Логоритмическая работа для комплексного коррекционного развития детей с тяжелыми речевыми расстройствами.
консультация
Одной из задач коррекционно- развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них
неречевых процессов и речевой системы в целом.
Решению этой задачи способствует использование логоритмического воспитания в системе комплексных реабилитационных методик.
Логоритмическое воспитание включается в систему работы в коррекционных группах ДОУ в комплексе с коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.11logoritmicheskaya_rabota_.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмическая работа для комплексного коррекционного развития детей с тяжелыми речевыми расстройствами.
Направления логоритмической работы:
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляцию мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизацию всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы —это развитие речи детей. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Примерная структура логоритмического занятия:
1.Организационный момент.
2.Ритмическая разминка.
3.Музыкально-ритмические упражнения, развивающие разные виды внимания, чувство ритма и темпа, координацию речи с движением; упражнения, регулирующие мышечный тонус.
4.Слушание музыки . Пение.
5.Упражнения, направленные на развитие мимической, артикуляционной и мелкой моторики.
6.Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания.
7.Игра.
8.Релаксация.
9.Подведение итогов.
10. Заключительное упражнение.
В настоящее время логоритмические занятия рассматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и даже привлечение других узких специалистов
( педагога- психолога, инструктора по лечебной физкультуре и физической культуре).
Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.
Логоритмическая ритмика основывается на сочетании слова, музыки и движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.
Средства логопедической ритмики разнообразны.
Это следующие виды упражнений:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
-упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
-упражнения, активизирующие внимание;
-упражнения, формирующие чувство музыкального размера , темпа;
- ритмические упражнения;
-пение;
-речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- игра на музыкальных инструментах;
-самостоятельная музыкальная деятельность;
- игровая деятельность;
- упражнения для творческого воображения, творческой инициативы.
1Упражнения на ходьбу, маршировку являются обязательной частью логоритмических занятий, т.к. у детей с речевой патологией нарушена координация движений, отмечается неустойчивость при ходьбе, замедленность движений.
ходьба по дорожке,
ходьба группой к противоположной стене зала,
ходьба вдоль каната по кругу, по канату друг за другом,
ходьба с перешагиванием через предметы (палки, кубики, цветы, ленты),
ходьба с флажками, ходьба между стульями, ходьба «змейкой», ходьба на носках, на пятках,
ходьба с высоким подниманием колена.
2.Упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции помогают выработать правильной диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность .Их можно сочетать с движениями рук, головы, туловища.
В эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе .
-Сначала пропеваются отдельные гласные –у-, -о-, -а-, -и-, затем слияние гласных, дальше слоги, слова, предложения.
-Можно использовать песенки , в которых взрослый поет текст, а дети поют только цепочки гласных звуков.
Сон пришел ко всем на свете. А-а-а! А-а-а!
Спят в своих кроватках дети. А-а-а! А-а-а!
- Для выразительности голоса полезна мелодекламация: чтение стихотворения с
разной интонацией.
-При работе над дикцией полезен прием- проговаривание текста громким
шепотом.
-Для уточнения произношения звуков или автомотизации поставленных звуков
используются рифмованные тексты в сочетании с движениями и музыкой.
Мы не дети, мы- пилоты. Быстро сели в самолеты.
Ты пилот и я пилот. Отправляемся в полет: «УУУУУ!»
-Попозже голосовые и артикуляционные упражнения , можно включать в подвижные игры , в ходьбу с замедлением, игры- дразнилки.
3.Упражнения, регулирующие мышечный тонус, помогают управлять своими движениями. Дети, познакомившись с громким и тихим звучанием музыки , выполняют слабые движения с тихой музыкой и сильные движения под громкое звучание инструментов или голоса взрослого.
4. Упражнения, активизирующие внимание воспитывают быструю и точную реакцию, развивают все виды памяти .
-Дети учатся воспроизводить заданный ряд последовательных действий ,
- переключаться с одного на другое,
-удерживать в памяти ряд движений.
Смена муз. отрывков, характер и сила звука позволяет регулировать смену движений.
5. Упражнения на развитие слухового внимания помогают детям различить мажорное и минорное окончание музыки, слышать и передавать в движении музыкальные фразы, совершенствуют плавность движений.
6. Речевые упражнения без муз. сопровождения. В результате выполнения ритмических упражнений у детей воспитывается умение дифференцировать несложные ритмы и сознательно подчинять им свои движения.
7. Пение оказывает положительное воздействие на детей с речевыми нарушениями.
Воспитывая вокальные навыки у таких детей педагог следит за тем, чтобы дети
-пели звонко, легко, напевно,
-не делали вдоха в середине слова или фразы,
-правильно произносили уже поставленные и автоматизированные звуки.
-вдох должен быть бесшумным, быстрым и глубоким, а выдох- медленным, плавным.
В начале коррекционного курса выбираются песни с короткой строкой, которые исполняются в медленном или среднем темпе. В тексте должно быть много гласных и звонких согласных.
8. Игра на детских музыкальных инструментах .На логоритмических занятиях используются разнообразные звучащие игрушки:
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники),
-игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты (свирели, дудки, рожки);
-игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулочки, музыкальные ящики);
- инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, баяны, губные гармошки, колокольчики, балалайки и др.)
Все виды музыкальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, можно рассматривать, как коллективную активизирующую психотерапию.
При подготовке к утренникам используются материалы всех видов музыкальной работы с детьми выбор речевого материала проводится с учетом речевых возможностей каждого ребенка на данный момент.
Праздничный сценарий обсуждается совместно с учителем- логопедом и воспитателями.
Логопед оказывает музыкальному руководителю помощь в подборе и адаптировании стихотворного и песенного материала.
В перекличках, сценках роли со словами исполняют только те дети, чьи речевые возможности позволяют это сделать. Дети, которые не готовы к этому солируют в плясках, пантомиме. Длительность утренника в логопедической подготовительной группе составляет 45 мин.
Необходимо учитывать, что в логопедической группе для детей с тяжелой патологией может быть один праздничный утренник в каждый из трех периодов коррекционной работы. А вот использовать интегрированные ,тематические занятия с привлечением родителей, других специалистов может быть интересной формой коррекционной работы. Такими же интересными формами работы в логопедической группе могут быть кукольные спектакли, развлечения.
Индивидуальные занятия в рамках музыкального воспитания дошкольников проводятся воспитателем по рекомендации учителя –логопеда и музыкального руководителя и имеют точную цель. Например , развитие моторики пальцев в игре на струнных инструментах; развитие голоса в распевках, песнях; развитие дыхания при игре на духовых инструментах-игрушках и т. Д..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....
Сенсорное развитие детей с тяжелыми речевыми нарушениями
раскрыто значение сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект индивидуального коррекционного занятия по теме «Коррекция речевых расстройств при акустико-мнестической форме афазии»
Коррекционная цель:...
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»
Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...
Взаимодействие специалистов в процессе коррекции речи у детей с тяжелыми речевыми расстройствами
Участники коррекционной работы •Учитель-логопед – воспитатели группы – педагог-психолог – музыкальный руководитель – инструктор по физической культуре - родител...
Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)
В выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....
Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами
Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....