дня.
Необходимо формировать у детей осознанное отношение к своему состоянию, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях.
Приложение к Рабочей программе
Система планирования
образовательной деятельности воспитателя
с учетом состояния здоровья,
показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников
МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проя...
Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольник...
Статья Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС
Экологическое воспитание дошкольников...
Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС....
статья "Анализ состояния здоровья и физического развития детей II младшей группы за 2014-2015 учебный год"
В статье анализируется состояние здоровья и физическое развитие детей второй младшей группы за 2014-2015 учебный год. Здесь подробно рассмотрены здоровьесберегающие технологии, приведены результаты фи...
Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности
Экологическое образование стало некотъемлемой частью дошкольной педагогики.Формирование экологической культуры- это средство воспитания у детей правильного и осознанного отношения к природе....
Доклад для воспитателей "Организованно-образовательная деятельность детей 3-7лет интеграция по направлению физического развития"
Доклад для воспитателей "Организованно-образовательная деятельность детей 3-7лет интеграция по направлению физического развития "...