Как проводить педагогическую диагностику по ФОП ДО
консультация

Ковалева Екатерина Владимировна

В процессе диагностики педагог оценивает, насколько эффективно он работает с ребенком. После этого определяет, как скорректировать педагогическую работу с дошкольником, чтобы он достиг планируемых результатов и показал высокий уровень освоения образовательной программы. Результаты педдиагностики используют, чтобы определить эффективность педагогических действий и планировать их в дальнейшем:

-оставить индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП ДО,

-вносить своевременно изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Пробуждение»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Как проводить педагогическую диагностику   по ФОП ДО

Ковалева Е.В. старший воспитатель

 

 

Педагогическая диагностика – механизм, который выявляет индивидуальные особенности дошкольников, определяет эффективность педагогических действий и их дальнейшее планирование (п. 3.2.3 ФГОС ДО)

Детский сад должен проводить педагогическую диагностику, чтобы отследить результаты реализации ОП ДО. Результаты помогут педагогам выявить особенности и динамику развития каждого ребенка, оценить эффективность своей работы. Организацию и проведение педагогической диагностики в возрастных группах регулируют ФГОС ДО и ФОП ДО

(п. 3.2.3 ФГОС ДО, п. 16 ФОП ДО).

Диагностика должна быть направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками (п. 16.1 ФОП ДО). Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка. При этом нельзя сравнивать результаты диагностики ребенка с результатами других детей.

Целевые ориентиры использовать нельзя, чтобы формально сравнивать с реальными достижениями детей, оценивать соответствие требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Также освоение ОП ДО не должно сопровождаться промежуточными и итоговой аттестацией воспитанников.

В процессе диагностики педагог оценивает, насколько эффективно он работает с ребенком. После этого определяет, как скорректировать педагогическую работу с дошкольником, чтобы он достиг планируемых результатов и показал высокий уровень освоения образовательной программы. Результаты педдиагностики используют, чтобы определить эффективность педагогических действий и планировать их в дальнейшем:

-оставить индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП ДО,

-вносить своевременно изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности с детьми.

Цели и задачи педагогической диагностики по ФОП

Цель педагогической диагностики – определить уровень знаний и овладения ребенком каждым видом детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями.

Задачи педагогической диагностики:

 

  • получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка,
  • оптимизировать работу с группой детей,
  • совершенствовать организацию образовательного процесса.

 

Педагогическую диагностику проводят, чтобы проследить динамику развития конкретного ребенка по отношению к самому себе

Педагогическую диагностику должны проводить воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и другие педагоги детского сада. Согласие родителей на участие в диагностике не требуется.

В проведении педдиагностики принимают участие все педагоги, которые работают с конкретной группой. Педагоги должны заполнить свои диагностические критерии в соответствии со своей направленностью образовательной деятельности.

Сроки проведения педагогической диагностики детский сад определяет самостоятельно (п. 16.5 ФОП ДО). Минпросвещения рекомендует проводить педдиагностику два раза в год (п. 13 рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023 № б/н). В начале учебного года, когда ребенок приходит в группу, – стартовую диагностику. В конце учебного года, когда ребенок достигает определенного психологического возраста, – финальную диагностику.

Можно провести промежуточную диагностику в середине учебного года: например, в январе. Благодаря ее результатам вы выявите недочеты и скорректируете содержание работы с детьми в рамках реализации ОП ДО. Если в середине года ребенок не полностью достиг показателя, педагог должен продолжить работу с ним в рамках освоения ОП ДО. Если ребенок показывает низкий уровень – спланировать мероприятия, которые позволят достигнуть возрастной нормы.

 

Как использовать результаты промежуточной диагностики

Диагностика в середине года показала, что ребенок не использует в процессе речевого общения полные и развернутые ответы. Педагог делает для себя заметку: необходимо вовлекать воспитанника в диалоги на занятиях по развитию речи. В ходе речевых игр и бесед подгрупповых и индивидуальных задавать ему такие вопросы и формулировать такие задания, которые требуют развернутого ответа.

Когда планируете стартовую диагностику, учитывайте время поступления ребенка в детский сад. Для ребенка, который пришел в группу в течение года, проведите диагностику в момент поступления и используйте ее результаты как результаты стартовой.

Учитывайте адаптационный период дошкольников. Детям нужно время, чтобы адаптироваться к условиям детского сада, когда они впервые поступили в него или вернулись после перерыва. Поэтому стартовую диагностику лучше проводить в октябре, когда большинство детей адаптировалось. Так вы снизите вероятность неверно истолковать результаты диагностики.

Чтобы спланировать работу с детьми в начале года, используйте данные диагностики прошлого года. В начале года у многих детей могут быть низкие показатели: они только начинают осваивать содержание образовательной программы. По прошлогодним результатам педагог увидит, как развивался ребенок на предыдущем возрастном этапе, и определит мероприятия, чтобы устранить проблемы на новом этапе. Педагогическую диагностику проводим  в конце учебного года  в мае.

Педагогическая диагностика проходит в несколько этапов..

Этапы педагогической диагностики

  Этап

Содержание работы

  Организационноподготовительный

Наметить план работы.

Определить методы сбора информации.

Определить форму фиксации данных

  Диагностический

Собрать информацию разными методами: наблюдение, свободные беседы с детьми, анализ продуктов детской деятельности, специальных диагностических ситуаций

  Аналитический

Проанализировать полученные результаты.

Сопоставить результаты.

Установить         причины         отклонения, определить цель и задачи индивидуальной работы с ребенком

  Этап         Содержание работы

Скорректировать педагогическую работу

  Коррекционный         с дошкольником         в освоении         ОП ДО,

проследить динамику развития каждого ребенка

  Результативный         Спроектировать         педагогическую         работу на новый учебный год

Необязательно проводить диагностику как отдельное мероприятие по плану. Воспитатель может оценивать детей по отдельным показателям в процессе специально организованной образовательной деятельности: во время занятий, дидактических игр, наблюдений на прогулке, в процессе бесед и реализации образовательных проектов.

Для диагностики педагоги используют произвольные формы на основе диагностических методов (п. 16.6 ФОП ДО).

Наблюдение. Это основной метод диагностики для отдельного ребенка и группы (п. 16.7 ФОП ДО). Ориентиры для наблюдения – возрастные характеристики развития ребенка. В ходе диагностики педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях и разных деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивной, двигательной. Наблюдать за детьми желательно в разных ситуациях: в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей. В чем преимущества этого метода, смотрите далее.

В чем преимущества наблюдения Используя метод наблюдения, педагог:

 

  • изучает педагогические явления в динамике,
  • непосредственно воспринимает поведение детей в конкретных условиях и в реальном времени,
  • фиксирует факты, которые невозможно зарегистрировать никаким иным методом: стиль поведения, жесты, мимику, движения, взаимодействие детей и целых групп,
  • оперативно получает информацию и непосредственную связь с ребенком или группой детей,
  • фиксирует факты сразу по нескольким параметрам: отдельного ребенка, группы детей, взаимодействия между детьми, детьми и взрослыми.

Наблюдение не зависит от желаний, умений и особенностей дошкольников. Наоборот, нежелание общаться или выполнять поручения педагога можно зафиксировать, чтобы затем скорректировать работу. При организации наблюдения педагог должен учитывать факторы, которые могут повлиять на его результаты. Например, желание непреднамеренно вмешаться в естественный ход наблюдения, влияние настроения и ожиданий на восприятие ситуации и толкование результатов, отсутствие умений целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, замечать и фиксировать малозаметные черты поведения. Эти факторы нужно исключить, так как наблюдение невозможно повторить, чтобы перепроверить результаты.

Фиксировать результаты наблюдения педагог может в удобной для себя форме. Минпросвещения рекомендует использовать для этого карты наблюдения (п. 16 методрекомендации Минпросвещения от 21.07.2023 № б/н). Карту наблюдения педагог оформляет на каждого воспитанника отдельно. Чтобы проследить динамику развития, педагог вносит данные в карту наблюдения минимум два раза – в начале и конце учебного года. Для вновь поступивших детей в качестве результатов на начало года педагог использует данные на момент поступления в детский сад.

Свободные беседы. Результаты наблюдения педагог может дополнить беседами с детьми в свободной форме. Это позволит выявить причины поступков детей, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности. Во время беседы нужно обратить внимание, что именно рассказывает ребенок при ответе на его вопросы. Поэтому диагностическая беседа проводится с каждым ребенком индивидуально, его ответы педагог фиксирует в любой удобной для себя форме. При анализе ответов ребенка педагог должен учитывать не только объем информации и отношение ребенка к явлениям и объектам, о которых он рассуждает. Важно, как ребенок рассуждает, обоснованность его суждений о предмете или явлении.

Анализ результатов детской деятельности. Анализ продуктов детской деятельности педагог может организовать на основе изучения материалов портфолио ребенка (п. 16.8 ФОП ДО). Например: проанализировать рисунки, работы по аппликации, фотографии работ по лепке, постройки, поделки. В ходе изучения продуктов детской деятельности педагог может сделать вывод о динамике развития технических и композиционных умений ребенка. Также рисунки и другие продукты дают информацию о примерном соответствии умений ребенка возрастным характеристикам развития. Полученные данные педагог может использовать как дополнение к результатам наблюдения за продуктивной деятельностью детей.

Диагностические ситуации. Педагог выявляет и фиксирует характерные свойства ребенка в реальном действии. Диагностические ситуации помогают выявить направленность личности ребенка, мотивы поведения и его деятельности. Педагог создает их в ходе образовательной деятельности или режимных моментов. Ситуации могут быть целенаправленными или спонтанными. Целенаправленные ситуации педагог продумывает заранее и вводит в работу. Спонтанные – предлагает детям, когда возникает подходящий момент. Это могут быть ситуации выбора, игровые, проблемные ситуации. Игровые ситуации педагог может использовать, чтобы выявить лидерские и организаторские способности детей, их самооценку. Например, в ходе игровой деятельности педагог побуждает ребенка к поиску предметовзаместителей при помощи проблемно-игровых ситуаций.

ПРИМЕР. Проблемно-игровая диагностическая ситуация для детей младшей группы

Педагог ведет беседу с ребенком во время игровой деятельности в сюжетно-ролевом центре: «В кукольном уголке нет кроваток, как уложить спать кукол?» – построить кроватки из кирпичиков. Педагог побуждает ребенка к поиску предметов-заместителей, изучает способность ребенка вести ролевой диалог, сформированность способов решения игровых задач.

Педагог может организовать ситуации, которые возникли во время театрализованных, спортивных, досуговых мероприятий, социальных акций. Предлагает детям выбрать деятельность, ее содержание, материалы, партнера для выполнения совместной деятельности. Диагностическое задание должно включать предложение к действию и возможность выбора. Используйте слово «или». Например, выполнить легкое или сложное задание, пойти играть или помочь сверстнику убрать игрушки. Диагностическая ситуация может не включать выбор действия, а предлагать условия для решения игровой задачи.

ПРИМЕР. Игровая диагностическая ситуация для детей 3–4 лет

Педагог рассказывает ребенку, что заболели игрушки. У мишки забинтовано ушко, а доктора нет. Педагог обращается к ребенку: «Полечишь мишку? У меня есть зеркальце». Например: крышка от баночки, капли – пластиковая баночка от сока и пипетка – счетная палочка. Педагог изучает умение ребенка принимать роль, вести ролевой диалог с игровым персонажем, использовать предметы-заместители.

 

Дополнительные методики. Педагоги вправе применять специальные методики диагностики по образовательным областям: физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. Готовые авторские разработки, которые предлагает использовать Мипросвещения. смотрите в таблице 2.

Итоги педагогической диагностики подводит старший воспитатель. Педагоги готовят отчет и представляют его старшему воспитателю. Старший воспитатель на основе выводов педагогов составляет аналитическую справку. В ней специалист указывает причины недостаточно высокого уровня освоения программного материала по образовательным областям. Также на основе полученных результатов старший воспитатель дает рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год. Аналитическую справку по результатам диагностики индивидуального развития дошкольников старший воспитатель зачитывает на педагогическом совете.

Карты диагностики не подлежат контролю. Контролирующий орган может запросить только обобщенные результаты диагностики, то есть средний по группе или по детскому саду уровень освоения ОП ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий физкультурного праздника "Проводы осени"

    Сценарий физкультурного праздника "Проводы осени" (для подготовительной группы). Составной частью сценария являются эстафеты и состязания, а также в праздничную программу входят с...

"Проводы Масленицы" Сценарий развлечения на улице для всех возрастных групп детей ЧДОУ

Всю масленичную неделю дети знакомились с особенностями этого необычного русского праздника. Они играли, учили заклички, пекли печенье и блины, приглашали в гости родителей. Каждая группа продумывала ...

Конспект педагогического мероприятия с детьми группы раннего возраста по формированию элементарных умений проводить эксперименты с песком.

Конспект  по  формированию  элементарных умений проводить эксперименты с песком у детей раннего возраста. " Волшебный песок"....

Методическая разработка: Педагогический совет «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ - ПРОВОДИТЬ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ».

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш сегодняшний педсовет посвящён очень актуальной и серьёзной теме «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ - ПРОВОДИТЬ  НЕЛЬЗЯ  ИГНОРИРОВАТЬ». Как вы можете заме...

Рекомендации воспитателям «Для чего необходимо проводить педагогическую диагностику»

Педагогическая диагностика воспитателя детского сада преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, ...

Как проводить педагогическую диагностику по ФОП ДО.

Организацию и проведение педагогической диагностики в возрастных группах регулируют ФГОС ДО и ФОП ДО....