Формирование у детей дошкольного возраста установки положительного отношения к другим людям и самому себе.
консультация (старшая группа)
Формирование у детей дошкольного возраста установки положительного отношения к другим людям и себе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у детей дошкольного возраста установки положительного отношения к другим людям и самому себе.
Реальность сегодняшнего дня такова, что общество в целом переживает этап кризиса нравственного уровня. А ребёнок «присваивает» наблюдаемый им стиль общения, поведения как норму, и ему подчас нелегко разобраться в мотивах, влияющих на поступки взрослых. Вместе с тем, федеральный государственный образовательный стандарт в качестве одного из целевых ориентиров предлагает формирование у ребёнка положительного отношения к миру, себе и окружающим людям.
Поэтому мы видим необходимость глубокой работы по формированию у детей положительного отношения к соблюдению моральных норм. Для достижения поставленной цели важно помочь ребёнку осознать значение соблюдения правил поведения и его индивидуальную роль в жизни коллектива в целом.
Поисково-исследовательская деятельность в области научных исследований, связанных с заявленной проблемой, проводилась на основе теоретических рассуждений таких учёных как Буре, Запорожца, Нечаевой. Они рассматривают нравственное воспитание как последовательный процесс: от формирования эмоций и чувств до самостоятельного проявления норм вежливого поведения. Рекомендации таких современных авторов, как: Петровой, Стульник, Маханёвой, Фесюковой позволили выстроить модель комплексного подхода к формированию нравственных качеств личности каждого ребёнка.
Ведущей целью нашей педагогической деятельности стало формирование у детей дошкольного возраста установки положительного отношения к другим людям и самому себе, для этого необходимо было сформировать понимание того, что каждый человек является значимой частичкой общества и от него зависит, какой микроклимат сформируется.
На начальном этапе работы приобрели необходимое методическое, дидактическое и наглядное сопровождение. Специфика дошкольного возраста такова, что для полноценного восприятия теоретического материала необходимо наглядное сопровождение. Поэтому вопросы морали, затронутые в наших беседах, осмысление пословиц старались давать детям не поучительно, а интересно, ненавязчиво. Методически ценными считаем пособия Фесюковой Л.Б. «Моя семья», «Я и моё поведение», «В мире мудрых пословиц».
Для развития любознательности, творческой активности, развития речевых навыков, памяти, мышления и воображения использовали дидактическое пособие «Расту культурным». Это - рабочая тетрадь, которая содержит задания по закреплению пройденного материала в виде вопросов, логических и творческих упражнений.
Далее. Чтобы обеспечить системность в формировании положительного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, необходимо представить свою работу в перспективе. Для этого был составлен план. Он отражает решение задач нравственного воспитания, предусмотренных программой через разные формы взаимодействия с детьми.
В начале работы не все дети соблюдали правила поведения, принятые в группе, не все соглашались со словами воспитателя. Необходимо было оборудовать место, где был бы подобран дидактический материал на нравственные темы. С этой целью дополнили уголок книги картинками, книгами с иллюстрациями для самостоятельного рассматривания.
Дети очень любят играть в сюжетные игры. В начале нашей работы при распределении ролей возникали определённые трудности: всем хотелось получить главную роль. Избежать конфликтов и стимулировать интерес детей к процессу распределения ролей помогли «Волшебные круги», так называемые «Круги «Луллия». Мы подобрали картинки, изображающие исполнителей основных ролей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок, врач, продавец, парикмахер) и расположили их одном круге, а на другом - разместили метки детей-участников игры. Далее, свободно вращая круги, добивались совмещения метки и роли. Это дало положительный результат, так как описанный приём позволяет всем участвовать в процессе распределения ролей, проявляя самостоятельность при выборе. Такая форма организации детей для сюжетной игры стала системой, а в последующем и средством решения разных спорных вопросов.
Одной из задач нашей работы был вопрос формирования навыка вежливого общения. Не маловажным фактором в этом вопросе является речевая среда, в которой находятся дети в течение дня. Поэтому мы всегда следим за тоном своей речи, стилем общения с детьми. Мы с коллегой своим примером демонстрируем формы вежливого общения. Напоминаем детям, когда нужно произнести «волшебное» слово, с какой интонацией обратиться, как отреагировать на просьбу. Тем не менее, замечали, что этого недостаточно. Необходимо каким-то образом стимулировать желание детей использовать в своей речи вежливые слова. С этой целью изготовили наглядное дидактическое пособие «Дерево вежливости». В кроне дерева располагаются фотографии детей, рядом - коробочка с листочками. Каждый ребенок, произнеся вежливое слово, может около своей фотографии прикрепить листочек. Осмотр «Дерева вежливости» в конце дня покажет, кто сегодня «Мистер..» или «Мисс Вежливость». Он получит сюрприз и бурные аплодисменты детей.
Часто бывает так, что дети хотят помириться, а не знают, как можно сделать первый шаг. Для обучения детей способам конструктивного решения конфликтов мы изготовили так называемый «Коврик дружбы». В своём оформлении он содержит алгоритм-подсказку этапов цивилизованного решения проблемы. Дети с разных концов коврика идут навстречу друг другу, поэтапно насупая на определённые квадраты. Первый ребёнок, ступивший на коврик, высказывает свою точку зрения произошедшего конфликта, второй – пока слушает, затем, второй ребёнок - озвучивает свои чувства, первый – слушает. Затем они приходят к общему мнению и ступают на квадратик, где «следочки» расположены таким образом, что им приходится обняться и простить друг друга.
Иногда, чтобы понять другого человека надо просто его почувствовать тактильно. В этом нам помогает «Коробочка-мирилочка». Я предлагаю поссорившимся деткам обратиться за помощью к волшебной коробочке, дети с удовольствием ищут ручку сверстника.
Методической литературой предлагается большое количество различных форм взаимодействия с детьми по данному направлению. Эффективным считаем сочетание словесных и практических форм. Например, очень уместно после прочтения художественного произведения, проведя его анализ, отразить в рисунке или проиграть свои впечатления.
Каждая форма по-своему эффективна. Вместе с тем, для решения поставленных задач необходимо добиться равномерного чередования различных мероприятий в течение каждого дня, обеспечивая тем самым комплексный подход к работе с дошкольниками.
Например, в рамках «Недели театра» в ходе утренней беседы дети поделились своими представлениями о театре, выразили отношение к нему. Затем, в дидактической игре, вспомнили о том, что можно или нельзя делать в театре. Пластический этюд позволил глубже понять сущность той или иной профессии. Вечером детям было предложено сформулировать своё отношение к людям театральных профессий через тренинг «Хочу сказать спасибо…». Заданная формулировка высказывания косвенно направляет мысли ребёнка в положительную оценку деятельности человека.
Воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения. Важнейшую роль в его развитии играет семья. Поэтому свою работу с детьми строим в тесном контакте с родителями.
Было проведено собрание «Воспитание доброты в семье», где мы помогли родителям осознать свою роль воспитателя нравственного стержня. С помощью анкетирования подбираем интересные темы для консультаций. В конце года было предложено написать сочинение «Каким я вижу своего ребёнка». Отрадно то, что некоторые родителя явно ощущают перемены в своих детях и связывают это с нашей работой.
Почти после каждого прочитанного произведения или беседы мы с детьми формулируем жизненное правило на данную тему, схематизируем его и помещаем рисунок в альбом. Так у нас появились «Книга мудрости», «Правила нашей группы», «В мире мудрых пословиц». Их расположили в книжном уголке, дети часто их пересматривают и находят ответ на какой-то вопрос в случае необходимости.
В результате проведенной работы отмечаем, что микроклимат в группе стал более позитивным, дети без напоминания употребляют формы вежливого общения, проявляют взаимопомощь, сочувствуют обиженному, могут адекватно оценить свой поступок и поступок других детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-125953-1350407367.png)
Консультация на тему: «Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве результата образовательной деятельности определяляет, что к 7 годам «ребёнок обладает - установкой положит...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/24/picture-451073-1400933770.jpg)
«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительного отношения к родному городу»
из опыта работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/23/picture-946838-1632425927.jpg)
Статья по теме: "Методы формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду"
Бороздюхина Вероника Сергеевна, воспитательМБДОУ д/с комбинированного вида № 60Россия, Белгородская область, г. Белгород Методы формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/18/picture-1129016-1555585982.jpg)
Цель: формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями. Задачи:1. Воспитывать уважительное отношение к маме, желание порадовать ее. 2.Знакомство детей с традицией празднования Дн
Консультация для родителей.«Скоро, скоро Новый год!Новый год - самый долгожданный праздник не только для детей, но и, я думаю, для нас с вами, взрослых уже людей. Все мы с теплом вспоминаем...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-1201480-1578648502.jpg)
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок толерантного отношения к культуре и традициям ( для родителей)
Выступление на родительском собрании по теме "Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок толерантного отношения к культуре и традициям других стран и народов мира" ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-1201480-1578648502.jpg)
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок толерантного отношения к культуре и традициям других стран и народов мира
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок толерантного отношения к культуре и традициям других стран и народов мира ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/08/picture-1505033-1707395442.jpg)
Рекомендуемый список художественной литературы для формирования у детей 3-4 лет положительного отношения к семье
В рекомендуемый список литературы вошли: малые формы фольклора, русские народные сказки, поэзия, рассказы, произведения поэтов и писателей разных стран....