Развитие познавательного интереса дошкольников с ОНР в процессе экспериментирования
материал (старшая группа)
Экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnogo_interesa_doshkolnikov_s_onr_v_protsesse_eksperimentirovaniya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №18 имени В.А. Мамистова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевск
Развитие познавательного интереса дошкольников с ОНР в процессе экспериментирования.
Выполнила
Тагаева Гульзор Курбоналиевна
воспитатель,
ГБОУ ООШ № 18
структурное подразделение
«Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
г.о.Новокуйбышевск
2024 г
Развитие познавательного интереса дошкольников с ОНР в процессе экспериментирования.
« Расскажи –и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская народная пословица.
Всем известно, что дети пытливые исследователи. Поэтому экспериментирование является ведущим видом деятельности, а первые три года практически единственным способом познания мира. Дошкольникам присуще наглядно-образное и наглядно – действенное мышление. На этом основано внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.
Экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. В ходе экспериментирования происходит расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений у детей, формируются навыки организации и постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов, развивается стремление к поисково – познавательной деятельности. Оно способствует овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивает мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, создает предпосылки формирования практических и умственных действий.
Вместе с развивающими задачами экспериментирование решает и задачи воспитательные. Оно воспитывает интерес к познанию окружающего мира, стимулирует желание детей экспериментировать, формирует коммуникативные навыки.
Свою работу по развитию познавательной активности я строю, исходя из следующих принципов: научности, доступности, систематичности и последовательности, индивидуально – личностной ориентации воспитания, целостности, активного обучения, результативности и креативности.
Развитие познавательных способностей в ходе экспериментальной деятельности проходит в трех направлениях:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде и другое);
- неживая природа ( воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и другое);
- человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и другое). Закрепляли представления детей об органов чувств, их назначении ( уши – слышать, узнавали различные звуки, нос - определяли запах, пальцы - определяли форму, структуру поверхности, язык на вкус).
Темы экспериментов усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации в зависимости от возраста.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
- постановка проблемы;
- поиск путей;
- проверка гипотез, предположений;
- обсуждение увиденных полученных результатов;
- формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Всем известно, что важную роль в детском экспериментировании играет насыщенная предметно – пространственная среда. В нашей группе уголок экспериментирования мы наполнили сосудами и емкостями различной формы, ложками, пинцетами, используем сита и воронки, лупы, маленькие зеркала, фонарики, магниты и другие инструменты.
Также в уголке имеются растворимые вещества: сахар, соль, лимонная кислота; и природные материалы: песок, глина, шишки, желуди, скорлупа орехов. Кроме этого используется бросовый и утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, тесьма, пуговицы, верёвочки, пластмассы (прищепки, контейнер от киндер – сюрприза, пробки и другие, а также набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; образно – символический материал: (познавательные иллюстрированные книги, альбомы, гербарии, картотеки игр и опытов).
А также была проведена работа с родителями:
1. Родительское собрание « Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?; 2. Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?»; 3.Консультация для родителей: «Как научить ребенка исследованию?»; 4.Рекомендации для родителей Экспериментируем дома с водой; 5.Консультация на тему: «Развиваем познавательные способности, внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» 6.Фотовыставка « Экспериментируем с водой дома 7.Изготовление совместных поделок, детей и родителей, из бросового материала и бумаги на тему: «Фантазируем и экспериментируем вместе», «Природа и фантазия».
Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего, вышеизложенного, можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребёнка.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: « Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»
Литература:
1. .Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет
2. Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования».
3. Тимирязев К.Е « Жизнь растения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Актуальность и перспективность собственного инновационного педагогического опыта....
семинар для воспитателей на тему: "РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значи...
Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника
Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деяте...
Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника
Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познават...
Семинар-практикум «Развитие познавательного интереса дошкольников, через экспериментирование»
Цель: представление опыта работы с детьми разного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.Задачи:- повысить уровень профессиональной компетенц...
Самообразование "Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников"
Развитие позновательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, т к благодаря развитию позновательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любозна...
Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе экспериментирования.
Всем известно, что дети пытливые исследователи, поэтому экспериментирование является ведущим видом деятельности, а первые три года практически единственным способом познангия мира. Дошкольникам ...