Минутки релаксации
картотека (младшая группа)

Ксенофонтова Юлия Александровна

1. РЕЛАКСАЦИЯ «В САДУ»

Лист на веточке красивый, крепкий, ровный. (Спина прямая, руки в стороны.) Наступила осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю. (Расслабление.) Но вот ветер подул с другой стороны, лист взлетел над землей. (Спина снова прямая, руки в стороны.) Упражнение выполняется несколько раз.

                 

2. РЕЛАКСАЦИЯ «В ОГОРОДЕ»

«Ноги выше поднимай, соберем мы урожай. Мы ребята-молодцы, собираем огурцы, и морковку и салат - витамины для ребят!» Дети идут по группе, высоко поднимая ноги, останавливаются, делают наклоны вперед, касаются руками пола. «Отдохнем немножко, сядем на дорожку!» Дети садятся на ковер и отдыхают.

3.  РЕЛАКСАЦИЯ «ОСЕННИЙ ЛИСТ»

«Мы с Танюшей в сад пойдем, много ягод соберем! Груши, яблоки висят, вот какой чудесный сад!» Дети идут спокойным шагом, взявшись за руки, затем встают в круг. Поднимают руки вверх, как будто срывают яблоки. Много яблок набрали, поднимаем тяжелые корзинки (мышцы напряжены). Понесем их домой (медленно идут и садятся на стульчики, руки расслаблены, опущены вниз).

 

4. РЕЛАКСАЦИЯ «МИНУТА ТИШИНЫ»

Стоя или сидя за столом, дети поднимают руки в стороны, затем вверх. Деревья прямые, ровные. Подул ветерок, ветки качаются, затем ветер усиливается, руки наклоняются все больше. Постепенно ветер стихает, руки опускаются вниз, дети расслабляются и отдыхают.

5. РЕЛАКСАЦИЯ «ВЕШАЛКА»

В шкафу висит много одежды. Давайте наведем порядок. Повесим одежду на вешалки. (Дети изображают одежду на вешалке, плечи неподвижны, руки расслаблены.)

   

6. РЕЛАКСАЦИЯ «ДЕРЕВО»

Упражнение выполняется между занятиями или в середине занятия, предлагается послушать тишину. Дети смолкают по звуковому сигналу, после чего не произносят ни звука. По окончании минуты дети рассказывают, слышали ли они какие-то звуки, например, стук молотка, шум мотора машины и другие звуки.

 

7. РЕЛАКСАЦИЯ «ЦВЕТОК»
Я – бутон (дети присели на пол, обхватили подтянутые к себе колени,
опустили головы, мышцы напряжены). Светит теплое солнце, я
расту (медленно поднимаются, расслабленно раскачивают руками). Солнце
исчезло, стало темно, мои лепестки закрываются (исходное положение, и вот
снова утро… и т. д.

 

8. РЕЛАКСАЦИЯ «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами). Дуем медленно в колечко (вдох носом, выдох – ртом). Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают (мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова поднята кверху, смотрим на руки.) Ой, лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (мышцы расслабились).

 

9. РЕЛАКСАЦИЯ «ПТИЧКИ»

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Прилетели к лесному ручейку, почистили клювом пёрышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь сели в уютное гнездышко на лесной полянке. (Игра сопровождается аудиозаписью пения певчих птиц в лесу.)

 

10. РЕЛАКСАЦИЯ «СПЯЩИЙ КОТЁНОК»

Веселые, озорные котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиками, приглаживают шёрстку. Но вот они начали зевать, легли на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно и ровно дышат (расслабление).  

11. РЕЛАКСАЦИЯ «ЗАЙКИ»

«Хорошо зимой зайчатам, снег лежит кругом, как вата. Если даже упадешь, встанешь, скажешь «Ну и что ж?» Только поздно нам гулять, не велит зайчиха-мать. И зайчатам, и ребятам нужно знать, что ложиться надо рано спать.» Дети прыгают, как зайчики, затем ложатся на ковёр (расслабление).

 

12. РЕЛАКСАЦИЯ «СНЕЖИНКИ»

«Мы белые снежинки, как лёгкие пушинки, кружимся и летаем, всю землю укрываем, а от тепла растаем - живой водою станем.» Дети свободно и плавно двигаются под музыку, затем садятся на ковер, и изображают превращение снега в воду (расслабление).

 

13. РЕЛАКСАЦИЯ «ГОРКА»

Во дворе большая горка. «Покатили санки вниз, крепче, куколка, держись! Ты смотри, не упади, там канавка впереди! Санки – бух! Кукла – ух! Ты смотри, не замерзай, хлопай, топай и вставай!» Дети ложатся на ковер, затем встают и несколько раз стряхивают снег, расслабляя кисти рук и ног.  

14. РЕЛАКСАЦИЯ «КУЛАЧКИ»

Дети сидят на стульчиках, руки на коленях. Но вот кулачки сжимаются с силой, еще сильнее… Попробуем разжать пальчики, пошевелим ими, подуем. Вот какими легкими стали пальчики! Выполняется несколько раз.

15. РЕЛАКСАЦИЯ «КОВЁР-САМОЛЁТ»

Играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковёр-самолёт. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонько покачивает. Ветерок обдувает всё тело, внизу дома, леса, реки. Но вот мы постепенно снижаемся и приземляемся в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, а теперь медленно садимся.

 

           16. РЕЛАКСАЦИЯ «МОРЯКИ»


Моряки плывут на корабле. На море качка, волны качают корабль. Вы –
моряки. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу.
Руки сцепить за спиной. Палубу качнуло – перенести массу тела на одну ногу,
выпрямиться, потом на другую ногу, выпрямиться, расслабиться. Шторм
утихает, всё успокоилось (расслабление)

 

           

            17. РЕЛАКСАЦИЯ «ЛИМОН»


Опустить руки, представить себе, что в правой руке у нас лимон, из которого
нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в
кулак. Сок выжат, расслабить руку, бросить лимон. Повторить упражнение
левой рукой (напряжение – расслабление).

 

            18. РЕЛАКСАЦИЯ «ОЛЕНИ»


В лесах много разных красивых животных, а вот и олени. Покажите, какие
крепкие у оленя рога (пальцы растопырены, напряжены). Но вот послышался
шум, шея и тело оленя напряглось, он слушает, откуда доносятся звуки.
Кругом всё тихо, олени успокоились и отдыхают.

 

             19. РЕЛАКСАЦИЯ «СОЛДАТЫ»


Поиграем в «солдатиков», представим, что мы игрушечные солдатики,
которые умеют выполнять команды. Смирно! - дети стоят, выпрямив спину,
руки вытянуты по швам. Шагом марш! – маршируют под счет 1-2. Вольно! –
дети расслабляются, принимают удобные позы и отдыхают.

20. РЕЛАКСАЦИЯ «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
«Смотрит солнышко в окошко прямо в нашу комнату. Мы захлопаем
в ладошки – очень рады солнышку!» Солнце посылает нам своего солнечного
зайчика. ласково греет шею, спинку, - как будто мамины руки (расслабление).
Никак нам не поймать зайчика, убежал он от нас! И нам пора отдыхать.

21. РЕЛАКСАЦИЯ «ИГРА С ПЕСКОМ»
Представьте, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе).
Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания).
Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить
руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rel.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                               Минутки релаксации

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! 

Такие нагрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. 

Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  

Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.  Даже нам, взрослым, есть чему поучиться у них в этом!

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 

Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению здоровья наших деток!.

 

1. РЕЛАКСАЦИЯ «В САДУ» 

Лист на веточке красивый, крепкий, ровный. (Спина прямая, руки в стороны.) Наступила осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю. (Расслабление.) Но вот ветер подул с другой стороны, лист взлетел над землей. (Спина снова прямая, руки в стороны.) Упражнение выполняется несколько раз.

                 

2. РЕЛАКСАЦИЯ «В ОГОРОДЕ» 

«Ноги выше поднимай, соберем мы урожай. Мы ребята-молодцы, собираем огурцы, и морковку и салат - витамины для ребят!» Дети идут по группе, высоко поднимая ноги, останавливаются, делают наклоны вперед, касаются руками пола. «Отдохнем немножко, сядем на дорожку!» Дети садятся на ковер и отдыхают.

3.  РЕЛАКСАЦИЯ «ОСЕННИЙ ЛИСТ»

«Мы с Танюшей в сад пойдем, много ягод соберем! Груши, яблоки висят, вот какой чудесный сад!» Дети идут спокойным шагом, взявшись за руки, затем встают в круг. Поднимают руки вверх, как будто срывают яблоки. Много яблок набрали, поднимаем тяжелые корзинки (мышцы напряжены). Понесем их домой (медленно идут и садятся на стульчики, руки расслаблены, опущены вниз).

 

4. РЕЛАКСАЦИЯ «МИНУТА ТИШИНЫ» 

Стоя или сидя за столом, дети поднимают руки в стороны, затем вверх. Деревья прямые, ровные. Подул ветерок, ветки качаются, затем ветер усиливается, руки наклоняются все больше. Постепенно ветер стихает, руки опускаются вниз, дети расслабляются и отдыхают.

5. РЕЛАКСАЦИЯ «ВЕШАЛКА»

В шкафу висит много одежды. Давайте наведем порядок. Повесим одежду на вешалки. (Дети изображают одежду на вешалке, плечи неподвижны, руки расслаблены.) 

   

6. РЕЛАКСАЦИЯ «ДЕРЕВО»

Упражнение выполняется между занятиями или в середине занятия, предлагается послушать тишину. Дети смолкают по звуковому сигналу, после чего не произносят ни звука. По окончании минуты дети рассказывают, слышали ли они какие-то звуки, например, стук молотка, шум мотора машины и другие звуки.

 

7. РЕЛАКСАЦИЯ «ЦВЕТОК»
Я – бутон (дети присели на пол, обхватили подтянутые к себе колени,
опустили головы, мышцы напряжены). Светит теплое солнце, я
расту 
(медленно поднимаются, расслабленно раскачивают руками). Солнце
исчезло, стало темно, мои лепестки закрываются (исходное положение, и вот
снова утро… и т. д.

8. РЕЛАКСАЦИЯ «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами). Дуем медленно в колечко (вдох носом, выдох – ртом). Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают (мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова поднята кверху, смотрим на руки.) Ой, лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (мышцы расслабились).

9. РЕЛАКСАЦИЯ «ПТИЧКИ»

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Прилетели к лесному ручейку, почистили клювом пёрышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь сели в уютное гнездышко на лесной полянке. (Игра сопровождается аудиозаписью пения певчих птиц в лесу.) 

 

10. РЕЛАКСАЦИЯ «СПЯЩИЙ КОТЁНОК»

Веселые, озорные котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиками, приглаживают шёрстку. Но вот они начали зевать, легли на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно и ровно дышат (расслабление) 

11. РЕЛАКСАЦИЯ «ЗАЙКИ»

«Хорошо зимой зайчатам, снег лежит кругом, как вата. Если даже упадешь, встанешь, скажешь «Ну и что ж?» Только поздно нам гулять, не велит зайчиха-мать. И зайчатам, и ребятам нужно знать, что ложиться надо рано спать.» Дети прыгают, как зайчики, затем ложатся на ковёр (расслабление).

 

12. РЕЛАКСАЦИЯ «СНЕЖИНКИ»

«Мы белые снежинки, как лёгкие пушинки, кружимся и летаем, всю землю укрываем, а от тепла растаем - живой водою станем.» Дети свободно и плавно двигаются под музыку, затем садятся на ковер, и изображают превращение снега в воду (расслабление).

 

13. РЕЛАКСАЦИЯ «ГОРКА»

Во дворе большая горка. «Покатили санки вниз, крепче, куколка, держись! Ты смотри, не упади, там канавка впереди! Санки – бух! Кукла – ух! Ты смотри, не замерзай, хлопай, топай и вставай!» Дети ложатся на ковер, затем встают и несколько раз стряхивают снег, расслабляя кисти рук и ног.  

14. РЕЛАКСАЦИЯ «КУЛАЧКИ»

Дети сидят на стульчиках, руки на коленях. Но вот кулачки сжимаются с силой, еще сильнее… Попробуем разжать пальчики, пошевелим ими, подуем. Вот какими легкими стали пальчики! Выполняется несколько раз.

15. РЕЛАКСАЦИЯ «КОВЁР-САМОЛЁТ»

Играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковёр-самолёт. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонько покачивает. Ветерок обдувает всё тело, внизу дома, леса, реки. Но вот мы постепенно снижаемся и приземляемся в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, а теперь медленно садимся.

           16. РЕЛАКСАЦИЯ «МОРЯКИ»


Моряки плывут на корабле. На море качка, волны качают корабль. Вы –
моряки. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу.
Руки сцепить за спиной. Палубу качнуло – перенести массу тела на одну ногу,
выпрямиться, потом на другую ногу, выпрямиться, расслабиться. Шторм
утихает, всё успокоилось 
(расслабление)

           

            17. РЕЛАКСАЦИЯ «ЛИМОН»


Опустить руки, представить себе, что в правой руке у нас лимон, из которого
нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в
кулак. Сок выжат, расслабить руку, бросить лимон. Повторить 
упражнение
левой рукой (напряжение – расслабление).

            18. РЕЛАКСАЦИЯ «ОЛЕНИ»


В лесах много разных красивых животных, а вот и олени. Покажите, какие
крепкие у оленя рога 
(пальцы растопырены, напряжены). Но вот послышался
шум, шея и тело оленя напряглось, он слушает, откуда доносятся звуки.
Кругом всё тихо, олени успокоились и отдыхают.

             19. РЕЛАКСАЦИЯ «СОЛДАТЫ»


Поиграем в 
«солдатиков», представим, что мы игрушечные солдатики,
которые умеют выполнять команды. Смирно! - дети стоят, выпрямив спину,
руки вытянуты по швам. Шагом марш! – маршируют под счет 1-2. Вольно! –
дети расслабляются, принимают удобные позы и отдыхают.

20. РЕЛАКСАЦИЯ «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
«Смотрит солнышко в окошко прямо в нашу комнату. Мы захлопаем
в 
ладошки – очень рады солнышку!» Солнце посылает нам своего солнечного
зайчика. ласково греет шею, спинку, - как будто мамины руки 
(расслабление).
Никак нам не поймать зайчика, убежал он от нас! И нам пора отдыхать.

21. РЕЛАКСАЦИЯ «ИГРА С ПЕСКОМ»
Представьте, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок 
(на вдохе).
Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках 
(задержка дыхания).
Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить
руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками 
(повторить 2-3 раза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раз минутка... два минутка... Проект для детей подготовительной к школе группы по развитию чувства времени

Проект поразвитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста...

Раз минутка... два минутка... Проект для детей подготовительной к школе группы по развитию чувства времени

Проект поразвитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста...

Упражнения и техники релаксации для детей дошкольного возраста. Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации.

Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва. Дети еще не способны самостоятельно сн...

Релаксация. (Упражнения и игры на релаксацию с детьми дошкольного возраста).-консультация для инструкторов по физической культуре

РелаксацияУпражнение на релаксацию “Порхание бабочки”( Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты).Инструктор: “Закройте глаза и с...

Методика мышечной релаксации по Джекобсону: прогрессивная релаксация для детей дошкольного возраста

Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на работе часто приводят к перенапряжению, плохому настроению. Психологи рекомендуют научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации для бор...

Минутки релаксации на занятиях физической культуры в ДОУ

Цель: Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников.Задачи:- Развитие воображения, образного мышления.- Снятие психоэмоционального напряжения.- Создание позитивного фона настроения....