Мастер-класс для педагогов. По теме: «Домашняя школа Марии Монтесори для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет».
материал (младшая группа)

Шерстнёва Екатерина Юрьевна

Мастер-класс для педагогов по теме: «Домашняя школа Марии Монтесори для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» г. Лихославль.

Мастер-класс для педагогов.

По теме:

«Домашняя школа Марии Монтесори для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет».

Подготовила воспитатель:

МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Лихославль

 Шерстнёва Екатерина Юрьевна

2018 г.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах развития мелкой моторики по методике М.Монтессори с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Расширить знания педагогов о возможностях использования материала М. Монтессори при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

2. Вызвать у участников мастер-класса интереса к системе М. Монтессори.

3. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется мастер-класс, который я провела для родителей.  Тема мастер-класса «Домашняя школа Марии Монтесори для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет».

На этом мастер классе по развитию мелкой моторики по методике Марии Монтесори, вы узнаете, что с минимальными затратами сил и времени можно осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики руки вашего ребенка. В процессе я вас познакомлю с играми, направленным на формирование сенсорных эталонов и развитию мелкой моторики, которые можно организовать в домашних условиях.

 Идеи и методы М. Монтессори завоевали весь мир. Этой методике больше 100 лет. Итальянский педагог, психолог, врач М. Монтесори большое значение уделяла воспитанию органов чувств, слуха, зрения, обаяния и вкуса, а также развитие мелкой моторики руки.  Доказано врачами, учеными и педагогами о взаимосвязи руки и мозга. Мария Монтесори искала такие методы и техники, которые помогали бы ребенку развивать мелкую моторику с минимальными затратами энергии и времени. Застёгивание пуговиц, одевание, шнуровка обуви всегда вызывают трудности у детей раннего возраста, так как у детей мелкая моторика развита слабо. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т.е. моторика, тем быстрее ребенок начинает говорить.

В связи с этим, многие игры для детей, заработанные Марии Монтесори, рассчитаны именно на работу пальчиков.

Упражнения, которые я вам предложу – это упражнения познавательно-практической деятельности.

Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов, - всего того, что развивает движения руки и является подготовкой к освоению письма. Очень важно, чтобы весь материал, которым пользуется ребенок, был настоящим, а не игрушечным. В обыденной жизни ребенок постоянно наблюдает, как этими предметами пользуются его родители. Но согласитесь, нашим детям часто приходится слышать: «Ты еще маленький!», «Подрастешь, тогда и будешь делать все сам». Именно по этой причине эти предметы так привлекательны для малышей. А от Мария Монтессори – дети скорее услышат: «Ты уж взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам». Наша задача лишь показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом, или дать, говоря языком методики, презентацию.

Что любят больше всего на свете дети делать? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Возможность игры огромна: она развивает познавательные интересы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение; способствует познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию; учат самодисциплине; настойчивости; все начатое доводить до конца, всем тем качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач. Для этих игр не нужно вкладывать денежные средства. Это всё у вас есть дома, но рабочее место для ребенка нужно организовать так, чтобы было ему удобно и комфортно выполнять.

Основной девиз М. Монтесори «Помоги мне сделать самому».

И сегодня я хочу вас предложить несколько наиболее простых игр из «зоны практической жизни», способствующих развитию координации движений, концентрации внимания, развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму, которые вы можете организовать с детьми у себя дома. Когда я подбирала материал к этим упражнениям, то постаралась, чтобы он выглядел эстетично, красиво, ярко. Чтобы такой материал «звал» ребёнка, предлагая ему поработать с собой.

И сейчас я предлагаю окунуться в «Царство мелкой моторики», главными героями в котором являются вода, крупы, пуговицы и прищепки.

Итак, рассмотрим серии игр с водой.

Для этого нам необходим большой поднос, на котором ребенок будет выполнять упражнения, тряпочка, когда он разлил воду и ребенок сам может за собой поухаживать. Для организации игровой деятельности с водой подготовьте поролоновые губки, лейки, пластиковые чашечки, крышки, стаканчики, два тазика, фартуки.

Ребенок всегда с большим удовольствием играет с водой. Но это не только игровая деятельность, но еще и один из самых приятных способов обучения. Игры с водой поднимают настроение у малышей, дарят им огромное количество положительных эмоций.

Организовывая игры с водой, мы развиваем у детей мелкую моторику, т.е. игра помогает ребенку отработать точность движений кистей рук. зрительную координацию, умение контролировать свои движения, в игровой форме изучаем свойства воды, обогащаем словарный запас; вода способствует снятию напряжения, негативных эмоций.

Сейчас, Юля и Эвелина покажут упражнение «Переливание воды». Юля будет переливать воду из стакана в стакан, а Эвелина из стакана в бутылку с помощи воронки. Девочки, следите за тем, чтобы не пропала не одна капля. В этой игре закрепляем понятие о свойствах воды- «льется», о «мокром», о «сухом».  Ребенок должен выполнять данное упражнение самостоятельно.

Контроль ошибок: переливание воды на поднос.

Вторая игра «Уточка хочет плавать».

Посмотрите, кто к нам в гости пришел? Уточка. Наша уточка любит плавать. А чтобы она плавала, нам нужна водичка. Давайте нальем водичку в тазик.  

Юля сейчас покажет, как будет наливать воду в тазик с помощью резиновой груши.

А Эвелина с помощью шприца. Посмотрите, как уточки плавают.

Ребятки, и рыбки хотят поплавать. Они без воды не могут. Давайте пустим их в наш тазик поплавать. Юля, каких рыбок видит твоя уточка? Посмотрите, теперь их много и воды им не хватает. Давайте, добавим им воды. Вот какая у меня есть замечательная губка. Уточка говорит, что губки умеют пить воду и обратно её отдавать, если ее крепко сжать кулачком.  Давайте попробуем

Постарайтесь не капать водой на стол. Юля добавь воды рыбкам., А Эвелина добавит воды с помощью пипетки.

Следующее упражнение, которое мне хотелось бы вам предложить, является одним из самых необходимых в самостоятельной жизни ребенка. «Переливание воды с помощью ложки». И вот почему. Ребенок учится самостоятельно кушать, сначала ручками, а потом с помощью ложки. И потому упражнения в перекладывании маленьких предметов, в обращении с ложкой являются особенно важными упражнениями для маленьких детей.

А сейчас, девочки давайте добавим рыбкам водичку с помощи ложки.

В зависимости от возраста и развития ребенка ложки могут быть от самой большой к самой маленькой. Пожалуйста, выберите ложку сами добавьте воду рыбкам.

Если малыш еще не очень хорошо справляется с ложкой, вы можете показывает ему, как ее держат, отдельно – положение каждого пальца. Во время игры развивается координация, мелкая моторика и ребенок учит цвета и осваивает навык владения столовыми приборами

Следующая игра «Разноцветные рыбки». Данная игра учит манипулировать с предметами, развивать мелкую моторику, координацию движений, перекладывание предметов с помощью сита и пинцета.

Девочки, а сейчас давайте поиграем с рыбками и выловим их.  Наша задача обязательно озвучивает цель работы: «Нам нужно выловить рыбки и разложить их в свои домики. Я покажу вам, как нужно это делать, а потом вы попробуешь это сделать самостоятельно». Я беру рыбку определенного цвета и опрокидываю ее в плошку соответствующего цвета. И так рыбка за рыбкой.

Контроль ошибок: цветовое несоответствие.

Учимся вылавливать разные предметы из воды сочком. Можно попросить выловить определённые игрушки.

Девочки посмотрите есть вода на подносе? Если есть, тогда вытрите, пожалуйста, поднос салфеткой.

Следующая серия игр – игры с крупой.

Дети очень любят игры с крупами, но это не только приятные тактильные ощущения, но и самомассаж рук.

Для игры может понадобится миска с крупой, поднос и савочек с щеткой, для того, с помощью которого может сам за собой собрать крупу. Для игровой деятельности нужна крупа.

 Дети, которые часто перебирают крупы лучше говорят и быстрее развиваются. К тому же такая забава отличный способ провести время.

Игры с крупой позволяют совершенствовать сенсорное познание веществ, развитию мелкой моторики, развитию чувственного восприятия, успокоительный эффект, навыки общения с ложкой.

Итак, давайте, немного поиграем!

Сейчас пришло время превратиться в маленьких археологов. Давайте, попробуем найти сокровище в этой волшебной крупе.  Заранее прячем их тарелку с крупой и найдем клад.

Юля, молодец. Как легко ты справилась с поисками клада. Девочки, а вы все проверили, а вдруг, где-то еще осталось не найденное сокровище.

А если ребенок найдем конфетку, то восторга не будет предела.

А сейчас, немножко отдохнём и сделаем самомассаж ладошек крупой.

Молодцы, а теперь давайте превратимся в поваров и приготовим вкусное тесто для пирогов. Запустите в крупу руки и изображайте, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

А теперь возьмите крупу в ладошку. Другой ладошкой закрываю.

Давайте покатаем горошки и говорим.

Покатаю я в руках

Бусинки горошки

Станьте ловкими скорей

Пальчики ладошки.

Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на красную тарелочку, а фасолинки на желтую тарелочку. Это еще и сенсорика.

Из фасоли пальчиками можно выкладывать дорожку: короткие, длинные, прямые и извилистые. А еще фасолью можно рисовать. Юля нарисует солнышко. Также можно познакомить ребенка с цифрами и буквами.

А сейчас поиграем в такую игру:

Возьмем фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним и т.д. . Видите, деткам это выполнять сложно, и если дома устраивать такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребенка будет развиваться гораздо быстрее.

Следующая игра «Покорим голодного поросенка». Цель игры: проталкивание мелких предметов в отверстие.

Девочки, смотрите к нам поросенок пришел голодный, давайте его покормим, угостим вкусной крупой.

Для этого ребенок учится проталкивать пальчиком в «рот» любые мелкие предметы - это могут быть семечки, фасоль, горох, сухие макароны. Эти предметы должны быть немного больше отверстия, для того, чтобы ребенок прикладывал усилие, просовывая предметы в отверстие. Это упражнение тренирует не только мелкую моторику рук, но и глазомер, внимание, терпение.

В этой игре также можно попробовать несколько вариантов: пальцами, ложкой или через воронку. В зависимости от возраста, желания ребенка выбираем самый простой, или посложнее вариант. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением как «щепотка».

Следующая серия игр – это игры с прищепками.

Еще в свое время Мария Монтессори предлагала обратить внимание на обыкновенные бельевые прищепки, как на отличный и легко доступный тренажер для пальчиков. Ну а связь ПАЛЬЧИКИ - МОЗГ уже давно исследована и описана как физиологами, так и психологами.

Работа с прищепками развивает мелкую моторику рук, особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их речевого опыта.

Поэтому прищепки могут занять почётное место на полке среди других игр.

Но давайте посмотрим. У нас в руках самая обыкновенная бельевая прищепка. Нажимаем на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась. Похоже, как будто кто-то открывает рот. Стоит для этого взять зеленую прищепку, и нам сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил». А теперь прицепим нашего крокодила к желтому кружочку. Что ж, сразу вспоминаются строки К. Чуковского:

"Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил! "

А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления. Продолжаем фантазировать дальше. Возьмем зеленый треугольник и прикрепим к его краям зеленые прищепки-веточки. Получилась ёлочка

Таким образом, у нас получаются все новые и новые интересные идеи.

А также с помощью прищепок мы делаем пальчиковую гимнастику.

А сейчас девочки мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику, которую очень любят дети. Для этого нам понадобится бельевые прищепки. Бельевой прищепкой поочереди «кусаем» ногтевые фаланги, на ударные слоги стихотворения.

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Смена рук.

Но я, же играю с тобой малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш»!

Следующие игры познавательно-практической жизни – это классификация.

Вот вы видите дома есть много пуговиц.  С помощью этих игр также мы развиваем мелкую моторику рук у детей, развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

И вот Юля поиграет в игру «Найди одинаковые по цвету пуговицы.».  Пожалуйста, Юля,

Разложи пуговицы по цвету и назови его.

А Эвелина поиграет в игру «Пуговицы перемешались». Разложи их на 2 кучки: большие и маленькие».

Эти пуговицы можно также посчитать, нанизать, придумать можно разные игры с ними.

Следующая игра «Пуговичная мозайка». Из пуговичной мозайки можно изобразить массу картинок: снеговика, мячики, неваляшку, бусы и много другое.

В таких играх развивается мелкая моторика, а также закрепляем формирование сенсорного эталона  (цвет, форма).

Следующая игра познавательно-практической жизни – это нанизывание. Например, можно нанизывать пуговицы, макароны, бусины. Сегодня мы будем делать ожерелье для любимой мамочки своими руками. И сейчас девочки покажут, как они умело выполняют нанизывание. Юля сделает бусы с помощью пуговиц, а Эвелина из макарон.

И девочки покажут, как они умело могут нанизывать.

Можно усложнять игру – например сделать бусы по цвету, чередовать цвет. Девочки покажут, как умело они это делают.

Сегодня я вам предложила ряд упражнений, игр из зоны «практической жизни», которые широко используются в Монтессори - группах для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму. И которые вы легко можете организовать в домашних условиях.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж

учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС  «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...

Мастер-класс для родительского собрания в средней группе «Оригами, как основное средство развития мелкой моторики»

Оригами - это искусство складывания из бумаги.  Родина оригами - Япония. Какие же возможности даёт наши м детям искусство оригами?·         Знакомит с...

Мастер-класс с детьми и родителями средней группы комбинированной направленности "Пальчики-помощники" (Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста)

Мастер-класс с детьми и родителями средней группыкомбинированной направленности "Пальчики-помощники"(Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста)...

Мастер-класс для родителей и детей на тему: «Создаём развивающую среду дома, для развития мелкой моторики рук детей».

Мастер-класс для родителей и детей на тему: «Создаём развивающую среду дома, для развития мелкой моторики рук детей».Провела: 1-я младшая группа №12Цель мастер-класса:Привлечение внимания ...

Мастер – класс по теме: Использования игр с прищепками для развития мелкой моторики у детей с РАС.

Мастер – класс  по теме: Использования игр с прищепками для развития мелкой моторики у детей с РАС....