ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Наураша в стране Наурандии»
материал (подготовительная группа)

"Наураша в стране Наурандии" - это мультимедийный продукт для дошкольников, с использованием датчиков в качестве контролёров. В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Совместные занятия-игры будут также увлекательны и интересны взрослым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naurasha.docx106.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Соколовская СОШ»

ПРИНЯТО:

на заседании Педагогического совета муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Соколовская СОШ»

Протокол № 130 от г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Соколовская СОШ»

_________________Сергеев В.В.

Приказ № 130 от #1075;.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Наураша в стране Наурандии» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации программы:1год

Автор-составитель:

Воспитатель I КК

Суслова И.В.

г. Эртиль, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3 стр

Цель и задачи программы

5 стр

Содержание программы (Календарный учебный план, учебно-тематический план)

6 стр

Планируемые результаты

20 стр

Календарный учебный план

21 стр

Условия реализации программы (Материально-техническое обеспечение)

27 стр

Формы аттестации контроля

27 стр

Оценочный инструментарий

27 стр

Методические материалы

29 стр

Список литературы

32 стр

Приложение 1

34 стр

РАЗДЕЛ 1 « КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

  1. Пояснительная записка.

Возможно, не раз Вас ставили в тупик эти непростые детские вопросы: «Почему магнит притягивается к холодильнику?», «Как появляется свет в лампочке?», «Где живёт электрический ток?», «Почему тает мороженое?». Как в наше время рассказать ребёнку о таких понятиях как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток ит.д., чтобы это было увлекательно, познавательно, грамотно и с научной точки зрения. «Научные развлечения» придумали увлекательную, а самое главное – доступную для детей Детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии».

«Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников, с использованием датчиков в качестве контроллеров. В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Совместные занятия-игры будут также увлекательны и интересны взрослым. Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле). Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции).

Данная рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 5-7 лет.

  • Срок реализации программы-1год
  • Форма обучения очная, она включает в себя 72 часа образовательной деятельности. Используя детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», дети учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, мерятся силой, узнают о пульсе, изучают загадочный мир кислотности и др.
  • Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю для детей 5-6 лет не более 25 минут, для детей 6-7 лет по 30минут
  • Объем реализации программы:

Количество часов реализации программы:

- в неделю - 2

- в месяц - 8

- в год - 72

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для формирования целостного мироведения ребенка старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • способствовать формированию начальных представлений из области живой природы, естествознания, математики; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движениии покое, причинах и следствиях и др.)
  • способствовать развитию детской познавательной инициативы;
  • развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
  • развивать мыслительные операции, связную речь, память;
  • создавать условия для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности детей, организация исследовательского компонента предполагает: формирование системы специальных умений (поисковых, информационных, организационных, умений представлять результат своего исследования, оценочных умений). Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, используя игровой мультимедийный продукт с использованием датчиков в качестве контроллеров. Дети в игровой форме вместе с главным героем научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности, приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – закладывают у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада, потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей. Система управленческих действий заложенных в программу затрагивает всех участников образовательной деятельности: детей, педагогов, администрацию, родителей. Необходимость создания и реализации Программы обусловлена пересмотром содержания образования в дошкольном учреждении, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.

Отличительная особенность программы состоит в применении метода экспериментирования как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира, в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыкам экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, лабораторной, исследовательской трудовой деятельности. Материал конкретизирован для занятий со старшими дошкольниками в рамках кружковой работы по познавательному развитию. Дети в игровой форме вместе с героем научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. При проведении занятий педагог имеет возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятия, описывающие эти явления. Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На занятиях ребенку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.

Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Магнитное поле», «Пульс», «Кислотность», «Электричество», «Сила». В составе комплектов по всем темам имеются:

  • датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
  • набор вспомогательных предметов для измерений;
  • сопутствующая компьютерная программа;
  • брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.

Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.

Содержание программы

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Кол-во

занятии

8

8

8

8

8

8

8

8

8

Итого:72 занятия

Учебный

план программы

Возраст обучающихся

Количество часов (объем программы)

Всего:

неделя

месяц

год

5-6лет(старшиегруппы)

2

8

72

6-7лет(подготовительныегруппы)

2

8

72

Учебный план детей 5-6 лет

Названиетемы

Количествочасов

Формы контроля

теория

практика

всего

1

Вводноезанятие

2

0

2

Диагностика Наблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания

Тестирование Анализ

практических работ Фронтальный опросУстный опрос

Самоконтроль

2

Свет

2

6

8

3

Звук

2

6

8

4

Температура,

2

6

8

5

Электричество

2

6

8

6

Магнитноеполе

2

6

8

7

Сила

2

6

8

8

Кислотность

2

6

8

9

Пульс

2

6

8

10

Воздух

2

2

4

11

Итоговоезанятие

0

2

2

Итого:72ч

№ п/п

Названиераздела, темы

Количество часов

Формыаттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с лабораторией

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ Фронтальный опрос Устный опрос

Самоконтроль

2

Блок

«Температура»

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ Фронтальный опрос Устный опрос

Самоконтроль

3

Блок «Свет».

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ Фронтальный опрос Устный опрос

Самоконтроль

4

Блок «Звук».

8

2

6

Диагностика

Наблюдениепедагога Вопросы. Творческие заданияТестирование Анализ практических работ Фронтальный опрос Устный опрос Самоконтроль

5

Блок

«Электричество

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ

Фронтальныйопрос

Устныйопрос Самоконтроль

6

Блок

«Кислотность

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ Фронтальный опрос Устный опрос

Самоконтроль

7

Блок «Пульс»

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ Фронтальный опрос Устный опрос

Самоконтроль

8

Блок «Магнитное поле»(Сила)

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ Фронтальный опрос Устный опрос

Самоконтроль

9

Блок«Чтомы узнали?»

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ Фронтальный опрос Устный опрос

Самоконтроль

Всего часов:72

Учебный план детей 6-7 лет.

№ п/п

Названиераздела, темы

Количество часов

Формыаттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с лабораторией

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческиезадания

ТестированиеАнализ

практическихработ

ФронтальныйопросУстный

опрос Самоконтроль

2

Мыльные пузыри

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческиезадания

ТестированиеАнализ

практическихработ

ФронтальныйопросУстный

опрос Самоконтроль

3

Блок «Свет».

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ

ФронтальныйопросУстный опрос Самоконтроль

4

Блок «Звук».

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ

ФронтальныйопросУстный опрос Самоконтроль

5

Блок

«Электричество

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ

ФронтальныйопросУстный опрос Самоконтроль

6

Блок

«Кислотность

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ

ФронтальныйопросУстный опрос Самоконтроль

7

Блок «Пульс»

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ

ФронтальныйопросУстный опрос Самоконтроль

8

Блок «Вода

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ

ФронтальныйопросУстный опрос Самоконтроль

9

Итоговое занятие

8

2

6

ДиагностикаНаблюдение педагога Вопросы.

Творческие задания ТестированиеАнализ практических работ

ФронтальныйопросУстный опрос Самоконтроль

Всего часов:72ч

Содержание учебного (тематического) плана

Введение (2ч)

Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей

Температура (8ч)

  • Знакомство с понятиями «температура», «градус». Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета. Учимся делать выводы.
  • Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.
  • Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду.
  • Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования.
  • Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий (трение)
  • Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.

Практика: занятия познавательно-эвристического характера, наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», совместная и самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения

Свет (8ч)

  • Знакомство с понятиями «свет», «скорость света». Что такое свет. Экран компьютера или телевизора – источник света
  • Измерениесилысвета(фонарика,экранакомпьютера,освещённостьвкомнате) Влияние света на жизнь растений.
  • Скорость света. Эксперименты со светом (яркий свет, темнота, комфортный свет).
  • Проведение опытов с отражателями. Игровое мероприятие «Мы видим благодаря свету»

Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно- эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентации, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.

Электричество(8 ч)

  • Знакомство с понятием «электричество». Опыт «Электрическое яблоко».
  • Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Первоначальные понятия об электрических цепях.
  • Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения вразличных вещах.
  • Изучение электрической лампочки. Опыты с электромотором.
  • Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Солевая батарейка – устройство и принцип действия. Создание солевой батарейки
  • Как снять напряжение. Доброе и злое напряжение. Опыты с напряжением.
  • Основы безопасного экспериментирования с напряжением.

Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.

Кислотность(8ч)

  • Введение в понятие «Кислотность». Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка»
  • Беседа «Как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке.
  • Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды. Экспериментирование с созданием кислых, менеекислых, некислых напитков.
  • Учимся ухаживать за лабораторным оборудованием.

Практика: наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, открытое занятие, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.

Магнитное поле (8ч)

  • Показ магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит.
  • Опыты с магнитами. Беседа о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследование немагнитных материалов.
  • Опыты с магнитами, их особенности и свойства.
  • Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма.
  • Опыты с металлическими предметами. Показ фокусов «Магнитная левитация».
  • «Магнитные рыбки».
  • Беседа о магнитном поле. Опыты с магнитами и металлическими предметами. Игра «Рыбаки»

Практика: наблюдение, лабораторнаяработа врамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, открытое занятие, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность

Пульс (8ч)

  • Чтотакое пульс. Почему у разных людей разный пульс.
  • Измерение пульса (взрослого, ребёнка). Пульс и упражнения.
  • Создание пульса (медленный, быстрый пульс). Когда сердце бьется чаще.

Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно- эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.

Воздух(4ч)

  • Познакомить детей, что такое воздух?
  • Почему мы дышим?

Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно- эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность

Итоговое занятие (2ч)

  • Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.

Игровые измерения по желанию детей с лабораторией «Наураша».

Учебно-тематический план (1 год обучения)

Месяц

Темыигр-экспериментирований

Задачи

Блок 1 –водаи воздух

Сентябрь

  1. «Воздухтолкаетидавит»
  2. «Атмосферноедавление»3.

«Упругостьвоздуха»

;Гдетеплее»

  • Расширять представленияо

свойствахвоздуха

  • Датьпредставленияо

существовании

атмосферногодавления

  • Познакомить с понятием«температура воздуха»испособомее измерения

  • Датьпредставлениео

движениивоздушных массвзависимостиот температуры воздуха

Октябрь

  1. «Воздух расширяется»
  2. «Звуковыеволны»
  3. «Откудавзялсязвук»
  4. «Барабаннаяперепонка»
  5. «Слух»
  6. «Музыка»
  7. «Джиннизбутылки»
  8. «Волшебнаявода»
  • Датьпредставленияо плотности воздуха;

закреплять

представления о движениитеплыхи холодных масс

  • Познакомить с причинойвозникновения звука, с понятием

«звуковаяволна»

Ноябрь

  1. «Сольвводе»
  2. «Вода–растворитель»
  3. «Бережемводу»
  4. «Нашалюбимаягазировка»(н) 5-6. «Вода поднимается»
  1. «Вода–путешественница»
  2. «Самоеудивительноевеществона Земле – вода»
  • Расширение представлений о свойствахводыи

способахее очищения

  • Формировать представлениео

необходимостиберечь воду

  • Беседа«Как

получаетсягазировка». Опыты с газировкой, апельсиновым,

яблочным,виноградным, лимонным соком.

Кислотавжелудке

Сформировать 16

представления о взаимодействииводыи

песка,водыиглины, воды и почвы

Декабрь

Блок2 – свети сила

  1. «Волшебныестеклышки»
  2. «Почемупредметыдвижутся»
  3. «Хитростиинерции»
  4. «Упрямыепредметы» 5-6 «Что такое масса
  • Познакомитьс приборами для наблюдений –

микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем;объяснить.

Длячегоонинужны

человеку

Познакомить с физическимипонятиями

«сила».«трение»

  • Познакомитьс

физическимсвойством предметов – инерцией

  • Сформировать представления о

свойствепредметов–

массеивесе;оприборах для измерения массы

Январь

Февраль

  1. «Взвешиваниепредметов»
  2. «Каквлиятьнатемпературу»(н)
  1. «Чтотакоеневесомость»
  2. «Силапритяженияивес»
  3. «Зеркалонастене»
  4. «Почемуотражаетзеркало»
  • Закреплениепонятий

«массаивес»

  • Изучениеизменений температурыпредметов от различных

воздействий

  1. «Солнечныезайчики»
  2. «Водапреломляетсвет»
  3. «Излучение»
  4. «Волшебныйкруг»
  5. «Секретныезаписки»

;Театртеней»

  • Закрепить

представления о преломлениисвета

  • Познакомить с понятием «излучение света»;установитькак цвет влияет на количествоизлучения, поглощаемого

предметами

  • Закреплять

представленияосветеи тени

Блок3–магнетизми электричество

Март

  1. «Разбитыймагнит»
  2. «Остаточныймагнетизм»(н)
  3. «Магнитноеискусство»
  4. Кусающиезапо…люс»
  5. «Железонамагничивается
  6. «Магнетизмвнашейжизни» 7-8. «Магнитная земля»
  • Закреплятьи расширять

представления о свойствахмагнита

  • Изучениеявления

остаточногомагнетизма, опыты с отверткой.

Измерениеостаточного магнетизма. Опыты с металлическими

предметами

  • Продолжать

объяснятьдействие магнитных сил

  • Датьпредставленияо

том.ЧтоЗемля–это магнит

  • Показатьпримеры

проявлениямагнетизмав жизни

Апрель

1-2. «Компасисторонысвета»

  1. Электромагниты»
  2. «Проводникиэлектричества»
  3. «Хорошаябатарейкаплохая батарейка»(н)
  4. «Напряжение»(н)
  5. «Электризацияразличных веществ»
  6. «Электричествовприроде»
  • Сформировать представления о сторонах света и северномиюжном

полюсахПознакомить

спринципом работы 18

компасаПознакомить с понятием «проводник

Май

  1. «Гдепрячетсяэлектричество»
  2. «Опасноеинеопасное электричество»
  3. «Электрическиечудеса»
  4. «Электричествои электроприборы»

электричества»;

показать,чтонекоторые вещества могут быть проводниками Измерение напряжения использованнойиновой батарейки. Солевая

батарейка–устройствои принцип действия.

  • Закрепить

представлениядетейо статическом электричестве и его свойствах

  • Напомнитьправила соблюдения техники

безопасностипри использовании электроприборов

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

  • Повышение уровня дошкольной готовности детей;
  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорногоанализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретныхпредставлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • развитие коммуникативных навыков.

В конце года ребенок должен ЗНАТЬ:

  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты лаборатории «Наураша в стране Наурандии»;
  • основные понятия, использующиеся в лаборатории: датчик«Божья коровка», краситель, градус, термометр, температура, зажим, свет, светофильтр, кислотность, звук.
  • Компьютерную среду.

УМЕТЬ:
  • Запускать программу на компьютередля работы в лаборатории.
  • Пользоваться основным измерительным компонентомлаборатории:

датчиком.

  • Показывать элементарные эксперименты и опыты с простейшими компонентами.
  • Целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы

РАЗДЕЛ 2 «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»

Программа будет выполнена при условии четкого взаимодействия формы работы, методов, средств обучения и тематическим планированием.

Содержание работы может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей и от творчества педагога.

Учебно–календарный график

№ п/п

Месяц

Число

Днипроведения занятия

Форма проведения занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

Групповая

1час

ЗнакомствосНаурашейистраной Наурандией

Лаборатория

отзывы родителей, открытое

итоговоезанятие, опыт-

эксперимент

2

Групповая

1час

ЗнакомствосНаурашейистраной Наурандией

Лаборатория

3

Групповая

1час

ТемператураРаботавлаборатории.

Лаборатория

4

Групповая

1час

ТемператураРаботав лаборатории

Лаборатория

5

Групповая

1час

«Температура»Чтотакое температура?

Лаборатория

6

Групповая

1час

Температуравоздухаиводы

Лаборатория

7

Групповая

1час

Работавлаборатории.«Температура»

Эксперименты с измерением температуры

Лаборатория

8

Групповая

1час

Работавлаборатории.«Температура» Эксперименты с измерением

температуры

Лаборатория

1

Октябрь

Групповая

1час

Работа в лаборатории.

«Температура»Нольградусов.

Лаборатория

2

Групповая

1час

Работа в лаборатории.

«Температура» Комфортная температура. Эксперименты сольдом и горячей водой.

Лаборатория

3

Групповая

1час

Работа в лаборатории.

«Температура» Комфортная температура. Эксперименты сольдом и горячей водой.

Лаборатория

4

Групповая

1 час

Работавлаборатории«Температура»Чтотакое

трение.Измерениетемпературы

5

Групповая

1час

Работавлаборатории«Температура»Чтотакое

трение.Измерениетемпературы

6

Групповая

1час

Работавлаборатории«Температура»Чтотакое

трение.Измерениетемпературымороженого

7

Групповая

1час

Работа в лаборатории. «Температура»

Экспериментысосвечой, лампочкой

8

Групповая

1час

.Работавлаборатории.«Температура»Итоговое

потеме«Создатькомфортнуютемпературу»

1

Ноябрь

Групповая

1час

Работавлаборатории.СветЧтотакоесвет?Мы

видимблагодарясвету.Экранкомпьютераили

телевизора.

2

Групповая

1час

Работавлаборатории.СветИзмерениесилысветав

комнате,фонарика.

3

Групповая

1час

Работавлаборатории.СветСкоростьсвета.Влияние

светанажизньрастений.Измеритьсилусветавозле

окна.

4

Групповая

1час

Работавлаборатории.СветСкоростьсвета.Влияние

светанажизньрастений.Измеритьсилусветавозле

окна.

5

Групповая

1час

Работа

в

лаборатории.

Свет

Скорость

света.

Влияниесветанажизнь растений.

6

Групповая

1час

Работа

в

лаборатории.

Свет

Освещенность

в

разныхместах комнаты

7

Групповая

1час

Работа

в

лаборатории.

Свет

Освещенность

в

разныхместах комнаты

8

Групповая

1 час

Работавлаборатории.СветЭкспериментысо

светом.

1

Декабрь

Групповая

1час

Работавлаборатории.СветЭкспериментысосветом.

2

Групповая

1час

Работавлаборатории.СветЭкспериментысосветом

3

Групповая

1час

Работавлаборатории.СветЭкспериментысосветом

4

Групповая

1час

Работа в лаборатории. Свет Итоговое по теме «Мы видим благодаря свету» Создать темноту. Создать яркий свет. Создать комфортный свет. комфортный свет). Способствовать развитию интереса детей к исследованиямиэкспериментам.Воспитывать

познавательныйинтерес

5

Групповая

1час

Работавлаборатории.СветОпытысосветом

6

Групповая

1час

Работавлаборатории.СветОпытысосветом.

7

Групповая

1час

Работавлаборатории.МагнитноеполеМагнитное

поле.Полюсы магнита.

8

Групповая

1час

Работавлаборатории.МагнитноеполеМагнитное

поле.Полюсы магнита.

1

Январь

Групповая

1час

Свойстваснега

лаборатория

2

Групповая

1час

Свойстваснега

лаборатория

3

Групповая

1час

Свойстваснега

лаборатория

4

Групповая

1час

Работавлаборатории.Магнитное полеКольцевойиплоскиймагнит.

Поленаразныхполюсахмагнита

лаборатория

5

Групповая

1час

Работавлаборатории.Магнитное полеКольцевойиплоскиймагнит.

Поленаразныхполюсахмагнита

лаборатория

6

Групповая

1час

Работа в лаборатории. Магнитное полеКольцевойиплоскиймагнит. Поле на разных полюсах магнита

лаборатория

7

Групповая

1час

Работавлаборатории.Магнитное полеКольцевойиплоскиймагнит.

Поленаразных полюсахмагнита

лаборатория

8

Групповая

1час

Работавлаборатории.Магнитное полеКольцевойиплоскиймагнит.

Поленаразныхполюсахмагнита

лаборатория

1

Февраль

Групповая

1час

работавлаборатории.Магнитноеполе

Земля - это магнит. Магнитные материала. Исследование немагнитных

лаборатория

2

3

Групповая

1час

работа в лаборатории. Магнитное поле Земля - это магнит. Магнитные

материала.Исследованиенемагнитных

лаборатория

4

Групповая Групповая

1час

1час

Работа в лаборатории. Магнитное поле Земля - это магнит. Магнитные материала. Исследование немагнитных предметов

лаборатория

5

6

Групповая

1час

Работавлаборатории.Магнитноеполе

Расстояниедомагнита.Сравнениедвух

лаборатория

магнитов.Сложениемагнитов.

7

Групповая

1час

Работа в

лаборатории.

Магнитное

поле.

лаборатория

Магнетизм

8

Групповая

1час

Работа в

лаборатории.

Магнитное

поле.

лаборатория

Магнетизм

1

Март

Групповая

1час

Работа в

лаборатории.

Магнитное

поле.

лаборатория

Магнетизм

2

Групповая

1час

Работавлаборатории.Итоговоепотеме

МагнитноеполеСоздатьсильногомагнитного

лаборатория

поля.Убратьмагнитноеполе.Создатьслабое

магнитноеполе

3

Групповая

1час

Работавлаборатории.МагнитноеполеОпыты

лаборатория

4

Групповая

1час

Работавлаборатории.ЗвукЧтотакоезвук?

Что такое громкость?

лаборатория

5

Групповая

1час

Работавлаборатории.ЗвукЧтотакоезвук?

Что такое громкость

лаборатория

6

Групповая

1час

Работавлаборатории. ЗвукПочемуодни звуки

высокие, а другие низкие? Игра на ксилофоне, флейте. Исследовать свисток.

лаборатория

7

Групповая

1час

Работа влаборатории.Звук Почемуоднизвуки высокие, а другие низкие? Игра на ксилофоне, флейте. Исследовать свисток

лаборатория

8

Групповая

1час

Работа влаборатории.Звук Почемуоднизвуки высокие,адругиенизкие?Игранаксилофоне,

флейте.Исследоватьсвисток

лаборатория

1

Апрель

Групповая

1час

Работавлаборатории.ЗвукСоздать

тишину.Звукпередаетсяповоздуху.

лаборатория

Почемувкосмосенет звука?

2

Групповая

1час

Работавлаборатории.ЗвукСоздать

тишину.Звукпередаетсяповоздуху.

лаборатория

Почемувкосмосенет звука?

3

Групповая

1час

Работа в

лаборатории

лаборатория

«Кислотность?

4

Групповая

1час

Чтозначит кислый,соленый?

лаборатория

5

Групповая

1час

Работавлаборатории.Звук.Опытысо

лаборатория

звуком.

6

Групповая

1час

Работавлаборатории.Итоговоепотеме

Звук.Звукирасстояние.Создатьразные

лаборатория

виды звука.

7

Групповая

1час

Свойстваводы

лаборатория

8

Групповая

1час

Свойстваводы

лаборатория

1

Май

Групповая

1час

Свойстваводы

лаборатория

2

Групповая

1час

«Можетлирастениедышать?»,«Что

выделяет растение?»

лаборатория

3

Групповая

1час

«Можетлирастениедышать?»,«Что

выделяет растение?»

лаборатория

4

Групповая

1час

Прощание с Наурашей и страной

Наурандией.Закреплениематериала.

лаборатория

5

Групповая

1час

Прощание с Наурашей и страной

Наурандией.Закреплениематериала

лаборатория

6

Групповая

1час

Прощание с Наурашей и страной

Наурандией.Закреплениематериала

лаборатория

7

Групповая

1час

Итоговое занятие. «Чему мы

научились»

лаборатория

8

Групповая

1час

Итоговое занятие. «Чему мы

научились»

лаборатория

Итого:72 часа

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Оборудование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» Дополнительное оборудование для измерения температуры: свеча, настольная лампа с лампой накаливания, кубики льда, одноразовые стаканчики, мороженое, ватные диски.. Дополнительное оборудование для изучения темы «Электричество»: яблоко, лимон, клубень картофеля, ёмкость с солёной водой, б/у батарейки. Дополнительное оборудование для изучения темы «Кислотность»: ёмкость для промывки датчика, соки (апельсиновый, яблочный, лимонный), вода, сладкая газированная вода. Дополнительное оборудование для измерения магнитного поля: пластмассовая или мягкая игрушка, различные магниты (магнитные буквы, магниты на холодильник), пластиковые стаканчики, скрепки. Дополнительное оборудование для измерения силы: небольшой игрушечный автомобиль. Дополнительное оборудование для измерения звука: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки; фрагменты записи голосов живой природы; схема строения органов слуха человека. Дополнительное оборудование для измерения света: надувной мяч «Глобус», модель солнечной системы, глобус, фонарики.

Информационноеобеспечение:

  1. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников

«Наураша в стране Наурандии».

  1. Программное обеспечение «Наураша в стране Наурандии».
  2. Интерактивная доска
  3. Ноутбук
  4. Проектор

  1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, КОНТРОЛЯ.

Система контроля знаний и умений учащихся представляется в виде учёта результатов по итогам выполнения заданий отдельных кейсов и посредством наблюдения, отслеживания динамики развития учащегося.

  1. ОЦЕНОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Для определения результативности ожидаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы проводится педагогической диагностика освоения программы каждым воспитанником. В диагностике используются специальные диагностические критерии, с помощью которых можно отследить изменения и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по реализации программы.

Формы контроля

  • мониторинг сохранности состава группы обучающихся, занимающихся по данной программе, и посещаемости занятий;
  • наблюдение за деятельностью обучающихся вовремя занятий;
  • контроль выполнения самостоятельных творческих заданий.

Формы аттестации

  • На протяжении всего периода обучения педагог отслеживает результативность программы через низкоформализованные методы: беседы, наблюдения за деятельностью детей, демонстрация опытов участие в развлечениях для малышей с демонстрацией опытов.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

  • Демонстрация опытов для дошкольников в рамках реализации проекта «Чудеса, опыты эксперименты»
  • Проведение научных развлечений.
  • Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов является проведение открытого занятия, демонстрация опытови рассказ о них дошкольникам других групп.

Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае), которая позволяет более точно отобразить уровень овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности ребенка, предоставляет возможность проследить даже незначительную динамику в его развитии, увидеть дальнейшие перспективы и спланировать развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребенка.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Программа рассчитана как на слабых в своѐм развитии детей, так и на одарѐнных, при этом темпы их движения по программе будут разными. Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. Знания теоретического материала диагностируются путѐм тестирования, выполнения расчѐтов, схем, путѐм опроса во время занятий.

Путѐм наблюдения за детьми во время занятий, опытов диагностируется интерес к познавательно-экспериментальной деятельности. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к опытам, элементарным экспериментам, исследованиям, диагностируется развитие познавательных способностей детей. Постоянно организуется продуктивная деятельность, которая позволяют показать уровень знаний детей, а тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность-Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015
  2. КалининаТ.В.УправлениеДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве».- М.: Сфера, 2008
  3. ЛеоноваЛ.А. Дошкольники компьютер: медико-гигиенические рекомендации – M.: MODДЭК, 2004;
  4. РыжоваЛ.В.Методикадетскогоэкспериментирования-Спб.:ООО

«Издательство «Детство-Пресс»,2015

  1. Шутяева, Е.А.Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/Е.А.Шутяева.–М.:издательство «Ювента»,;76
  2. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i- )
  3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность-Спб.:ООО

«Издательство«Детство-Пресс»,2015

  1. КалининаТ.В.УправлениеДОУ «Новыеинформационные технологии в дошкольном детстве».- М.: Сфера, 2008

Приложение 1

ТЕМА: «Кислотность» с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Цель: совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей об органах чувств;
  • Дать детям представление о кислотности;
  • Расширять кругозор детей;
  • Закреплятьумение работать парами;
  • Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия.
  • Расширять словарный запас детей;
  • Развивающие
  • Развивать вкусовое восприятие;
  • Развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности;

Воспитательные:

  • Воспитыватьбережное отношение к своему здоровью

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

«Речевое развитие»

Использование технологий:

  • личностно-ориентированные;

-здоровьесберегающие технологии (физкультминутка)

ИКТ:
  • MicrosoftWord,
  • MicrosoftPowerPoint.

Оборудование:

мультимедийное, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»,

учебный модуль «Кислотность», контейнеры для опытов по 2 шт., на каждую пару детей (с лимонным соком и пищевой содой), одноразовые ложки (маленькие) на каждого ребѐнка.

Предварительнаяработа:

  1. Рассматривание иллюстраций.
  2. Проделывание опытов с фруктами

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, к нам в группу пришёл Знайка. И принёс нам письмо от Наураша. Знайка, что в этом письме?

Знайка: Ребята, Наураша приглашает вас к себе в лабораторию. Но прежде, чем вы туда попадёте, нужно выполнить несколько заданий.

Задание 1.

Вы должны отгадать, что лежит в мешочке. (Воспитатель берёт красивый мешочек, наполненный фруктами, и читает загадки):

  1. Я кислый был зелёный,

Созрел и пожелтел,

Из жарких стран, ребята,

Я к чаю прилетел,

Хоть кислый, но знайте,

Со мною чай вкусней,

Добавлю аромата – И станем здоровей!

  1. Само с кулачок,

Наливной бочок,

Потрогаешь – гладкое,

Откусишь – сладкое!

  1. Я оранжевый и круглый,

Прямо с солнечного юга!

Можешь съесть меня, но только,

Раздели сперва на дольки

Сам на солнышко похож.

Как меня ты назовѐшь?

Воспитатель: Молодцы, первое задание мы выполнили.

Задание №2

Знайка: Определите на вкус, какой фрукт самый кислый. (Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый.) (Ответы детей)

Задание №3

Знайка: Ответьте на вопросы:

-Что такое органы чувств? (Ответыдетей)

Воспитатель: да, правильно, это органы, с помощью которых человек воспринимает или чувствует окружающий мир.

Знайка: Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей)

Ребёнок: Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик-запах различать.

И не к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Воспитатель: Какой орган чувств отвечает за распознавание вкуса? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие вкусы может распознать язычок?

Воспитатель: Посмотрите, что прислал нам Наураша (достаёт картинку языка) показывает детям.

Знайка: а я хочу загадать вам загадку

Всегда во рту, а не проглотишь (Ответы детей)

Воспитатель: правильно, ребята. Что изображено на картинке? (Язык) Повернитесь друг к другу, и покажите свой язычок, рассмотрите его внимательно. Что вы сможете рассказать про язык?

Знайка: а давайте я расскажу. Язык расположен в ротовой полости. Язык — это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.

Воспитатель: Какой вкус может различать язычок? (Горький, кислый, сладкий и солѐный, и ещѐ вкус испорченной пищи)

Воспитатель: рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке. Кончик языка – чувствует сладкое и солѐное, боковые стороны языка – чувствуют кислое, корень языка - чувствует горькое.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Мы сегодня в сад пойдем, (Шагать на месте)

Фрукты разные найдем. Раз, два, три, четыре, пять

Будем фрукты собирать.

Груши, яблоки исливы, (Прыжки на месте )

Виноград и апельсины.

Будемсдеревасрывать, Хлопают в ладоши

Всех знакомых угощать. (Поднимать поочереди то правую, то левую руку, как бы срывая плоды. Протянуть руки вперед ладонями кверху)

Воспитатель: а сейчас мы вместе с Наурашей будем измерять кислотность

Различных фруктов, газированной воды и воды обыкновенной. Для

Измерения кислотности существует шкала измерения кислотности. (Показать

изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1до14. Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение.

Опыт 1.

Апельсиновый сок – налить апельсиновый сок в стакан с оранжевой наклейкой. Произвести измерением датчиком. (Вызывается один ребёнок) Воспитатель: чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7. Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму.

Опыт 2.

Яблочный сок - налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой. Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок) Воспитатель: кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота), если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.

Опыт 3.

Лимонный сок – налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой. Произвести измерения. (Вызывается один ребѐнок)

Воспитатель: дети, какой сок самый кислый, согласно проведённым измерениям?

Дети: лимонный

Опыт 4.

Чистая вода – налить воду в стакан с белой наклейкой. Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок) Воспитатель: Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.

Опыт 5.

Газировка – налить газировку в стакан с коричневой наклейкой. Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок) Воспитатель: газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т. к. они содержат много кислоты.

Опыт 6.

Вода плюс сода - налить воду в стакан с белой наклейкой. Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок). Добавить соду. Произвести повторное измерение. Воспитатель: при добавлении соды показатель воды стал выше 7,такая среда называется щелочной. Минеральная вода Ессентуки, Боржоми, имеют щелочную среду, и полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Опыт 7.

Лимонный сок плюс сода – добавить в стаканчик с лимонной кислотой соду.

- Провести измерение. (Вызывается один ребёнок) Воспитатель: Показатель кислотности увеличился, значит, кислотность снизилась. Свойство соды: при добавлении её в любую жидкость кислотность жидкости снижается (т. е. увеличивается её показатель).

Итог занятия: Воспитатель: дети, что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось?

ВЫВОД: аскорбиновая кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах. Самое большое кол-во аскорбиновой кислоты в лимоне. Газировка вредна, т. к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши»  Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...

Дополнительная общеразвивающая программа по английскому языку "АВС" Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации: 1 год

Развивающая программа дополнительного образования по английскому «АBC» дает общее представление детям о мире как многоязычном и поликультурном сообществе. Она призвана обеспечить усвоение ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организац...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

   Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...