Обобщение и распространение опыта работы
материал

Коцур Наталия Ивановна

"Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственной личности дошкольника"

"Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения" (Выступление и Протокол выступления на педагогическом часе № 7 от 07.11.2023 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственной личности дошкольника

"Семья - эта та самая среда,

в которой человек учиться,

и сам творит добро"

В. А. Сухомлинский

Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь.

Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику.

Главное, чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.

Семейные традиции - один из основных способов воспитания, т. к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив, ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно.

Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей.

В основе семейных традиций всегда лежит какая-либо идея, норма, опыт семьи, которая направлена на упрочнение взаимоотношений и взаимопонимания между родителями и детьми.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Традиция - это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

Хорошей традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечерним чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

С помощью загадок наши предки учили своих детей видеть мир и его составные части. Игры в народной культуре помогали освоению мира, социальных отношений людей через целостный художественный комплекс, сочетающий в себе пластическое движение, пение, речь, традиционное ролевое поведение персонажей; учили выстраивать и соблюдать отношения между участниками игры на основе правил, которые уважались всеми. Наши предки широко использовали народный фольклор - это игра на народных инструментах и произведения поэзии пестования - колыбельные, песни, потешки, прибаутки.

В современной семье родители обязательно должны поддерживать интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, к проявлению музыкального творчества. Вместе с родителями дети могут принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Не менее важно в семье поощрять певческие проявления. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку (небольшие по объему, яркие мелодии, удобный диапазон). Как можно чаще устраивать семейные дуэты (с мамой, папой, бабушкой и дедушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням. Поддерживать интерес к музыкально-двигательной деятельности детей и как можно чаще создавать ситуации для танцевальных импровизаций. Эффективной формой общения взрослых и детей являются праздники.

Праздник - это: встречи и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома и в саду, получение ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке, торжестве, радости, веселье, которые разделяют и взрослые и дети.

Пройдут годы, дети забудут музыкальные произведения, которые звучали на празднике, танцы которые они исполняли и многое другое. Но они навсегда в своей памяти сохранят тепло общения, радость сопереживания, которое они с особой силой смогли ощутить именно рядом со своими родными и близкими.

У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям нужны как витамины.

Роль семейных традиций в жизни малышей:

- Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник".

- Дети гордятся своей семьёй.

- Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.

- Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение.

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастет и будет воспитывать своего малыша.

Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, чтобы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

При воспитании ребенка не допускайте излишней строгости, также как и вольности, ведь и то и другое, приводит к перенапряжению детской психики. Неустойчивость домашнего уклада приводит к тому, что в душе ребёнка формируется ощущение незащищенности дома и шаткости всего окружающего мира.

Использованная литература:

1. Ривина Е. К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? - М.: Просвещение, 2010.

2. Соломенникова О. А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Составитель Соломенникова О. А. / М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Художественное творчество и ребенок. - Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1992.

4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду,

2003 г.

5. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и

методические рекомендации/, 2006 г.

6. Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду, 2006 г.

7. Журналы: «Музыкальный руководитель» №5 2012 г., «Воспитатель

дошкольного образовательного учреждения» №2 2012 г.



Предварительный просмотр:

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". 

Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

В группах созданы центры природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, полили, опрыскивали. 

Часто на занятиях использовали художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"

В данной статье описаны различные приёмы и методы, помогающие в формировании и развитии мелкой моторики у детей....

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)...

Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК

Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК...

Обобщение и распространение опыта работы

Обобщение и распространение опыта работы...

Обобщение и распространение опыта работы

Опыт - итог деятельности, состоявшаяся практика, проявившаяся и реализовавшаяся в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть ...