научная статья "Моторное развитие дошкольников"
учебно-методический материал

Воробьёва Ольга Сергеевна

Аннотация:  В статье описаны особенности моторного развития  детей дошкольного возраста. Рассмотрено понятие моторного развития. Представлена последовательность формирования движений у ребёнка дошкольного возраста.

Ключевые слова: Моторное развитие, физическое развитие, дошкольный возраст, дети дошкольного возраста, двигательная активность, движение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воробьёва Ольга Сергеевна, МБДОУ д/с №18.

Аннотация:  В статье описаны особенности моторного развития  детей дошкольного возраста. Рассмотрено понятие моторного развития. Представлена последовательность формирования движений у ребёнка дошкольного возраста.

Ключевые слова: Моторное развитие, физическое развитие, дошкольный возраст, дети дошкольного возраста, двигательная активность, движение.

Моторное развитие – это длительный, непрерывный процесс. Начинается процесс моторного развития с рождения ребёнка и продолжается в течение всей его жизни.

Своевременное грамотное формирование движений и целесообразная последовательность их возникновения играют существенную роль в физическом и нервно-психическом развитии  ребёнка.

Н. Н. Кожухова отмечает последовательность формирования движений у ребёнка:

1.        движение головы;

2.        движение рук и плечевого пояса;

3.        движение туловища;

4.        движение ног;

5.        совместные движения головы, рук, туловища, ног.

Анализ работ Е. О. Комаровского позволил установить, что в первые недели жизни двигательная сфера осуществляется за счёт рефлексов. К году совершенствуется моторная деятельность, развиваются локомоторные навыки.

Е. И. Васильева отмечает, что в 2 месяца ребёнок может держать голову, в 7 месяцев сидеть, опираясь на руки,  в 11 месяцев – уверенно самостоятельно стоять и ходить, слегка придерживаясь за опору, а в 12 месяцев самостоятельно ходить без поддержки.

О. А. Каминский, Г. Г. Лукина, С. О. Филипова рассматривают  у детей второго года жизни дальнейшее формирование движений, которое  происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. У ребёнка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных еще пока ему прыжков; у детей третьего года жизни совершенствуется ходьба, лазанье, начинают бегать.

По мнению М. М. Борисовой, Н. Н. Кожуховой, Л. А. Рыжковой в дошкольном возрасте формируются базовые двигательные умения и навыки, создаётся фундамент двигательной сферы, развивается тонкая моторика.

Мы в рамках нашей работы сделали попытку систематизировать данные об особенностях моторного развития, основываясь на работы Е. И. Васильевой, О. А. Каминского, Н. Н. Кожуховой, Е. О. Комаровского, Г. Г. Лукиной, С. О. Филиповой которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Возрастные периоды развития

Особенности моторного развития

Новорождённый

Редкие атетоидные движения, червеобразные движения пальцев кисти, редкий спонтанный симптом веера на стопе (симптом Бабинского).

1-2 месяца

В возрасте 1-1,5 месяца ребёнок начинает держать голову; постепенно развивается координационное движение рук.

К концу 2-го или 3-го месяца при условии целенаправленного воспитания ребёнок постепенно овладевает умением самостоятельно поднимать и удерживать голову, когда он лежит на животе или находится в вертикальном положении на руках у взрослого.

3-4 месяца

Ребёнок самостоятельно поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке за руки, при поддержке за подмышки стоит на ногах, опирается на предплечья, лёжа на животе. Появляется комплекс оживления.

С 3-3,5 месяца совершенствуются координационные движения рук (ребёнок ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяло, пелёнку, действует с игрушками). Формируются целенаправленные движения рук.

4-5 месяцев

Развивается координация мышц спины, что вначале проявляется в переворачивании со спины на живот.

В 5 месяцев ребёнок протягивает руки, хватает игрушки и предметы, сидит при поддержке за одну руку. Ровно стоит при поддержке. Лёжа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук.

6-7 месяцев

В 6 месяцев ребёнок начинает сидеть самостоятельно, что свидетельствует о координации движений мышц ног, переворачивается с живота на спину; лёжа на животе, может приподнимать туловище; переступает ногами при поддержке за подмышки; оптическая реакция опоры на руки – выпрямляет и вытягивает руки в направлении  опоры при наклоне с рук взрослого; при подтягивании за руки сгибает голову вперёд, садится, поворачивается на спину, перекладывает игрушки в руках.

В 7 месяцев стоит при поддержке за обе руки; сидит, опираясь на руки, ползает на животе.

7-8 месяцев

Ребёнок сидит без опоры, встаёт на колени, приподнимается на четвереньки, начинает ползать (с перекрестным движением рук и ног), переступает ногами при поддержке за обе руки. Перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке, манипулирует 2-3 предметами.

8-9 месяцев

Ребёнок садится из положения лёжа  и ложиться из положения сидя, встаёт на ноги, стоит при поддержке за одну руку, переступает ногами, держась за одну руку, а также держась за неподвижную опору, влезает на четвереньках на лесенку. Берёт мелкие предметы двумя пальцами.

10-11 месяцев

Ребёнок стоит без опоры, ходит за движущимися предметами, ходит при поддержке за одну руку, иногда делает самостоятельные шаги, на четвереньках переползает через бревно, входит на невысокую лестницу и сходит с неё. Выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги.

12 месяцев

Ребёнок самостоятельно стоит без опоры, приседает и выпрямляется, влезает на стремянку (1 м), делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает один предмет в другой, открывает коробку, ящик, пользуется ложкой, расческой.

1-2 года

Ребёнок длительно ходит, наклоняется, приседает, поворачивается, пятится, может самостоятельно есть ложкой, перешагивает препятствие приставным шагом, ходит по невысокому бруску высотой и шириной в 15-20 см, короткое время стоит на одной ноге, прыгает на месте.

Держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книги.

2-3 года

Ребёнок учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки, прыгает на двух ногах. Перешагивает препятствие высотой 20-25 см чередующимся шагом.

3-4 года

Ребёнок выполняет элементарные рисунки карандашом (рисует человека без туловища – «головоног»), начинает лепить простые фигуры из пластилина. Самостоятельно спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге, бросает мяч через голову, совершенствует лазанье.

4-5 лет

Прыгает на одной ноге, прыгает попеременно на одной или другой ноге, прыгает с высоты и в длину на 15-20 см, ходит по бревну, поднимается вверх по лестнице. Умеет правильно держать карандаш (рисуя человека, изображает элементы одежды). Шнурует ботинки, застегивает пуговицы. Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит его, не прижимая к груди.

5-6 лет

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, бегает на носках, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см. Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге. Катается на двухколесном велосипеде, катается на коньках, катается на лыжах. Четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо и свободно рисует.

6-7 лет

Движения приобретают лёгкость и изящество, энергичны и точны. Увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину, ловит мяч одной рукой, может ходить боком по скамейке. Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами.

Таким образом, ребёнок в первый год жизни овладевает основными движениями, такими как держать голову, ползать, сидеть, стоять, попытками самостоятельно ходить, также развивается тонкая моторика. Дальнейшее формирование движений происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков. К 6-7 годам ребёнок очень подвижен, практически не сидит на месте. Любит игры, связанные с прыжками или бегом. Отлично владеет своим телом, координация развита, движения точны и уверенны. Движения рук ребенка слаженные и точные, он способен полностью их контролировать.

Библиографический список

  1. Методика физического воспитания и развития ребёнка [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский цент «Академия», 2008. – 352 с.
  2. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. –5-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
  3. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста [Текст]: учебник для студ. / С. О. Филиппова, О. А. Каминский, Г. Г. Лукина [и др.]; под ред. С. О. Филипповой. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.
  4. Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания [Текст] / А. А. Тер-Ованесян. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 206 с.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"

Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...

выступление на научно-практической конференции "Взрослый в социальном развитии дошкольника" 22 марта 2016г.

тема  выступления: "Центр игровой поддержки  как форма организации  сотрудничества дошкольной образовательной организации  и семьи в социальном развитии дошкольника"...

КОНКУРС, Научно-методическая работа СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Аннотация: в статье представлен опыт использования театрализованных игр в детском саду. В работе обоснована актуальность использования театрализованных игр в процессе социально-коммуникативного развит...

Научная статья "Развитие памяти у дошкольников"

Память дошкольника можно и нужно развивать. Для этой цели с успехом применяются специальные упражнения, рекомендации и игры. Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необ...

Проект «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников через образовательные модули»

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культу...

Дополнительная общеобразовательная программа естественно - научной направленности "Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Данная программа предусматривает активное включение в образовательный процесс методов и технологий, направленных на стимулирование, развитие и коррекцию познавательной деятельности....

Научная статья "Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с различными нарушениями речи"

Нарушения речи накладывают негативный отпечаток на развитие комуникативной функции речи  у детей дошкольного возраста, так как главная роль в социокультурной коммуникации отводится речи....