План по самообразованию Тема: «Развитие математических способностей детей 3-4 лет через игровую деятельность»
материал (младшая группа)

Кузнецова Екатерина Сергеевна

План по самообразованию

Тема: «Развитие математических способностей детей 3-4 лет

через игровую  деятельность»

Цель: повышение своего педагогического, теоретического и практического уровня знаний по вопросу формирования элементарных математических представлений через игровые приемы у детей  младшего дошкольного возраста.

 Задачи самообразования:

1.     Изучить и обобщить педагогическую методическую литературу по данной теме.

2.     Разработать и подобрать дидактические игры и задания по развитию математических представлений у дошкольников.

 

3.      Сформировать интерес к играм с математическим содержанием, повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр с математическим содержанием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kuznetsova_e.s.docx64.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи Саратовской области

План по самообразованию

Тема: «Развитие математических способностей детей 3-4 лет

через игровую  деятельность»

Воспитатель: Кузнецова Е.С.

                                              2023-2026 учебный год

Цель: повышение своего педагогического, теоретического и практического уровня знаний по вопросу формирования элементарных математических представлений через игровые приемы у детей  младшего дошкольного возраста.

 Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую методическую литературу по данной теме.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры и задания по развитию математических представлений у дошкольников.
  3.  Сформировать интерес к играм с математическим содержанием, повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр с математическим содержанием.

Этап работы над темой самообразования:3 года.

Актуальность.

В дошкольном детстве игра  имеет  в жизни маленького ребенка важнейшее значение. Игра для них учеба, игра для них труд, игра для дошкольников способ познания окружающего мира.

Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра-это самое серьезное дело.  В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития»

Огромную роль  в умственном воспитании, в развитии интеллекта играет математика.  Благодаря математическим знаниям дети учатся анализировать, сравнивать, синтезировать, выполнять вычислительные операции, логически мыслить, различать геометрические фигуры, называть их признаки, ориентироваться в пространстве.   Доступной   и  эффективной  формой усвоения математических знаний являются  занимательные игры, задачи с математическим содержанием. Детям дошкольного возраста очень нравится в игровой форме решать задачи-головоломки, задачи –шутки, логические упражнения, задания на составления из геометрических форм, на определение количества предметов. Важно  в проблемно-поисковой ситуации создать положительный настрой, через игровые приемы, сделав задачу доступной для понимания, решения и достижения цели.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение  находят дидактические игры. Основное назначение их- упражнять детей в различении выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и тд. В дидактических играх закрепляются ранее полученные знания , формируются новые,дети знакомятся со способами действий. Каждая дидактическая  игра решает конкретную задачу, по совершенствованию математических представлений,  развитию умений, навыков.

Все дидактические игры можно разделить на группы:

  1. Игры на определения множества предметов
  2. Игры с геометрическими фигурами
  3. Игры на  развитие логического мышления
  4. Игры на ориентировку в пространстве
  5. Игры на определение частей суток

Использование данных игр способствует обогащению детей математическими знаниями, развитию памяти, внимания, мышления, воспитывают самостоятельность инициативу, настойчивость в достижении цели, повышает эффективность педагогического процесса.

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности.

 Формы  работы  с детьми младшего дошкольного возраста по обогащению математических знаний.

- совместная работа педагога с детьми

- в индивидуальной форме

- свободная деятельность самих детей

Система работы  по развитию математических способностей ведется  в следующих направлениях:

- В непосредственно образовательной деятельности совместная  и индивидуальная работа с детьми.

- Работа вне образовательной деятельности( игры во 2 половине дня)

- Взаимодействие с родителями ( папки- передвижки, консультации , беседы, небольшие видео-ролики  ).

 Методы и приемы по развитию математических представлений:

- Объяснение, показ, беседа (эти словесные приемы используются воспитателем преддемонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания).

-  вопросы к детям по ходу игры ( для активизации внимания, памяти, мышления, речи, осмысления и усвоения материала.)

- Экспериментирование  ( метод дающий самостоятельно выявить связи путем проб и ошибок)

Предполагаемый  результат  использования  игровых приемов  способствует повышению уровня сформированности  элементарных математических представлений у детей.

Этапы проведения дидактических игр  с детьми младшего дошкольного возраста.

1 этап:  организационно – диагностический.

Изучить научно - методическую литературу.

Провести индивидуальную оценку математических знаний детей младшего дошкольного возраста

2 этап:  Подбор, изготовление  дидактических игр на развитие и  формирование математических знаний.

3 этап: Практический.

Дети усваивают математические знания под руководством воспитателя и в свободной деятельности.  

План работы  

Методическая работа по теме самообразования

Работа с детьми

Работа с родителями

I этап. Организационно-ознакомительный  2023-2024 учебный год

Анализ собственных затруднений и затруднений коллег.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах).

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Анкетирование родителей

"Математические способности  детей младшего дошкольного возраста."

  1. Программа  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С, Комарова.
  2. Позина В.А. Помораева  И. А Формирование  элементарных математических представлений. 2017г.
  3.  Михайлова З.А. « Игровые, занимательные задачи для дошкольников» М.-90г.
  4. Валина В. «Веселая математика» М.- 99г
  5. Водопьянов Е.Н. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»  Дошкольное воспитание №3 2000г.
  6. Нищева Н. В «Развитие математических способностей  детей с ОНР»
  7. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах :http://nsportal.ru, https://infourok.ru, https://www.maam.ru.

II  этап. Основной(деятельный)     2024-2025 учебный год

 Консультация с методистом по теме самообразования.

 Изучение методической литературы.

 Проведение диагностики по выявлению математических представлений у детей младшей группы

Консультация для родителей. Роль игр с математическим содержанием на развитие мышления, внимания, памяти.

Составление плана по самообразованию

 Подбор дидактических игр.

Совместные игры с детьми: «Назови цвет», «Скажи сколько?»

Анкетирование родителей : «Математика вокруг нас»

Подбор и разработка игр, создание картотеки игр. Изготовление дидактических игр на усвоение геометрических форм

 игры для совместного и самостоятельного использования:

«Подбери по цвету»

«Собери бусы»

«Половинки»

«Чудесный мешочек»

« Подбери по форме»

«Чего не стало?»

Консультация : «Давайте поиграем!»

 Изготовление дидактических игр на усвоение количества предметов.

«Выложи по образцу»

«Укрась варежку»

«Наряди елочку»

«Подбери по форме»

«Сколько предметов»

«Продолжи ряд»

«Подбери по форме»

«Сколько предметов»

«Продолжи ряд»

Памятка для родителей:

«Развиваем математические способности»

Изготовление дидактических игр на усвоение понятий длинны и ширины.

«Назови сколько?»

«Подбери дорожку»

« Выложи по образцу»

«Блоки Дьеныша»

«Где сидит Зайка?»

Фотоотчет: Вместе мы играем, фигуры, цвет, запоминаем.

Пополнение картотеки дидактических игр. Изготовление дидактических игр.

«Подбери по размеру»

«Подбери по форме»

«Выложи по образцу»

«Найди домик»

«Одень мишек»

«Найди пару»

Фотоотчет: вместе мы играем, внимание и память развиваем.

Изготовление дидактических игр на определение количества предметов.

«Чего не стало»

« Что лишнее?»

« Придумай узор»

«Чудесный мешочек»

«Посади зайку…»

«Когда это бывает?»

Индивидуальные беседы по развитию математических способностей.

Внесение дидактических игр на ориентировку в пространстве.

«Из каких фигур состоит?»

«Выложи по образцу»

«Собери бусы»

«Что лишнее?»

«Длинная - короткая»

«Сколько предметов?»

Совместное изготовление дидактических игр математического содержания

III этап. Обобщающий. 2025-2026 учебный год

Отчет по самообразованию

Выступление на педсовете ДОУ.

Выставка педагогической литературы, пособий и игр.

Мониторинг детей.

Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе

Фотовыставка дидактических игр математического содержания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Актуальность. В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умст...

План по самообразованию Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Обеспечение целостности образовательного процесса черезорганизацию занятий в игровой форме и формированиематематических знаний у дошкольников через игровую деятельность...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие математических способностей детей 4-5 лет через игровую деятельность»

Цель:  Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста на основе использования разных видов деятельности. Задачи:1.Создать в группе эмоционально-комфортную среду в...

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интелекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений....

План самообразования. Тема:«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

План самообразования. Тема:«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»Отчет самообразования по данной теме...

План по самообразованию Тема: "Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность"

Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольниковАктуальность:Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнк...