Дидактическое пособие «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Видякина Ирина Ивановна

В нашем детском саду ведется систематическая работа  по ознакомлению дошкольников с основами пожарной безопасности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_pozharnaya_bezopasnost.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие

«ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Игра рассчитана на детей 4 – 7 лет

         

Цель: формирование у детей знаний о пожарной безопасности,  развитие навыков осознанного, безопасного поведения.

 Задачи:

Образовательные: познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, любознательность, осторожность, внимательность, ответственность.

Воспитательные:

-воспитывать  ответственность за свою жизнь и уважение к людям этой важной профессии.

         В нашем детском саду ведется систематическая работа  по ознакомлению дошкольников с основами пожарной безопасности.

Еще в древних временах огонь интересовал человека. С одной стороны, огонь – друг человека, а с другой может быть врагом. Без огня очень плохо – не приготовить пищу, не осветить дом. Сейчас, в наше время, когда все электрифицировано, огонь, по-прежнему, играет немаловажную роль.

К сожалению, ежегодная статистика, показывает рост числа происшествий, в которых от огня страдают дети. Все мы знаем, что детей привлекает огонь. И этот познавательный интерес должен быть направлен в нужное русло. А это значит, что дети должны знать правила обращения с огнем. Родителям и педагогам необходимо помочь детям узнать, как можно больше об окружающем мире, предостеречь об возможных опасностях, которые их ожидают на пути к познанию.

Данное дидактическое пособие дает детям возможность в игровой форме закрепить полученные знания о пожарной безопасности

Практическая значимость  дидактического пособия состоит в том, что  оно может использоваться воспитателями, работающими с детьми старшего дошкольного возраста для организации групповых и индивидуальных занятий, а также будет способствовать развитию у них внимательности и осторожности при соприкосновении с опасностью.

Вариативность использования:

1.Возможность использования в разных формах организации: в подгрупповой и  индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной детской деятельности.

2.Разнообразие игровых заданий. Представлены различные виды игр: настольно – печатная, словесная, развивающая, дидактическая, пазлы.

3.Интеграция разных видов  детской деятельности: ( речевой, познавательной, игровой)

Пособие привлекает интерес детей своим внешним видом. Для дошкольников – это  «Пожарная машина», хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать.

Вся информация представлена в виде  большого количества красных папок, в которых находятся разные игры и задания, которых можно быстро достать и рассмотреть.

Исходя из этого можно сделать вывод, что тематическое пособие является увлекательным средством обучения.

Все материалы пособия соответствуют  определенной теме и  несут в себе воспитательное и обучающее значение:

- пониманию и запоминанию дошкольником информации по изучаемой теме;

-расширению и обогащению словарного запаса;

-развивает познавательный интерес и творческое мышление;

-приобретение ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

-повторение и закрепление материала по пройденной теме;

-развитию личности , мотивации, способностей.

В результате использования пособия в практике работы с детьми у детей развиваются универсальные умения такие, как

- умение планировать предстоящую деятельность;

-договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

-искать нужную информацию, обобщать ее, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

-принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

-используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Оборудование, которое используется в пособии соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в использовании.

Актуальность данного пособия обусловлена в том, что у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы знания и навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях.

Новизна. Тематический комплект  по пожарной безопасности – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.

Аннотация:

 Тематический комплект «Пожарная безопасность» представляет собой папку, в которую собран весь материал по теме  пожарной безопасности.

Тематическое пособие предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание которого будет пополняться.

       Данное пособие является  средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технология  организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технология проектной деятельности, игровых технологий.

Методика использования

Открываем крышку пожарной машины, и обращаем внимание на большое количество пронумерованных папок с названием игр, в которых находятся различные игры и задания по пожарной безопасности. Педагог в процессе беседы знакомит детей с содержанием игры. Ребенок по своему желанию может выбрать любую понравившуюся игру. Педагог знакомит с правилами игры и показывает игровые действия. Затем ребенок самостоятельно или группой детей изучает игру. После того, как  игра освоена, дети убирают ее на место. В целом, все содержимое тематического комплекта вызывает интерес у детей, им нравится самостоятельно выбирать из папок понравившуюся игру. Все материалы представлены в компактной форме, их много, и ребенку хочется возвращаться к дидактическому пособию снова.

Рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной и парной работе с детьми, в самостоятельной и игровой деятельности.

В данном пособии собраны материалы о пожарной безопасности, развивающие задания с детьми старшего дошкольного возраста.

В него входят 26 развивающих заданий:

1.Дидактическая игра «Дидактический щит»

2.Домино «Пожарный инвентарь»

3.Дидактическая игра «Огонь – друг, огонь – враг»

4.Задания «Собери пазлы по пожарной безопасности» - 4 варианта.

5.Дидактическая игра с фонариком «Что спрятано в огне»

6. «Ребусы»

7. Дыхательный тренажер « Задуй огонь»

8. «Графический диктант»

9. Задания «Найди отличия»

10. Задания «Найди лишнее в каждой строчке»

11. Задания «Обведи пунктирные линии», «Пройди дорожки»

12. Дидактическая игра «Помоги потушить огонь»

13. Дидактическая игра «Собери картинку по цифрам»

14. Дидактическая игра « Собери пожарную машину»

15. Задание «Посчитай и запиши»

16. Словесная игра «Кубик БЛУМА»

17. Раскраски по пожарной безопасности

18. Вертушки по пожарной безопасности «Полезный огонь»,  « Опасный огонь», «Пожарный инвентарь», «Спецодежда пожарного»

19. Книжка – малышка «Пожарная безопасность в стихах»

20. Загадки о правилах пожарной безопасности

21. Мины – игры по пожарной безопасности

22. Дидактическая игра «Пожарные знаки»

23. «Костюм пожарного»

24 Обучающие карточки по пожарной безопасности

25. Пословицы о правилах  пожарной безопасности

26. Дидактическая игра «Набери номер пожарной службы (экстренных служб)»                                                                 

1.Дидактическая игра «Пожарный  щит»

Цель: дать детям представление о пожарном щите. Закрепить умения классифицировать предметы и их названия. Обогащение словарного запаса. Обобщить знания у детей о предметах, необходимых пожарным.

2.Домино «Пожарный инвентарь»

Цель: закрепить знания детей о пожарном инвентаре и правилах пожарной безопасности.

3. Дидактическая игра «Огонь – друг, огонь – враг»

Цель:  закреплять представление об огне, умение определять его хорошие и плохие стороны. Дать понять детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

4.Задания «Собери пазлы по пожарной безопасности» - 4 варианта.

Цель: закреплять знания о специальном транспорте для пожарных и их экипировке. Развивать воображение, логическое мышление, целостность восприятия предмета; мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

5.Дидактическая игра с фонариком «Что спрятано в огне»

Цель:  развивать у детей  мыслительные операции, внимания и сообразительность.

6.«Ребусы»

Цель: расширять кругозор детей, тренировать логику и мышление в области пожарной безопасности.

 7. Дыхательный тренажер « Задуй огонь» 

Цель: развивает речевое  дыхание

8. «Графический диктант»

Цель: развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги.

9. Задания «Найди отличия»

Цель: развитие умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия.

10. Задания «Найди лишнее в каждой строчке»

Цель: формировать у детей навыки игрового действия по правилам; формировать у детей умения классифицировать картинки в соответствии с заданием

11. Задания «Обведи пунктирные линии», «Пройди дорожки»

Цель: развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги.

12. Дидактическая игра «Помоги потушить огонь»

Цель: закрепление знаний детей дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности.

13. Дидактическая игра «Собери картинку по цифрам»

Цель: закреплять навыки счета в пределах 10; развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности.

14. Дидактическая игра « Собери пожарную машину»

Цель: формировать умения детей складывать пожарную машину из частей, расширит и углубить знания детей о труде пожарных.

15. Задание «Посчитай и запиши»

Цель: развивать навыки внимания и счета

16. Словесная игра «Кубик БЛУМА»

Цель: способствовать познавательному развитию детей, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).Развитие словарного запаса и связной речи.

17.Раскраски по пожарной безопасности

Цель: развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги

18. Вертушки по пожарной безопасности «Полезный огонь»,  « Опасный огонь», «Пожарный инвентарь», «Спецодежда пожарного»

Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности.

19. Книжка – малышка «Пожарная безопасность в стихах»

Цель: посредством использования художественной литературы, способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта, при формировании основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

20. Загадки о правилах пожарной безопасности

 Цель: расширять знания детей об источниках опасности в быту

(электроприборы, газ. приборы, утюг, спички).

21. Мины – игры по пожарной безопасности

Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности.

22. Дидактическая игра «Пожарные знаки»

Цель: закрепить знания о знаках пожарной безопасности.

23. «Костюм пожарного»

Цель: формировать знания детей о предметах, которые нужны для экипировки пожарного, правилах их использования. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

24.Обучающие карточки по пожарной безопасности

Цель: расширение и обогащение словарного запаса; развитие связной речи, познавательного интереса и творческого мышления.

25. Пословицы о правилах  пожарной безопасности

Цель: формирование основ о правилах пожарной безопасности, развитие внимания

26.Дидактическая игра «Набери номер пожарной службы (экстренных служб)»                                                                 

Цель: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы, способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

Сюжетная игра «Пожар!»

Цель: научить детей четко и понятно излагать проблемную ситуацию, озвучивать пути ее решения, развивать коммуникативные навыки, строить игровой сюжет, совместно планировать игровые действия

Таким образомпособие по пожарной безопасности создано так, чтобы в доступной форме объяснить детям насколько серьезными могут быть последствия пожара,  как предупредить возгорание и что делать, если это произошло. Важность игр нашего пособия состоит в том, чтобы познакомить детей с опасными вещами, с которыми не стоит баловаться - это спички и зажигалки, розетки, бытовые электроприборы и нагреватели. Научить дошкольников говорить об этой ситуации, обогатить словарь. Пособие содержит информацию о том, что делать при возникновении пожара, наглядно поможет ребенку выучить наизусть телефон для вызова пожарных, сформирует навык призыва о помощи в разных ситуациях,   научит не паниковать и правильно вести себя при пожаре, поможет приобрести умения правильного поведения в опасных ситуациях и закрепить знания по пожарной безопасности.

Список использованной литературы

1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- Москва,Просвещение,1992г. 32014г.

2. Максимчук Л.В. Что должны знать дети о пожарной безопасности. - М.: Центр педагогическогообразования,2018

3.Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации. О. В. Чермашенцева. – Издательство « Учитель»,2008.

4. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2013. – 64

5.Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игрового занятия по пожарной безопасности для детей среднего и старшего дошкольного возраста "В каморке папы Карло"

ТЕМА: Осторожное обращение с огнём дома и во дворе.Цель: вызвать у детей чувство порицания отрицательных героев; заострить ихвнимание на опасных ситуациях, которые могут произойти дома или во дворе...

Дидактическая игра «Собери Храм» /для детей среднего и старшего дошкольного возраста/

Дидактическая игра «Собери Храм»/для детей среднего и старшего дошкольного возраста/Программное содержание: *       знакомить детей с внешним устройством Храма;*...

Спортивное развлечение по пожарной безопасности для детей и родителей старшего дошкольного возраста "Весёлые старты - 01"

Муниципальное общеобразовательное учреждениеСредняя  общеобразовательная школа №3 имени Л.Г. ВенедиктовойСП МДОУ д/с №8 г. Маркса, Саратовской области...

Дидактическое пособие для физического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста "Палочка-выручалочка"

Нестандартное оборудование для детей по профилактике плоскостопия, укрепления опорно-двигательного аппарата и мускулатуры всего тела....

Развлечение по пожарной безопасности для детей и родителей старшего дошкольного возраста «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ - 01»

Развлечение по пожарной безопасности для детей и родителей старшего дошкольного возраста «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ - 01». Соревнование двух команд: "01" и "Огонек". Команды участ...

Дидактическое многофункциональное пособие из фетра для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Весёлый счет»

Дидактическое многофункциональное пособие из фетра для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Весёлый счёт"Данное пособие позволяет совершенствовать навыки счёта в пределах 5 и 10, ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАБорзова Н.Я., Жукова Н.А, Кривко М.А., Лоншакова Л.В.(Новокузнецк) Дополнительная об...