Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология.
материал (старшая группа)
Исследовательская деятельность доставляет дошкольнику радость, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Ребенок только через действие познает окружающий мир и определяет свое место в нем. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности для воспитания и обучения дошкольников, и одним из эффективных методов является метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_v_dou_kak_innovatsionnaya_pedagogicheskaya_tehnologiya.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология.
Исследовательская деятельность доставляет дошкольнику радость, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Ребенок только через действие познает окружающий мир и определяет свое место в нем. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности для воспитания и обучения дошкольников, и одним из эффективных методов является метод проектов.
Проектная деятельность- это специально организованный педагогом самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленный на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то , что дошкольник не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому проектная деятельность в воспитательно -образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и родители.
Технология проектной деятельности не является новой в педагогике, она широко используется в работе ДОУ. Педагоги разрабатывают интересные проекты на разные темы с воспитанниками и их родителями.
Преимущества проектного метода:
-является одной из форм организации воспитательно- образовательной работы;
-является одним из методов развивающего обучения и самообразования, так как в основе лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
-позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса:
- повышает компетентность педагога;
-повышает качество образовательного процесса;
-способствует развитию креативности и логического мышления.
Недостатки:
-низкая мотивация педагогов и родителей;
-недостаточный уровень развития познавательного интереса у воспитанников.
Что такое « проект»?
Слово «проект»( в переводе с латинского –«брошенный вперед»), толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо предваряющий его сознание.
Метод проектов-способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов как педагогическая технология- это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Проблемно- поисковые методы: проблемные вопросы, деловая игра, тематические беседы, исследование.
Творческие методы: презентация.
Информационные методы: составление модели источников информации.
Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процесс поиска, творчества, выбора средств и способов проектной деятельности. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, продуктивной деятельности. Полная интеграция можно привести пример, это интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием. В ходе работы над проектом дети ведут наблюдение, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы.
Частичная интеграция, пример интеграция художественной литературы и изобразительной деятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно- эстетического направления могут быть интегрированы с театральной деятельностью.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включаем детей в различные виды творчества и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды( экскурсии, встречи с людьми разных профессий, практические полезные дела)
Метод проектов соответствует комплексно- тематическому принципу построения образовательного процесса, так как погружает ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку прожить тему в различных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Общие задачи развития:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
-вхождение детей в проблемную игровую(ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
В старшем дошкольном возрасте это:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
-развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
-развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению;
-развитие важнейших компонентов для современной жизни;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
Очень легко запомнить что проект -это 5 «П»:
-Проблема;
-Проектирование или планирование;
-Поиск информации;
-Продукт;
-Презентация.
И шестое «П»-портфолио, где собраны наработанные материалы(фото, рисунки, альбомы, макеты).
План по которому проводится подготовка к проекту
1.На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2.Разработка плана движения к цели.
3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов
проекта.
4.Составление плана-схемы проекта.
5.Сбор материала.
6.Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
7.Домашнее задание и задания для самостоятельного выполнения.
8.Презентация проекта, открытое занятие, мероприятие.
Метод проектов предполагает:
Постановку проблемы(1этап)
Поисковый: определение темы и целей проекта, педагог помогает ребенку
выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2 этап Обсуждение проблемы. Планирование деятельности по достижению цели, определение источников информации:
-к кому обратится за помощью (взрослому, воспитателю);
-в каких источниках можно найти информацию;
-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
-с какими предметами научиться работать для достижения цели. Способов сбора и анализа информации, способов предоставления результатов.
3 этап Работа над проектом
Практический: (основной этап) поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями (интервью, опросов, наблюдений, экспериментов)
4 этап Презентация подведения итогов, коллективное обсуждение, самооценка, продукт деятельности.
Типология проектов в ДОУ.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:
1.исследовательско творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляются в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2.ролево-игровые проекты(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.творческие проекты детском саду(оформление результатов в виде детского праздника, например, «Театральная неделя»)Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, начиная с младшей группы, проводят ролево-игровые и творческие проекты: «Любимая игрушка», «Азбука здоровья.»
Проект -это «Модель трех вопросов»
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
Взрослый является источником информации, координирует процесс, поддерживает и поощряет, подготавливает необходимое оборудование, консультирует, имеет право наравне с детьми вносить идеи касающиеся тем, содержания и видов деятельности, предоставляет детям достаточную свободу для реализации собственных потребностей.
Дети как участники проекта, влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта, реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности.
Роль родителей важна в проектной деятельности, помогают ребенку в сборе материала, контролируют сроки выполнения, участвуют в подготовке презентации.
Структура образовательного проекта:
-Название проекта.
-Авторы проекта.
-Общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемый результат.
-Этапы проведения проекта.
-Результаты проекта, их оценка, призы и награды.
результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми:
Выставки, газета, журнал.
Костюм , модель, коллекция.
Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
Спектакль, праздник, видеофильм.
Особую значимость метода проектов я вижу в том, что он является методом практического целенаправленного действия, способствует формированию собственного жизненного опыта ребенка, метод основан на личностно-ориентированном подходе к детям, ведь темы проектов рождаются из интересов детей, участвуя в проекте ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, он способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению самооценке ребенка.
Список литературы.
1.Бердикебов П.К. Проектная деятельность в дошкольном образовании
Москва: Просвещение 2012г.
2.Близницова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ
Москва Просвещение 2009г.
3.Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Молодой ученый. 2016 -№12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Програмка к районному семинару-практикуму «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
оформление програмки к семинару с регламентом работы...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной д...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Статья на тему использования метода проектов в детском саду...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и ...
Семинар практикум «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
Семинар по работе с воспитателями...
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
О методе проектов, как одном из вариантов интеграции, проектной деятельности, как личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию....
Семинар для педагогов ДОУ «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребено...