«Приобщение дошкольников к экспериментированию»
учебно-методический материал (средняя группа)

Дубинина Светлана Михайловна

 Деловая встреча за круглым столом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_vstrecha_za_kruglym_stolom.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

           

             Деловая встреча за круглым столом

«Приобщение дошкольников к экспериментированию»

     Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,

     покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Среди возможных средств развития исследовательской активности

дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку

моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных

наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им

присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и

экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим

возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является

ведущим. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование

предметами.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в

детском саду заключается в том,  что в процессе эксперимента:

-дети получают реальные представления о различных сторонах

изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со

средой обитания;

-идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать

операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

-развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать

отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и

выводы;

-происходит накопление фонда умственных приемов и операций,

которые рассматриваются как умственные умения.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию

природы,  развивает мыслительные операции (анализ, синтез,

классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность

и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала

по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических

знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Детское экспериментирование – это познание свойств и связей

объектов разными способами действий, что способствует развитию

мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам

проделать опыт, то запомнит его надолго.

Элементарность опытов заключается:

Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а

элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое

оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда

должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети

получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не

должен наносить вред и ущерб растениям и животным

Что общего у опыта и экспериментирования?

Опыты, эксперименты используются для ознакомления детей со

свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов

рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут

быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в

уголке природы и на огороде.

Опыт, эксперимент используются как способы решения познавательной

задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и

четко сформулирована.

Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как

кратковременное наблюдение. Они могут проводиться с группой, с

подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения,

обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия

протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта

длительного характера (прорастание семян). Воспитатель поддерживает

интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к

осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом опыта, эксперимента, является

формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.

Опыты, эксперименты различают как:

специально организованные,

самостоятельно организованные,

спонтанно возникающие.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными

веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки,

наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный

мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой

«самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с

законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка

и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих

предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в

собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся

экспериментировать в специально организованных видах деятельности под

руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для

проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен

и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного

учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не

требуется специальное оборудование. При отборе содержания детского

экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей,

закономерности психического развития ребенка: а также жизненный опыт

дошкольника.

Основная задача воспитателей – поддержать и развить в ребенке

интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо

стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об

объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие

открытия. Взрослым важно создать условия для продуктивной детской

работы:

1) постепенное усложнение,

2) организация условий для самостоятельной и учебной деятельности,

3) использование проблемных ситуаций.

В результате организации детского экспериментирования у детей

развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-

исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой

природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы

(воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных

материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их

человеком в своей деятельности.

Появляются навыки планирования своей деятельности, умения

выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность,

креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Дайте наиболее точное определение терминов: «опыт» и

«эксперимент»

Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное,

практическое изучение вопроса.

Опыт - это научный эксперимент по лабораторным работам.

Эксперимент - метод познания,  опыт при помощи которого в

контролируемых и управляемых  условиях исследуются явления природы и

общества.

Эксперимент - поставленный опыт.

Опыты это ещё и  очень интересно, предлагаю несколько опытов,  с которых можно начать приобщение детей к экспериментированию.

                       

                                              Назовём их фокусами.

1. Рисуем на бумажках стрелочки и рыбки. Берём стакан  из прозрачного стекла. Ставим картинку за стакан и смотрим. ( ничего не изменилось). Наливаем в стакан воды. Подносим картинку к стакану. Что произошло? (картинки повёрнуты  в другую сторону.) Почему?

2. Стакан с водой накрываем картонкой.  Спрашиваем детей , что произойдёт, если перевернуть стакан? (ответы детей) Переворачиваем стакан на картонку. Вода не вылилась и картонка не падает. Почему?

3. В полиэтиленовый пакетик с застёжкой наливаем воду и застёгиваем. Спрашиваем детей ,  что произойдёт, если проткнуть пакетик деревянной шпажкой? (ответы детей) .Протыкаем шпажкой пакетик с водой. Вода не пролилась. Почему?

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение дошкольников к экспериментированию»

Консультация для воспитателейпо теме:«Приобщение дошкольников к экспериментированию» Среди возможных средств развития исследовательской активностидошкольников особого внимания заслужи...

Приобщение дошкольников к экспериментированию

деловая встреча за круглым столом...

круглый стол «Приобщение дошкольников к экспериментированию»

круглый стол  «Приобщение дошкольников к экспериментированию»...

Деловая встреча «Приобщение дошкольников к экспериментированию»

Деловая встреча «Приобщение дошкольников к экспериментированию»...

Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через экспериментирование"

Ученые выделяют деятельность экспериментирования, как ведущую для детей дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития&r...