Адаптированная образовательная программа для ребенка
рабочая программа (старшая группа)
Адаптированная образовательная программа длятебенка с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АОП с ТНР | 131.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 44 «ДЮЙМОВОЧКА»
663600 г. КАНСК, УЛ. ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ, 9 (ТЕЛ. 83916163031)
сайт: www. доу_44.канск24.рф
эл. почта: doy44dyimovochka@yandex.ru
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания Педагогического совета (методического совета) МАДОУ № ________ «______» _____________2024 г | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ № 44 «Дюймовочка» ___________Н.В.Баженова «________» _____________2024г |
Адаптированная образовательная программа
ФИО воспитанника
Сроки реализации программы (на 9 месяцев, 01.09.2024-31.05.2025)
Согласовано:
Законный представитель ребенка с ОВЗ
ФИО родителя
«_____» ___________ 2024г.
Составители программы:
Педагог-психолог С. Ю. Павлюченко
Учитель-логопед С.Н. Рогачева
Воспитатель Пашина О.А
Воспитатель Савченко Э.В
Инструктор по физическому развитию О.А. Агаджанян
Музыкальный руководитель Н.В. Быкова
Специалист ППк Н.А. Почитальнова
г. Канск, 2024г
Содержание
№п/п | Содержание | стр |
I | Целевой раздел. Пояснительная записка. | |
1.1 | Общие сведения о ребенке. | 3 |
1.2 | Психолого-педагогическая характеристика. | 3 |
1.3 | Особенности ребенка | 4 |
1.4 | Сведения о программе | 5 |
1.5 | Цели и задачи. | 5 |
1.6 | Планируемый результат. | 6 |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Образовательная деятельность | 8 |
2.2 | Воспитательная деятельность | 12 |
2.3 | Коррекционная работа | 13 |
2.4 | Взаимодействие участников образовательного процесса | 22 |
2.5 | Программа взаимодействия с семьей ребенка | 22 |
III | Организационный раздел | |
3.1 | Учебный план | 24 |
3.2 | Режим дня | 25 |
3.3 | Расписание занятий со специалистами | 25 |
3.4 | Специальные условия | 25 |
3.5 | Методическая обеспеченность | 31 |
3.6 | Мониторинг результатов освоения АОП | 32 |
Приложение | 33 |
1. Целевой раздел
Пояснительная записка.
- Общие сведения о ребенке:
ФИО ребенка, год рождения
Домашний адрес:
МАДОУ № 44 старшая группа
ФИО мама
ФИО папа
Сведения о семье.
Семья полная, в семье двое детей, старший ребенок. Воспитанием занимаются оба родителя. Интересуется успехами ребенка. Родители проявляют заинтересованность в воспитании, рекомендации педагогов выполняют. Детский сад посещает ребенок регулярно, пропускает ДОУ по болезни. Психологический климат в семье: благополучный, гибкая система воспитания.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика
Внешне мальчик всегда опрятный и аккуратный. Дети группы относятся к ребенку положительно , играют вместе с ним, ребенок проявляет лидерские способности в кругу мальчиков. Проявляет интерес к игрушкам, осуществляет выбор игрушек для организации игры, игрушки использует по назначению. Знает назначение окружающих ее предметов в помещении, на улице, на участке. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками. Придерживается игровых правил в дидактических играх. Взаимоотношения с детьми группы ровные, поведение адекватно ситуации. В контакт со взрослым вступает хорошо, может подойти с просьбой, старается отвечать на вопросы полным предложением. Без подсказки взрослого отпрашивается домой, не стесняется приветствовать детей и взрослых, с детьми использует речь для инициирования общения.
Всегда откликается с желанием на предложения заниматься. Внимание неустойчивое, на занятиях иногда отвлекается. Инструкции соблюдает, иногда требуется помощь взрослого и дополнительная инструкция.
Воспитанник понимает обращенную речь, фонетический строй речи сформирован недостаточно, говорит нечетко, испытывает трудности в составлении рассказа по картинке, требуются наводящие вопросы, есть нарушения звукопроизношения - речь не всегда понятна для окружающих (пропускает, искажает звуки).
Моторная ловкость не нарушена, мелкая моторика развита в пределах возрастной нормы, ведущая рука правая. Графическая деятельность: рисует карандашом и красками, правильно карандаш и кисть, рисует штрихи линии. Любит раскрашивать, старается аккуратно закрашивать картинки, не всегда правильно подбирает цвет, соответствующий изображенному предмету. Умеет отделять от большого куска пластилина, раскатывать его прямыми и круговыми движениями ладони, применяет в лепке ранее усвоенные приемы.
Различает предметы разного размера, дифференцирует понятия «один-много». Сравнивает множества по количеству входящих в них элементов. Выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник треугольник). Умеет находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры узнает основные цвета, группирует предметы по цвету, называет домашние животные, выполняет простые постройки из кубиков по образцу, правильно собирает пирамидку, умеет считать до 9ти, В свободную деятельность перенос конструктивных умений осуществляет. Соблюдает элементарные правила поведения в саду. Общественные поручения выполняет.
Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов
1.3 Особенности ребенка
Параметр | Характеристика | Примечание | ||||||
Особенности речи |
| по результатам диагностики, наблюдению специалистов сопровождения, воспитателей | ||||||
Особенности по образовательным областям, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития | ||||||||
социально-коммуникативное развитие | познавательное развитие | речевое | художественно-эстетическое | физическое развитие | ||||
Не имеет нарушений | Затрудняется в пространственной ориентировке | Слабо развит артикуляционный аппарат, зрительная и мелкая моторика; Нарушения Просодики:(голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание) Нарушения фонематических процессов, звукопроизношения, слоговой структуры слова лексики, грамматического строя речи, связной речи | Не имеет нарушений | Не имеет нарушений | ||||
Другие особенности: | ||||||||
Не наблюдается | По результатам опроса родителей, наблюдения педагогов и специалистов сопровождения |
Программный материал группы по возрасту усваивает. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности соответствует возрастным показателям.
Рекомендации ПМПК от дата:
учитель - логопед | коррекция нарушений устной речи |
педагог – психолог | коррекция и развитие компетенций познавательной сферы |
педагог дополнительного образования | программа дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности |
врач - невролог | наблюдение по рекомендациям |
1.4 Сведения о программе
Адаптированная образовательная программа на ФИО, год рождения воспитанника МАДОУ № 44 «Дюймовочка» (далее ДОУ) разработана в соответствии с:
- ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации")
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
- Заключением городской ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, (протокол № от дата).
- Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФАОП ДО), утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022».
Ссылка на Федеральную адаптированную образовательную программу:
https://sad54-ptz.ru/inc/sad54/uf/editor/FOOP_FAOOP/%25D0%259E%25D0%2592%25D0%2597.pdf
- АОП ДО МАДОУ № 44 «Дюймовочка», утверждённое приказом №83-о от 11.09.2023г.
1.5 Цели, задачи Программы:
Цель: создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи Программы:
реализовать содержания АОП ДО;
корректировать недостатки речевого и познавательного развития обучающихся с ОВЗ;
охранять и укреплять физическое и психическое здоровье обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
создать благоприятные условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развивать способности и творческий потенциал ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формировать общую культуру личности ребенка с ОВЗ, развивать социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки к учебной деятельности;
обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителей (законных представителей) и повысить их компетентность в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
формировать умение вступать в игровые отношения со сверстниками, соблюдая правила игры;
развивать активную речевую деятельность;
формировать познавательный интерес к образовательной деятельности;
расширять представления об окружающем мире;
развивать умение договариваться со сверстниками;
использовать в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности.
1.6. Планируемые результаты освоения программы:
Социально-коммуникативное развитие. Ребенок адаптируется в условиях группы. Взаимодействует с педагогическим работником в быту и в различных видах деятельности. Стремится к общению с другими детьми в быту и в игре под руководством родителей (законных представителей), педагогического работника. Эмоциональные контакты с педагогическим работником и другими детьми становятся более устойчивыми. Сам вступает в общение, использует вербальные средства. В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создают родители (законные представители), педагогические работники. Замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям педагогического работника. Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью педагогического работника. Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью педагогического работника.
Речевое развитие. Ребенок понимает и выполняет словесную инструкцию педагогического работника из нескольких звеньев. Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и обучающихся по голосу, дифференцирует шумы. Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки. Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
Познавательное развитие. Ребенок может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение 10 - 15 минут. Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две - три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора. Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из 10 ти предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький"), выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту. Называет последовательность частей суток, называет текущий день недели. На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Различает понятия "много", "один", "по одному", "ни одного", устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. Учится считать до 5 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку, направления пространства "от себя", понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.
Художественно-эстетическое развитие. Воспитанник проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства, знает особенности изобразительных материалов. Ребенок рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает с педагогическим работником в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании). Появляется элементарный предметный рисунок. Лепит предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы. Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса обучающихся, звуки различных музыкальных инструментов. С помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен.
Физическое развитие. Ребенок осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Практически ориентируется и перемещается в пространстве. Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором, крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.
- Содержательный раздел.
2.1. Образовательная деятельность.
Воспитанник посещает комбинированную группу старшего дошкольного возраста, в которой 25 детей, 12 мальчиков и 13 девочек. Большая часть детей группы находится в едином коллективе со второй младшей группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. АОП разработана на один учебный год, для детей с тяжелыми нарушениями речи. НОД осуществляются в соответствии с расписанием и календарно-тематическим планированием.
Коррекционно-образовательная деятельность осуществляется по нескольким направлениям:
Учитывая психофизические особенности возраста, особенности развития ребенка и сложность усвоения программного материала, коррекционно-развивающая работа осуществляется с использованием индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подходов к ребенку. Осуществляется ориентирование на уровень развития ребёнка, в процессе совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками. Образовательный материал имеет практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков, максимально связан с реальной жизнью ребенка с целью повышения мотивации к обучению, формирование познавательных интересов.
Непосредственно-образовательная деятельность по образовательным областям осуществляется в соответствии с методическим содержанием программ и пособий, перечисленных в АОП и расписанием, утвержденным заведующим ДОУ.
Занятия по адаптированной образовательной программе осуществляются по следующим разделам.
Раздел деятельности | Содержание | Начало года | Середина года | Конец года |
Социально-коммуникативное развитие | Осваивает внеситуативно-познавательную форму общения с педагогическим работником и проявляет готовность к внеситуативно-личностному общению Проявляет готовность и способность к общению с другими детьми Способен к адекватным межличностным отношениям Проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности Демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре Появляется способность к децентрации Оптимизировано состояние эмоциональной сферы Снижается выраженность дезадаптивных форм поведения Способен учитывать интересы и чувства других Сопереживать неудачам и радоваться успехам других Адекватно проявляет свои чувства Старается конструктивно разрешать конфликты Оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов Способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с педагогическим работником и другими детьми Может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены Проявляет способность к волевым усилиям Совершенствуется регуляция и контроль деятельности Произвольная регуляция поведения Обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет Овладевает основными культурными способами деятельности Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе Обладает чувством собственного достоинства Стремится к самостоятельности Проявляет относительную независимость от педагогического работника Проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником. | |||
Речевое развитие | Стремится к речевому общению Участвует в диалоге Обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями Осваивает основные лексико-грамматические средства языка Употребляет все части речи Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира, обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями Проявляет словотворчество Умеет строить простые распространенные предложения разных моделей Может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе примеров из личного опыта Умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения, владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой, знаком с произведениями детской литературы Проявляет к ним интерес Знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи. | |||
Познавательное развитие | Повышается уровень познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности Задает вопросы Проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира Улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и другое), произвольной регуляции поведения и деятельности Возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации Осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления) Может выделять существенные признаки, с помощью педагогического работника строит простейшие умозаключения и обобщения Осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности У ребенка сформированы элементарные пространственные представления и ориентировка во времени Ребенок осваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц, соотносит цифру и число Решает простые задачи с опорой на наглядность. | |||
Художественно-эстетическое развитие | 1) Музыкальное развитие: - Способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения, знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности; - Способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества; - Проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности. 2) Художественное развитие: - Ребенок осваивает основные культурные способы художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах; - У ребенка развит интерес и основные умения в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), в конструировании из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал); - Использует в продуктивной деятельности знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством. | |||
Физическое развитие | У ребенка развита крупная и мелкая моторика Движения рук достаточно координированы Рука подготовлена к письму, подвижен Владеет основными движениями, их техникой Может контролировать свои движения и управлять ими Достаточно развита моторная память Запоминает и воспроизводит последовательность движений Обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и другое) Развита способность к пространственной организации движений, слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма Проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям. |
Оценочным ключом для фиксации достижений ребенка является пятиуровневая шкала:
0 (нулевой) – ребенок не демонстрирует умение
2 (второй) – демонстрирует редко, в единичных случаях
3 (третий) – демонстрирует относительно некоторых людей, относительно отдельных видов деятельности
4 (четвертый) – демонстрирует часто, относительно большинства людей, большинства видов деятельности
5 (пятый) – демонстрирует постоянно.
2.2 Воспитательная деятельность
Направления воспитания | Задачи | Планируемые результаты | ||
Патриотическое | Расширять представления о родной стране, государственных и народных праздниках. Расширять представления о родном крае, городе, селе Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей | Знает и называет некоторые государственные праздники, Знает и называет свой город, край, страну Доброжелательно относится к сверстникам разных национальностей | ||
Социальное | Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками, быть внимательными к ним, заботится о младших. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. | Умеет находить контакт со сверстниками и взрослыми | ||
Познавательное | Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности Формировать предпосылки к учебной деятельности Совершенствовать умения свободно ориентироваться в помещении и на участке д.сада | Свободно перемещается ориентируется в пространстве | ||
Физическое и оздоровительное | Совершенствовать двигательные умения и навыки Развивать психофизические качества Продолжать формировать правильную осанку. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования | Ходит, бегает легко, ритмично, сохраняя правильную осанку свободно лазает по гимнастической стенке. Метает предметы правой и левой рукой. Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр. | ||
Трудовое | Продолжать расширять представления детей о труде взрослых Систематизировать знания о труде людей в разное время года. Учить дошкольника доводить начатое дело до конца. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам. Развивать желание помогать друг другу. Продолжать учить самостоятельно и добросовестно выполнять порученные им обязанности и задания Развивать желание заниматься ручным трудом. Вырабатывать умения экономно и рационально расходовать различные материала | Знает о труде взрослых, профессии родителей. Имеет представление о труде взрослых в разное время года. Доводит начатое до конца. Бережно относится к личным вещам. Оказывает помощь другим людям. Добросовестно выполняет поручения и здания. С желанием занимается ручным трудом Экономно расходует различные материалы. | ||
Этикоэстетическое | Способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте. Воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у ребенка желания и умения творить. | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. |
2.3. Коррекционная работа.
Коррекционно-развивающая работа воспитателей группы:
Образовательная область | Образовательное содержание/ коррекционно-развивающие задачи с учетом возраста и особенностей | Промежуточный результат |
Познавательное развитие | Формирование познанию окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях; Формирование представлений детей о цифровых средствах окружающего мира, способах их безопасного использования; Развитие способности использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей (условной меры), сравнение по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и т. п.); Совершенствование умений ориентировки в пространстве и времени; Развитие способов взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности. Расширение самостоятельных действий различной направленности. Закрепление позитивного опыта в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности; Расширение представлений о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни, в разные сезоны года, их потребностях. Продолжать учить группировать объекты живой природы. Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств. Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, и деятельностью человека в разные сезоны Воспитание положительного отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться. | Безопасно использует цифровые средства окружающего мира. Ориентируется в пространстве и времени Взаимодействует с членами семьи и людьми ближайшего окружения Группирует объекты живой природы Знает сезонные изменения в природе |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, Формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми и педагогическими работниками, Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу обучающихся и педагогических работников в организации; Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; Развитие коммуникативных и социальных навыков ; Развития игровой деятельности. | Умеет сопереживать Уважительно относится к своей семье и к педагогическим работникам Знает безопасные правила поведения в быту, социуме |
Речевое развитие | Формирование словаря. Обогащение словаря. Упражнение ребенка в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы) и противоположными значениями (антонимы). Активизация словаря. Закрепление у ребенка умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, использовать существительные с обобщающим значением (строитель, хлебороб). Звуковая культура речи. Закрепление правильного, отчетливого произношения всех звуков родного языка; Умение различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з); определять место звука в слове. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывние интонационной выразительность речи. Грамматический строй речи. Совершенствование умения ребенка согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных. Познакомить с разными способами образования слов. Продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения; при инсценировках пользоваться прямой и косвенной речью. Связная речь. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей; объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и распространенно). Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма (педагогу, другу); составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события. Подготовка детей к обучению грамоте. Формирование у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук | Подбирает синонимы и антонимы Активно использует в речи существительные, прилагательные, наречия, глаголы Различает и отчетливо произносит звуки Умеет согласовывать существительные с числительными. Умеет составлять простые и сложные предложения по образцу. Поддерживает беседу, задает вопросы, правильно отвечает на вопросы Составляет по образцу небольшие рассказы по образцу Правильно употребляет соответствующие термины |
Художественно-эстетическое развитие | Приобщение к искусству: Продолжать развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, интерес к искусству; умение наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей действительности, природе; Способствовать освоению эстетических оценок, суждений; Формирование духовно-нравственных качеств, в процессе ознакомления с различными видами искусства продолжать развивать у детей стремление к познанию культурных традиций своего народа через творческую деятельность; продолжать формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, балет, театр, цирк, фотография); продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности; Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. Развитие эстетического восприятия, желание созерцать красоту окружающего мира; Формирование умения передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга; Совершенствование изобразительных навыков и умений, Формирование умений организовывать свое рабочее место Развитие музыкальных способностей | Умеет наблюдать и оценивать прекрасное Знает культурные традиции Группирует произведения по видам искусства Передает в изображении основные свойства предмета Организовывает рабочее место Умеет различать звуки и музыкальные инструменты |
Физическое развитие | Развитие умения осознанно, технично активно выполнять упражнения основной гимнастики, осваивать спортивные упражнения, элементы спортивных игр, Развитие психофизических качеств, координацию, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, равновесие, точность и меткость, соблюдать правила в подвижной игре, взаимодействовать в команде | Активно и правильно выполняет движения. Ориентируется в пространстве, соблюдает правила в игре, взаимодействует в команде. |
Коррекционно-развивающая работа воспитателя осуществляется в форме индивидуальных, групповых, фронтальных занятий.
Структура занятий:
- артикуляционная гимнастика;
- проговаривание слов, составление предложений;
- Д/и для мелкой моторики;
- закрепление темы недели.
Методы, используемые в коррекционно-развивающей деятельности:
- подбор индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий;
- чередование видов деятельности;
- использование сопряженных действий с педагогом;
- при переходе от одного задания другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы;
- опора на субъективный опыт ребенка.
Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие познавательных процессов и функций воспитанницы. Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы:
Методы, приемы, способы и средства коррекционно-развивающей работы
-образовательные ситуации, исходя из особенностей их речевого развития (занятия),
-различные виды игр и игровых ситуаций, в том числе сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра,
-дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры, игра-экспериментирование и другие виды игр,
-взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой;
- проекты различной направленности, прежде всего исследовательские;
-праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы педагога-психолога:
Направление коррекционной работы | Содержание | Промежуточный результат |
Развитие мыслительных операций: | 1. Формировать у обучающихся операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков; 2. Учить анализу образцов объемных, плоскостных, графических, схематических моделей, а также реальных объектов в определенной последовательности, сначала с помощью педагогического работника, затем самостоятельно; 3. Учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания, выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон); 4. Развивать антиципирующие способности в процессе складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек (работу связывают с другими видами продуктивной деятельности), построении сериационных рядов; 5. Развивать способность к замещению и наглядному моделированию в играх на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций (игры с кукольной комнатой); 6. Учить обучающихся сравнивать предметные и сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (2 - 3 элемента); 7. Развивать зрительный гнозис, предлагая детям узнавать зашумленные, наложенные, перечеркнутые, конфликтные изображения; 8. Развивать вероятностное прогнозирование, умение понимать закономерности расположения элементов в линейном ряду (в играх "Продолжи ряд", "Закончи ряд 9. Развивать способность понимать скрытый смыл наглядной ситуации, картинок-нелепиц, устанавливать простейшие аналогии на наглядном материале; 10. Формировать умение делать простейшие умозаключения индуктивно-дедуктивного характера: сначала при наблюдении за природными явлениями, при проведении опытов, затем на основе имеющихся знаний и представлений; 11. Обращать внимание обучающихся на существенные признаки предметов, учить оперировать значимыми признаками на уровне конкретно-понятийного мышления: выделять признаки различия и сходства; обобщать ряды конкретных понятий малого объема; 12. Формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на основе существенных признаков, осуществлять классификацию; 13. Подводить к пониманию текстов со скрытой моралью. | |
Развитие мнестической деятельности: | 1. Осуществлять избирательный подбор дидактического материала, игровых упражнений, мнемотехнических приемов для развития зрительной и слухо-речевой памяти; 2. Совершенствовать следующие характеристики: объем памяти, динамику и прочность запоминания, семантическую устойчивость, тормозимость следов памяти, стабильность регуляции и контроля. | |
Развитие внимания: | 1. Развивать слуховое и зрительное сосредоточение на ранних этапах работы; 2. Развивать устойчивость, концентрацию и объем внимания в разных видах деятельности и посредством специально подобранных упражнений; 3. Развивать способность к переключению и к распределению внимания; 4. Развивать произвольную регуляцию и самоконтроль при выполнении бытовых, игровых, трудовых действий и в специальных упражнениях. |
Коррекционная деятельность учителя-логопеда:
Индивидуальный маршрут коррекционно- развивающей деятельности
ФИО воспитанника
на 2024-2025учебный год
Направление коррекционной работы | Содержание | Динамика | |
моторика | Артикуляционная Мелкая Общая | - вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и лёгкость), плавного переключения с одного движения к другому; -развивать четкие движения кистей и пальцев рук; - развивать зрительную и моторную координацию; | |
Просодика: голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание | - развивать правильное речевое дыхание, правильную воздушную струю, плавный темп речи; - обучать короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки). - вырабатывать умение пользоваться громким и тихим голосом. | ||
Фонематические процессы | - совершенствовать слуховой контроль за качеством собственного звукопроизношения; -формировать навык определения звука в ряду других; - учить подбирать слова на заданные звуки; - закреплять умение различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу; - развивать звуковую сторону речи используя малые фольклорные формы; - развивать речевое внимание; | ||
Звукопроизношение | - уточнять артикуляцию и правильное произношение поставленных звуков; - автоматизировать звук в слогах, словах в начале, середине, в конце слова, в чистоговорках. | ||
Слоговая структура слова | - закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. | ||
Лексика | Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам ДОУ. | ||
Грамматический строй речи | -учить вслушиваться в обращенную речь; -учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. -продолжать учить способам словообразования: с использованием уменьшительно-лас кательных суффиксов; - учить правильно использовать окончания существительных в Р.п, Д.п, Тв.п. - учить использовать пространственные предлоги. | ||
Связная речь | - закреплять навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке; - формирвать навых составления рассказа-описания. |
Коррекционная деятельность инструктора по физической культуре:
Коррекционно-развивающая направленность работы в области "Физическое развитие" обучающихся с ТНР подразумевает создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, физического развития, формирования у них полноценных двигательных навыков и физических качеств.
Направление коррекционной работы | Содержание | Промежуточный результат |
Коррекция недостатков и развитие ручной моторики: | Нормализация мышечного тонуса пальцев и кистей рук; Развитие техники тонких движений; Коррекция недостатков и развитие артикуляционной моторики; Коррекция недостатков и развитие психомоторных функций: Пространственной организации движений; Моторной памяти; Слухо-зрительно-моторной и реципрокной координации движений; Произвольной регуляции движений |
Задачи образовательной области "Физическое развитие" решаются в ходе непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию, утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников.
Содержание коррекционной деятельности музыкального руководителя:
Направление коррекционной работы | Содержание | Промежуточный результат |
Развитие музыкально-художественной деятельности | Чисто интонирует знакомые и малознакомые мелодии (с сопровождением и без него). Подбирает по слуху знакомые фразы, попевки, мелодии. Воспроизводит в хлопках, притопах и на музыкальных инструментах ритмический рисунок различных мелодий. Передает в пении, движении и музицировании эмоциональную окраску музыки с малоконтрастными частями. Умеет двигаться различными танцевальными шагами ("шаг польки", "шаг галопа", "шаг вальса", "переменный шаг"), инсценировать тексты песен и сюжеты игр. Владеет приемами сольного и ансамблевого музицирования. Обладает навыками выразительного исполнения и продуктивного творчества. Умеет динамически развивать художественные образы музыкальных произведений (в рамках одного персонажа и всего произведения). Использует колористические свойства цвета в изображении настроения музыки. Осмысленно импровизирует на заданный текст, умеет самостоятельно придумывать композицию игры и танца. | |
Приобщение к музыкальному искусству: | Испытывает устойчивый эстетический интерес к музыке и потребность в общении с ней в процессе различных видов музыкальной деятельности. Обладает прочувствованным и осмысленным опытом восприятия музыки. Умеет различать тонкие оттенки чувств, эмоций и настроений, связывая их со средствами музыкальной выразительности. Владеет сравнительным анализом различных трактовок музыкальных образов. Находит родственные образные связи музыки с другими видами искусств (литературой, живописью, скульптурой, архитектурой, дизайном, модой). Обладает эстетическим вкусом, способностью давать оценки характеру исполнения музыки, свободно используя знания о средствах ее выразительности. Свободно подкрепляет исполнительскую деятельность разнообразными знаниями о музыке. Испытывает радость и эстетическое наслаждение от сольной и коллективной музыкальной деятельности, раскрывая богатство внутреннего мира. |
2.4 Взаимодействие участников образовательного процесса
Образовательная область | Ребенок |
Речевое развитие | Работой руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. |
Познавательное развитие | В работе участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка и этапа коррекционной работы. |
Социально-коммуникативное развитие | Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями. |
Художественно-эстетическое развитие | Принимают участие родители, воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед. Решение задач этой области осуществляется в процессе непосредственно – образовательной деятельности и в свободное время в течении дня. |
Физическое развитие | Работу осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников |
2.5 Программа взаимодействия с семьей ребенка.
Взаимодействие педагогов с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Коллективные формы взаимодействия
- Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОО 2 раза в год, в начале, в в конце учебного года.
Задачи:
- информирование и обсуждение с родителями (законными представителями) задач и содержание
коррекционно-образовательной работы; решение организационных вопросов; информирование родителей (законных представителей) по вопросам взаимодействия Организации с другими организациями, в том числе и социальными службами.
2. Групповые родительские собрания. Проводятся педагогическими работниками не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями (законными представителями) задач, содержания и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов.
5. Проведение детских праздников и «Досугов». Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты Организации с привлечением родителей (законных представителей)
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
Индивидуальные формы работы
- Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, педагогических работников по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей (законных представителей) о дополнительном образовании обучающихся;
- определение оценки родителям (законным представителям) эффективности работы специалистов и воспитателей;
- определение оценки родителям (законным представителям) работы Организации.
2. Беседы и консультации специалистов воспитателей группы. Проводятся по запросам родителей (законных представителей) и по плану индивидуальной работы с родителями (законными представителями).
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям (законным представителям) по вопросам коррекции,
образования и воспитания;
- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.
Формы наглядного информационного обеспечения
- «Информационные стенды и тематические выставки».. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей (законных представителей) местах (например, "Готовимся к школе", "Развиваем руку, а значит, и речь", "Игра в развитии ребенка", "Как выбрать игрушку", "Какие книги прочитать ребенку", "Как развивать способности ребенка дома").
Задачи:
- информирование родителей (законных представителей) об организации коррекционно-образовательной работы в Организации;
- информация о графиках работы администрации и специалистов.
2. «Выставки детских работ». Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей (законных представителей) с формами продуктивной деятельности обучающихся;
- привлечение и активизация интереса родителей (законных представителей) к продуктивной деятельности своего ребенка
3. «Открытые занятия специалистов и воспитателей». Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителям (законным представителям). Проводятся 2 - 3 раза в год.
Задачи:
-создание условий для объективной оценки родителям (законным представителям) успехов и трудностей своих обучающихся;
- наглядное обучение родителей (законных представителей) методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
В реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена должностными инструкциями.
- «Совместные и семейные проекты различной направленности». Создание совместных детско-родительских проектов (несколько проектов в год).
Задачи:
- активная совместная экспериментально-исследовательская деятельность родителей (законных представителей) и обучающихся.
5. «Опосредованное интернет-общение». Создание интернет-пространства групп, электронной почты для родителей (законных представителей)
Задачи:
- позволяет родителям (законным представителям) быть в курсе содержания деятельности группы, даже если ребенок по разным причинам не посещает дошкольную образовательную организацию. Родители (законные представители) могут своевременно и быстро получить различную информацию: презентации, методическую литературу, задания, получить ответы по интересующим вопросам.
При этом активная позиция в этой системе принадлежит педагогу-психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития обучающихся в семье.
3. Организационный раздел
- Учебный план
Коррекционная и воспитательная работа осуществляется в форме индивидуальных и фронтальных занятий по расписанию.
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Дни недели |
Групповое занятие воспитателя | 8 | 32 | 288 | Пн.-пт. |
Групповое занятие музыкального руководителя | 2 | 8 | 72 | Пн, пт. |
Групповое занятие инструктора по физич.развитию | 2 | 8 | 72 | Вт, чт. |
Индивидуальное занятие учителя-логопеда | 2 | 8 | 72 | Пн, чт. |
Индивидуальное занятие педагога-психолога | 2 | 8 | 72 | Пн, вт |
- Режим дня
В дошкольном учреждении в старшей группе | |
Прием, осмотр, игры по интересам, свободная деятельность, трудовая деятельность, дежурство | 7.00 – 8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.15- -8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25 – 8.35 |
Игры по интересам, подготовка к занятиям, трудовая деятельность, помощь воспитателю | 8.40 – 9.00 |
Организованная совместная деятельность педагогов и детей, клубный час | 9.00 – 10.50 |
Второй завтрак | 10.15 – 10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, трудовая деятельность на участке) свободная деятельность, игры по интересам | 10.50 – 12.00 |
Подготовка к обеду, обед, трудовая деятельность, дежурство | 12.10 – 12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные, закаливающие процедуры | 15.00 – 15.10 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, ДОП, клубный час, свободная деятельность | 15.15 – 16.10 |
Уплотненный полдник | 16.10 16. 25 |
Прогулка, (самостоятельные игры по интересам, наблюдения, трудовая деятельность на участке, познавательно – исследовательская деятельность) сюжетно – ролевые игры | 16.25 – 18.40 |
Игры, уход детей домой. Взаимодействие с родителями по вопросам развития и воспитания детей. | 18.40 – 19.00 |
- Расписание занятий со специалистами
Коррекционная и воспитательная работа осуществляется в форме индивидуальных и фронтальных занятий по расписанию.
Специалист | График |
Учитель-логопед | Вторник 15.15 – 15. 35 Среда 10.45 – 11.05 |
Педагог-психолог | Вторник 9.00 – 9.20 Среда 9.00 – 9.20 |
Музыкальный руководитель | По расписанию НОД. |
Инструктор по физической культуре | По расписанию НОД. |
Воспитатель | Понедельник 15.50-16.15 Вторник 15.50-16.15 |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка, но не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста и Санитарно-эпидемиологическими правилами, и нормами:
- продолжительность подгруппового занятия 25 минут;
- продолжительность индивидуального занятия 25 минут.
- Специальные условия
Педагогами и специалистами ДОУ для обучающегося с ТНР при реализации содержания коррекционно-развивающей программы своевременно организуется предметно-развивающая среда, педагогически обоснованная, обеспечивается психологически комфортные ситуации общения педагогического работника с ребенком в процессе обучающего взаимодействия. В ходе такого взаимодействия планомерно усложняются ориентировочная и исследовательская активность, обогащается восприятие, развиваются чувства и эмоции, формируются двигательные навыки, социальные формы взаимодействия и речевая деятельность в соответствии с возрастными, а также индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса | |||
Специалисты сопровождения | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Продолжительность и частота |
Учитель-логопед | Вырабатывание полноценного движения и определённого положения органов артикуляционного аппарата | Индивидуальная коррекционная работа | 2 раза в неделю по 25 мин |
Педагог-психолог | Развитие способности к замещению и наглядному моделированию в играх на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций (игры с кукольной комнатой) Формирование умения делать простейшие умозаключения индуктивно- дедуктивного характера Совершенствование следующих характеристик: объем памяти, динамику и прочность запоминания, семантическую устойчивость, тормозимость следов памяти, стабильность регуляции и контроля. Развитие произвольной регуляции и самоконтроля при выполнении бытовых, игровых, трудовых действий и в специальных упражнениях | Индивидуальная коррекционная работа | 2 раз в неделю по 25 мин |
Специальные условия организации образовательного процесса
Временной режим | Соответствует режиму группы | |
Организация предметно-пространственной среды |
| |
Организация рабочего места | Зеркало, стол, стульчик по ростовым показателям, методический материал | |
Центр сюжетно- ролевой игры | Атрибуты для следующих игр: Дом, семья, строительство, путешествия, пожарные, скорая помощь, магазин, театр, библиотека, поликлиника, космос, Предметы – заместители. Атрибуты для ряжения. Зеркало. Куклы – «мальчики» и «девочки». Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты постельных принадлежностей для кукол. Кукольная мебель; набор для кухни (плита, мойка, стиральная машина). Коляски для кукол | |
Театральный центр | Напольные, настольная ширмы. Разные виды театра: настольный театр с декорациями, пальчиковый, би-ба-бо, театры мягкой и резиновой игрушки, Детские костюмы для деятельности. Шапочки для драматизации | |
Сенсорный центр | Настольно – печатные дидактические игры Настольно-печатные дидактические игры для развития зрительного восприятия «Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям» Занимательные игрушки из нетрадиционных материалов для развития тактильных ощущений. | |
Центр математики и логики | Счеты, счетный материал. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур длямагнитной доски. Логико-математические игры. Схемы, планы, лабиринты, Математические головоломки. Дидактические лото и домино. Приборы для измерения (весы, часы, песочные часы, линейки,). Наборы объемных.геометрических фигур. Дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди соседей» и др. Дидактические игры из серии: «Наряди матрешку», «Продолжи ряд», Математические тетради. | |
Центр природы | Растения, требующие разных способов ухода, с учетом возраста детей. Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д. Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными. Литература природоведческого содержания. Альбомы с изображением комнатных растений. Альбомы «Птицы», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные России», «Животные жарких стран», «Животные птицы Севера», макеты. Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания. Природный материал для поделок. Карты Красноярского края, России, мира. Схемы и рисунки с изображением погодных явлений природы. Огород на подоконнике. Экологические сказки и рассказы. Схемы способов ухода и способов размножения растений. «Правила поведения в природе» | |
Центр экспериментирования | Основное оборудование: Приборы - помощники: увеличительные стекла, компас, глобус, карта, микроскоп, магниты, Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы, мерный стакан, мензурки, пробирки. Природный материал. Коллекция камней. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, и др. Разные виды бумаги. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора. Красители: гуашь, акварель, тушь, помада, мелки. Медицинские материалы: пипетки, шприцы, колбы, мерные ложки, резиновые груши, пинцеты, Прочие материалы. | |
Центр конструирования | Пластиковый строительный конструктор. Тематические деревянные строительные наборы «Город», и т.д. Нетрадиционный материал для построек. Игрушки для обыгрывания построек. Транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная, милицейская машины, и т.д.); строительная техника (бульдозер, экскаватор, трактор и т.д.); легковой, грузовой и пассажирский транспорт. с изображением улицы города с перекрестками, дорогами, переходами. Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения. | |
Книжный центр | Русские народные сказки, загадки, потешки, песни, игры, скороговорки. Стихи, рассказы, знакомящие детей с историей страны, с ее сегодняшней жизнью. Книги о жизни природы, о животных, растениях, птицах страны, Издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятии Книги, которые дети приносят из дома книги, которые воспитатель читает детям в группе в течение длительного периода времени. Справочная и познавательная литература. Энциклопедии. Книжки-раскраски. Аудио и CD –диски для прослушивания (произведения по программе и любимые детьми произведения). | |
Центр творчества | Гуашевые, акварельные краски. Фломастеры, цветные карандаши, цветной и белый мел, восковые мелки. Пластилин, соленое тесто. Цветная и белая бумага, цветной и белый картон, обои, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, Материалы необходимые для изготовления детьми поделок. Палочки, кисти, стеки, ножницы. Клей обойный, клей-карандаш, клей ПВА. Альбомы, наборы открыток с изображением дымковской, городецкой, жостовской росписи, гжели. Красноярское народное творчество: роспись, загадки, пословицы, заклички и др. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества: русская народная игрушка, репродукции художников, иллюстрации к сказкам идр. Образцы народных росписей. Образцы по рисованию, лепке, аппликации, оригами. Трафареты, шаблоны. Раскраски согласно тематическому планированию | |
Музыкальный центр | Барабан. Ложки Бубны. Балалайка маракасы. погремушки, трещетки, гитара, Магнитола, СД-диски Портреты композиторов Картинки с изображением музыкальных инструментов Музыкально-дидактические игры |
Специальные условия организации коррекционно-образовательного процесса кабинета
педагога-психолога
Разделы | Список пособий |
Игры | Нейропсихологическая игра "Попробуй повтори Логические Блоки Дьенеша для дошкольников Головоломка "Фигуры" Нейропсихологическая игра «Ножки-ладошки» Карточки на развитие пальцевого праксиса Цветные счетные палочки Кюизенера Кинетический песок 0,7 кг, морской Кубики Никитина "Сложи узор", пластик, Корвет Игра для развития эмоционального интеллекта у детей "Мои эмоции" Папка для занятий "Пиши и стирай", одна папка с маркером (на колпачке маркера - мини-губка), цвета МИКС Детская пирамидка Томик, высота 15 см Пальчиковый театр из фетра (набор сказок) Кукла на руку "Котик" Кукла-марионетка «Клоун» (дерево+ткань) Развивающая игрушка "Подушечки. Набор для сортировки Цветные помпоны Обучающая игра «Огород» Досочки Сегена с узором Сортер деревянный овощи, фрукты Безопасные пластиковые иглы для рукоделия Коврик-мозайка «Большой город» Магнитные фигурки «Дикие и домашние животные» Развивающий орто коврик пазл Набор из фетра «Найди фигуру» Деревянные цветные палочки Деревянный Танграм магнитный Кинезиологический кейс Развивающий набор «Кубики в пространстве» Развивающий набор «Логические ряды» Д/и с прищепками по лексическим темам «Книжка-Развивашка» Нейротренажеры по лексическим темам Кинезиологические мячи Балансировочная подушка массажер для ног Камни декоративные для развития мелкой моторики. Кинезиологические мешочки. |
Пособия | Методическое пособие и рабочие материалы "Экспресс-диагностика в детском саду", Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Диагностическая раскраска: мышление: методическое пособие для педагогов и родителей, Т.П. Трясорукова Диагностическая раскраска: память: методическое пособие для педагогов и родителей, Т.П. Трясорукова Диагностическая раскраска: эмоциональный интелект: методическое пособие для педагогов и родителей, Т.П. Трясорукова Диагностическая раскраска: внимание: методическое пособие для педагогов и родителей, Т.П. Трясорукова Комплект тетрадей и конспектов «Психолого-педагогические занятия дошкольников» 3-7 л, Куражева Н.Ю. Книга «Годовой курс по методике Монтессори» 3-5л., Хомякова К.В. Годовой курс занятий 3-7 л., Жукова М.А |
3.5 Методическая обеспеченность
4..Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2021. -112 с.
5.Верещагина Н.В. Если ребёнок отстаёт в развитии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
6.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ, 2007.
7.Денисова Н. Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. -Волгоград: Учитель,2013.
8.Диагностика эмоционально–личностного развития дошкольников 3–7лет\составитель Н.Д. Денисова, Волгоград, 2010.
10. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Москва. «Издательство ГНОМ и Д»2001.
12. Майер, А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) / А.А. Майер. – М. :Пед. общество России, 2014.
13.Сизова Г.А., Шуйская Э.А., Логопедические игры и задания. СПб «КАРО», 2001.
14.Узорова О.В., Нефедорова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основа письма и рисования – Москва: АСТ: Астрель, 2014.
15.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. Москва. АСТ. Артель 2004.
3.6 Мониторинг результатов освоения АОП
Мониторинг результатов освоения АОП проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития детей осуществляется воспитателем в процессе их реальной жизнедеятельности. Мониторинг проводится с опорой на карты педагогической диагностики ребенка соответствующего возраста.
Мониторинг для обучающегося проводится воспитателем 3 раза в год. В сентябре проводится диагностика ребенка с целью выявления соответствия развития ребенка интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности и выстраивания его индивидуального образовательного маршрута. В декабре проводится промежуточная диагностика оценки результативности АОП, позволяющая воспитателю скорректировать свою педагогическую деятельность с воспитанником. В апреле-мае с ребенком проводится, промежуточная диагностика, позволяющая отследить динамику развития, обучающегося к концу определенного года жизни.
Карты педагогической диагностики ребенка представлены в приложении1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие»
Дата проведения:___
Группа: старшая
н.г. | с.г. | к.г. | ||
Формирование целостной картины мира | Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира. Выбирает и группирует их | С | ||
Знает герб, флаг, гимн России. Называет главный город страны. | С | |||
Имеет представление о родном крае, о школе, библиотеке. Знает некоторых представителей животного мира. | С | |||
Знает характерные признаки времен года | С | |||
Знает правила поведения в природе и соблюдает их | С | |||
Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. | С | |||
Итоговый показатель | С |
ФЭМП
Объединяет группы предметов, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части | С | ||
Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями | С | ||
Считает до 10 | С | ||
Называет числа в прямом (обратном) порядке | С | ||
Соотносит цифру и количество предметов. | С | ||
Различает величины: длину (ширину, высоту), объем, массу и способы их измерения | С | ||
Измеряет длину, отрезки прямых, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных едениц | С | ||
Умеет делить предметы на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть. | Н | ||
Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает расположение и направление р | С | ||
Умеет определять временные отношения, | Н | ||
Умеет получать каждое число первого десятка. | Н | ||
Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года. | С | ||
Итоговый показатель (% | С |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально-коммуникативное развитие»
Дата проведения:___
Н.г. | с.г. | к.г | |
Знает и называет элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и ПДД | С | ||
Соблюдает правила коллективной игры и инструкции воспитателя. | С | ||
Адекватно оценивает свои поступки и поступки окружающих | С | ||
Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада | С | ||
Называет виды войск и их назначение, объясняет: кто и что такое «Защитник», «Отечество». «Родина» | С | ||
Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре | С | ||
Итоговый показатель (%) | С |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие»
Дата проведения:__._________________
Н.г | С.г | К.г | |
Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки | С | ||
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия | С | ||
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов | С | ||
Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове. | н | ||
Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг. | Н | ||
Итоговый показатель (%) | С |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно-эстетическое развитие»
Дата проведения:._________________
н.г | с.г | Н.г | ||
Изоискусство | Различает виды изобразительного искусства | Н | ||
Называет основные выразительные средства произведений искусства | Н | |||
Рисование | Создает индивид. и коллектив рисунки на темы окружающей жизни, литератур произведения | С | ||
Использует разные материалы и способы создания изображения | С | |||
Лепка | Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений | С | ||
Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа. Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства | С | |||
Аппликация | Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания | С | ||
Создает сюжетные и декоративные композиции | С | |||
Продук (констр) деят-ть. | Способен соотносить конструкцию предмета с его назначением | С | ||
Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта | С | |||
Может создавать модели из конструкторов по рисунку и словесной инструкции | С | |||
Итоговый показатель (%) | С |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педагогическому совету на тему. Составление индивидуальной адаптированной программы на ребенка с ОВЗ.
Составление индивидуальной программы, направленна на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого - педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико -...
Адаптированная программа для ребенка с ОНР
АОП для ребенка с ОНР...
Образовательная адаптированная программа для ребенка овз
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости об...
Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях
Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях МБДОУ общеразвивающего видаСрок реализации: 2017-2018 учебный год...
Индивидуальная адаптированная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью
При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ:- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения д...
Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии. Методические рекомендации к составлению адаптированной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
1 слайдОдной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от...
Индивидуальная адаптированная программа на ребенка с РАС
В работе представлена индивидуальная адаптированная программа на ребенка с РАС. Программа для воспитнника старшего дошкольного возраста со сроком обучения 2 года....