Система планирования образовательной деятельности воспитателя с учетом состояния здоровья, показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников ДОО
методическая разработка

Кольцова Лариса Сергеевна

Система планирования образовательной деятельности воспитателя с учетом состояния здоровья, показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников ДОО осуществляется путем ограничения и постепенного дозированиянагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и др. согласно медицинским рекомендациям).

Осуществление индивидуального подхода заключается в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребенком усилий физиологическим возможностям организма. Это достигается путем рациональной регламентации длительности, объема, интенсивности и содержания деятельности, создания для ребенка условий психологического комфорта.

Организация любого вида деятельности ослабленных детей, детей с ОВЗ, детей с особенностями физического и психического развития должна предусматривать свою, индивидуальную «зону ближайшего развития», что позволит им развиваться, а не оставаться длительное время на уровне сниженных требований. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chbd.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Система планирования образовательной деятельности воспитателя с учетом состояния здоровья, показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников ДОО осуществляется путем ограничения и постепенного дозированиянагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и др. согласно медицинским рекомендациям).

Осуществление индивидуального подхода заключается в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребенком усилий физиологическим возможностям организма. Это достигается путем рациональной регламентации длительности, объема, интенсивности и содержания деятельности, создания для ребенка условий психологического комфорта.

Организация любого вида деятельности ослабленных детей, детей с ОВЗ, детей с особенностями физического и психического развития должна предусматривать свою, индивидуальную «зону ближайшего развития», что позволит им развиваться, а не оставаться длительное время на уровне сниженных требований.

Образовательная деятельность

Для детей ослабленных, пришедших в детское учреждение после перенесенного заболевания, соответственно их состоянию и самочувствию, дифференцируется нагрузка при проведении занятий, изменяется темп деятельности, интервал отдыха.

С воспитанниками, длительно не посещавшими дошкольное учреждение, планируется и реализуется система индивидуальной работы по освоению образовательной программы, которая фиксируется в календарном планировании.

С детьми с ОВЗ, а также имеющими особенности физического и психического развития, индивидуальная работа планируется совместно со специалистами (ИФК, муз.рук., логопед, педагог-психолог) и фиксируется в индивидуальных маршрутах развития (Карты развития).

При организации работы по физическому развитию обязательно учитываем распределение воспитанников по группам здоровья и осуществляем дифференциацию допустимой нагрузки, опираясь на рекомендации, представленные в таблице.

Отклонения

Противопоказания

Причины

Рекомендовано

Сердечно-сосудистой системы

- упражнения с резким изменением положения тела и темпа

Вследствие неустойчивости вегетативной нервной системы, нарушается кровоснабжение мозга, и могут возникнуть головокружение, нарушения функции сердца и сосудов, появится одышка, слабость, ухудшиться общее состояние, наступят необратимые изменения мышц и клапанного аппарата сердца

Тренирующая нагрузка

-ходьба по ровной местности

- медленный бег

- ходьба на лыжах

- плавание

ОРУ для мелких мышечных групп

Повышенное АД

- подскоки

- прыжки

- упражнения на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата

Вызывают головокружение, тошноту, рвоту

- ОРУ

- игры средней подвижности

- танцевальные движения, так как улучшают и нормализуют нарушенную регуляцию сосудистого тонуса, координацию двигательных актов

Расстройство носового дыхания

- быстрый темп выполнения упражнения

- задержка дыхания

Может привести к дыхательной аритмии, в результате которой сердце на вдохе сокращается чаще, чем на выдохе, появляются нарушения различного характера во всех органах и системах

- упражнения с протяжным вдохом

- звуковая гимнастика (произношение звуков на выдохе)

- упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки

- дыхательные упражнения с сопротивлением (игра на дудочке), так как тренирует дыхательную мускулатуру и улучшают проходимость бронхов

Ослабленные дети

- длительные пробежки

- игры большой подвижности

Вызывают напряжение и усталость

Игры средней подвижности

Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний представлены на основании исследований Д.М. Российского, Д.М. Серкина, В.К. Добровольского, Е.И. Янкелевич, представленных в методическом издании «Настольная книга учителя физической культуры».

Ангина. Занятия физкультурой можно начинать через 6-7 дней. Необходима осторожность во время занятий на улице в связи с опасностью резкого переохлаждения тела.

Бронхит. Занятия физкультурой - через 6-8 дней. Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений.

Ветряная оспа. Занятия физкультурой - через 7-8 дней.

Гайморит. Необходимы особая осторожность на занятиях на улице, особенно зимой, и постепенность при закаливании.

Отит. Занятия физкультурой - через 14-16 дней.

Воспаление легких. Занятия физкультурой - через 12-14 дней. Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений. Шире использовать дыхательные упражнения.

Грипп:

- легкой и средней тяжести  - занятия физкультурой - через 4-5 дней.

- более тяжелая форма - занятия физкультурой - через 10-12 дней.

В первые дни занятий щадящий режим нагрузок, особенно в видах, требующих напряжения сердечно-сосудистой системы. Избегать переохлаждения, во время занятий на открытом воздухе дышать только через нос.

Гастроэнтериты и другие острые расстройства ЖКТ. Занятия физкультурой - через 2-3 дня. Обращать особое внимание на строгое соблюдение режима питания.

Дизентерия. Занятия физкультурой - через 14-16 дней. Необходим систематический контроль за самочувствием, деятельностью сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с натуживанием.

Сотрясение мозга. Занятия физкультурой - через 20-25 дней. Исключаются в течение полугода упражнения, связанные с резкими сотрясениями тела (прыжки и др.)  Во время НОД - легкая умственная деятельность, ограничение громких звуков.

Досуговая деятельность

Вовлечение часто болеющих детей, детей с ОВЗ, инвалидов, детей с особенностями физического и психического развития в участие в массовых праздниках, утренниках, развлечениях, Днях здоровья является обязательным. Однако при этомдля них предусматривается деятельность с разной степенью нагрузки, интенсивности, сложности, соответствующая их индивидуальным возможностям. Детям, возможности которых ограничены по сравнению со сверстниками, подбираются задания или роли, поддерживающие их статус в глазах других детей.

Психокоррекционная деятельность

Для успешного выполнения многочисленных оздоровительных и воспитательных задач в работе с часто болеющими, ослабленными детьми, детьми  ОВЗ и инвалидами крайне важно создать в коллективе спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивает благоприятное функциональное состояние нервной системы дошкольника. Это поможет достигнуть необходимого оздоровительного эффекта от используемых средств и методов лечения. Только на фоне положительного эмоционального настроя и душевного равновесия ребенка можно рассчитывать на нормализацию его физического статуса в запланированные сроки. В связи с этим одним из непременных условий успешной оздоровительной работы в группе с ослабленными детьми следует считать реализацию системы мер по охране психоневрологической сферы детей, которая должна пронизывать все виды детской деятельности и отдыха в течение дня.

Необходимо формировать у детей осознанное отношение к своему состоянию, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях.

Приложение к Рабочей программе

Система планирования

 образовательной деятельности воспитателя

с учетом состояния здоровья,

показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников

МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности

 Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проя...

Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности

         Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.          Экологическое образование дошкольник...

Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС....

статья "Анализ состояния здоровья и физического развития детей II младшей группы за 2014-2015 учебный год"

В статье анализируется состояние здоровья и физическое развитие детей второй младшей группы за 2014-2015 учебный год. Здесь подробно рассмотрены здоровьесберегающие технологии, приведены результаты фи...

Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности

Экологическое образование стало некотъемлемой частью дошкольной педагогики.Формирование экологической культуры- это средство воспитания  у детей правильного и осознанного отношения к природе....

Доклад для воспитателей "Организованно-образовательная деятельность детей 3-7лет интеграция по направлению физического развития"

Доклад для воспитателей "Организованно-образовательная деятельность  детей 3-7лет интеграция по направлению физического развития "...