Рекомендации педагогам на тему Подвижные игры в развитии речи детей дошкольного возраста
учебно-методический материал
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnaya_igra.docx | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Начиная с младшей группы, работа с дошкольниками подразумевает решение одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам. Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Работа по познавательному речевому развитию детей в подвижных играх тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.
Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи.
Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей детей (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.
В познавательно - речевом развитии ребенка подвижные игры имеют исключительное педагогическое значение. Ряд ученых отмечают, что игры отражают индивидуальность и творческую деятельность детей, в основе которой обычно лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к современным условиям традиции.
Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всесторонне развитие ребенка. Формируется и развивается его внутренний мир - его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. В результате двигательной деятельности дети учатся понимать явления, происходящие в природе и внешнем окружающем мире.
В дошкольном возрасте нервная система и весь организм ребенка в целом обладают чрезвычайной пластичностью, податливостью к внешним воздействиям. Поэтому рациональная дозировка объема и интенсивности нагрузки, регулярное чередование ее с отдыхом будет определять оптимальность динамики организма ребенка, обеспечивать своевременность восстановительных процессов и повышать работоспособность.
Развитие речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он не готов. И наша задача заинтересовать ребенка, увлечь его полезными играми.
Подвижные игры с детьми я использую как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. Любую подвижную игру стараюсь адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.
В начале учебного года работу начала с подбора подвижных игр. Изучила большое количество методических разработок и рекомендаций следующих авторов Е.Н.Вавиловой, М.М.Контарович, Л.И.Михайловой и др. В них были предложены классификации подвижных игр по разным основаниям.
Для формирования связной речи у детей я использую различные подвижные игры с речевыми движениями, которые вы можете увидеть в картотеке. Картотека классифицирована по разным возрастным группам.
Таким образом, объединяя все вышесказанное, стоит еще раз отметить, что подвижные игры являются очень важным элементов в развитии речи детей, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, формирует физические навыки, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника.
Рекомендации педагогам
1. Нужно хорошо знать текст и соответствующие движения.
2. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно, выделяя ритмический рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.
3. Потешки и прибаутки родственны песне, но это не значит, что их надо произносить на распев. Важно добиться некоторой певучести, напевности.
4. Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его в процессе игры. Вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо только, чтобы дети сразу говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произношение ими текста, не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем.
5. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким, писклявым голосом или крикливо.
Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно.
Список литературы
Быкова А.И. Методика проведения подвижных игр в детском саду. М. 1956.
2. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях M. 1956.
3. Мануйленко З.B. Роль игры в воспитании дошкольника М. 1951.
4. Макаренко Б.Г. Физическая культура и умственных труд А.А. 1977.
5. Никитина Л.А. Мы и наши дети. М. 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Игра явл Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на...
Статья на тему: «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»
В данной статье рассказано, что такое игры, как игры связаны с речью. Какие игры лучше использовать для развития речи детей дошкольников....
Презентация на тему "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста...
Доклад на тему: «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»
laquo;Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - средство воспитания, игра для дошкольников - способ познания окружаю...
Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс раскрывает значимость использования мнемотехники в развитии связной речи дошкольников. Содержит этапы обучения мнемотехники, ее виды и особенности применения в ДОУ. .....
Консультация для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их признаки, производимые с ними действия. Поэт...
Презентация на тему: "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
В презентации представлены различные дидактические игры, которые способствуют развитию речи детей, а также учебные пособия ,которые помогают вопитателю ветсти образовательную деятельность в дошкольном...