План самообразования на тему: «Развитие мелкой моторики у воспитанников среднего возраста через математический планшет»
материал (средняя группа)

Иваниченко Ирина Георгиевна

Актуальность выбранной темы

Современные родители уже примерно с трёхлетнего возраста стараются всесторонне обучать своих детей, подготавливая их постепенно к школе. Для этого они не только посещают различные творческие и языковые кружки, но и учатся читать и считать с помощью интерактивных игр и пособий. Математический планшет является как раз таким инновационным средством для обучения дошколят навыкам счёта. Такой подход, естественно, очень увлекательный для малышей. Они быстрее усваивают азы арифметики, логи-ки и других предметов, которые их ожидают в школьном будущем.

Игры на математическом планшете уже давно практикуются в дошкольно-развивающем процессе. В интерактивной, увлекательной форме они приви-вают малышам не только навыки счёта, но и положительно влияют на их память и воображение.

Осваивая художественные навыки, дошкольники делают немало открытий. По мнению психологов, исследовательская деятельность очень важна для детей до пяти лет. В процессе работы воспитанники сравнивают предмет и его изображение, выполняют заданное действие и получают определённый результат. К планшету прилагаются карточки с заданиями, которые построены на математических вычислениях. Подобранные картинки довольно просты и доступны для восприятия и опыта ребёнка. Вот так в творческом ключе ребёнок с раннего возраста впитывает базовые математические знания.

Детский математический планшет несёт в себе огромное познавательное значение. Он способствует исследовательской деятельности дошкольников, содействует их гармоничному психологическому, сенсорному и моторному развитию, а также развитию творческих способностей и воображения. Таким образом, у воспитанников великолепно работает мелкая моторика рук, включается дифференцированное восприятие информации, тренируется память и внимание, усваиваются обобщённые знания и способы действий. Всё это, несомненно, положительно влияет на готовность ребёнка к серьёзному образовательному процессу и его дальнейшие успехи в школе.

Цель работы: знакомство с начальными математическими представлениями.

(способствовать познавательно- математическому развитию детей)

Задачи:

1. Развивать умение ориентироваться на плоскости.

2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями.

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, сенсорные способности, смекалку, воображение.

4.Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021-2022g.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 Родник»

План самообразования воспитателя высшей категории средней группы «Божьи коровки»

Иваниченко Ирины Георгиевны

на тему: «Развитие мелкой моторики у воспитанников среднего возраста через математический планшет»

2021 - 2022 учебный год

п. Константиновка, 2021г.

Цель работы: знакомство с начальными математическими представлениями.

(способствовать познавательно- математическому развитию детей)

Задачи:

1. Развивать умение ориентироваться на плоскости.

2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями.

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, сенсорные способности, смекалку, воображение.

4.Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности. 

Актуальность выбранной темы

Современные родители уже примерно с трёхлетнего возраста стараются всесторонне обучать своих детей, подготавливая их постепенно к школе. Для этого они не только посещают различные творческие и языковые кружки, но и учатся читать и считать с помощью интерактивных игр и пособий. Математический планшет является как раз таким инновационным средством для обучения дошколят навыкам счёта. Такой подход, естественно, очень увлекательный для малышей. Они быстрее усваивают азы арифметики, логи-ки и других предметов, которые их ожидают в школьном будущем.

Игры на математическом планшете уже давно практикуются в дошкольно-развивающем процессе. В интерактивной, увлекательной форме они приви-вают малышам не только навыки счёта, но и положительно влияют на их память и воображение.

Осваивая художественные навыки, дошкольники делают немало открытий. По мнению психологов, исследовательская деятельность очень важна для детей до пяти лет. В процессе работы воспитанники сравнивают предмет и его изображение, выполняют заданное действие и получают определённый результат. К планшету прилагаются карточки с заданиями, которые построены на математических вычислениях. Подобранные картинки довольно просты и доступны для восприятия и опыта ребёнка. Вот так в творческом ключе ребёнок с раннего возраста впитывает базовые математические знания.

Детский математический планшет несёт в себе огромное познавательное значение. Он способствует исследовательской деятельности дошкольников, содействует их гармоничному психологическому, сенсорному и моторному развитию, а также развитию творческих способностей и воображения. Таким образом, у воспитанников великолепно работает мелкая моторика рук, включается дифференцированное восприятие информации, тренируется память и внимание, усваиваются обобщённые знания и способы действий. Всё это, несомненно, положительно влияет на готовность ребёнка к серьёзному образовательному процессу и его дальнейшие успехи в школе.

Этапы работы с «Математическим планшетом»:

Познакомить воспитанников с игрой, показать, как пользоваться планшетом.

Показать и научить передавать простейшие сюжеты.

Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам.

Развитие словесного творчества.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с воспитанниками;

- индивидуальная работа с воспитанниками;

- свободная самостоятельная деятельность воспитанников.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

З. А. Михайлова.

«Логико - математическое развитие

дошкольников»

Санкт-Петербург

-Пресс 2015г.

Л. С. Вакуленко.

В. В. Воскобович.

Развивающие игры Воскобовича.

Издательство «ТЦ Сфера»2015г.

 З. А. Михайлова «Математика от

трёх до семи»,

Санкт-Петербург Детство-Пресс

2010 г.

З. А. Михайлова

«Игровые задачи для

Дошкольников»,

Детство- Пресс, 2016г.

Работа с воспитанниками

Сентябрь

Знакомство с математическим планшетом

Д/и «Висело яблоко в саду»

Д/и «Осенние цветы»

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Д/и «Осенние листья»

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Упражнять воспитанников в безопасной работе с  использованием резинок.

Учить ориентироваться на плоскости. Развивать глазомер.

Упражнять воспитанников «рисовать» резинкой осенние цветы. Развивать внимание, глазомер.

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Упражнять воспитанников «рисовать» резинкой осенние листья. Развивать внимание, глазомер.

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Октябрь

Иллюстрация к стихотворению «Повстречал улитку жук»

(Строим улитку и лягушку.)

Иллюстрация к стихотворению «Повстречал улитку жук»

(Строим жука и уточку.)

Д/и «Построй фигуру»

Д/и «Весёлые цифры»

 

Развивать умения ориентироваться в пространстве, развивать внимание и точность. Показать и научить передавать простейшие сюжеты.

Развивать умения ориентироваться в пространстве, развивать внимание и точность. Показать и научить передавать простейшие сюжеты.

Развивать память и воображение воспитанников.

Развивать гибкость пальцев, умение ориентироваться в пространстве.

Ноябрь

Д/и «Оденем куклу на прогулку

Знакомство со схемой.

Конструирование «Машина везёт груз»

Д/и «Художник»

Упражнять воспитанников «рисовать» резинкой одежду для куклы (штанишки, шапка, пальто).

Привлекать детей к конструированию грузовой машины. Учить передавать простейшие сюжеты.

Развивать память, воображение, самостоятельно работать с планшетом.

Декабрь

Д/и «Морозные узоры»

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Д/и «Снежинка»

П/и «Собрались мы все в кружок»

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять воспитанников в выполнении различных узоров с использованием дополнительных предметов.

Упражнять воспитанников в выполнении разных имитаций.

Ориентирование в пространстве; формировать умение работать по схеме.

Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

Упражнять воспитанников «рисовать» резинкой одежду для куклы (шубка, варежки, рубашка).

Укреплять и развивать мелкую моторику рук.

Январь

Д/и «Новогодняя ёлка»

П/и «Игра в снежки»

Графическое упражнение «Соедини по точкам»

Укреплять и развивать мелкую моторику. Закреплять ориентирование в пространстве.

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Развивать умение правильно держать карандаш.

Февраль

Игры с палочками Кюизенера.

Д/и «Давай сравним»

Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине?

 Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга). Подравняй с одной стороны. Какого цвета длинная палочка? Короткая?

Самомассаж «Добываем мы огонь»
Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь

Сильно палочку покрутим-

И огонь себе добудем.

Д/и «Фантазёры»

Конструирование из палочек «Пирамидка»

(Сначала выкладывают вместе с воспитателем, затем самостоятельно по образцу)

Развитие представлений воспитанников о цвете, длине.

Формирование устойчивого интереса к играм с палочками.

Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Закрепить умение работать с палочками Кюизенера. Развивать логику, мышление, интерес.

Упражнять воспитанни-ков выкладывать из пало-чек по образцу.

Март

Игры с палочками Кюизенера.

Д/и «Назови цвет»

Найди с закрытыми глазами в наборе 2 палочки одинаковой длины. Открой глаза. Какого они цвета?

Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине?

Конструирование «Башенка» из палочек Кюизенера

Д/и «Собери по образцу»

Графическое упражнение «Дорисуй»

Закреплять с воспитанниками цвет, длину. Развивать логическое мышление, математические способности.

Формировать умение складывать из палочек разнообразные картинки.

Развивать интерес к играм.

Формировать умения воспитанников конструировать из палочек, с помощью образца.

Развивать умение правильно держать карандаш.

Апрель

Игры с палочками Кюизенера

Построим домик для матрёшки.

(4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. Из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получилась крыша у дома? Что бывает у дома, кроме стен и крыши? Возьмите 2 розовые палочки и сделайте окно, из 2 жёлтых палочек – дверь. Какой формы окно, дверь?

Д/и «Собери по образцу»

Конструирование «Птицы прилетели»

Графическое упражнение «Обведи и заштрихуй шаблон»

Развивать математические способности, логику, память, мышление.

Учить понимать образец и собирать по образцу.

Формирование устойчивого интереса к играм с палочками.

Развивать умение обводить шаблон карандашом и заштриховывать его в одном направлении.

Май

Игры с палочками Кюизенера.

Д/и «Первоцветы»

Д/и «Разгадай головоломку»

Конструирование «Мост через ручей», «Гараж для машины»

Графическое упражнение «Дорисуй»

Формирование устойчивого интереса к играм с палочками. Развивать логическое мышление.

Развивать логическое мышление, память, воображение.

Развивать логическое мышление, память, воображение.

Закрепить навык правильного держания карандаша, развивать глазомер.

Взаимодействие  с семьёй

Сентябрь

Анкетирование для родителей «Развивающие игр в вашем доме»

Октябрь

Консультация для родителей «Развивающие игры для детей 4-5 лет»

Ноябрь

Памятка «Развивающие игры для детей»

Декабрь

Индивидуальные беседы: «Чем занять ребёнка дома»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие логики у детей 4-5 лет"

Февраль

Создание картотеки игр, с палочками Кюизенера, для работы с детьми.

Март

Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников

Апрель

Консультация «Дети и развивающие игры»

Май

Проведение итоговой диагностики

Предметно -развивающая среда

Пополнение игровых зон дидактическими играми: схемы для игр с палочками Кюизенера, схемы- головоломки, Д/и «Узоры из палочек»,

Самореализация

Сентябрь-май

Изучение литературы по данной теме.

Подбор материала по теме.

Оформить картотеку игр.

Картотека игр с палочка-ми Кюизенера и игр на планшете.

Май

Отчёт о проделанной работе.

Работа с воспитанниками

Сентябрь-май

Внедрение требований ФГОС в воспитатель-но - образовательный процесс.

Образовательная деятельность, совместная деятельность с воспитанниками.

Взаимодействие с семьёй

Сентябрь-май

Повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья в соответствии с требованиями ФГОС

Родительские собрания, консультации, беседы, наглядный материал в родительских уголках.

Самореализация

Воспитательно - образовательный процесс с воспитанниками в ДОУ

Образовательные ситуации, открытые просмотры, методические объединения, обмен опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» в старшей группе «Теремок»

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»в старшей группе «Теремок»...

План по самообразованию по теме: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координаци...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых ...

План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

План самообразования по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

План   самообразования по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...