Разработка родительского собрания " Воспитание начинается с семьи"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Данная разработка родительского собрания поможет воспитателю сформировать доверительные отношения с родителями и повысит педагогическую культуру родителей в вопросах семейного воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Чагода»
Методическая разработка родительского собрания «Всё начинается с семьи»
Воспитатель Серкова Марина Борисовна
Цель: формирование у родителей представления о семейных ценностях, стилях воспитания детей в семье.
Задачи:
- Создать предпосылки для формирования отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;
- Показать родителям важную роль семейных ценностей;
- Познакомить с различными стилями семейного воспитания и их влиянием на личность ребёнка.
Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация.
Предварительная работа:
Создание презентации воспитателем «Всё начинается с семьи», разработка конспекта родительского собрания, видеозапись стихотворения (читает ребёнок подготовительной группы) В. Будко «С чего начинается путь на вершину»
Ход родительского собрания:
В: Рада приветствовать вас всех, уважаемые родители, на нашем собрании. Тема, о которой мы с вами сегодня будем говорить, интересная, важная, достаточно непростая.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (Семья)
Сегодня мы поговорим о семье. Почему мы затрагиваем именно эту тему? (Ответы родителей)
В.В. Путин объявил 2024 год в России Годом семьи (Слайд 2)
Мне бы очень хотелось заслушать ваши ответы – Что такое для вас семья? (Ответы родителей)
В: Вы правы. Семья – это дом, родители, наши близкие люди. Это общие заботы, интересы, радости, дела. Это любовь, верность, счастье. Это фундамент, на котором строится вся наша жизнь. Люди рождаются в семье, а вырастая, создают свою собственную. Так устроена наша жизнь (Слайд 3).
А теперь послушайте небольшую притчу (Слайд 4)
В давние времена жила одна большая семья, в которой насчитывалось сто человек. В ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе сто раз было написано одно и то же слово – понимание!
В год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. Как вы думаете, что относится к семейным ценностям? (Ответы родителей)
В: Вы правы. К семейным ценностям относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи.
А сейчас, я предлагаю вам послушать небольшое стихотворение, которое читает воспитанник нашей группы – Львовский Дмитрий (воспитатель включает видеозапись стихотворения, которая сделана накануне собрания – В. Будко «С чего начинается путь на вершину»).
В: Нет ничего в этом мире дороже семьи! Мы с вами знаем, что дети – цветы жизни. Им очень важно, чтобы в семье царили мир и благополучие. Именно в семье закладываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, ответственности, справедливости. А.С. Макаренко писал в своей «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Мы с вами сегодня здесь собрались не про так. У всех у вас есть свои семьи. Главное - цените и берегите семью, потому что именно она нужна вам и вашим детям для полноценной жизни и душевного комфорта. Эта ваша крепость от всех трудностей современного мира (Слайд 5).
Настоящее воспитание детей происходит в результате отношений между родителями. Именно этими отношениями воспитывается ребенок. Для того чтобы ребенок вырос честным человеком – надо, чтобы в семье царили честность и справедливость. Для того, чтобы ребенок вырос добрым человеком – необходимы любовь и взаимоуважение друг к другу и др.
Большинство родителей не знают, что такое воспитание. Они думают, воспитывая, надо вкладывать силы только в ребёнка, надо его постоянно развивать, воспитывать, требовать что-то. Представьте, что цветок только начал расти. У него появился маленький бутончик, а вы захотели, чтоб он уже был красивой розой и раскрыли его. Что вы увидите внутри? Ничего, пустоту (Слайд 6)
Воспитание детей – очень важная и ответственная задача родителей. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в вашей семье, будет зависеть развитие личности ребёнка. Давайте сегодня подробно познакомимся со стилями семейного воспитания (информация представлена на слайдах 7 -15)
В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, который учитывает его потребности и возможности (слайды 16, 17)
Я хочу, чтоб в ваших семьях всегда царили теплота, любовь, мир и покой. Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга (слайды 18,19).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья — это маленький островок счастья и уюта в огромном мире. Это место, где мы всегда найдём поддержку и понимание, несмотря на все сложности и невзгоды. Люди, составляющие семью, могут быть бесконечно разными, но их объединяют общие интересы, ценности и любовь. Каждый член семьи очень важен, он вносит свой вклад в общую жизнь. Вместе они проходят сквозь годы, радуются и грустят. Отношения в семье становятся той невидимой нитью, которая связывает всех вместе.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ Родители требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
Черты личности ребёнка при авторитарном воспитании: 1 вариант – развитие слабой жизненной позиции : потеря чувства собственного достоинства; потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»); 1 вариант – развитие слабой жизненной позиции : потеря чувства собственного достоинства; потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);
Последствия! В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому, в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
Индифферентный стиль воспитания Самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка. Здесь , к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.
Последствия! При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные.
Попустительский При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает ребёнку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Данный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка.
Последствия! Самостоятельность , склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость , агрессивность , мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д.
Демократический стиль воспитания Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей. Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны: активно-положительное отношение к ребенку; адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач; им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения; умение прогнозировать развитие личности ребенка.
Последствия При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: - Высокая самооценка, самопринятие , самоконтроль - Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. - Инициативность и целеустремленность. - Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими. - Способность договариваться, находить компромиссные решения. - Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: "Все начинается с семьи"
Родительское собрание в старшей группе....
Родительское собрание "Все начинается с семьи"
конспект родительского собрания в младшей группе...
Родительское собрание "Все начинается с семьи"
Цель: Создание оптимального доброжелательного и благополучного климата в семье для ребенка, учить родителей слышать и понимать своего ребенка, повысить уровень педагогической культуры родителей....
Родительское собрание "Все начинается с семьи"
Родительское собрание "Все начинается с семьи"...
Родительское собрание "Все начинается с семьи"
Родительское собрание "Все начинается с семьи"...
Методическая разработка родительского собрания на тему «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода».
С каждым годом наш город становится оживлённее. На улицах появляется всё больше автомобилей. Движение транспорта и пешеходов становится интенсивнее и сложнее. В этих условиях приобретает большое значе...
Родительское собрание «Всё начинается с семьи»
Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужн...