«Приобщение дошкольников к экспериментированию»
учебно-методический материал (средняя группа)
Деловая встреча за круглым столом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_vstrecha_za_kruglym_stolom.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая встреча за круглым столом
«Приобщение дошкольников к экспериментированию»
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,
покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Среди возможных средств развития исследовательской активности
дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку
моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных
наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им
присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и
экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим
возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является
ведущим. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование
предметами.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в
детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
-дети получают реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со
средой обитания;
-идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
-развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать
отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и
выводы;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций,
которые рассматриваются как умственные умения.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию
природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,
классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность
и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала
по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических
знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей
объектов разными способами действий, что способствует развитию
мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам
проделать опыт, то запомнит его надолго.
Элементарность опытов заключается:
Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а
элементарные понятия и умозаключения.
В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое
оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда
должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети
получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не
должен наносить вред и ущерб растениям и животным
Что общего у опыта и экспериментирования?
Опыты, эксперименты используются для ознакомления детей со
свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов
рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут
быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в
уголке природы и на огороде.
Опыт, эксперимент используются как способы решения познавательной
задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и
четко сформулирована.
Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как
кратковременное наблюдение. Они могут проводиться с группой, с
подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения,
обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия
протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта
длительного характера (прорастание семян). Воспитатель поддерживает
интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к
осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта, эксперимента, является
формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.
Опыты, эксперименты различают как:
∙
специально организованные,
∙
самостоятельно организованные,
∙
спонтанно возникающие.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными
веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки,
наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный
мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой
«самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с
законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка
и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих
предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в
собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся
экспериментировать в специально организованных видах деятельности под
руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для
проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы
Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен
и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного
учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не
требуется специальное оборудование. При отборе содержания детского
экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей,
закономерности психического развития ребенка: а также жизненный опыт
дошкольника.
Основная задача воспитателей – поддержать и развить в ребенке
интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо
стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об
объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие
открытия. Взрослым важно создать условия для продуктивной детской
работы:
1) постепенное усложнение,
2) организация условий для самостоятельной и учебной деятельности,
3) использование проблемных ситуаций.
В результате организации детского экспериментирования у детей
развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-
исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой
природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы
(воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных
материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их
человеком в своей деятельности.
Появляются навыки планирования своей деятельности, умения
выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность,
креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Дайте наиболее точное определение терминов: «опыт» и
«эксперимент»
Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное,
практическое изучение вопроса.
Опыт - это научный эксперимент по лабораторным работам.
Эксперимент - метод познания, опыт при помощи которого в
контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и
общества.
Эксперимент - поставленный опыт.
Опыты это ещё и очень интересно, предлагаю несколько опытов, с которых можно начать приобщение детей к экспериментированию.
Назовём их фокусами.
1. Рисуем на бумажках стрелочки и рыбки. Берём стакан из прозрачного стекла. Ставим картинку за стакан и смотрим. ( ничего не изменилось). Наливаем в стакан воды. Подносим картинку к стакану. Что произошло? (картинки повёрнуты в другую сторону.) Почему?
2. Стакан с водой накрываем картонкой. Спрашиваем детей , что произойдёт, если перевернуть стакан? (ответы детей) Переворачиваем стакан на картонку. Вода не вылилась и картонка не падает. Почему?
3. В полиэтиленовый пакетик с застёжкой наливаем воду и застёгиваем. Спрашиваем детей , что произойдёт, если проткнуть пакетик деревянной шпажкой? (ответы детей) .Протыкаем шпажкой пакетик с водой. Вода не пролилась. Почему?
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение дошкольников к экспериментированию»
Консультация для воспитателейпо теме:«Приобщение дошкольников к экспериментированию» Среди возможных средств развития исследовательской активностидошкольников особого внимания заслужи...
Деловая встреча с родителями за круглым столом «Приобщение дошкольников к экспериментированию"
Круглый стол...
Приобщение дошкольников к экспериментированию
деловая встреча за круглым столом...
круглый стол «Приобщение дошкольников к экспериментированию»
круглый стол «Приобщение дошкольников к экспериментированию»...
Деловая встреча «Приобщение дошкольников к экспериментированию»
Деловая встреча «Приобщение дошкольников к экспериментированию»...
Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через экспериментирование"
Ученые выделяют деятельность экспериментирования, как ведущую для детей дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития&r...