Выступление на МО раннего возраста " РППС у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Балабанова Мария Геннадьевна

ВЫступление на городском семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_balabanovoy_m.g.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25  компенсирующего  вида»

Особенности организации развивающей                                предметно – пространственной среды

в группах раннего возраста

 Воспитатель высшей  квалификационной категории

  Балабанова Мария Геннадьевна

г. Мончегорск,   2024

                                                 Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.

                                                                                                               Е.И.Тихеева

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Образовательная система детского сада выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных индивидов.

Поэтому, в связи с введением ФГОС дошкольного образования, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам детского сада эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова).

Значение окружающей развивающей среды для ребенка-дошкольника трудно переоценить. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка.

Поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в составлении генетической программы становления человека в ранние годы его жизни.

Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО:

- РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства

- РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения

- РППС должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

 - РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 

        Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

        Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

        Полифункциональность материалов - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. в разных видах детской активности; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 

        Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и  исследовательскую активность детей. 

         Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 

        Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. 

       Модель оформления группы базируется на двух простых идеях:

- детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

- для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

           Развивающая предметно-пространственная среда в раннем возрасте (1 год - 3 года) должна обеспечивать различные виды детской деятельности:

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

- экспериментирование с материалами и веществами общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов рассматривание картинок

- двигательная активность.

     Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста обусловлена главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста:

 - сохранение здоровья ребёнка,

- полноценное физическое развитие,

- развитие речи,

- развитие игровой деятельности,

- сенсорное развитие,

 - формирование основных психических процессов,

 - развитие умственных познавательных и творческих способностей. 

Функциональный модуль для групп раннего возраста

Виды деятельности

Содержание РППС

Сюжетно - отобразительная деятельность

Сюжетно-образные игрушки

Кукольный уголок

Игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр

Кукольный уголок: гостиная комната

Атрибутика для создания интерьера

Куклы

Уголок «Ряженья»

«Парикмахерская»

(Спальня, Кухня, Ванная комната, Магазин, Поликлиника, Гараж)

Познавательно -  отобразительная деятельность

Сюжетное конструирование: напольный и настольный конструкторы

Центр воды и песка

Уголок природы

Театр

Процессуальная игра

Развитие символической функции мышления (предметы-заместители) 

Сенсорное развитие

Обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания

(дидактические игры и игрушки, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику)

Продуктивная деятельность

Стремление к самовыражению

Уголок изодеятельности

Физическое развитие

Физкультурный уголок 

        Таким образом, РППС предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. 

        Представляю вашему вниманию видеоролик РППС 1 группы раннего возраста «Гномики». Развивающая предметно – пространственная среда  спроектирована в соответствии с программой, реализуемой МБДОУ, возрастными особенностями воспитанников группы раннего возраста, методическими рекомендациями для педагогических работников по организации РППС в соответствии с ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования...

Выступление "Значение использования ИКТ в коммуникативной активности детей дошкольного возраста"

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальн...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Выступление на семинаре "ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Формирование представлений  о нравственных качествах характерных для мужского и женского пола( девочки- мягкие,  нежные, заботливые ) сформируется представления и опыт общения в среде сверст...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....