Консультация на тему: «Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста»
консультация на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве результата образовательной деятельности определяляет, что к 7 годам «ребёнок обладает - установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Данный результат достигается через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», которая предполагает осуществлять взаимодействие воспитателя и ребёнка, целью которого является приобщение воспитанника к социокультурным знаниям, традициям, нормам, что позволяет растущей личности расширять индивидуальный опыт, обеспечивает социально ценный вектор развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель Малюкова Т.А.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве результата образовательной деятельности определяляет, что к 7 годам «ребёнок обладает - установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Данный результат достигается через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», которая предполагает осуществлять взаимодействие воспитателя и ребёнка, целью которого является приобщение воспитанника к социокультурным знаниям, традициям, нормам, что позволяет растущей личности расширять индивидуальный опыт, обеспечивает социально ценный вектор развития.
В стандарте по-новому решается вопрос формирования образа Я дошкольника. Акцент делается на «положительное отношение», которое формируется с учётом таких духовно- нравственных качеств, как толерантность, милосердие, взаимопонимание и взаимопомощь.
При выявлении сущности «положительного отношения к миру, другим людям и самому себе» ребёнка дошкольного возраста мы исходим из ряда общих психолого-педагогических положений. Во-первых, естественно-природный процесс становления детской личности протекает во взаимодействии со значимым взрослым и социокультурно «заданной» средой. Во-вторых, успешность развития детской личности определяется активной и осмысленной деятельностью самого ребёнка. В основе такой деятельности лежит осознанное и неосознаваемое желание ребёнка углублять свою культуру (быть лучше), овладевать новыми знаниями (знать больше), осуществлять своё развитие (становиться взрослее), налаживать отношения со сверстниками и взрослыми (научиться общаться без конфликтов). В-третьих, постигать смысл человеческой деятельности растущей личности помогает рефлексия опыта.
Данные о людях и своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребёнка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным
опытом ребёнка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребёнок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе. Эти знания о мире, других людях, о себе могут быть как положительными, так и отрицательными.
Важное место в формировании положительного отношения к миру, другим людям и самому себе отводится значимому взрослому, который сопровождает развитие дошкольника. Особенность дошкольного детства заключается в том, что ребёнок «включён» в другого человека и через эту включённость развивается как личность. Иными словами, ребёнок как член социума постоянно включён в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединены у ребёнка со значимым другим: родителем, педагогом, сверстником. Душевные богатства дошкольников умножаются через душевное богатство взрослого, так как дети данной возрастной группы во всём стремятся подражать и копировать того, кто находится рядом с ними. Человеческие отношения: душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание - всё это проявляется в личности дошкольника через отношения к нему взрослого и остаётся на всю жизнь. Умение выделять таких людей из окружения, прислушиваться к ним, ценить их и следовать их советам — вся эта наука жизни от взрослого в своей основе запечатлевается у ребёнка. Отсюда особая роль, которая отводится воспитателю, и особая ответственность перед детьми, перед государством. Главное качество педагога дошкольного образовательного учреждения, на наш взгляд, это доброта, любовь к людям, щедрость души, искренность в отношениях с детьми. И главное его дело — целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души, помогать ему в становлении собственного Я, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения между детьми. Содержание общения ребёнка с воспитателем составляет его внутренний мир, переживания, чувства, т.е. то, что сознаётся субъектом как индивидуальное психическое Я. Для формирования положительного отношения к людям и самому себе важное место занимает авансирование доверия ребёнку: необходимо ценить его личностную уникальность, особый субъектный мир. «Особенно важно выполнять эту универсалию применительно к ребёнку; важно уважать в нём субъекта не только по заслугам и достижениям, коих почти нет, но безотносительно к заслугам и готовым результатам. Духовно-душевный мир больше любых результатов».
Для дошкольника образ взрослого (взрослости как особого качества и состояния) - это не образ другого человека, а образ самого себя, свой будущности . Образ будущего в детском сознании станет перестраиваться, переосмысливаться, уточняться по ходу развития, но тем не менее он связан со взрослым, который усиливает возможности ребёнка. Организуя в дошкольном образовательном учреждении адекватное педагогическое взаимодействие, можно помочь ребёнку в осознании своих личностных качеств, повлиять на представления об оценках его качеств окружающими, что непременно отразится на поведении дошкольника и предупредит многие проблемы, связанные с периодом возрастного кризиса. Постепенно включаясь в разнообразные виды деятельности, накапливая социальный опыт, вступая во взаимодействие с окружающими, ребёнок всё больше начинает осознавать своё Я. В результате воспитанник приобщается к социокультурным нормам, расширяет свой индивидуальный опыт общения. Ориентация такого плана принципиально значима: целенаправленно осуществляемая педагогическая деятельность помогает ребёнку взрослеть духовно, приобретать новые, перспективные устремления и ценности, необходимые для реальной и будущей жизнедеятельности.
В отличие от предыдущих периодов жизни, в возрасте 3-7 лет общение ребёнка со сверстниками начинает играть всё более существенную роль в формировании положительного отношения к другим людям. Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определённое отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребёнка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки .
Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества . В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5- 5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. Богатый опыт индивидуальной деятельности помогает старшим дошкольникам критически оценивать воздействия ровесников.
Для положительного отношения к миру и другим людям важным является формирование у ребёнка дошкольного возраста такого сложного компонента самосознания, как самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребёнка.
Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребёнок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным, лишь у незначительного числа детей 7 года жизни .
Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребёнок часто идёт на уловки, чтобы косвенно показать своё превосходство [1].
Наряду с формированием положительного отношения к людям в дошкольном возрасте начинает проявляться и эгоистическая позиция, которая заключается в том, что ребёнку безразличны другие. Такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с подобной позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребёнок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребёнка: товарищи его не любят, не хотят с ним играть или дружить, и от этого он становится ещё агрессивнее . Задача взрослых - помочь ребёнку в осознании положительных личностных качеств других, предотвратить проявления эгоизма. Хорошим средством усвоения положительного отношения к миру, людям и себе являются произведения классической детской литературы - Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.Л. Барто, В.Ю. Драгунского и др., в которых заложены эталоны нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми.
Конкурентная позиция состоит в том, что ребёнок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребёнка любят и хвалят воспитатели, он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряжённо следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, подобная позиция в какой-то мере порождает детские конфликты. Избежать конфликтов помогает воспитатель (или родитель), демонстрирующий образцы искренней радости от успехов того или иного ребёнка, взрослого человека.
Ребёнок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчёте на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.
Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причём изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А. Репиной показано, что 4-5-летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих. В 5-7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку .
К 7 годам у ребёнка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребёнок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.
До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои успехи в разных видах деятельности.
На 7-м году жизни у ребёнка намечается дифференциация двух аспектов самосознания - познания себя и отношения к себе. Так, при самооценке «иногда я хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе или при общей положительной оценке - сдержанное эмоционально-ценностное отношение.
У детей 4 лет чаще наблюдается тенденция обосновывать эмоционально-ценностное отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической.
4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика.
В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, растет стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает, поэтому взрослые должны поддержать такое стремление ребёнка, показывая образцы нравственного поведения, положительного отношения к другим людям, стремления прийти на помощь.
Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, а также на собственный опыт. В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции в отношении окружающего. Постепенно дошкольник начиняет осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние.
В дошкольном детстве начинает складываться ещё один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Ребёнок первоначально живёт только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит рассказать взрослых о том, как они были маленькими, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалёкого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нём самом с течением времени, ребёнок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.
У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребёнок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определённые преимущества. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя собственных переживаний - всё это составляет начальную форму осознания ребёнком самого себя, возникновение «личного сознания». Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослыми (т.е. теперь ребёнок понимает, что он ещё не большой, а пока маленький).
Механизмом формирования положительного отношения дошкольника к другим людям и самому себе является рефлексия - важнейшая способность человека, помогающая переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром, - в которой можно выделить три уровня: операциональный, предметный, личностный].
Дошкольник осваивает операциональные рефлексивные навыки: умение
понимать другого, соблюдать правила, нормы поведения в обществе, воспринимать поставленную перед ним задачу. Данный уровень рефлексии позволяет акцентировать само действие: деятельность выступает условием становления рефлексии . Осмысленность деятельности ребёнка является продуктом развития личности, его познания, воли, внимания, памяти, мышления, На основе операциональных умений постепенно формируется предметный уровень: я это не знаю, но хочу узнать; не умею, но хочу научиться. Зачатки личностного уровня также можно сформировать в дошкольном детстве: я хочу быть лучше, но для этого должен себя изменить или сделать что-то, что изменит меня к лучшему и т.д. Без рефлексии нет полноценного личностного развития. И этот факт требует обращения к развитию рефлексивных способностей уже в дошкольном возрасте.
Взрослый должен помогать ребёнку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим; формировать
адекватную самооценку, желательно высокую.
Дети с высокой самооценкой:
- в группе чувствуют себя увереннее;
- активнее проявляют свои интересы:
- ставят перед собой более высокие цели.
Однако завышенная самооценка может привести к появлению высокомерия, агрессивности. Помогая ребёнку в повышении его самооценки, взрослый тем самым помогает ребёнку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.
Родителям, так же как педагогам и психологам, необходимо знать, что основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребёнка начинают формироваться в младшем дошкольном возрасте. Готовность ребёнка к школе, успешность дальнейшего его обучения зависят не только от овладения определённым набором навыков и знаний, физического состояния, психической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют такие компоненты, как
собственное имя; самооценка; притязание на признание; образ себя как представителя определённого пола (половая идентификация); представление себя во времени; оценка себя в отношении прав и обязанностей.
Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста - это процесс сознательного изменения своего Я под влиянием значимого взрослого и сверстников. В целом развитие личности дошкольника связано с целенаправленной педагогической деятельностью, ориентированной на постижение ребёнком личностных смыслов своей активности. Ребёнок дошкольного возраста как сознательное существо стремится понять смысл происходящего, осмыслить увиденное и услышанное. Именно понимание окружающих людей и себя в существующем мире выступает процедурой осмысления, основанной на рефлексивной деятельности; вызывает внутренние изменения в сознании ребёнка, формирование образа Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование эстетического отношения к природе через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста
В методической разработке предложены рекомендации для воспитателей старших групп, методы и формы работы воспитателя с детьми по изобразительной деятельности, связанной с природой и воспита...
Консультация для родителей по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».
Консультация призвана: - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь...
Консультация для родителей формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».
Консультация призвана: - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь ...
«Формирование положительного отношения к сверстникам через совместные игры – сказки с детьми раннего возраста».
Пальчиковые игры - сказки....
«Формирование положительного отношения к сверстникам через совместные игры – сказки с детьми раннего возраста».
middot; Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);· Создать условия для р...
Консультация для родителей "Формирование положительного отношения к труду в природе"
Труд в природе способствует развитию наблюдательности. Любознательность детей, воспитывает у них интерес к труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к н...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...