План по самообразованию Тема: «Развитие математических способностей детей 3-4 лет через игровую деятельность»
материал (младшая группа)
План по самообразованию
Тема: «Развитие математических способностей детей 3-4 лет
через игровую деятельность»
Цель: повышение своего педагогического, теоретического и практического уровня знаний по вопросу формирования элементарных математических представлений через игровые приемы у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи самообразования:
1. Изучить и обобщить педагогическую методическую литературу по данной теме.
2. Разработать и подобрать дидактические игры и задания по развитию математических представлений у дошкольников.
3. Сформировать интерес к играм с математическим содержанием, повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр с математическим содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_kuznetsova_e.s.docx | 64.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи Саратовской области
План по самообразованию
Тема: «Развитие математических способностей детей 3-4 лет
через игровую деятельность»
Воспитатель: Кузнецова Е.С.
2023-2026 учебный год
Цель: повышение своего педагогического, теоретического и практического уровня знаний по вопросу формирования элементарных математических представлений через игровые приемы у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи самообразования:
- Изучить и обобщить педагогическую методическую литературу по данной теме.
- Разработать и подобрать дидактические игры и задания по развитию математических представлений у дошкольников.
- Сформировать интерес к играм с математическим содержанием, повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр с математическим содержанием.
Этап работы над темой самообразования:3 года.
Актуальность.
В дошкольном детстве игра имеет в жизни маленького ребенка важнейшее значение. Игра для них учеба, игра для них труд, игра для дошкольников способ познания окружающего мира.
Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра-это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития»
Огромную роль в умственном воспитании, в развитии интеллекта играет математика. Благодаря математическим знаниям дети учатся анализировать, сравнивать, синтезировать, выполнять вычислительные операции, логически мыслить, различать геометрические фигуры, называть их признаки, ориентироваться в пространстве. Доступной и эффективной формой усвоения математических знаний являются занимательные игры, задачи с математическим содержанием. Детям дошкольного возраста очень нравится в игровой форме решать задачи-головоломки, задачи –шутки, логические упражнения, задания на составления из геометрических форм, на определение количества предметов. Важно в проблемно-поисковой ситуации создать положительный настрой, через игровые приемы, сделав задачу доступной для понимания, решения и достижения цели.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их- упражнять детей в различении выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и тд. В дидактических играх закрепляются ранее полученные знания , формируются новые,дети знакомятся со способами действий. Каждая дидактическая игра решает конкретную задачу, по совершенствованию математических представлений, развитию умений, навыков.
Все дидактические игры можно разделить на группы:
- Игры на определения множества предметов
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на развитие логического мышления
- Игры на ориентировку в пространстве
- Игры на определение частей суток
Использование данных игр способствует обогащению детей математическими знаниями, развитию памяти, внимания, мышления, воспитывают самостоятельность инициативу, настойчивость в достижении цели, повышает эффективность педагогического процесса.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности.
Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по обогащению математических знаний.
- совместная работа педагога с детьми
- в индивидуальной форме
- свободная деятельность самих детей
Система работы по развитию математических способностей ведется в следующих направлениях:
- В непосредственно образовательной деятельности совместная и индивидуальная работа с детьми.
- Работа вне образовательной деятельности( игры во 2 половине дня)
- Взаимодействие с родителями ( папки- передвижки, консультации , беседы, небольшие видео-ролики ).
Методы и приемы по развитию математических представлений:
- Объяснение, показ, беседа (эти словесные приемы используются воспитателем преддемонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания).
- вопросы к детям по ходу игры ( для активизации внимания, памяти, мышления, речи, осмысления и усвоения материала.)
- Экспериментирование ( метод дающий самостоятельно выявить связи путем проб и ошибок)
Предполагаемый результат использования игровых приемов способствует повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей.
Этапы проведения дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста.
1 этап: организационно – диагностический.
Изучить научно - методическую литературу.
Провести индивидуальную оценку математических знаний детей младшего дошкольного возраста
2 этап: Подбор, изготовление дидактических игр на развитие и формирование математических знаний.
3 этап: Практический.
Дети усваивают математические знания под руководством воспитателя и в свободной деятельности.
План работы
Методическая работа по теме самообразования | Работа с детьми | Работа с родителями |
I этап. Организационно-ознакомительный 2023-2024 учебный год | ||
Анализ собственных затруднений и затруднений коллег. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах). Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Анкетирование родителей "Математические способности детей младшего дошкольного возраста." | |
| ||
II этап. Основной(деятельный) 2024-2025 учебный год | ||
Консультация с методистом по теме самообразования. Изучение методической литературы. | Проведение диагностики по выявлению математических представлений у детей младшей группы | Консультация для родителей. Роль игр с математическим содержанием на развитие мышления, внимания, памяти. |
Составление плана по самообразованию | Подбор дидактических игр. Совместные игры с детьми: «Назови цвет», «Скажи сколько?» | Анкетирование родителей : «Математика вокруг нас» |
Подбор и разработка игр, создание картотеки игр. Изготовление дидактических игр на усвоение геометрических форм | игры для совместного и самостоятельного использования: «Подбери по цвету» «Собери бусы» «Половинки» «Чудесный мешочек» « Подбери по форме» «Чего не стало?» | Консультация : «Давайте поиграем!» |
Изготовление дидактических игр на усвоение количества предметов. | «Выложи по образцу» «Укрась варежку» «Наряди елочку» «Подбери по форме» «Сколько предметов» «Продолжи ряд» «Подбери по форме» «Сколько предметов» «Продолжи ряд» | Памятка для родителей: «Развиваем математические способности» |
Изготовление дидактических игр на усвоение понятий длинны и ширины. | «Назови сколько?» «Подбери дорожку» « Выложи по образцу» «Блоки Дьеныша» «Где сидит Зайка?» | Фотоотчет: Вместе мы играем, фигуры, цвет, запоминаем. |
Пополнение картотеки дидактических игр. Изготовление дидактических игр. | «Подбери по размеру» «Подбери по форме» «Выложи по образцу» «Найди домик» «Одень мишек» «Найди пару» | Фотоотчет: вместе мы играем, внимание и память развиваем. |
Изготовление дидактических игр на определение количества предметов. | «Чего не стало» « Что лишнее?» « Придумай узор» «Чудесный мешочек» «Посади зайку…» «Когда это бывает?» | Индивидуальные беседы по развитию математических способностей. |
Внесение дидактических игр на ориентировку в пространстве. | «Из каких фигур состоит?» «Выложи по образцу» «Собери бусы» «Что лишнее?» «Длинная - короткая» «Сколько предметов?» | Совместное изготовление дидактических игр математического содержания |
III этап. Обобщающий. 2025-2026 учебный год | ||
Отчет по самообразованию Выступление на педсовете ДОУ. Выставка педагогической литературы, пособий и игр. | Мониторинг детей. | Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе Фотовыставка дидактических игр математического содержания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию. Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
План работы по самообразованию воспитателя рассписан на 3 года...
План по самообразованию Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Актуальность. В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умст...
План по самообразованию Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Обеспечение целостности образовательного процесса черезорганизацию занятий в игровой форме и формированиематематических знаний у дошкольников через игровую деятельность...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие математических способностей детей 4-5 лет через игровую деятельность»
Цель: Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста на основе использования разных видов деятельности. Задачи:1.Создать в группе эмоционально-комфортную среду в...
План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интелекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений....
План самообразования. Тема:«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
План самообразования. Тема:«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»Отчет самообразования по данной теме...
План по самообразованию Тема: "Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность"
Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольниковАктуальность:Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнк...