Конспект занятия: «Чудо в паутинке» для детей старшей группы.
план-конспект занятия (старшая группа)

Лузганова Наталия Геннадиевна

Конспект занятия: «Чудо в паутинке» для детей старшей группы.

29 октября – День ПАУКОВ.

Цель. Формировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных. Рассказать о пауках. Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину в лесу, не убивайте пауков».

Воспитатель(держит в руках альбом). В «Жалобную книгу природы» поступила жалоба. Я прочитаю, а вы догадайтесь, от кого она.

«Нас называют мерзкими тварями. Говорят, мы отвратительны, безобразны. Пойдут люди в лес за ягодами, грибами, окажется паутина у них на лице – мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим: мух, комаров ловим. Самое главное – на огромной площади в лесу мы в течении года истребляем около двух центнеров насекомых-вредителей. Вам ничего не стоит паутину, а нам начинай плести заново. Для вас это забава, а для нас беда».

Воспитатель. Вы догадались, кто жалуется? (Паук.)

Паука люди часто считают ненужным. Но оказывается, это очень интересное и полезное животное. Я расскажу вам о нем.

Дети вместе с воспитателем садятся на ковер и рассматривают картинки и фотографии с изображением пауков.

 

Пауки не всегда предстают в сказках злодеями (как в «Мухе-Цокотухе», например). Вот Дядя Шнюк в сказках про Лунтика – добродушный, склонный к сентиментальности поэт. В очередной тематический день изучаем с детьми паукообразных, которые тоже являются самобытной и интересной частью природы, как и все другие живые существа.

Пауков часто называют насекомыми, но это ошибка. На самом деле эти восьминогие хищники не относятся к насекомым. Это отдельное семейство – паукообразные животные, к которому относятся также скорпионы и клещи. У насекомых шесть ног, и тело имеет три отдела - голову, грудь и брюшко. А у пауков ног восемь, и грудь с головой – сросшиеся в один отдел, который так и называется: головогрудь.

Паук – ловкий и прожорливый охотник за мухами. Добычу он ловит так, как не умеет больше никто в живой природе. Паук плетёт тонкую и невесомую сеть из мельчайших ниточек. Она достаточно прочна для того, чтобы муха, которая в неё угодила, не смогла выбраться, а только запуталась бы ещё больше. На брюшке у пауков есть паутинные бородавки, которые вырабатывают то самое вещество, что, застывая в воздухе, превращается в нить.

Кода сеть сплетена, паук уходит в своё убежище. Но он тут же появится, если в паутину кто-то угодит: дёргающиеся нити подскажут ему об этом. Если паук голодный, то он съедает муху сразу же; если нет – тащит её в свою «кладовую» съестных припасов. Если же в сеть попался кто-то невкусный или вовсе несъедобный для него (например, оса), то паук сам перекусит паутину где нужно и выпустит её, а потом старательно залатает дырку новой паутиной.

В последние тёплые дни бабьего лета молодые, недавно вылупившиеся из яиц пауки отправляются в полёт. Они плетут особые сетки, с петлями, за которые держатся очень крепко. А одной некрепкой петлёй зацепляются за веточку или стебель. Её и срывает порыв ветра. Улететь как можно дальше от того места, где вылупился, пауков заставляет природный инстинкт. Это делается для того, чтобы не жить всем скученно в одном месте, и чтобы добычи хватало на всех.

Паук – это не насекомое, ведь у насекомых 6 ног, а у паука – 8. В отличие от насекомых у него нет усиков-антенн. Голова и грудь слились вместе. У паука 8 глаз, все они расположены на голове парно. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть все вокруг. Как вы думает, откуда паук берет нить для плетения паутины? (Предположения детей)

На брюшке у пауков есть паутинные бугорки (железы) с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.

Для чего нужна пауку нить?

Некоторые виды пауков ткут из нее «пеленки» для откладываемых яичек. А когда паучата выводятся, паутина становится гнездом. Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема. Или самолетиком – ветер подхватит паутину с паучком и перенесет в другое место.

Есть виды пауков, которые устраивают себе жилище под водой. Из паутины они сооружают настоящий водолазный колокол, а потом заполняют его воздухом. Для этого паучок выставляет покрытое волосками брюшко на поверхность, а затем вновь ныряет; при этом между волосками образуются воздушные пузырьки. Он работает «не покладая лапок», пока не заполнит воздухом весь колокол.

Но главное – из нити паук плетет сеть-ловушку для насекомых.

Паутина может показаться брошенной. Паука в ней нет, но на самом деле он притаился поблизости и ждет, когда в сеть попадет добыча. О том, что в сеть кто-то попал, паук узнает по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от середины паутины к месту засады. Выбраться из сети не удается никому, так как нити смазаны клейким веществом.

Ребенок. Я знаю стихотворение про паука.

Диво дивное – паук –

восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек –

Выручают восемь ног.

Сеть сплести за кругом круг –

Выручают восемь рук.

Если злится на кого-то,

Словно все кругом враги, –

Спину горбит,

Смотрит люто,

Значит, встал не с той ноги.

Воспитатель. Это веселое стихотворение написал С.Я. Маршак.

У каждого животного есть в природе место, где ему удобнее жить.

Проводится дидактическая игра «Определи среду обитания».

Перед детьми лежат три карточки, на которых изображена среда обитания каких-либо животных. Дети кладут значок, обозначающий паука, туда, где, по их мнению, ему легче жить, объясняют свой выбор.

Воспитатель. Представьте, что вы маленькие паучки. Даю вам задание: сплести паутину. Не забывайте, ее нужно плести аккуратно.

Дети рисуют паутину на листве ватмана.

Воспитатель. У вас получилась такая красивая паутина, что в ней решил поселиться вот этот паучок. (Прикрепляет паука из ниток к нарисованной паутине.)Он благодарит вас и просит подарить вам стихотворение.

Рано утром я встаю, делом занимаюсь.

За день быстро устаю,

Сеть плету, стараюсь.

Раз кружок, два кружок.

В сеть попалась мушка.

Для зевак и растреп

Хороша ловушка.

Все притихло на дворе,

И в лесу стемнело.

Завтра утром на заре

Я возьмусь за дело.

Сегодня вы узнали много интересного о пауке. В нашем альбоме «Правила поведения в природе» записано (читает): «Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков». Когда вы пойдете в лес выполняйте это правило.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по основам безопасности для детей старшей группы на тему: «Электроприборы и электричество»

Целью данного заятия является создание условий для формирования у детей старшего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Художественно-прикладной труд Для детей старшей группы "Портрет Фунтика"

Программные задачи1.Создать условия для практических действий детей, организовать работу по формированию мелкой моторики рук.2. Познакомить детей со свойствами солёного теста (мягкое, податливое, спос...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект занятия по коммуникации "Зима" для детей старшей группы детского сада

Данный материал содержит конспект занятия по коммуникации для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...