Беседы по нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Шентерякова Наталья Сергеевна

Особенности нравственного воспитания дошкольников

 

Нравственное воспитание    - одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для взрослого при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий                   людей.    Внутренним    механизмом,    побуждающим    людей    к общественно      одобряемым       поступкам,      является      совесть,       чувство справедливости, честь, достоинство и т.д.

Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения.

Нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Всё это формирует нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова «так нужно», «так нельзя».

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности,     определяющие     специфику     нравственного     развития.     Так, доминирование восприятия     втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трём годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребёнка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет взрослому разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки детей).

Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «Я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами.

Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень              чувствительны,    проявляют    нравственную    одаренность,    другие отличаются нравственной чёрствостью.

В    дошкольный   период   развития   ребёнка   ведущей    является    игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребёнок овладевает разнообразными видами деятельности.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

· Гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей) к ребёнку; · Чёткой постановки задач нравственного обучения и воспитания;

· Создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности          ребёнка,          формирующей          доброжелательные взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstv.docx958.6 КБ

Предварительный просмотр:

Беседы по нравственному воспитанию

с детьми дошкольного возраста

(практическое пособие)

1

Содержание

Особенности нравственного воспитания дошкольников………………….3

Беседа о вежливых словах………………………………………………….11

Беседа о доброте и жадности……………………………………………….14

Беседа о бережном отношении к природе…………………………………16

Что значит быть добрым и заботливым……………………………………18

Беседа о заботливых и трудолюбивых людях…………………………….. 20

Беседа о культуре поведения ……………………………………………… 22

Беседа о чуткости…………………………………………………………….24

Беседа о вежливых словах…………………………………………………...26

Беседа о храбрости и трусости………………………………………………29

Беседа о заботливости………………………………………………………. 30

Беседа о помощи взрослым…………………………………………………. 32

Беседа о хороших поступках……………………………………………… .. 34

Беседа о чуткости и равнодушии…………………………………………….36

2

Особенности нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание        - одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для взрослого при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий        людей.        Внутренним        механизмом,        побуждающим        людей        к общественно        одобряемым       поступкам,        является        совесть,       чувство справедливости, честь, достоинство и т.д.

Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения.

Нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Всё это формирует нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова «так нужно», «так нельзя».

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности,     определяющие     специфику     нравственного     развития.     Так, доминирование восприятия     втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трём годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Естественно, что 3

развитие мышления невозможно без речевого развития ребёнка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет взрослому разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки детей).

Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «Я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами.

Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень        чувствительны,        проявляют        нравственную        одаренность,        другие отличаются нравственной чёрствостью.

В        дошкольный        период        развития        ребёнка        ведущей        является        игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребёнок овладевает разнообразными видами деятельности.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

Гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей) к ребёнку; Чёткой постановки задач нравственного обучения и воспитания;

Создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности        ребёнка,        формирующей        доброжелательные взаимоотношения.

4

Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли. Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:

Постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом;

Подачи материала о образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры их жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключённых в них правил. Для этого необходимо связать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

Поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью взрослый корректирует высказывание ребёнка, помогая адекватно        выразить        мысль,        поддерживает        разные        суждения,        по возможности спорные, требующие аргументов)

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с ними, испытывают чувства удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых проблем.

Если взрослый не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека ( его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти

5

нравственные категории предстают перед ребёнком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознание дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает взрослый, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить        нежелательные        поступки.        Подражательная        способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать     того,        что        осуждается.        Положительный        образ     становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название поизведению и т.п. (эти задания выполняются по желанию).        Творческие        работы        детей        значительно        увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять

Пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

В ходе этической беседы мы стремимся решить следующие задачи:

Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;

Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

Способствовать        накоплению        и        обобщению        эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно – нельзя», «хорошо – плохо»);

Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

6

Эти задачи берутся и на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними взрослый.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и по способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Продолжительность бесед с детьми 4-5лет составляет 20 минут, с детьми 6-7 лет – 30-35 минут. Кроме того надо обращать внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить её раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (весёлый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка, также они овладевают следующими умениями:

Умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации; Уметь оценивать свои поступки и поступки других людей;

Правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

Могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;

При работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

Объясняют мысль знакомых пословиц;

Могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы по их систематизации и углублению.

7

Вежливость

С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребёнок. Постепенно уточняются правила вежливого общения, дети осваивают новые формы вежливости.

Но в некоторых ситуациях ребёнок отказывается        пользоваться вежливыми словами. Например, он может не извиниться, так как не считает себя виноватым: «А что я такого сделал? А что я такого сказал?». Эти слова не произносятся ребёнком, но суть эмоционального отношения к ситуации именно такая. Причин этому может быть несколько. Одна из них заключается в том, что в семье ребёнок редко слышит слова извинения, благодарности, поэтому он стесняется их произносить, внутренне относясь к ним как к чему-то необязательному, формальному, непривычному. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения к конкретным примерам, правилам. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Семья

В беседе по этой теме мы помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остаётся для человека самым надёжным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребёнок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.

Мы знаем, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребёнок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребёнку не принимать как норму, как эталон, те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.

Важно, чтобы ребёнок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.

8

Дружба

Понятия «друзья», «товарищи» дети дошкольного возраста различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, кто больше нравиться. Дошкольники строят свои отношения со сверстниками, основываясь на положительных эмоциях, связанных в основном с совместной деятельностью (вместе ходят в детский сад, играют, гуляют). Чем младше возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознанно подходят к выбору товарища (нравится – не нравится, интересно – не интересно, обижает – не обижает и т.д.).в этом возрасте уже можно говорить о зарождении дружеских отношений, которые иногда продолжаются и в последующем.

В ходе бесед по этой теме мы обобщаем имеющиеся у детей знания о дружбе, помогаем укрепить дружеские отношения, воспитываем у дошкольников привычку        дружно        играть        и        трудиться        сообща,        формируем        умение договариваться, помогать друг другу и т.п.

Взаимопомощь

В ходе бесед по этой теме мы знакомим детей с таким понятием, как «взаимопомощь». Подчёркиваем, что помогать нужно не только знакомым, но и не знакомым людям. На примере художественных произведений объясняем, что настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени. Но всё это компенсируется глубоким чувством удовлетворения от собственной полезности окружающим.

Доброжелательность

В ходе бесед по этой теме мы раскрываем детям смысл понятия «доброжелательность», рассказываем о необходимости доброжелательного отношения к окружающим людям. В качестве примеров используем художественные произведения и ситуации из жизни группы. Можно познакомить с пословицами. Одна из них «Кто других не любит, тот себя губит».

9

Правда – не правда

Дети старшего дошкольного возраста знают, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду. Но страх наказания, чувство стыда заставляет детей иногда скрывать свои поступки. Сильное эмоциональное переживание притупляет знание о том, что врать нельзя.

Мы на примерах стараемся показать детям, что правдивость, честность всегда радует взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке. Объясняем детям, что особого осуждения заслуживает перекладывание вины на другого, ни в чём не повинного человека.

В ходе бесед по этой теме дошкольники осваивают такие понятия, как: «правда»,        «честность»,        и        их        противоположности:        «неправда», «нечестность»,»ложь», «обман».

Трудолюбие

Трудолюбие К.Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.

На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к полезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и другими взрослыми.

В ходе бесед мы рассказываем детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомим дошкольника с различными профессиями; на конкретных примерах показываем, что труд, даже самый простой, требует определённых усилий.

Бережливость

В ходе бесед по этой теме мы закрепляем у детей навыки бережного отношения к вещам. Напоминаем дошкольникам, что вещи должны лежать на своём месте, иначе их трудно будет найти; что к вещам нужно относиться аккуратно, в противном случае они потеряют вид, придут в негодность.

Взрослые стараются довести до сознания детей мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношение к вещам, к труду. Так, если ребёнок не убирает за собой игрушки, не кладёт на место одежду, значит, за него это должен сделать кто-то другой. Следовательно, вместо заботы о взрослых ребёнок        доставляет        им        лишние        хлопоты.        Небрежное        отношение        к вещамговорит о том, что ребёнок не ценит труд взрослых – и тех, кто сделал вещь, кто её купил, заработав деньги.

10

Самые слова

- Где твоё здравствуй ? - Взял петух горластый. - Где твоё спасибо ?

- Проглотила рыба.

- А, скажи, пожалуйста, Где твоё пожалуйста?

- Пробежал сердитый пёс И пожалуйста унёс.

- Ну. Тогда прощай! - Куда ты?

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить?

Рыбу, петуха и пса

Громко звать я принялся:

- Скорее! Верните слова мои!

Слова мои

Нужные самые!

Пришёл петух горластый

Отдал моё здравствуй.

Приплыла рыба.

Принесла моё спасибо.

И пёс ворчит: - Не жалуйся,

11

Возьми своё пожалуйста.

И теперь со мною снова

Вся моя компания.

Пожалуйста,

Спасибо,

Здравствуй,

До свидания.

Г. Сапгир ?

Кто взял у мальчика слово «здравствуй»? ( Унёс петух слово «здравствуй», и мальчик перестал со всеми здороваться.)

Кто проглотил слово «спасибо»? ( Проглотила рыба, и мальчик перестал всех благодарить.)

Кто унёс слово «пожалуйста»? (Пёс унёс слово «пожалуйста», и мальчик не говорил его, когда что-то просил у товарищей.)

Послушайте, как грустно говорит мальчик: Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить?

Почему с мальчиком не стали дружить ребята?

Почему плохо быть невежливым? (Плохо быть невежливым, потому что с такими не дружат ребята.)

О чём попросил мальчик петуха, рыбу и пса? Почему с мальчиком снова стали дружить дети? Почему он вежливые слова назвал самыми нужными? Послушайте, как весело говорит мальчик:

И теперь со мною снова

Вся моя компания.

Почему он снова стал весёлым? (Он повеселел потому, что снова стал вежливым, и с ним дружат все ребята.)

О каких вежливых словах мы прочитали?

12

После обсуждения можно разыграть с детьми ситуацию с использованием вежливых слов, например, такую.

Воспитатель. Давайте посмотрим, можем ли мы быть тоже вежливыми.

Воспитатель подзывает Сашу (имена даются для удобства изложения) и даёт ему мяч. Вызывает Мишу. Предлагает мальчикам вежливо поздороваться.

Саша. Здравствуй, Миша.

Миша. Здравствуй Саша.

Если ребёнок не назвал имени, то воспитатель говорит, что вежливые люди, когда здороваются, называют имена и слегка наклоняют голову – делают поклон.

Воспитатель. Миша попроси у Саши мяч.

Миша. Саша, дай, пожалуйста, мне мяч.

Саша. Миша, возьми, пожалуйста, мяч.

Миша. Спасибо.

Саша. Пожалуйста.

Воспитатель. Мальчики, попрощайтесь.

Саша. До свидания, Миша.

Миша. До свидания Саша.

Воспитателю следует обратить внимание на то, чтобы дети обращались друг к другу вежливо и обязательно использовали слова «спасибо» и «пожалуйста». Можно попросить остальных детей повторить те вежливые слова, которые говорили друг другу мальчики.

Нужно стараться, чтобы в этой коммуникативной ситуации соблюдались ритуалы общения: дети, разговаривая, должны смотреть друг на друга, стоять спокойно, не кричать, не говорить достаточно громко.

Если дети захотят, то инсценировку можно повторить с другими ребятами.

13

Хитрое яблоко

Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил папе.

На третий день Петя нарисовал большое – пребольшое яблоко: один бок у него был ярко – красный, другой ярко – жёлтый, а на маленьком череночке – зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко: оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел:

- Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам съел их. Теперь только для себя рисовать буду.

-Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Т. Понамарёва. ?

Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал первым? Кому он отдал это яблоко?

Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал вторым? Кому он отдал это яблоко?

Для кого Петя нарисовал третье яблоко? Что сказал Петя, когда откусил от яблока? Что произошло с этим яблоком?

Почему яблоко вкатилось обратно в альбом? Какие хорошие поступки совершил мальчик? Какой его поступок можно назвать плохим? За что был наказан мальчик?

Можно ли мальчика назвать жадным?

С каким зверем сравнивают жадных людей? Говорят, что он жадный как … (волк).

Какие сказки или рассказы вы знаете, в которых наказана жадность?

14

-        А теперь послушайте стихотворение про девочку, которая не пожалела для подруги свою любимую игрушку.

Подарок

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки –

Любимая была.

И всё – таки подружке

Игрушку отдала.

Е. Благинина

?


Что можно сказать про девочку, какая она?

Назовите добрых людей и расскажите, почему вы их считаете добрыми.

15

Почему плачет синичка?

В доме на краю села жили мужик и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле – девять.

Около дома рос высокий ветвистый тополь. - Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.

- Ой, как будет хорошо качаться! – обрадовалась Оля. Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться.

Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, поёт. Миша говорит: - Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а гнёздышке птенчики маленькие.

- Синичка не радуется , а плачет, - сказала Оля. - А почему же она плачет? – удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: «Почему же она плачет?»

В.Сухомлинский.

? Помогите Мише понять, почему же плакала синичка.

Обобщая ответы детей, воспитатель говорит:

- Миша и Оля поступили неправильно, когда сделали на тополе качели. Ведь гнёздышко могло упасть, и тогда бы погибли птенчики. К дереву нельзя привязывать качели, потому что можно его сломать. А дерево очень долго растёт.

Ёлкино платье

Продираешься через ельник, а молодые ёлочки колются. - Не трогай нас!

- Подумаешь тихонько задел.

- И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережём. - Да что за одежда у вас особенная?

- Иголки наши зелёные – не листья. Не меняются каждое лето. - Так что?

16

- Вот выросла свежая еловая лапа, а иголки на ней сменяются только через семь лет.

- Да, это не скоро.

- Вот и приходится иголки беречь!

Э. Шим.

?        Как вы думаете, будет ли мальчик ещё ломать еловые лапы? А вы?

17

Ушки – неслушки

Пришёл папа с работы, просит дочку:

- Дай мне, пожалуйста тапочки, Анюта!

- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки – неслушки!

- Анюта, - зовёт на кухни мама, - отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки – неслушки!

- Куда это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка? – просит бабушка. - А я не слышу, - говорит Анюта, - у меня ушки – неслушки!

Отложил дедушка газету, вздохнул.

- Ведь вот, - говорит, - досада! А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

- Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта. – И чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!

Дедушка приставил к уху ладонь.

- Что? – говорит. – Не слышу… не разберу…

- Я говорю ку – клу! – что было силы закричала Анюта. – И чтобы глаза … Но дедушка только руками развёл.

- Не слышу, - говорит, - ничегошеньки не слышу!

Уши словно ватой заложило. Должно быть, на ветру продуло. Вот ведь беда какая!

Вздохнул и стал снова газету читать.

Так и осталась Анюта к празднику без куклы. А ушки у неё теперь - послушки!

Г. Браиловская

?        Как вы думаете, почему папа попросил Анюту дать ему тапочки? Почему Анюта говорила, что у неё ушки – непослушки? Почему дедушка не купил куклу внучке?

Почему у Анюты стали ушки – послушки? Что можно сказать про Анюту, какая она?

Как вы думаете, исправилась девочка? Как об этом сказано в рассказе?

18

- Послушайте стихотворение про заботливую, добрую, хорошую девочку.

Лечу куклу В белом халате.

Я у кровати. Мне не до сна: Кукла больна. Кашель у Лины.

В горлышке хрип. Может, ангина? Может быть, грипп? Чаем с малиной Куклу пою.

Вылечу Лину, Дочку мою.

П. Образцов.

? Как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым?

19

Я одеться сам могу

Мне уже четыре года, Я одеться сам могу. Если тёплая погода, -

Без пальто во двор бегу; Если ветер сильный дует, Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки Чистить щёткой каждый день. Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень.

В.Зайцев

Переплётчица

Заболела Эта книжка:

Изорвал её братишка. Я больную

Пожалею: Я возьму её И склею.

Б.Заходер

Колыбельная

Спи, моя хорошая, Баю – баю – бай! Куколка любимая, Глазки закрывай. Я тебя раздену, Застелю кровать.

20

Завтра встанем вместе. Будем вновь играть.

Ю.Гарей.

Портниха

Целый день сегодня шью. Я одела всю семью. Погоди немного, кошка, -Будет и тебе одёжка.

Б.Заходер.

?        Что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они? ( Трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные …)

Какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?

Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но если они даже немного помогут маме, то у мамы дел будет поменьше. Она сможет побольше отдохнуть или почитать вам, поиграть с вами. Если вы не помогаете маме, то дел у неё становится больше, она больше устаёт. Расскажите как вы помогаете маме.

У русского народа много пословиц. В них коротко говорится о поступках людей. Послушайте пословицы про труд и трудолюбие:

Маленькое дело лучше большого бездолья. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Откладывай безделье, да не откладывай дела. В большом деле и малая помощь дорога.

21

Пока они спорили

Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама.

Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на пыльную дорогу. - Надя, подними! – приказала Таня младшей сестрёнке.

- Вот ещё, - ответила Надя. –Ты уронила, ты и поднимай - Но ведь ты тоже с ней играла!

- Ну и что же! И ты играла.

Пока сёстры спорили, к ним подошёл старенький дедушка Егор. Опираясь на палку, он,        кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам:

- Не спорьте, сороки. Нате, играйте.

Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось.

М.Майн.

?        Что можно сказать про девочек, какие они?

Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестрёнку поднять куклу, а не приказала, подняла бы её Надя?

Как дедушка назвал девочек? (В русском народе сороками называют людей, которые ссорятся и спорят.)

Придумайте новый конец рассказа, чтобы поступки девочек были правильными, вежливыми.

Послушайте русскую пословицу:

Ссора до добра не доведёт. Как вы понимаете эту пословицу?

- Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками.

Две подружки

Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:

- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо:

- На, возьми, пожалуйста, свою куклу.

Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку.

Н.Дурова.

22

?        Почему Варе стало грустно?

Какую ошибку допустила Лена и как её исправить? Подходит ли Лене пословица?

Те же слова, да не так молвить.

23

- Сегодня я прочту вам стихотворение. У него нет названия (заглавия). Вы должны сами его назвать (озоглавить).

Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашёлся: Взглянул им в глаза И робко и тихо «Простите» сказал. И мама молчит, Улыбается даже:

- Мы купим другую, Есть лучше в продаже… «Простите!»-

Казалось бы,

Что в нём такого? А вот ведь какое Чудесное слово!

Н. Юсупов.

?


Какую вазу разбил папа? (Драгоценная – это значит красивая, дорогая.)

Почему нахмурилась мама и бабушка? Как вы понимаете слова «но папа нашёлся»?

Что папа сказал? (Папа не просто сказал, он взглянул в глаза и робко и тихо сказал вежливые слова – очень важные слова, и их нужно уметь говорить.)

Каким же оказалось слово «простите»? Как мы озаглавим это стихотворение?

После того как дети придумают несколько названий, воспитатель должен сказать, что это стихотворение будет называться по – разному, так, как его придумали дети.

Заботливая подруга

Лена и Катя очень дружили. Но вот Катя заболела и долго не ходила в детский сад. Лена скучала и ни с кем не хотела играть. Каждый день она спрашивала у своего воспитателя, Галины Николаевны, скоро ли

24

придёт Катя? Но Галина Николаевна не знала – девочка поправлялась медленно.

Однажды пришла Лена в группу, подошла е Галине Николаевне и говорит: «Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате».

Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Очень хорошо, Леночка, что ты такая заботливая подруга, но ходит тебе к Кате пока нельзя. Лучше ты нарисуй рисунок, а я его передам Кате».

Н. Дурова

?


Почему Лене нельзя было пойти к Кате?

Как вы можете позаботиться о заболевшем друге?

- Сегодня мы будем играть. Вот стол. Мальчик и девочка садятся обедать. Коля и Наташа, покажите, как вы это сделаете.

- Коля и Наташа проигрывают эту ситуацию, затем дети оценивают их поступки, указывают на ошибки, если таковые были.

Инсценировку можно повторить с другими детьми 2-3 раза.

25

- Послушайте отрывок из стихотворения, где рассказывается о мальчике, который не очень любил говорить вежливые слова.

Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем, лучше Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуй», «простите» Произносить он не привык,

Простого слова «извините» Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день»! Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит. И даже вместо «до свиданья»

Не говорит он ничего Или заявит на прощанье:

- Ну, я пошёл… Пока! Всего!

В. Масс, М. Червинский.

?


Назовите вежливые слова, о которых говорится в стихотворении. Какие ещё вежливые слова вы знаете?

Почему люди говорят друг другу вежливые слова?

Послушайте, что сказал об этом поэт В. Солоухин.

Здравствуйте

Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем не знакомы:

- Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы

Ничего

26

Не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось В мире?

Отчего же на капельку радостней Сделалась жизнь?

В. Солоухин - Вы видите, дети, от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее,

счастливее.

- Давайте поиграем и посмотрим, какие вежливые слова вы говорите. Воспитатель вызывает двоих детей и даёт им задание:

На занятии по рисованию у тебя сломался очень нужный тебе карандаш. Как ты попросишь карандаш у товарища.7

Дети проигрывают сценку; вся группа оценивает их действия. Затем воспитатель вызывает мальчика и девочку и предлагает им разыграть ещё одну сценку.

Теперь поиграем так: мальчик и девочка входят в группу. Покажите, как они это сделают, что друг другу скажут.

Все дети обсуждают и оценивают их действия.

Добрые слова

Добрые слова не лень Повторят мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, врачу, ткачу,

«С добрым утром» – я кричу. «Добрый день» – кричу я вслед всем идущим на обед.

«Добрый вечер» – так встречаю всех домой спешащих к чаю.

О. Дриз.

?        О каких добрых словах это стихотворение?

Как вы думаете, какие ошибки допускала девочка, когда произносила эти слова?

Петя ловко ловит рыбу, Может плотик смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо» Не умеет говорить.

27

Г. Ладонников

?        Что можно сказать, какой это мальчик? Послушайте, что однажды произошло с мальчиками:

« Поссорились Вася и Серёжа. Серёжа ударил Васю и пошёл один играть в мяч. Но одному было играть скучно и не интересно. Он посидел, посидел и…». Придумайте, что было дальше и как мальчики помирились.

Можно ли про мальчиков сказать словами русской пословицы: Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

28

Трус

Жили – были два друга – Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя – мальчиком храбрым. Как-то друзья услышали крик тонущей в реке девочки. Трусливый Рома так испугался за девочку, что бросился её спасать. А храбрый Митя, который ни за себя, ни за других не боялся, пошёл домой.

Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придётся делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал.

-И что ты трусишь всегда! – возмущался Митя. –Бери с меня пример. Вот я видел сегодня, как мальчики обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно.

А вы, ребята, как думаете, кто трус, а кто храбрый?

И. Бутмин.

?        Что можно сказать про Рому, какой он? Что можно сказать про Митю, какой он?

С кем можно сравнивать трусливого человека? Как говорят о трусливых людях в русском народе?

( Трусливый, как заяц.)

Не смей!

Перед нашим домом, на куче песка, играют самые маленькие ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек. Ерунда, в общем.

Только у них карапузов тоже бывают заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

Атаманом на песчаной куче давно сделался Фёдор. Он ростом побольше. Молчаливы такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причёсывают. А может, он не позволяет себя причёсывать.

Когда Фёдор что – нибудь возводит на песчаной куче, то лучше к нему не приближаться.

А самая безответная, самая тихонькая девочка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она – как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех.        В добавок носит Татьяна очки, а в её возрасте это совестно. Вот прилепится Татьяна где – нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревёт громко, стесняется…

29

Но сегодня Татьяна победила Фёдора.

Строил Фёдор город на вершине кучи. Глядь – бежит по песку паучок – сенокосец. Обыкновенныйпаучишко, мелочь. Фёдор поднял ногу с чёрной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

- Не смей! – вдруг крикнула Татьяна. – Что он тебе сделал?

- Фёдор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул.

Может, вправду задумался: что ему сделали те, которые меньше его и слабей? Э. Шим

? Как можно сказать про девочку Таню, какая она? (добрая, смелая, терпеливая…).

Про такую, как Таня в русском народе говорят:

Мал золотник, да дорог. Мал, да удал.

- Была ранняя весна. Вышла Лена гулять с мамой в сквер. Мама села на скамейку, а Лена играла в мяч. Она бросила мяч вверх, но не поймала его. Он ударился о землю и покатился на дорогу, где ехали машины.

Как Лена должна поступить? Помогите ей принять правильное решение.

30

Не только взрослые заботятся о детях, но и дети должны заботиться о взрослых, особенно о старых людях.

Моя бабушка

Стала бабушка Старой, хворою.

От ходьбы она устаёт. Храбрым лётчиком Стану скоро я, Посажу её в самолёт. Не тряхну её.

Не качну её. Отдохнёт она Наконец.

Скажет бабушка: «Ай да внучек мой, Ай да лётчик мой, Молодец!»

С. Капутикян.

Что можно сказать про мальчика, какой он? Как по- другому можно заботиться о бабушке?

Бабушка похвалила внука и сказала: «Молодец». Как ещё можно хвалить людей?

Вошли в группу пожилая и молодая женщины: кому первой вы подадите стул?

В группу вошли мужчина и женщина. Как вы им предложите сесть? Перед дверью в детский сад встретились мальчики из младшей        и

подготовительной групп. Покажите как они войдут в помещение.

Перед дверью в детский сад встретились две девочки – большая и маленькая. Покажите, как они войдут в помещение.

31

Так или не так?

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать бельё на верёвке, и говорит подруге:

- И я сегодня маме помогала.

- И я тоже, - ответила Люда. – А что ты делала? - Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

- А я ботинки чистила.

- Мамины? – спросила Оля. - Нет, свои.

- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила! - Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, сказала Люда.

Так или не так?

?


Кто же из детей помогал маме?

Можно ли Люде сказать такую пословицу? Судят не по словам, а по делам.

Внучка старой вишни

В саду растёт вишня. Олесь увидел недалеко от неё маленькую тоненькую вишенку и спросил дедушку:

- Откуда появилось деревце? - Выросло из косточки.

- Так это дочка старой вишни будет?

- Будет, Олесик, - ответил дедушка – если ты выходишь маленькую вишенку, дождёшься плодов, посадишь косточку – из неё вырастет внучка старой вишни.

Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу. - Я выращу внучку старой вишни, - сказал мальчик.

В. Сухомлинский.

?


Почему в глазах мальчика была нежность и тревога? Какое обещание дал Олесик дедушке?

Тем, кто дал обещание, можно сказать:

32

Сказал, как узлом завязал.

Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

Как вы понимаете эти поговорки? (Обязательно нужно выполнить обещание: трудно, но нужно выполнить обещание.)

Пришла в группу новая девочка. Села на стул и сидит. Что же нужно сделать? Послушайте стихотворение поэта Н. Найдёновой об этом.

Девочка новая в детском саду.

К девочке новой сейчас подойду.

- Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной. - Вот наши игрушки, вот слон заводной.

Тебе хочется построить большой красивый замок. Как ты предложишь товарищам строить вместе с тобой?

Ты принёс в группу машинку. Показал Саше и Серёже. Им тоже захотелось поиграть в неё. Как ты поступишь?

33

Где лежало «Спасибо»?

За ночь выросли сугробы В парке, во дворе, в саду, Пробираясь еле – еле,

Я по улице иду.

И на лево погляжу я, И на право погляжу:

- Это кто ж там снег сгребает?-Самого себя спрошу.

Это бабушка – соседка. Надо бабушке помочь!

У неё беру лопату, я помочь всегда не прочь! Всё очистил?

От работы

У меня лицо горит. Улыбнулась мне старушка И «спасибо»! говорит. Мне приятно слышать это, Ведь порядком я устал…

Вот и вышло, что «спасибо» Я под снегом отыскал.

Р. Тимиршин.

? Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал? Какую пословицу можно сказать такому мальчику?

Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо»? За что вам взрослые могут сказать «спасибо»?

Ты поел. Что ты сделаешь? Что ты должен сказать?

У тебя развязалась лента. Алёна подошла к тебе и завязала её. Что ты должна сказать?

Мальчики, вы сидите за столом и кушаете. Вдруг у Маши упала на пол ложка. Как вы поступите? Что вы ей скажите? Что скажет вам Маша?

34

Четыре мальчика сидят за столом Они обедают. Коля просит у Кости дать ему кусок хлеба. Как они будут поступать? Что друг другу скажут?

Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища. Как они должны поступать?

Воспитатель попросил тебя отнести книгу в другую группу Анне Ивановне. Как ты это сделаешь? Что скажет воспитатель?

35

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что – стыдно? Мы ничего не делали? – удивились мальчики. - Вот и плохо, - гневно ответила женщина.

В. Осеева

? Какими словами можно заменить слово «яростно»? (Громко, сердито,

страшно…)

Почему котёнок был взъерошенным? Что делали мальчики?

Почему женщина выбежала, а не вышла из дома?

Какими словами можно заменить слово «поспешно»? (Быстро, торопливо, стремглав…)

Что сделала женщина? Что она крикнула мальчикам?

Какую оценку их поступку дала женщина? Какими словами можно заменить слова «гневно»? (сердито, грубо…)

Как вы оцениваете поступок мальчиков?

Как должны были поступить мальчики? Подумайте, ведь злая собака могла бы их укусить…

36

Лекарство

-Захворала мама Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать пьёт с трудом, и говорит:

- Милая мама! Давай я выпью лекарство за тебя.

К. Ушинский

?


Что можно сказать, какая Таня?

Можно ли её поступок назвать правильным?

Шли двое прохожих: пожилой человек и мальчик. У первого был портфель и большой свёрток. Вдруг из свёртка выпала книгаю «У вас упала книга», -закричал мальчик. «Разве?» – удивился прохожий. «Конечно, вот она». Пожилой с трудом наклонился и поднял книгу. Но спасибо мальчику не сказал.

Какие ошибки допустил мальчик?

Почему пожилой прохожий не поблагодарил мальчика?

Саша и Оля играли в мяч. Вдруг мяч покатился под горку. Мальчик бросился за ним и сшиб девочку. Оля упала и заплакала. Когда Саша вернулся, он стал дразнить Олю ревушкой и не стал с ней играть. Правильно ли поступил Саша?

Какие ошибки он допустил?

У твоего товарища день рождения. Что ты ему пожелаешь? Что ответит тебе товарищ?

У одного мальчика машинка, у другого – книжка. Тот, у кого книжка, захотел поиграть с машинкой. Как поступят дети?

37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Этические беседы по нравственному воспитанию с дошкольниками в разных возрастных группахЦель: воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность....

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы...

Проект деятельности по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста «О том, что было, не забудем…»

На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувс...

Картотека бесед по нравственному воспитанию с детьми младшего возраста.

Материал содержит беседы по нравственному воспитанию для детей младшего возраста....