Выступление на МО раннего возраста " РППС у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 компенсирующего вида»
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
в группах раннего возраста
Воспитатель высшей квалификационной категории
Балабанова Мария Геннадьевна
г. Мончегорск, 2024
Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.
Е.И.Тихеева
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Образовательная система детского сада выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных индивидов.
Поэтому, в связи с введением ФГОС дошкольного образования, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам детского сада эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова).
Значение окружающей развивающей среды для ребенка-дошкольника трудно переоценить. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка.
Поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в составлении генетической программы становления человека в ранние годы его жизни.
Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО:
- РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
- РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения
- РППС должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
- РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. в разных видах детской активности; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Модель оформления группы базируется на двух простых идеях:
- детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
- для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
Развивающая предметно-пространственная среда в раннем возрасте (1 год - 3 года) должна обеспечивать различные виды детской деятельности:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
- экспериментирование с материалами и веществами общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов рассматривание картинок
- двигательная активность.
Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста обусловлена главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста:
- сохранение здоровья ребёнка,
- полноценное физическое развитие,
- развитие речи,
- развитие игровой деятельности,
- сенсорное развитие,
- формирование основных психических процессов,
- развитие умственных познавательных и творческих способностей.
Функциональный модуль для групп раннего возраста
Виды деятельности | Содержание РППС |
Сюжетно - отобразительная деятельность | Сюжетно-образные игрушки Кукольный уголок Игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр Кукольный уголок: гостиная комната Атрибутика для создания интерьера Куклы Уголок «Ряженья» «Парикмахерская» (Спальня, Кухня, Ванная комната, Магазин, Поликлиника, Гараж) |
Познавательно - отобразительная деятельность | Сюжетное конструирование: напольный и настольный конструкторы Центр воды и песка Уголок природы Театр |
Процессуальная игра | Развитие символической функции мышления (предметы-заместители) |
Сенсорное развитие | Обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания (дидактические игры и игрушки, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику) |
Продуктивная деятельность | Стремление к самовыражению Уголок изодеятельности |
Физическое развитие | Физкультурный уголок |
Таким образом, РППС предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития.
Представляю вашему вниманию видеоролик РППС 1 группы раннего возраста «Гномики». Развивающая предметно – пространственная среда спроектирована в соответствии с программой, реализуемой МБДОУ, возрастными особенностями воспитанников группы раннего возраста, методическими рекомендациями для педагогических работников по организации РППС в соответствии с ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста"
Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования...
Выступление "Значение использования ИКТ в коммуникативной активности детей дошкольного возраста"
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальн...
Выступление на родительском собрании: Как развивать речь детей дошкольного возраста
Как развивать речь детей дошкольного возраста...
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...
Выступление на родительском собрании "Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста 3-4 лет".
Даны рекомендации родителям по воспитанию и развитию детей 3-4 лет....
Выступление на семинаре "ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Формирование представлений о нравственных качествах характерных для мужского и женского пола( девочки- мягкие, нежные, заботливые ) сформируется представления и опыт общения в среде сверст...
«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....