Логоритмическая работа для комплексного коррекционного развития детей с тяжелыми речевыми расстройствами.
консультация

Роттер Марина Александровна

Одной из задач коррекционно- развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них

неречевых процессов и речевой системы в целом.

 

    Решению этой задачи способствует использование логоритмического воспитания в системе комплексных реабилитационных методик.

    Логоритмическое воспитание включается в систему работы в коррекционных группах ДОУ в комплексе с коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными  мероприятиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.11logoritmicheskaya_rabota_.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмическая работа для комплексного коррекционного развития детей с тяжелыми речевыми расстройствами.

   

Направления логоритмической работы:

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляцию мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизацию всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы —это развитие речи детей. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Примерная структура логоритмического занятия:

1.Организационный момент.

2.Ритмическая разминка.

3.Музыкально-ритмические  упражнения, развивающие разные виды внимания, чувство ритма и темпа, координацию речи с движением; упражнения, регулирующие мышечный тонус.

4.Слушание музыки . Пение.

5.Упражнения, направленные на развитие мимической, артикуляционной и мелкой моторики.

6.Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания.

7.Игра.

8.Релаксация.

9.Подведение итогов.

10. Заключительное упражнение.

В настоящее время логоритмические занятия рассматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и даже привлечение других узких специалистов

 ( педагога- психолога, инструктора по лечебной физкультуре и физической культуре).

Разрабатывая  логоритмические занятия, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

Логоритмическая ритмика основывается на сочетании слова, музыки и движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.

Средства  логопедической   ритмики   разнообразны.

Это следующие виды упражнений:

- ходьба и маршировка в различных направлениях;

-упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

-упражнения, активизирующие внимание;

-упражнения, формирующие чувство музыкального размера , темпа;

- ритмические упражнения;

-пение;

-речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- игра на музыкальных инструментах;

-самостоятельная музыкальная деятельность;

- игровая деятельность;

- упражнения для творческого воображения, творческой инициативы.

1Упражнения на ходьбу, маршировку  являются обязательной частью логоритмических занятий, т.к. у детей с речевой патологией нарушена координация движений, отмечается неустойчивость при ходьбе, замедленность движений.

ходьба по дорожке,

 ходьба группой к противоположной стене зала,

ходьба вдоль каната по кругу,  по канату друг за другом,

 ходьба с перешагиванием через предметы (палки, кубики, цветы, ленты),

ходьба с флажками, ходьба между стульями, ходьба «змейкой», ходьба на носках, на пятках,

ходьба с высоким подниманием колена.

2.Упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции помогают выработать правильной диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность .Их можно сочетать с движениями рук, головы, туловища.

В эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе .

-Сначала пропеваются отдельные гласные –у-, -о-, -а-, -и-, затем слияние гласных, дальше слоги, слова, предложения.

-Можно использовать песенки , в которых взрослый поет текст, а дети поют только цепочки гласных звуков.

                     Сон пришел ко всем на свете.     А-а-а! А-а-а!

                     Спят в своих кроватках дети.      А-а-а! А-а-а!

- Для выразительности голоса полезна мелодекламация: чтение стихотворения с

  разной интонацией.

-При работе над дикцией  полезен прием- проговаривание текста громким  

  шепотом.

-Для уточнения произношения звуков или автомотизации поставленных звуков

   используются рифмованные тексты в сочетании с движениями и музыкой.

                  Мы не дети, мы- пилоты. Быстро сели в самолеты.

                  Ты пилот и  я пилот.  Отправляемся в полет: «УУУУУ!»

 -Попозже голосовые и артикуляционные упражнения , можно включать в   подвижные игры , в ходьбу с замедлением, игры- дразнилки.

3.Упражнения, регулирующие мышечный тонус, помогают  управлять своими движениями. Дети, познакомившись с громким и тихим звучанием музыки  , выполняют слабые движения с тихой музыкой и сильные движения под громкое звучание инструментов  или  голоса  взрослого.

4. Упражнения, активизирующие внимание   воспитывают быструю и точную реакцию, развивают все виды памяти .

-Дети учатся воспроизводить заданный  ряд  последовательных действий ,

- переключаться с одного на другое,

-удерживать в памяти ряд движений.

Смена муз. отрывков, характер и сила звука позволяет регулировать смену движений.

5. Упражнения на развитие слухового внимания помогают  детям различить мажорное и минорное окончание музыки, слышать и передавать  в движении музыкальные фразы, совершенствуют  плавность движений.

6. Речевые упражнения без муз. сопровождения. В результате выполнения ритмических  упражнений у детей воспитывается умение дифференцировать несложные ритмы и сознательно подчинять им свои движения.

7. Пение оказывает положительное воздействие на детей с речевыми нарушениями.

 Воспитывая вокальные навыки у таких детей педагог следит за тем, чтобы дети

-пели звонко, легко, напевно,

-не делали вдоха в середине слова или фразы,

-правильно произносили уже поставленные и автоматизированные звуки.

-вдох должен быть бесшумным, быстрым и глубоким, а выдох- медленным, плавным.

В начале коррекционного курса выбираются песни с короткой строкой, которые исполняются в медленном или среднем темпе. В тексте должно быть много гласных и звонких согласных.

8. Игра на детских музыкальных инструментах .На логоритмических занятиях используются разнообразные  звучащие игрушки:

- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники),

-игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты (свирели, дудки, рожки);

-игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулочки, музыкальные ящики);

- инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, баяны, губные гармошки, колокольчики, балалайки и др.)

Все виды музыкальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, можно рассматривать, как коллективную активизирующую  психотерапию.

При подготовке к утренникам используются материалы всех видов музыкальной работы с детьми выбор речевого материала проводится с учетом речевых возможностей каждого ребенка на данный момент.

Праздничный сценарий обсуждается совместно с  учителем- логопедом  и воспитателями.

Логопед оказывает  музыкальному руководителю помощь в подборе и адаптировании стихотворного и песенного материала.

В перекличках, сценках роли со словами исполняют только те дети, чьи речевые  возможности позволяют это сделать. Дети, которые не готовы к  этому солируют в плясках, пантомиме. Длительность утренника в логопедической подготовительной группе составляет 45 мин.

Необходимо учитывать, что в логопедической группе для детей с тяжелой патологией может быть один праздничный утренник в каждый из трех периодов коррекционной работы. А вот использовать интегрированные ,тематические  занятия с привлечением родителей, других специалистов может быть интересной формой коррекционной работы. Такими же  интересными формами работы  в логопедической группе могут быть кукольные спектакли, развлечения.

  Индивидуальные занятия в рамках музыкального воспитания дошкольников проводятся воспитателем по рекомендации учителя –логопеда и музыкального руководителя и имеют точную цель. Например , развитие моторики пальцев в игре на струнных инструментах; развитие голоса в распевках, песнях; развитие дыхания при игре на духовых инструментах-игрушках и т. Д..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....

Сенсорное развитие детей с тяжелыми речевыми нарушениями

раскрыто значение сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи....

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»

Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...

Взаимодействие специалистов в процессе коррекции речи у детей с тяжелыми речевыми расстройствами

Участники коррекционной работы •Учитель-логопед – воспитатели группы – педагог-психолог – музыкальный руководитель – инструктор по физической культуре  - родител...

Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)

В  выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....

Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....