Родительское собрание "Все начинается с семьи"
консультация (старшая группа)
Цель: Создание оптимального доброжелательного и благополучного климата в семье для ребенка, учить родителей слышать и понимать своего ребенка, повысить уровень педагогической культуры родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
"Все начинается с семьи"
Цель: Создание оптимального доброжелательного и благополучного климата в семье для ребенка, учить родителей слышать и понимать своего ребенка, повысить уровень педагогической культуры родителей.
Форма проведения : собрание – праздник.
Подготовительная работа: подготовка пригласительных билетов, анкетирование родителей, памятка для родителей.
- исследование ребят группы с помощью теста « Рисунок семьи»;
оформить родительское собрание рисунками детей на темы «Я отдыхаю», «Мы отдыхаем», « Родители отдыхают».
Организационный этап.
Родители садятся за круглый стол. На столе бумага, карандаши, ручки.
План.
- Семейные традиции. Их роль в воспитании детей.
- Игра «Верно – неверно».
- Дискуссия, обмен опытом.
- «Ценность семьи для личности ребенка»
- Игра «Вопрос – ответ».
- Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей».
- «Автопортрет».
- Подведение итогов. Игра «Солнышко».
Ход собрания:
На фоне музыки воспитатель читает стихотворение
Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с прическою и без,
Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные все наши малыши,
Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи.
.
- Добрый день! Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, все взрослые.. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.
Это означает, что нас всех объединяет общая цель — мы должны сделать детей счастливыми.
Что является первостепенным в вашей жизни? Где на шкале ваших ценностей находится ваш ребенок?
Итак, родители, что и кто наиболее важен в вашей жизни? Пожалуйста, расположите все эти ценности по шкале значимости. Что занимает первое место? Второе? Третье?
На плакате список ценностей:
- работа
- супруг
- дом
- хобби
- телевизор
- дети
- карьера
- светская или общественная жизнь
- или что-то другое
(Родители аргументируют свой выбор)
- Что может дать ребенку семья?
(Дискуссия, обмен опытом.)
- Ценность семьи для личности ребенка (выступление воспитателя)
.Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Многообразие отношений между ее членами, душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. И наоборот – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям могут определить характер человека, его отношение к жизни.
Чем больше положительных эмоций получает человек в семье, тем лучше.
Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром У.Фоскало писал: «Природа создала людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной».
Дети очень чутки к впечатлениям. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Ничто так не сплачивает семью, как семейные традиции.
С помощью родителей у ребенка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи.
4.Игра «Верно – неверно».
В наш современный век очень популярны интерактивные игры, в которые любят играть и взрослые. Мы тоже поиграем в такую игру, она называется «Верно – неверно». Эта игра продемонстрирует нам, насколько хорошо наши участники знают своих детей. Правила игры: я буду задавать вопросы участникам, на которые уже ответили ваши дети. Количество совпадений ответов будет подсчитывать жюри (приложение 2).
5.Дискуссия родителей, обмен опытом.
Родители получали задание : вспомнить о традициях в семье. Какие традиции они хотели бы видеть в своей семье? Нужны ли они?
6. Игра « Вопрос – ответ».
(Предлагается «цветок – ромашка». Родители отрывают лепестки, читают вопрос, вместе обсуждают).
- Могут ли праздники помочь в воспитании у ребенка положительных качеств характера?
- Можно ли посадить за один праздничный стол детей вместе со взрослыми? В каком случае да, нет?
- Какие праздники, кроме дней рождений, вы устраиваете в семье?
- Вы приглашены в гости. О каких правилах вы напомните ребенку и в какой форме это сделаете?
- Вы ждете в гости друзей вашего ребенка. О чем напомните ему до прихода гостей?
- Дети, пришедшие в гости, разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
- Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»
«Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья»
На столе 6 коробочек с надписями:
«Интеллектуальная деятельность»
«Творческая деятельность»
«Трудовая деятельность»
«Спортивная деятельность»
« Игровая деятельность»
«Другие виды совместного отдыха»
Родители опускают жетон в ту коробочку, на которой обозначен наиболее приемлемый для семьи вид отдыха.
Подсчитываются и выявляются наиболее популярные виды совместного семейного отдыха. Принимается решение о проведении в классе совместных мероприятий с родителями.
- «Автопортрет».
Ребята вместе с педагогом по ИЗО заранее нарисовали свои автопортреты. Ваша задача – угадать портрет своего ребенка
В заключении нашего собрания, хотелось бы у вас, уважаемые родители, спросить: насколько интересным и полезным оно было.
Подведение итогов
- Учитель: Спасибо всем за участие в собрании.
Игра «Солнышко».
Хочу вам предложить игру «Солнышко».
- Все люди любят солнце, скучают по нему, когда оно долго не показывается осенними или зимними пасмурными днями. Сегодня на улице уже стемнело, а у нас появилось вот такое симпатичное солнышко. Оно такое жаркое, что сможет согреть всех вас своим теплом. Быть может, тепло этого солнышка будет греть вас весь остаток дня. Хотелось бы надеяться, что у кого было хорошее настроение, оно ещё улучшилось, а кто был печален или равнодушен - стал чуточку радостней. Расскажите какое настроение у Вас стало после нашего собрания, передавая солнышко друг другу.
И в заключении хочется подарить вам памятки и напомнить мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет…Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.
Желающие узнать результаты рисуночного теста «Моя семья» могут остаться на собеседование сегодня или подойти в любое удобное время.
Приложение1
Тест «Рисунок семьи»
«Рисунок семьи» - одна из самых популярных методик, исполь¬зуемых в практической работе школьного психолога. Эта методика направлена
на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье.
Существует множество модификаций применения теста и об¬работки результатов. Ребенка просят «нарисовать семью», или «на¬рисовать свою семью», или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо». Согласно некоторым методикам после рисования должна состояться беседа по содержанию рисунка. Методика может быть дополнена другими заданиями (например, «нарисовать семью в четырех комнатах»), может проводиться отдельно с ребенком или со всеми членами семьи.
Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи часто пользуются
схемами, предложенными В.К. Лосевой и Г.Т.Хоментаускасом, где предлагается анализировать рисунок семьи по трем уровням:
1.Интерпретируется обобщенная структура рисунка.
2.Интерпретируется графические изображения отдельных членов семьи.
3.Анализируется процесс рисования.
В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка, обра¬щая внимание на процесс рисования, подписи, которые делает ребе¬нок рядом с персонажами.
При рисовании используются стандартный лист белой бумаги (А4), цветные карандаши и простой карандаш. (Тест приводится по книге: Савельев Н. Настольная книга педагога-психолога дет¬ского образовательного учреждения. Ростов н/Д: Феникс, 2005.).
Интерпретация результатов теста
1.Отсутствие или присутствие на рисунке автора или чле¬на семьи.
Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с которыми существуют конфликтные отношения. На вопрос об их отсутствии ребенок может ответить «не хватило места», «боюсь, что плохо получится».
Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место».
Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли. В этом случае можно говорить о соперничестве.
2.Присутствие на рисунке только автора или члена семьи.
Иногда в ответ на просьбу психолога нарисовать свою семью ре¬бенок рисует только какого-нибудь члена семьи. Так автор подчерки¬вает его важность в своей жизни. Если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить о конкурентных негатив¬ных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это самый важный и самый любимый для автора человек, который понимает его и занимается с ним.
Если ребенок рисует только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера, то это может свидетельствовать о на¬личии эгоцентричности. Автор, подчеркивая свою индивидуальность, забывает об окружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, вос¬питанных по типу «кумир семьи».
Одиночная фигура автора на рисунке может быть маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Так бывает с появлением в семье младшего ребенка, когда родители уделяют внимание только ново¬рожденному, забывая о старшем ребенке.
3.Размер фигуры автора или членов семьи.
Если автором нарисованы все члены семьи, то при анализе ри¬сунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть правильно распределены по росту, но могут быть и искажения. Если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это можно интерпретировать как признак соревнова¬ния за родительскую любовь с другим родителем или братом/сест¬рой. Большой рост автора с тщательно прорисованными деталями подчеркивает его значимое положение в семье.
Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то ребенок, скорее всего, страдает от своей незначитель¬ности для родителей.
Маленькая фигура автора рядом с большой, хорошо прорисован¬ной фигурой члена семьи может свидетельствовать о привилегиро¬ванном положении этого члена семьи по сравнению с автором.
Член семьи может быть нарисован выше всех или только выше автора, тогда неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции между ними.
4.Расположение фигур на листе.
На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной линии. Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то ниже остальных. Таким образом дети выражают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если кто-то из детей располагается значительно ниже другого.
В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым (слева). Чаще всего дети рисуют на пер¬вом месте отца, на втором - мать, на третьем - себя (слева направо).
Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятель¬ностью, или выполняющих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии), или стоящих плотно друг к другу, держащихся за руки или протягивающих руки друг другу, говорит о сплоченности, эмоциональ¬ном благополучии в семье, включенности ребенка в эту ситуацию.
При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родите¬лей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой, члены семьи менее ориентированны на совместные действия.
Если члены семьи расположены близко друг к другу, значит, автор благожелательно воспринимает своего брата/сестру, а если держатся за руки, значит, между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга, разделены другими персонажами или предметами, то между ними существуют конфликт¬ные отношения. При этом близость к родителям одного из детей и от¬даление от них другого подчеркивает исключительное положение ко¬го-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.
Приложение 2
Ф.И. ребенка | мультфильм | игрушка | занятие | сказка | еда | друг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе на тему: «Все начинается с семьи».
Родительское собрание в старшей группе....
Родительское собрание: "Все начинается с семьи"
Родительское собрание в старшей группе....
Родительская гостиная "Всё начинается с семьи..."
Родительское собрание в нетрадиционной форме "гостиной". Формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогом и воспитанниками, педагогом и родителями; ус...
Родительское собрание "Все начинается с семьи"
конспект родительского собрания в младшей группе...
Конспект родительского собрания в средней группе «ЗОЖ начинается в семье»
Материал будет интересен педагогам старшего дошколшьного возраста...
Родительское собрание младшая группа «Всё начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»
Родительское собрание для родителей младших групп.Цель: установка доверительных и партнерских отношений с родителями; воспитание чувства любви и привязанности к своей семье.Задач...
Родительское собрание «Здоровый образ жизни начинается с семьи» (подготовка к Новому году).
Цель тематического родительского собрания в детском саду:Объединение усилий в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников и формирования представления об ответственности за собствен...