Памятка для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Довгаль Валентина Михайловна

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_0.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов ДОУ

«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: Довгаль В.М.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Что такое мнемотехника?

     Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания».      Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
     В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• плохое развитие связной речи
• несовершенство различных видов мышления.
      Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
      Мнемотехника помогает упростить для детей процесс НОД. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
      Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
     Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать: 
• зрительную и слуховую память, внимание
• воображение и восприятие
• развивает кругозор
      Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи: 
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления..
2. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
3. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира.
4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
      Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

     В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. 
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. 
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

      Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений.          Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. 
      Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
     Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью. 

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.

      На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
     Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
     Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Мнемотехника — система методов, дающая возможность запомнить информацию при помощи ассоциаций. Использовать мнемотехнические приемы в можно и нужно в работе с детьми дошкольного возраста. Эта ме...

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Использование приёмов мнемотехники для дошкольников обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей заметно обл...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Практическая консультация для молодых педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Практическая консультация  с молодыми педагогами по теме "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" направлена  для передачи опыта работы по применению тех...