Проект "Сюжетно-ролевая игра в жизни детей"
проект (младшая группа)

Клещева Наталья Александровна

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сюжетно-ролевая игра30.32 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Новопушкинское»





                                                                   Проект

в первой младшей группе №4 «Гномики».

 «Сюжетно – ролевая игра в жизни детей» с 01.03.2025 по 31.03.25


                                                                                                                                                                                                Воспитатели :  Клещева Н.А.

                                                                                                                                                                                                                         Пестрикова А.С.


                                                                                                                   2024 -2025 год




                                                                                                     

                                                                                                                       Актуальность.

Пояснительная записка.

На третьем году жизни любимыми играми детей становятся сюжетно-ролевые игры. Ребенок уже воспроизводит не отдельные действия, как раньше (кормил куклу, укладывал её спать), а связывает их в единую сюжетную линию и объединяет игровым мотивом: ухаживает за «дочкой» (куклой), готовит ей еду, ходит с ней гулять и т.д.

Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь  то в маму (готовит обед), то в папу (чинит машину), в воспитательницу (кого-то ругает), доктора (ставит градусник), шофера (ведёт машину), продавца (продает товары), повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со стороны.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.

Цель: Создать условия для сюжетно- игровой деятельности детей, формирование у детей способности развивать взаимодействие со сверстниками в совместных играх.

Задачи:

  • Обогащение жизненного и игрового опыта детей.
  • Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.
  • Обучение детей элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.
  • Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
  • Развивать познавательные способности детей.

Вид проекта: информационно-игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный с 01.03.2025 по 31.03.2025

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты от проекта у детей:

- дети знакомятся с профессиями: повар, врач, шофер, строитель;

- развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом-заместителем;

- связывание 2-3 игровых действий в цепочку;

- продолжать действие, начатое партнером.

- имитируют простейшие трудовые навыки взрослых в свободной деятельности, умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;

- готовы соблюдать элементарные правила в совместных играх.

Работа с родителями:

Проведение консультации для родителей: «Что такое сюжетно-ролевая игра и   в чем ее особенность?»

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол)

План реализации проекта:

1-й этап. Целеполагание. (Выявление проблемы, определение цели, задач.)

2-й этап. Разработка проекта. Поиск решения задач проекта.

3-й этап. Выполнение проекта. (Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности.)

4-й этап. Подведение итогов - фотоотчёт.

План реализации проекта с 01.03.25 по 31.03.2025г

«Сюжетно – ролевая игра в жизни детей»

Планомерное обогащение жизненного опыта детей

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Активизирующее общение педагога с детьми во время игры

Проектирование предметно-игровой среды

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Игровое сотворчество родителей и детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры

Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры

Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения

Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности

Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом

Цель: педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей

1-неделя

сюжетно-ролевая игра "Я - маленькая хозяйка".

Чтение: Е. Благинина "Аленушка", А. Барто "Машенька" З. Александрова "Мой мишка"

Рассматривание картин: "Играю с куклой", "Положу куклу спать"

Лепка "Угощение для кукол"

Игры-инсценировки: потешки "Водичка-водичка", "Расти коса"

Д/игры: с большой куклой "Покормим куклу", "Уложим куклу спать", "Купание куклы"

Побуждение к ролевым высказываниям: "Как зовут твою дочку, "Почему твоя кукла не веселая?

Игра двоих детей с одной игрушкой. атрибуты для игры: кукольная мебель, (игровые ситуации дублируются, одежда для ряженья, сумочки, тазики, коляски, передники, др. одежда для ряженья

игрушки: куклы, кукольная посуда, одежда; предметы-заместители.

Учить детей называть себя в игровой роли ("Я - мама", называть игровые действия ("Я кормлю куклу, кукла поест и я положу ее спать").

Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях.

Объяснить родителям важность первых сюжетно-ролевых игр их детей, предложить им понаблюдать дома за тем как играет их ребенок.

2-неделя

сюжетно-ролевая игра "Я - доктор"

Чтение: Берестов "Больная кукла", отрывок из сказки Чуковского "Айболит"

Лепка «Витамины для кукол».

Экскурсии: в медицинский кабинет.

Игра-инсценировка: по ст. Берестова "Больная кукла"

Д/игра "У куклы болит голова", "У зайки болит лапка"

Создание подсказывающих ситуаций: "Почему кукла плачет, наверно у нее что-то болит? " и т. п.

Побуждение к ролевым высказываниям: "Кто лечит куклу? ", "Чем ты будешь лечить куклу? ",

Атрибуты и игрушки для игры: кукольная кровать, одежда для доктора, градусники, баночки, шприцы, трубка для слушания, бинт, вата, телефон, кукла - доктор, халаты, шапочки для ряженья;

предметы-заместители.

Учить детей правильно называть себя в игровой роли (Я - доктор, правильно называть игровые действия (я лечу куклу, кукла болеет, кукла выздоровела

Предложить родителям понаблюдать за тем, как играют их дети, включаться в детскую игру в игровой роли для обогащения детского игрового опыта.

3-неделя

сюжетно-ролевая игра "Я - парикмахер".

Чтение: "Расти коса до пояса"

Рисование "Красивый бант для куклы"

Рассматривание иллюстраций к потешкам соответствующего содержания

Игра-инсценировка: потешки "Расти коса"

Д/игры: "Для чего нужны эти предметы", "Нарядим куклу"

Создание игровой ситуации: "Кукла сидит перед зеркалом с расческой в руках", "Нарядно одетая кукла не причесана"

Атрибуты для игры: большое зеркало с полкой (или трюмо, стул, деревянные расчески, деревянные или пластмассовые ножницы, ленты, заколки, банты, пластмассовые флаконы, передники, наколки для ряженья.

Игрушки: кукла

Побуждение к ролевым высказываниям: "Я причесываю куклу, я завязываю кукле бант, кукла будет нарядная"

Предложить родителям во время посещения с ребенком парикмахера обратить его внимание на работу парикмахера, на те инструменты и материалы, которыми пользуется парикмахер

4-неделя

сюжетно-ролевая игра "Я - шофер".

Чтение: Б. Заходер "Шофер", А. Барто "Грузовик"

Рассматривание картин: "Едем на автобусе" (из серии "Мы играем")

Подвижные игры: "Воробушки и автомобиль"

Д/игры: "Подбери колеса к машине. "

Игровые упражнения: "Шофер везет машину

Создание игровой ситуации: "Надо поехать к бабушке на машине"

Побуждение к ролевым высказываниям: "Кто ведет машину? ","Куда едет машина?

Парные поручения: "Ваня, ты будешь шофером и повезешь Петю на машине"

Атрибуты для игры: рули, таблички на веревке с изображением машин, одевающиеся на стул, строительные модули (игровые

ситуации дублируются)

игрушки: машинки

Учить детей правильно называть себя в игровой роли, называть игровые действия.

Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли (Куда ты

едешь? Кого везешь)

Предложить родителям рассмотреть с детьми машины, которые едут по улице.

5-неделя

сюжетно-ролевая игра "День рождения куклы"

Чтение русской народной песни «Уж я Танюшке пирог испеку»

Уж Катеньке пирог испеку,

Уж я доченьке румяненький.

На нём корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая.

Празднование день рождения детей в группе

Рассматривание картины "В гостях".

Д/ игра: "Посуда"

Игровые действия: накрыть игрушечный стол для кормления – чаепитие куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, придвинуть стул.

Создание ситуации

«День рождения» (муз. В. Герчик, слова Н Френкель):

«Чей, чей, чей, чей,

Чей сегодня день рожденья?

Кто, кто, кто, кто,

Принимает поздравленья

Кто получит от ребят

И игрушки, и подарки?

У кого глаза блестят,

На щеках румянец яркий?

Атрибуты для игры: кукольная мебель.

Игрушки: кукла в красивом платье, кукольная посуда.

Учить детей правильно называть себя в игровой роли, называть игровые действия.

Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли (Куда ты идёшь? Кого будешь поздравлять с днём рождения)

Рекомендации «Правила поведения для детей на празднике»

Литература:

О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница « День за днем говорим и растем». Пособие по развитию детей младшего возраста. Творческий центр Сфера., М..2005 г.

Е.И.Тихеева « Игры и занятия малых детей» изд.Просвещение .М.1965г.

В.Г.Нечаева ,Т.А.Маркова « Нравственное воспитание в детском саду »М., Просвещение,1975г.

Л.Н.Галигузова «Развитие игровой деятельности с 1-3 лет». М.,2008 г изд. Мозайка - Синтез.

Л.Н.Павлова «Организация жизни и культуры воспитания детей» Практическое пособие 2-издание,Айрас пресс, М.,2007 г

.Н.М. Метенова «Родителям о детях».Ярославль 2011 г.

                                                                                        Приложение№1

Анкетирование родителей

  1. Любит ли ваш ребенок играть?

__________________________________________

  1. В какие игры вы играете с ним дома?

__________________________________________

  1. Чему могут научить ребенка эти игры?

__________________________________________

  1. Любимая игра моего ребенка — это…..

__________________________________________

  1. Дома наш ребенок любит играть в……

__________________________________________

  1. Папа любит с ним играть в…….

__________________________________________

  1. Мама любит с ним играть в……

__________________________________________

                                                                                                                                                                                         Большое спасибо за сотрудничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подвижные игры в жизни детей

движение - это жизнь...

"Роль игры в жизни детей с нарушением интеллекта"

В данной статье, хочу поделиться своим взглядом о игре детей с умственной отсталостью, и в целом, что представляет собой их игра....

статья "Значение игры в жизни детей раннего возраста"

Значение игры в жизни детей раннего возраста....

игра в жизни детей дошкольного возраста

игра в жизни дошкольников...

Игра в жизни детей раннего возраста.

Статья о  психологическом сопровождении естественного развития детей; о развитие коммуникативных способностей, развитие психических и познавательных процессов.Опыт работы воспитателя Чернопятовой...

Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»

Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при обращении с разными людьми....

Презентация дидактической игры в младшей группе на тему: «Умные игры в жизни детей младшего дошкольного возраста».

Дидактическая игра.Название: «Мишки – шалунишки».Цель:1.Стимулировать умственную активность, формировать умение пользоваться приемами математического мышления :сравнения, обобщения, классификация. Вып...