"Мама,папа я- читающая семья"
проект (подготовительная группа)

Фильшина Наталья Викторовна

В ходе реализации проекта «Папа, мама, я – читающая семья» дети приобщатся к художественной литературе и театральной деятельности, расширят кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформируется запас литературных впечатлений, научатся иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Родители воспитанников получат информацию о том, как формировать интерес детей к книге. Многие дети запишутся в городскую библиотеку. А главное - у детей появится потребность в чтении книг, а это значит, что вся проведённая работа не пройдет даром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._mama_papa_ya_-_chitayushchaya_semya.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 307 комбинированного вида»

Проект

«Папа, мама, я – читающая семья»

Воспитатели: Фильшина Наталья Викторовна

г. Красноярск – 2023 год

Вид проекта: образовательно - творческий.

Длительность проекта: долгосрочный (октябрь 2023г. – апрель2024г)

Участники проекта: - дети;

- воспитатели;

- учитель-логопед;

- родители;

- библиотекарь

Цель проекта:

Развитие речи детей с ОВЗ посредством использования художественной литературы.

Задачи проекта:

- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

- стимулировать влияние художественных текстов на развитие других видов совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей (познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой)

- реализовать целевой ориентир – «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступками людей: склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей посредством художественной литературы.

Актуальность проекта:

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средства развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объеме или поверхностно, во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несет им радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью русского языка.

Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребенок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

Содержание проекта

Организация деятельности над проектом.

  1. Деятельность воспитателя:

- подготовка методических и дидактических материалов;

- проведение интересных занятий, игр, бесед, викторины, организация выставок;

- отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной

программы;

- довести до родителей важное значение воспитания в дошкольниках интереса и

любви к книге;

- экскурсии в библиотеку;

- выставка творческих работ детей.

  1. Деятельность детей:

- участие в различных занятиях, играх, конкурсах, беседах, викторине;

- заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных

педагогами;

- ремонт книг;

- рисование понравившихся сюжетов и изготовление поделок по прочитанным

произведениям.

  1. Деятельность родителей:

- участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;

- покупка детям книг, соответствующих возрасту, совместное знакомство с книгами;

- оказание помощи в пополнении групповой библиотеки;

  1. Деятельность библиотекаря:

- подготовка и организация встречи в библиотеке (по отдельному плану).

Детям предлагается широкий спектр игр:

- дидактические игры;

- сюжетно – ролевые игры;

- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

- пальчиковые игры;

-игры – драматизации;

- театрализованные игры.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: в лепке, рисовании, аппликации, конструировании из бумаги.

Реализация проекта предполагает:

- взаимодействие воспитателя с детьми;

- взаимодействия воспитателя с родителями;

- совместную деятельность родителей и детей;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса:

педагоги – дети – родители.

Ожидаемый результат:

- формирование устойчивого интереса детей и родителей к чтению художественной

литературе;

- позитивные изменения в речи детей;

- повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребенка;

- возрождение традиции домашнего чтения;

- пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной

литературой;

- регулярное посещение городской библиотеки имени М. Булгакова..

План мероприятий по осуществлению проекта

I. Подготовительный этап

Анкета для родителей.

Цель: изучить читательскую ситуацию в семьях.

Анкета для детей.

Цель: определить отношение детей к чтению.

Работа над темой проекта.

Цель: подобрать методическую литературу и дидактический материал для основного этапа проекта; разработать беседы, памятки, консультации, рекомендации для родителей; организовать развивающую среду в группе по теме проекта.

Составление плана мероприятий по проекту «Папа, мама, я – читающая семья».

Цель: обеспечить выполнение поставленных задач проекта «Папа, мама, я – читающая семья», упорядочить формы организации деятельности по проекту.

Родительское собрание на тему: «Как организовать семейное чтение?»

Цель: ознакомить родителей с содержанием проекта; помочь родителям осознать ценность чтения, как средства образования и воспитания дошкольников.

II. Основной этап

Памятка для родителей «Семья и книга».

Цель: активизировать работу родителей по развитию детского чтения в семье.

Тест «Готов ли ребенок к чтению?».

Цель: определить уровень готовности детей к чтению.

Традиции группы: «Книжное дерево», «Экран читателя».

Цель: активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге».

Цель: вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

Пальчиковые игры: «Кошкин дом», «Семья».

Цель: побуждать самостоятельно придумывать движения, жесты в соответствии с содержанием стихотворения; обогащать словарь детей, совершенствовать интонационную выразительность речи.

НОД «Путешествие в прошлое книги»

Фильшина Н.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: познакомить детей с историей создания и изготовления книги, показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека, воспитывать бережное отношение к книгам.

Беседа «Откуда пришла книга».

Цель: дать детям знания о том, как делается книга, подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться бережно, воспитывать уважение к труду людей, которые делают книгу.

Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин».

Цель: учить создавать игровую обстановку, оформлять витрины книжного магазина с учетом содержания книг; обогащать сюжет игры.

Консультация «Почему дети не читают?».

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

Дневные литературные чтения (ежедневно).

Цель: вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

Театр на фланелеграфе: «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».

Цель: развивать умение детей различать эмоции, уметь их изображать с помощью интонации и жестов; развивать стремление импровизировать несложные сюжеты сказок.

Д/и «Из какой сказки?»

Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, развивать умение узнавать их по ключевым словам.

Мастерская по изготовлению творческих работ по прочитанным произведениям.

Цель: развивать умение выражать свои впечатления о прочитанной книге в различных видах продуктивной деятельности.

НОД «Путешествие в типографию»

Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: познакомить детей с процессом создания, оформления книги; воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

Конструирование из бумаги «Самодельная азбука».

Цель: вызвать интерес у детей к созданию книг своими руками; совершенствовать навыки работы с бумагой.

Знакомство с пословицами, поговорками и загадками о книге и сказочных героях.

Цель: познакомить детей с пословицами, поговорками и загадками о книге и сказочных героях, объяснить смысл, заключенный в них, чему воспитывают они, что выражают.

Театр Бибабо «Расскажи стихи руками».

Цель: обучать детей приемам кукловождения; развивать речь детей, способность сопровождать текст жестами.

Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению».

Цель: повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.

НОД «Книга – источник знаний»

Конспекты комплексных занятий по развитию речи.

Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей о книгах; воспитывать интерес и любовь к книге как источнику знаний.

Литературная гостиная по произведениям Н.Н. Носова.

Д/и «Прочитай по первым буквам».

Цель: закрепить знания букв и умение складывать их в слова.

Настольный театр «Три поросенка».

Цель: совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами.

Пальчиковая игра «Маша обедает»

Цель: поощрять участие детей в театрально – игровой деятельности; добиваться правильного и четкого произношения слов.

Рассматривание портретов детских писателей.

Цель: закрепить и расширить знания детей о детских писателях.

НОД «Библиотека»

Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку; воспитывать бережное отношение к книгам.

Экскурсии в городскую библиотеку имени М. Булгакова.

Цель: уточнить знания о библиотеке, расширить словарный запас по теме «библиотека», воспитывать бережное отношение к книгам.

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Цель: закрепить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову.

Трудовая деятельность в книжном уголке: «Книжкина больница».

Цель: воспитывать бережное отношение к книге, совершенствовать навык работы с клеем и ножницами.

Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме».

Цель: повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Развивающая игра «Делим слова на слоги».

Цель: закрепить навыки слогового анализа слова, развивать навыки чтения, познакомить с ударением в словах.

Консультация «Как организовать домашнее чтение».

Цель: вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

НОД «Новая сказка» (творческое рассказывание)

Конспекты комплексных занятий по развитию речи.

Цель: развивать умение детей сочинять сказку, используя выразительные средства языка; воспитывать интерес к словесному творчеству.

Д/и «Узнай нас»

Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, развивать умение узнавать их по фрагментам из сказок и описанию героев.

Игра -драматизация «Мешок яблок».

Цель: развивать умение детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, жестов.

Настольно - тактильный театр «Пых».

Цель: закрепить умение выразительно и эмоционально участвовать в драматизации сказки; развивать речь, мелкую моторику рук и тактильную память.

Рекомендации для родителей «Домашнее чтение».

Цель: напомнить родителям о правилах организации домашнего чтения.

III. Заключительный этап

Продукт проекта: Литературная гостиная «Как хорошо уметь читать!».

Цель: дать детям возможность проявить себя и свои полученные знания по теме проекта во время проведения литературной гостиной; воспитывать стойкий интерес к книге, к чтению.

Выставка творческих работ детей «Краски прочитанной книги».

Цель: через детское творчество повысить эффективность работы по приобщению детей к книге.

Арт-выставка фотографий: «Вместе с книгой я расту».

Цель: способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Повторное анкетирование детей и родителей.

Цель: выявить положительную динамику в развитии детей по теме проекта;

отметить повышение компетентности родителей по проблеме приобщения детей к художественной литературе.

Итоговый результат проекта:

В ходе реализации проекта «Папа, мама, я – читающая семья» дети приобщатся к художественной литературе и театральной деятельности, расширят кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформируется запас литературных впечатлений, научатся иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Родители воспитанников получат информацию о том, как формировать интерес детей к книге. Многие дети запишутся в городскую библиотеку. А главное - у детей появится потребность в чтении книг, а это значит, что вся проведённая работа не пройдет даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность во второй младшей группе "Мама, папа и я - здоровая семья"

Формировать положительное отношение детей к чистоте, обучать ребенка заботиться о своём здоровье и безопасности. Воспитывать у детей навыки личной и общественной гигиены, способствовать правильному по...

сценарий спортивного праздника приуроченного ко дню СЕМЬИ " Мама, папа и я - спортивная семья" 8 июля 2011 год

Цель:Доставить детям радость, удовольствие от спортивного мероприятия и тем самым формировать ценностное отношение к занятиям физической культурой. Задачи:Закреплять у детей интерес к физку...

Спортивный праздник «Мама, папа и я - спортивная семья» (Дети старшего дошкольного возраста с родителями) посвященный Дню семьи.

Спортивный праздник «Мама, папа и я - спортивная семья» (Дети старшего дошкольного возраста с родителями) посвященный Дню семьи. Задачи:• создать веселое настроение участников праздника;• воспиты...

Мини-проект "МАМА ПАПА и Я - читающая семья"

Расширение кругозора детей.Содействие воспитанию любви к чтению у старших дошкольников и их родителей.Вовлечение родителей в совместный творческий процесс....

Методическая разработка семейного праздника "Мама, папа и я - читающая семья"

Праздник для детей и родителей, конкурсная программа....

Проект по самообразованию "Мама, папа и я- читающая семья"

Привлечение родителей и социальных организаций к развитию у детей старшего дошкольного возраста интереса к книгам....