ИОМ на ребенка
методическая разработка (старшая группа)
Образовательной область «Социально-коммуникативное развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_dlya_sayta_-_kopiya.docx | 614.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением по социально-личностному развитию детей №22 «Весёлые нотки»
Российская Федерация, Красноярский край, г. Канск, пос. Строителей 22
РЕКОМЕНДОВАНО (СОГЛАСОВАНО) Решением заседания ППк МБДОУ №22 Протокол №1 от 30.09.2024 г. |
КАРТА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
на 2024 / 2025 учебный год
Приложение к календарно-тематическому плану образовательной деятельности в старшей группе на 2024-2025 учебный год
Сопровождающий воспитатель:
Чернявко Наталья Геннадьевна
Участники сопровождения: музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Г. Канск – 2024
Пояснительная записка
Дошкольный возраст ребенка – период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания, в процессе которого осуществляется усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Общение же – ключевой фактор социального становления личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.
Социальное воспитание дошкольника – это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Мальчики и девочки, стремясь стать взрослыми, внимательно изучают мир взрослых, способы взаимодействия людей друг с другом, подражают поведению окружающих их людей. Тем не менее, определяя стиль поведения взрослых и подражая ему, у дошкольника не всегда получается подчинять свои действия принятым в обществе нормам и правилам поведения.
В дошкольной образовательной организации, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО), решаются задачи, направленные на целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе.
Задачи в сфере социальных отношений в возрасте 5-6 лет (извлечение из ФОП ДО):
- Содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний, и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых;
- Обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОО;
- Поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности;
- Обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил;
- Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе;
- Поддерживать положительную самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.
Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе – это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слушают и слышат, ценят и хвалят, корректно делают замечания. В такой комфортной для себя обстановке у ребенка формируется чувство собственного достоинства и веры в себя, вырабатывается навык внимательного отношения к интересам других людей, их нуждам, желание оказывать помощь слабым. Социальное развитие начинается еще в младенческом возрасте, когда малыш устанавливает первые контакты с окружающими его родными и близкими людьми, учится доверять им. Постепенно, взрослея, ребенок налаживает контакты не только с родными, но и с миром чужих взрослых и сверстников, в общении с которыми происходит накопление информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения. Однако, именно в старшем дошкольном возрасте дети осваивают условия партнёрских взаимоотношений, приобретают важнейший опыт коммуникативных связей, способствующие усвоению норм поведения и адекватной самооценки.
ФГОС ДО выдвигает требования, в которых определены целевые ориентиры по всем образовательным областям. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ребенок к концу 5-го года жизни должен научиться:
- выполнять самостоятельно правила общения со взрослым, быть внимательным к его словам и мнению; стремиться к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми (задает вопросы поискового характера, стремится к одобряемым формам поведения, замечает эмоциональное состояние окружающих людей, проявляет сочувствие);
- без напоминания взрослого здороваться и прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста»;
- демонстрировать стремление к общению со сверстниками, по предложению педагога может договориться с детьми, стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;
- знать правила безопасного поведения и стремиться их выполнять в повседневной жизни;
- быть самостоятельным в самообслуживании; проявлять познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражать эти представления в играх; стремиться к выполнению трудовых обязанностей, охотно включаться в совместный труд со взрослыми или сверстниками;
- быть инициативным в разговоре, используя разные типы реплик и простые формы объяснительной речи, поддерживать длительно и активно речевые контакты.
На основе анализа изученной нормативной, научно-методической литературы и результатов диагностического обследования нами были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Дата заполнения «_____» _________2024 г.
ФИО ребенка: Иванов Денис Максимович
Дата рождения: 21.03.2019 г.
Возрастная группа: старшая группа
Дата стартовой диагностики: сентябрь 2024 года
Дата проведения промежуточной диагностики: январь 2025 года
Дата проведения итоговой диагностики: май 2025 г.
Результаты педагогического мониторинга на начало 2024-2025 учебного года (составитель – И.А. Кулекина): Критериально-уровневые показатели индивидуального развития ребенка:
От 1 до 1,4 – недопустимый уровень (показатели не сформированы);
от 1,5 до 1,9 – критический уровень (сформировано лишь небольшое количество показателей);
от 2 до 2,4 – достаточный уровень (показатели сформированы частично);
от 2.5 до 3 – уровень оптимальный (показатели сформированы).
Образовательная область | Уровень | Вывод по усвоению умений и навыков |
Речевое развитие | Достаточный | Сформировано частично |
Познавательное развитие | Достаточный | Сформировано частично |
Социально-коммуникативное развитие | Критический | Сформировано небольшая часть показателей |
Художественно-эстетическое развитие | Достаточный | Сформировано частично |
Физическое развитие | Оптимальный | Показатели сформированы |
Разделы образовательной программы, усвоенные на низком уровне: социально-коммуникативное развитие. Поведенческий компонент находится на недопустимом уровень развития, не соответствующем возрастной норме.
Дополнительная информация: Ребенок застенчив, тревожен, плаксив, уровень самооценки снижен. Результаты исследования свидетельствуют о том, что у Дениса И. практически отсутствует коммуникативная компетентность. Он испытывает затруднения при общении со сверстниками и обнаруживает полную беспомощность в конфликтной ситуации, так как не может найти самостоятельного выхода из сложившегося положения. Наблюдается коммуникативный барьер в общении как со сверстниками, так и с взрослыми. Уровень развития общения ниже показателей возрастной нормы.
Мониторинг показателей в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
№ п/п | Показатели развития | Балл | ||
Отношение к самому себе, сверстникам и взрослым | Ребенок имеет представления о разнообразных возрастных изменениях относительно себя (когда я был маленький, когда я буду взрослым) | 2 | ||
Ребенок демонстрирует стремление к общению, может договариваться, стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников | 1 | |||
Ребенок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен к его словам и мнению, стремится к интеллектуальному общению (задает много вопросов) | 1 | |||
Эмоции | Ребенок проявляет сочувствие и содействие в ответ на эмоциональное состояние других, испытывает внимательность к переживаниям других | 1 | ||
Управляет своими чувствами (сдерживает слёзы, огорчение, гнев). | 1 | |||
Поведение | Ребенок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит спасибо и пожалуйста | 2 | ||
Ребенок знает/ выполняет правила поведения в общественных местах | 2 | |||
Игровое поведение | Ребенок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры, предлагает игровой замысел, проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в ролевой диалог | 1 | ||
Соблюдает правила совместных со сверстниками игр (ролевые, дидактические, подвижные, др.) | 2 | |||
Ребенок проявляет творчество в создании игровой обстановки | 1 | |||
Ребенок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату, выигрышу | 1 | |||
Средний показатель: | 1,36 | |||
Семья | Ребенок уважительно относится к членам своей семьи | 2 | ||
Область формирования основ гражданственности и патриотизма | Ребенок знает государственные символы РФ (флаг, герб), столицу РФ, узнает на фото Кремль, Красную площадь. | 2 | ||
Ребенок знает основные достопримечательности населённого пункта, в котором проживает. | 2 | |||
Ребенок знает название улицы, на которой живет. | 2 | |||
Ребенок имеет представления о народной культуре страны, в которой живет (традиции) | 1 | |||
Сфера трудового воспитания | Ребенок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд | 1 | ||
Ребенок имеет представления о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда | 2 | |||
Представления о правилах безопасного поведения | В быту, в природе, на улице, при общении с незнакомыми людьми | 2 | ||
в чрезвычайных ситуациях | 1 | |||
Средний показатель: | 1,66 | |||
Итоговый показатель: | 1,51 |
Проблема ребенка:
- в общих играх принимает участие редко, в игровых ситуациях не проявляет инициативы;
- не проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым;
- не проявляет интерес к действиям воспитателя и сверстников;
- не замечает переживания сверстников и не испытывает чувство эмпатии. Собственные чувства (слезы, гнев) часто не сдерживает.
Решение по результатам диагностики:
- организовать индивидуальную работу с ребенком по успешному усвоению Образовательной Программы:
- составить индивидуальный образовательный маршрут по разделу социально-коммуникативное развитие, с учётом возрастных особенностей и возможностей воспитанника;
- уделять особое внимание Денису И.
Актуальность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется образовательными потребностями данного ребёнка, его индивидуальными способностями и возможностями (его уровнем готовности к освоению программы в области социально-коммуникативного развития).
Цель ИОМ: создание образовательного пространства, обеспечивающего индивидуализацию и дифференциацию обучения, воспитания и развития ребёнка. Организовать оптимальные условия для освоения ребенком образовательной программы ДОУ в сфере социально-коммуникативного развития.
Задачи:
- Создание условий для успешного освоения ребенком коммуникативных связей, навыков полноценной социализации ребенка со сверстниками.
- Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребёнку в процессе организации совместной деятельности.
- Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
- При организации общей игры учить согласовывать тему игры, распределять роли; подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, действовать согласно правилам.
- Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры: договариваться, уступать, мириться.
- Формировать умение правильно оценивать свои поступки, учить преодолевать трудности.
- Способствовать повышению самооценки, укреплять веру в собственные возможности.
- Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Побуждать ребенка соблюдать их.
- Оказывать помощь и поддержку родителям, консультировать по вопросам воспитания и развития ребенка.
Методы, средства, приёмы работы: игровая деятельность, совместная деятельность; чтение художественной литературы, беседы; наблюдения; релаксация. Этюды на отображение черт характера (положительные, отрицательные…) Коммуникативные игры; ролевые игры; решение проблемных ситуаций; дидактические игры, арттерапия, и т.п.
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая. При групповой и подгрупповой работе обязательное участие Дениса И.
Средства: ТСО, игрушки, предметы окружения, настольно-печатные игры, иллюстрации, энциклопедии, дидактические материалы, презентации, художественная литература, дидактические пособия.
Периодичность занятий: 1-2 раза в неделю по содержанию ИОМ. Дополнительно: индивидуальная работа в процессе организованной деятельности (занятия) по всем образовательным направлениям.
Продолжительность индивидуальных занятий: 10-12 минут.
Срок реализации ИОМ: С 01 октября 2024 года до 30 апреля 2025 года.
Возможность работы с другими специалистами: музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Формы взаимодействия с семьёй: консультации, рекомендации, собеседование, обмен опытом, методическая библиотека по вопросам коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Беседы: «Культура общения мальчика и девочки». «Как воспитать тактичного собеседника» «Поведение – показатель воспитанности». «О товариществе и дружбе». Консультации: «Общение среди близких». «Как знакомить детей с нормами поведения». «Роль общения среди сверстников в жизни ребенка»
Прогнозируемый результат: Ребенок понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений. Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики. Принимает на себя роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, поддерживает ролевые диалоги, объясняет правила игры. Имеет представление о правилах поведения, принятые в обществе. Стремится соблюдать их.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Дата | Игра, упражнение | Задачи | Содержание | Направление в развитии |
Сентябрь 2024 г. | Стартовая диагностика по образовательным областям | Составление ИОМ | ||
02.10.2024 | Упражнение «Здравствуйте все!». | Организация эмоционально-положительного микроклимата внутри группы. | Участвуют все дети. Приветствие всех дошкольников по кругу (Здравствуй, Имя!); Здравствуй солнышко! (поднять руки вверх); Здравствуйте, все! (развести руки в стороны). Данное упражнение проводится не менее 3-х раз в неделю. | Умение устанавливать доброжелательные отношения. |
04.10.2024 | Упражнение «Кукольный персонаж» | Создание Доверительного отношения ребенка к взрослому, снятие напряжения. | Индивидуальная работа. Ребенку предлагается подойти к стеллажу и выбрать игрушку, которая ему больше всего понравится. Далее ребенок сначала представляет свой персонаж, а потом от лица персонажа рассказывает о себе. Воспитатель задаёт ему дополнительные вопросы. (Например, «Что ты больше всего любишь?», «О чём ты мечтаешь?», «Чего боится твоя игрушка?», «Как её можно успокоить, чтоб не боялась?».) В конце занятия воспитатель спрашивает разрешения обнять ребенка, своим движением как бы показывая приём защиты от страха. Просит повторит ребёнка этот приём с персонажем-игрушкой. | Коррекции детских страхов и тревожности. Создание безопасного, комфортного пространства для последующих занятий. |
08.10.2024 | Д / игра «Волшебные очки» | Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей. Способствовать умению детей словесно выражать свое отношение к другому. | Участвуют все дети. Воспитатель объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки, тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, воспитатель называет какое-либо достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, кто-то быстро считает, кто-то на занятии себя хорошо ведет). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. | Формирование коммуникативных навыков на умение замечать положительные качества, делать комплименты. |
11.10.2024 | Упражнение «Волшебный клубок» | Развивать чувство близости с другими детьми. | Участвуют все дети. Дети сидят по кругу. Взрослый передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на большой палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание, ласково называет соседа по имени. Затем передает следующему ребенку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. | Формирование навыков, сплочённости, умение действовать в коллективе |
16.10.2024 | Д / игра «Палочка-выручалочка» | Воспитание в детях чувство сострадания, взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной диалогической и монологической речи. | Подгрупповая работа (5-6 детей). Дети садятся на стульчики в тесный кружок и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь. Например, плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка. Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему. Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды. | Формирование умений определять настроение и эмоции окружающих, выражать сочувствие, сопереживание. |
18.11.2024 | Настольная игра «Опасности волшебного леса» (автор – О.В. Хухлаева) | Снятие напряжения, избавление от негативных эмоциональных переживаний, | Индивидуальная работа Передвигаясь по игровому полю, ребенок «встречается с жителями» волшебного леса – гномами, каждый из которых дает игрокам отдельные задания. Злюкодав учит выражать злость и раздражение так, чтобы это не вредило ни себе, ни окружающим; Неправин призывает нарушать правила и дурачиться; Бояськин – бояться и пугать других; Поболтушка - улыбаться и сочинять истории; Добролина – благодарить и говорить другим что-то приятное; Смехотун – смеяться и смешить. Воспитатель выполняет те же задания, что и ребенок. | Избавление от страхов, налаживание контактов между взрослым и ребёнком, поднятие настроения |
22.10.2024 | Упражнение «Слепец и поводырь» | Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению, умение работать в паре. | Упражнение в парах. Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия». По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему? | Формирование коммуникативных навыков на развитие чувства единства, сплочённости, умение действовать в коллективе |
25.10.2024 | Моделирование игровых ситуаций | Развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. | Подгрупповая работа (5-6 детей). Детям предлагается разыграть ряд ситуаций: 1. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. 2. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря. 3. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним. 5. Ребёнок плачет – успокой его. | Формирование навыков на умение устанавливать коммуникативные связи, проявление инициативы в общении, умение поддерживать диалог. |
30.10.2024 | Музыкальная игра «Дискотека на газете» (автор – Н. Кряжева) | Воспитание чувства коллективизма, общности, преодоление эмоционального напряжения, «мышечного панциря». | Участвуют все дети. Для игры каждому участнику раздается газета, все под музыку начинают танцевать на развороте газеты, расстеленной на полу. Каждый раз после остановки мелодии одну газету убирают, а детей без газеты приглашает кто-нибудь на свою газету. Под музыку танец продолжается. Игра длится до тех пор, пока не останется одна газета. | Преодоление барьеров общения, формирование сплочённости, умение действовать в коллективе |
06.11.2024 | Рефлексивная минутка
| Развивать умение анализировать собственные действия, замечать положительные качества партнеров. | Индивидуальная работа (проводится после выполнения коллективной работы). Воспитатель обсуждает с ребёнком следующие вопросы: Сложно или легко было договориться с другими детьми в ходе выполнения коллективной работы? Тебе легче было работать в команде или одному? То, что мы делали было для тебя интересно или скучно? Всё ли у тебя получилось? | Формирование у ребенка навыка самоконтроля, умение замечать положительные поступки сверстников. |
12.11.2024 | Подвижная игра «Клеевой ручеёк» | Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. | Участвуют все дети. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть «широкое озеро». 4. Пробраться через «дремучий лес». 5. Спрятаться от диких животных. (Непременное условие: на протяжении всей игры дети не должны отцепляться друг от друга). | Формирование коммуникативных навыков на развитие чувства единства, сплочённости, умение действовать в коллективе |
15.11.2024 | Решение проблемной ситуации «Коробка добрых поступков» | Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми. Создать положительный эмоциональный настрой в детском коллективе. | Участвуют все дети. Воспитатель показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определённого промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки. (Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды) | Формирование умения радоваться за успехи сверстников; развивать умение замечать положительные поступки сверстников. |
20.11.2024 | Беседа на тему «Если б не было друзей...» | Учить эмоционально отзываться на тему беседы, развивать коммуникативную речь со взрослыми и сверстниками. | Подгрупповая работа (5-6 детей). Педагог предлагает ситуативную беседу с целью общения и закрепления знаний ребёнка по теме «Мои друзья». Какой он, идеальный друг в понимании ребёнка, предлагает каждому участнику беседы рассказать о своем друге (подружке), почему он с ним дружит, выделить положительные стороны друга. | Формирование коммуникативных навыков на умение замечать положительные качества, делать комплименты. |
26.11.2024 | Музыкальная игра «Нос к носу» | Создавать положительный настрой, воспитывать внимательное отношение друг к другу. | Участвуют все дети. Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д. | Формирование коммуникативных навыков на развитие чувства единства, сплочённости, умение действовать в коллективе |
29.11.2024 | Игровые ситуации «Пусть всегда будет…» | Содействовать улучшению общения со сверстниками. | Участвуют все дети. Воспитатель рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: «Пусть всегда будет... «, а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы | Формирование коммуникативных навыков на умение устанавливать доброжелательные отношения, оказывать поддержку окружающим. |
04.12.2024 | Сюжетно-дидакт. игра «Подарок для друга». | Воспитывать умение взаимодействовать в игре со сверстниками; . | Подгрупповая работа (5-6 детей). Детям предлагается выбрать подарки для друга из разных предметных групп. Объяснить детям, почему именно этот предмет он выбирает для друга и, что с этим предметом можно делать. | Формировать навыки культуры поведения в общественных местах |
10.12.2024 | Арттерапия «В гостях у сказки» (Автор – О.В. Хухлаева) | Развитие коммуникативных качеств | Участвуют все дети. Читаются терапевтические сказки (О.Е. и О.В. Хухлаевых), затем идёт их обсуждение, анализ: Чего мне волноваться? (сказка про котёнка). Чтобы тебя любили (сказка про ёжика). Затем проводится обсуждение и анализ прочитанных сказок. Понравившегося героя сказки предлагается нарисовать. | Избавление от страхов, налаживание контактов между взрослым и ребёнком, поднятие настроения |
12.12.2024 | Тренинг «Я и моя семья» | Снять эмоциональное напряжение, формировать навыки конструктивного общения, создание хорошего, настроения. | Занятие совместно с ребёнком и его родителями Воспитатель (психолог) напоминает участникам о том, что совместная деятельность – это залог счастливой семьи. Ребенку и родителям предлагается выполнить некоторые действия:
| Преодоление психологического барьера во взаимоотношениях родителей и детей; |
18.12.2024 | Игровая ситуация «Конкурс хвастунов» | Способствовать сближению детей друг с другом, с окружающими взрослыми. Учить делать комплименты. | Подгрупповая работа (5-6 детей). Дети садятся в круг, а воспитатель объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств». | Формирование навыков на умение видеть в сверстниках положительные качества. |
24.12.2024 | Коллективная работа «Украшение для группы» | Развивать творческий интерес и желание создавать своими руками интересные поделки; вызывать у детей положительные эмоции. | Участвуют все дети (работа в парах). Воспитатель сообщает детям цель занятия – украшение для группы к Новогоднему празднику. Далее обсуждает с детьми этапы предстоящей коллективной работы, показывает шаблон, напоминает о правилах безопасности с ножницами и клеем. Предлагает самостоятельно выбрать партнера (пару) для выполнения задания. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация) в парах, самостоятельная композиция по украшению листа бумаги на зимнюю тему. | Умение взаимодействовать в парах, учитывая мнение партнера по труду. |
09.01.2025 | Совместная деятельность по создание мини книги «Зимняя сказка» | Развивать умение договариваться в совместной деятельности, способствовать реализации творческих замыслов. | Участвуют все дети. Воспитатель обсуждает с детьми задачи, предстоящей коллективной работы. Осуществляют отбор детских рисунков, иллюстрации на тему «Зима», составляют короткие рассказы из 3-4 предложений, придумывают название к мини-книге, обсуждают как красиво её оформить и т.п. Далее дети делятся на группы, решают кто какое задание берётся выполнять (можно одновременно создать две книги). По окончании работы педагог фотографирует детей с книгами, хвалит за выполненную работу и обещает выставить фотографии в родительский чат. | Преодоление барьеров общения и формирование навыка сотрудничества. |
10.01.2025 | Рефлексивная минутка | Развивать умение анализировать собственные действия, замечать положительные качества партнеров | Индивидуальная работа (проводится после выполнения коллективной работы). Воспитатель обсуждает с ребёнком следующие вопросы: Сложно или легко было договориться с другими детьми в ходе выполнения коллективной работы? Тебе легче было работать в команде или одному? То, что мы делали было для тебя интересно или скучно? Всё ли у тебя получилось? Нравиться результат? В следующий раз ты с кем бы хотел работать в паре? | Формирование у ребенка навыка самоконтроля, умения анализировать собственную деятельность и деятельность партнёра. |
15.01.2025 | Сюжетно-дидакт. игра «Мы пришли в зимний лес». | Развитие коммуникации посредством мимики и жестов. | Подгрупповая работа (5-6 детей). Воспитатель и дети сидят на ковре по кругу. Педагог предлагает детям «превратиться в лесных животных».
Требование: во время игры нужно общаться только жестами, мимикой, пантомимой. | Преодоление тактильных барьеров, формирование доброжелательных отношений. |
17.01 по 22.01.2025 | Промежуточная диагностика по социально-коммуникативному развитию | Корректировка ИОМ | ||
23.01.2025 | Упражнение «Угадай настроение» | Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей; | Подгрупповая работа (3-4 ребенка). Дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?» | Формирование умений замечать эмоциональное состояние окружающих, выражать сочувствие, сопереживание. |
29.01.2025 | Д/игра «Поделим игрушки» | Учить детей выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. | Участвуют все дети. Воспитатель: «Сегодня в детский сад приходил добрый волшебник и оставил детям много игрушек» (на столе разные, заметно отличающиеся друг от друга, игрушки). Воспитатель предлагает разобрать игрушки. На некоторые игрушки по несколько претендентов. Как же быть? Игрушка одна, а желающих с ней поиграть много? Воспитатель предлагает варианты решения конфликта:
Дети обсуждают варианты. В ходе обсуждения, прислушиваясь друг к другу, выбирают нужное решение. | Формирование коммуникативных навыков взаимодействия, умение считаться с мнение партнёров по игре. |
04.02.2025 | Работа в парах «Рисование рукавички» (по Г.А. Цукерман) | Развивать умение договариваться в совместной работе, находить компромисс при возникновении противоречий. Воспитывать сдержанность в проявлении отрицательных эмоций. | Участвуют все дети. Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми. (Каждая пара воспитанников получает изображение рукавиц – на правую и левую руку – и по одинаковому набору карандашей). Воспитатель: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию». По окончанию работы, сравнивают совпадения и оформляют выставку работ.. | Коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества |
06.02.2025 | Игровая ситуация «Мы - разные» | Развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей. | Участвуют все или подгруппа детей. Материал: картины птиц, зверей. Содержание: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:
Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, чем они отличаются. | Формирование коммуникативных умений замечать настроение окружающих и их положительные качества, делать комплименты. |
12.02.2025 | Игровая ситуация «Пресс-конференция» | Формировать умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; развивать диалогическую и монологическую речь. | Участвуют все дети. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что такое в пресс-конференция? Кто проводит её? И предлагает детям принять участие в импровизированной пресс-конференции Один из участников пресс-конференции «гость» (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится перед аудиторией или перед отвечает на любые вопросы детей. (Темы конференций должны быть на знакомые детям события. Например, «Твой выходной день», «Экскурсия в зоопарк», «День рождения друга», «В цирке» и др.). | Формирование непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. |
18.02.2025 | Драматизация сказки «Заюшкина избушка». | Воспитывать желание общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. | Участвуют все дети. Воспитатель предлагает детям выбрать каждому роль зрителя, актёра или работников сцены. Действия работников сцены заключаются в том, чтобы оформить декорации. Дети-актёры распределяют между собой роли и исполняют действия в соответствии с его персонажем. Дети-зрители рассаживаются на стульчики, сопровождая театрализацию аплодисментами. | Преодоление барьеров общения, согласовывать свои действия с действиями партнеров. |
20.02.2025 | Моделирование игровых ситуаций | Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. | Подгрупповая работа (5-6 детей). Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
| Формирование коммуникативных навыков на умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом; |
26.02.2025 | Пантомимические этюды. | Развивать умение передавать в игре определённые переживания художественного образа. | Участвуют все дети. Дети делятся на две подгруппы: актёров (5-6 детей) и зрителей. Воспитатель по очереди предлагает детям-актёрам изобразить мимикой, пантомимой различные эмоциональные состояния человека (страх, печаль, радость, испуг, тревога и пр.). Дети-зрители, угадав эмоцию, поднимают карточку с изображением данного эмоционального состояния. Названный ребенок должен описать словами, что испытывает человек в процессе показанного состояния. При повторении упражнения ребенок-зритель словесно оказывает поддержку ребенку-актеру («Я рад за тебя», «Не бойся, мы тебе поможем», «Ты замечательный друг и все тебя любят» и т.п.). | Формирование умений определять настроение и эмоции окружающих, выражать сочувствие, сопереживание. |
04.03.2025 | Работа в парах «Корзина цветов для мамы» | Развивать чувство коллективизма, создавать эмоциональное настроение детей Закреплять умение работать в паре, принимать во внимание мнение партнера по работе, воспитывать доброжелательность, терпимость, культуру поведения при работе в парах. | Участвуют все дети. Воспитатель напоминает, что скоро наступит праздник мам и им будет приятно получить от детей подарки. Предлагает, используя приемы лепки и аппликации, создать композицию «Корзина цветов». Дети разбиваются по парам, используя жеребьевку (не глядя выбрать карточку из коробки с цифрой 1 или 2), и договариваются о приёмах выполнения композиции (пластилинография; аппликация цветов приёмами квиллинг, складывание гармошкой, обрывание и прочее). По окончании работ оформляется выставка. | Развивать чувство коллективизма, создавать эмоциональное настроение детей Умение договариваться о предмете и способе деятельности. |
12.03.2025 | Д / игра «Передача чувств» | Научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. | Подгрупповая работа (5-6 детей). Используется перчаточный театр. Ребенок надевает на руку перчатку и с помощью мимики, жеста, прикосновения показывает сверстникам свое настроение по цепочке – от ребенка к ребенку. В конце игры рефлексивное обсуждение какое чувство передавать легче всего, какое – труднее. | Воспитание эмпатийных чувств. |
18.03.2025 | Упражнение «Превратись в игрушку»» | Предоставить детям возможность проявить реальные чувства. Учить рассказывать вслух о своих эмоциях | Подгрупповая работа (3-4 ребенка). Каждый ребенок выбирает из кучи маленьких пластмассовых игрушек, изображающих агрессивных персонажей, ту, в которую он хотел или мог бы превратиться. Затем от имени этой игрушки составляет рассказ. Понятно, что в рассказе присутствуют собственные конфликты и желания. | Формирование у ребенка навыка самоконтроля. Снятие напряжения, чувство тревоги. |
20.03.2025 | Упражнение «Поможем незнайке найти друзей! | Способствовать повышению уверенности к себе и развитию самостоятельности; развивать способность ребёнка к эмпатии, сопереживанию. | Участвуют все дети. Воспитатель вносит игрушку «Незнайка» в группе и сообщает детям, что у него нет друзей и это его очень расстраивает. Предлагает детям научить находить друзей: «Когда друзья знакомятся, они рассказывают друг другу о своих интересах. И мы сейчас расскажем Незнайке о своих достижениях и умениях. Будем говорить по очереди, а остальные поддерживают словами «Это здорово!» Например, я говорю: «Я умею вязать», а все дети вместе отвечают: «Это здорово!» и поднимают верх большой палец. И так по кругу. (Каждый ребёнок называет свое «умение», остальные его поддерживают). | Формирование умения радоваться за успехи сверстников, коррекция чувства скрытой зависти. |
26.03.2025 | Музыкальная игра «Дискотека на газете» (автор - Н. Кряжева) | Воспитание чувства коллективизма, общности, преодоление эмоционального напряжения, «мышечного панциря». | Участвуют все дети. На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда расстояние между ними максимально сократится. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа. | Преодоление барьеров общения, формирование сплочённости, умение действовать в коллективе |
01.04.2025 | Динамическая минутка «Друзья» | Участвуют все дети или подгруппа детей. Дети стоят по кругу и выполняют движения под слова: - Вот и ты, вот и я – нам поссориться нельзя! (Показывают рукой друг на друга, затем на себя; грозят в центр пальцем). - Вот и ты, вот и я – вместе добрые друзья! (Повторяют движения в парах, берутся за руки. Обнимают друг друга). | Преодоление тактильных барьеров, формирование доброжелательных отношений. | |
04.04.2025 | Тренинг «Счастливая семья» (с участием психолога) | Закрепить умение ребёнка взаимодействовать с каждым членом семьи; укрепить чувство доверия между ними. | Занятие совместно с ребёнком и его родителями Воспитатель предлагает всем участникам выполнить некоторые упражнения: 1 «Комплимент» - сказать каждому челну семьи приятные слова. 2 «Что хочет каждый член моей семьи, что я могу сделать» - высказаться каждому, какие, по его мнению, заветные желания есть у каждого члена семьи и может ли он их выполнить. 3 Совместный рисунок «Моя счастливая семья». 4 «Танец счастливой семьи» | Создание модели счастливой семьи. |
09.04.2025 | Моделирование игровых ситуаций | Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. | Подгрупповая работа (5-6 детей). Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
6. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. | Формирование навыков на умение устанавливать коммуникативные связи, умение поддерживать диалог. |
11.04.2025 | Беседа по картине «Дети в детском саду» | Развивать представление о детском саде, как ближайшем социокультурном окружении, о правилах поведения в ДОУ | Участвуют все дети. Картина вносится в группу для свободного рассматривания детьми за 1-2 дня до проведения беседы. В процессе беседы воспитатель задает вопросы:
По окончании беседы прочитывается рассказ В. Осеевой «Синие листья». | Формирование навыков поведения в группе. Умение договариваться в конфликтной ситуации. |
16.04.2025 |
Игровая ситуация «Подарок на всех» | Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. | Подгрупповая работа (5-6 детей). Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы ты имел волшебный Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток, со словами: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…» В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. | Умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами. |
22.04.2025 | Музыкальная игра «Вежливая поза» | Развитие навыков невербального общения, т.е. языком тела. | Участвуют все дети. Дети двигаются под весёлую музыку по всему залу, с окончанием музыки застывают в определённой позе: гладят собачку, пропускают кого - то вперёд и т. д. Дети должны объяснить, что они делают, выбирается самая вежливая поза. | Формирование невербальных и предметных способов взаимодействия. |
24.04.2025 | Упражнение «Секрет» | Умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми. | Подгрупповая работа (5-6 детей). Воспитатель из красивого сундучка определённые предметы (пуговицу, брошку, бусинку и т. п.) и раздаёт их всем участникам так, чтоб «секрет» никто не видел. Ребёнок кладёт предмет в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого показать свой секрет. В процессе уговаривания нужно использовать вежливые слова и выражения, говорить комплименты, обещать помощь и прочее. | Формирование умений устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. |
29.04.2025 | Упражнение «С воздушным шариком» | Прививать детям навыки вежливого общения, показывая все разнообразие «волшебных» слов. | Участвуют все дети. Воспитатель выходит с красивым воздушным шариком и говорит: «К кому шарик прилетит, тот вежливое слово говорит». Дети ловят шарик и по очереди говорят вежливые слова | Формирование речевого этикета |
05.05 по 15.05.2025 | Итоговая диагностика по всем направлениям образовательных областей | Итоги ИОМ |
Литература
- Блохина О.А. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов детей дошкольного возраста: методика и практический опыт реализации: Сборник методических материалов / сост. О. А. Блохина – Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2018 – 103 с.
- Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старше дошкольного возраста. Методическое пособие. – Волгоград: Изд-во «Учитель, 2007. – 188 с.
- Карпова С.И., Тарасова М.Э. Индивидуальный образовательный маршрут как фактор социально-коммуникативного развития ребенка младшего дошкольного возраста // Гаудеамус. 2020. №1 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-kak-faktor-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-rebenka-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.
- Кунаш М. А.Индивидуальный образовательный маршрут. Методический конструктор. Модели. Анализ. / М.А. Кунаш.- Волгоград: Учитель, 2013 - 170 с.
- Лебедева Л.Д. Не всякое молчание – золото / Л.Д. Лебедева // Школьный психолог. 2000. – №22.
- Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника / сост. Н.А. Момот. – Ростов-на-Дону. – 2020. 11 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Хухлаева О.В. Волшебные капельки счастья: терапевтические сказки / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. – М.: Проспект, 2021. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...