Развитие познавательного интереса дошкольников с ОНР в процессе экспериментирования
материал (старшая группа)

Тагаева Гульзор Курбоналиевна

Экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №18 имени В.А. Мамистова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное  подразделение « Детский сад « Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевск

 

 

                                                               

                                           

Развитие познавательного интереса дошкольников с ОНР в процессе экспериментирования.

     Выполнила

Тагаева Гульзор Курбоналиевна

  воспитатель,

 ГБОУ ООШ № 18

структурное подразделение

«Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

г.о.Новокуйбышевск

2024 г

Развитие познавательного интереса дошкольников с ОНР  в процессе экспериментирования.

 

   « Расскажи –и я забуду,

                                                                                                                   Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская народная пословица.

Всем известно, что дети пытливые исследователи. Поэтому экспериментирование является ведущим видом деятельности, а  первые три года практически единственным способом  познания мира. Дошкольникам присуще наглядно-образное и наглядно – действенное мышление. На этом основано внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.

Экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. В ходе экспериментирования происходит расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений у детей, формируются навыки организации и постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов, развивается стремление к поисково – познавательной деятельности. Оно способствует овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивает мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, создает предпосылки формирования практических и умственных действий.

Вместе с развивающими задачами экспериментирование решает  и задачи воспитательные. Оно воспитывает интерес к познанию окружающего мира, стимулирует желание детей экспериментировать, формирует коммуникативные навыки.

Свою работу по развитию познавательной активности я строю, исходя из следующих принципов: научности, доступности, систематичности и последовательности, индивидуально – личностной ориентации воспитания, целостности, активного обучения, результативности и креативности.

Развитие познавательных способностей в ходе экспериментальной деятельности проходит в трех  направлениях:

- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде и другое);

- неживая природа ( воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и другое);

- человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и другое). Закрепляли представления детей об органов чувств, их назначении ( уши – слышать, узнавали различные звуки, нос - определяли запах, пальцы - определяли форму, структуру поверхности, язык на вкус).

Темы экспериментов усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации в зависимости от возраста.

При проведении  опытов  придерживаюсь следующей структуры:

- постановка проблемы;

- поиск путей;

- проверка гипотез, предположений;

- обсуждение увиденных полученных результатов;

- формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Всем известно, что важную роль в детском экспериментировании играет насыщенная предметно – пространственная среда. В нашей группе уголок экспериментирования мы наполнили сосудами и емкостями различной формы, ложками, пинцетами, используем сита и воронки, лупы, маленькие зеркала, фонарики, магниты и другие инструменты.

Также в уголке имеются растворимые вещества: сахар, соль, лимонная кислота; и природные материалы: песок, глина, шишки, желуди, скорлупа орехов. Кроме этого используется бросовый и  утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, тесьма, пуговицы, верёвочки, пластмассы (прищепки, контейнер от киндер – сюрприза, пробки и другие, а также набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; образно – символический материал: (познавательные иллюстрированные книги, альбомы, гербарии, картотеки игр и опытов).

А также была проведена работа с родителями:

1. Родительское собрание « Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?; 2. Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?»; 3.Консультация для родителей: «Как научить ребенка исследованию?»; 4.Рекомендации для родителей Экспериментируем дома с водой; 5.Консультация на тему: «Развиваем познавательные способности, внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» 6.Фотовыставка « Экспериментируем с водой дома 7.Изготовление совместных поделок, детей и родителей, из бросового материала и бумаги на тему: «Фантазируем и экспериментируем вместе», «Природа и фантазия».

Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего, вышеизложенного, можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Правильно организованная  экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребёнка.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: « Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»

Литература: 

1. .Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет

2.  Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования».

3. Тимирязев  К.Е « Жизнь растения»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Актуальность и перспективность  собственного инновационного педагогического опыта....

семинар для воспитателей на тему: "РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значи...

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деяте...

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познават...

Семинар-практикум «Развитие познавательного интереса дошкольников, через экспериментирование»

Цель: представление опыта работы с детьми разного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.Задачи:- повысить уровень профессиональной компетенц...

Самообразование "Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников"

Развитие позновательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, т к благодаря развитию позновательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любозна...

Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе экспериментирования.

Всем известно, что дети пытливые исследователи, поэтому экспериментирование является ведущим видом деятельности, а первые  три года практически единственным способом познангия мира. Дошкольникам ...