Проект "Сюжетно-ролевая игра в жизни детей"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Новопушкинское»
Проект
в первой младшей группе №4 «Гномики».
«Сюжетно – ролевая игра в жизни детей» с 01.03.2025 по 31.03.25
Воспитатели : Клещева Н.А.
Пестрикова А.С.
2024 -2025 год
Актуальность.
Пояснительная записка.
На третьем году жизни любимыми играми детей становятся сюжетно-ролевые игры. Ребенок уже воспроизводит не отдельные действия, как раньше (кормил куклу, укладывал её спать), а связывает их в единую сюжетную линию и объединяет игровым мотивом: ухаживает за «дочкой» (куклой), готовит ей еду, ходит с ней гулять и т.д.
Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь то в маму (готовит обед), то в папу (чинит машину), в воспитательницу (кого-то ругает), доктора (ставит градусник), шофера (ведёт машину), продавца (продает товары), повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со стороны.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.
Цель: Создать условия для сюжетно- игровой деятельности детей, формирование у детей способности развивать взаимодействие со сверстниками в совместных играх.
Задачи:
- Обогащение жизненного и игрового опыта детей.
- Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.
- Обучение детей элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.
- Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
- Развивать познавательные способности детей.
Вид проекта: информационно-игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный с 01.03.2025 по 31.03.2025
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты от проекта у детей:
- дети знакомятся с профессиями: повар, врач, шофер, строитель;
- развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом-заместителем;
- связывание 2-3 игровых действий в цепочку;
- продолжать действие, начатое партнером.
- имитируют простейшие трудовые навыки взрослых в свободной деятельности, умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
- готовы соблюдать элементарные правила в совместных играх.
Работа с родителями:
Проведение консультации для родителей: «Что такое сюжетно-ролевая игра и в чем ее особенность?»
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол)
План реализации проекта:
1-й этап. Целеполагание. (Выявление проблемы, определение цели, задач.)
2-й этап. Разработка проекта. Поиск решения задач проекта.
3-й этап. Выполнение проекта. (Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности.)
4-й этап. Подведение итогов - фотоотчёт.
План реализации проекта с 01.03.25 по 31.03.2025г
«Сюжетно – ролевая игра в жизни детей»
Планомерное обогащение жизненного опыта детей | Планомерное обогащение игрового опыта детей | Активизирующее общение педагога с детьми во время игры | Проектирование предметно-игровой среды | Развитие навыков общения с детьми и взрослыми | Игровое сотворчество родителей и детей | |||||||
Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры | Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры | Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения | Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности | Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом | Цель: педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей | |||||||
1-неделя | ||||||||||||
сюжетно-ролевая игра "Я - маленькая хозяйка". | ||||||||||||
Чтение: Е. Благинина "Аленушка", А. Барто "Машенька" З. Александрова "Мой мишка" Рассматривание картин: "Играю с куклой", "Положу куклу спать" Лепка "Угощение для кукол" | Игры-инсценировки: потешки "Водичка-водичка", "Расти коса" Д/игры: с большой куклой "Покормим куклу", "Уложим куклу спать", "Купание куклы" | Побуждение к ролевым высказываниям: "Как зовут твою дочку, "Почему твоя кукла не веселая? | Игра двоих детей с одной игрушкой. атрибуты для игры: кукольная мебель, (игровые ситуации дублируются, одежда для ряженья, сумочки, тазики, коляски, передники, др. одежда для ряженья игрушки: куклы, кукольная посуда, одежда; предметы-заместители. | Учить детей называть себя в игровой роли ("Я - мама", называть игровые действия ("Я кормлю куклу, кукла поест и я положу ее спать"). Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях. | Объяснить родителям важность первых сюжетно-ролевых игр их детей, предложить им понаблюдать дома за тем как играет их ребенок. | |||||||
2-неделя | ||||||||||||
сюжетно-ролевая игра "Я - доктор" | ||||||||||||
Чтение: Берестов "Больная кукла", отрывок из сказки Чуковского "Айболит" Лепка «Витамины для кукол». Экскурсии: в медицинский кабинет. | Игра-инсценировка: по ст. Берестова "Больная кукла" Д/игра "У куклы болит голова", "У зайки болит лапка" | Создание подсказывающих ситуаций: "Почему кукла плачет, наверно у нее что-то болит? " и т. п. Побуждение к ролевым высказываниям: "Кто лечит куклу? ", "Чем ты будешь лечить куклу? ", | Атрибуты и игрушки для игры: кукольная кровать, одежда для доктора, градусники, баночки, шприцы, трубка для слушания, бинт, вата, телефон, кукла - доктор, халаты, шапочки для ряженья; предметы-заместители. | Учить детей правильно называть себя в игровой роли (Я - доктор, правильно называть игровые действия (я лечу куклу, кукла болеет, кукла выздоровела | Предложить родителям понаблюдать за тем, как играют их дети, включаться в детскую игру в игровой роли для обогащения детского игрового опыта. | |||||||
3-неделя | ||||||||||||
сюжетно-ролевая игра "Я - парикмахер". | ||||||||||||
Чтение: "Расти коса до пояса" Рисование "Красивый бант для куклы" Рассматривание иллюстраций к потешкам соответствующего содержания | Игра-инсценировка: потешки "Расти коса" Д/игры: "Для чего нужны эти предметы", "Нарядим куклу" | Создание игровой ситуации: "Кукла сидит перед зеркалом с расческой в руках", "Нарядно одетая кукла не причесана" | Атрибуты для игры: большое зеркало с полкой (или трюмо, стул, деревянные расчески, деревянные или пластмассовые ножницы, ленты, заколки, банты, пластмассовые флаконы, передники, наколки для ряженья. Игрушки: кукла | Побуждение к ролевым высказываниям: "Я причесываю куклу, я завязываю кукле бант, кукла будет нарядная" | Предложить родителям во время посещения с ребенком парикмахера обратить его внимание на работу парикмахера, на те инструменты и материалы, которыми пользуется парикмахер | |||||||
4-неделя | ||||||||||||
сюжетно-ролевая игра "Я - шофер". | ||||||||||||
Чтение: Б. Заходер "Шофер", А. Барто "Грузовик" Рассматривание картин: "Едем на автобусе" (из серии "Мы играем") | Подвижные игры: "Воробушки и автомобиль" Д/игры: "Подбери колеса к машине. " Игровые упражнения: "Шофер везет машину | Создание игровой ситуации: "Надо поехать к бабушке на машине" Побуждение к ролевым высказываниям: "Кто ведет машину? ","Куда едет машина? Парные поручения: "Ваня, ты будешь шофером и повезешь Петю на машине" | Атрибуты для игры: рули, таблички на веревке с изображением машин, одевающиеся на стул, строительные модули (игровые ситуации дублируются) игрушки: машинки | Учить детей правильно называть себя в игровой роли, называть игровые действия. Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли (Куда ты едешь? Кого везешь) | Предложить родителям рассмотреть с детьми машины, которые едут по улице. | |||||||
5-неделя | ||||||||||||
сюжетно-ролевая игра "День рождения куклы" | ||||||||||||
Чтение русской народной песни «Уж я Танюшке пирог испеку» Уж Катеньке пирог испеку, Уж я доченьке румяненький. На нём корочка пшеничная, А начиночка яичная, А помазочка медовая. Празднование день рождения детей в группе Рассматривание картины "В гостях". | Д/ игра: "Посуда" Игровые действия: накрыть игрушечный стол для кормления – чаепитие куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, придвинуть стул. | Создание ситуации «День рождения» (муз. В. Герчик, слова Н Френкель): «Чей, чей, чей, чей, Чей сегодня день рожденья? Кто, кто, кто, кто, Принимает поздравленья Кто получит от ребят И игрушки, и подарки? У кого глаза блестят, На щеках румянец яркий? | Атрибуты для игры: кукольная мебель. Игрушки: кукла в красивом платье, кукольная посуда. | Учить детей правильно называть себя в игровой роли, называть игровые действия. Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли (Куда ты идёшь? Кого будешь поздравлять с днём рождения) | Рекомендации «Правила поведения для детей на празднике» |
Литература:
О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница « День за днем говорим и растем». Пособие по развитию детей младшего возраста. Творческий центр Сфера., М..2005 г.
Е.И.Тихеева « Игры и занятия малых детей» изд.Просвещение .М.1965г.
В.Г.Нечаева ,Т.А.Маркова « Нравственное воспитание в детском саду »М., Просвещение,1975г.
Л.Н.Галигузова «Развитие игровой деятельности с 1-3 лет». М.,2008 г изд. Мозайка - Синтез.
Л.Н.Павлова «Организация жизни и культуры воспитания детей» Практическое пособие 2-издание,Айрас пресс, М.,2007 г
.Н.М. Метенова «Родителям о детях».Ярославль 2011 г.
Приложение№1
Анкетирование родителей
- Любит ли ваш ребенок играть?
__________________________________________
- В какие игры вы играете с ним дома?
__________________________________________
- Чему могут научить ребенка эти игры?
__________________________________________
- Любимая игра моего ребенка — это…..
__________________________________________
- Дома наш ребенок любит играть в……
__________________________________________
- Папа любит с ним играть в…….
__________________________________________
- Мама любит с ним играть в……
__________________________________________
Большое спасибо за сотрудничество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подвижные игры в жизни детей
движение - это жизнь...
"Роль игры в жизни детей с нарушением интеллекта"
В данной статье, хочу поделиться своим взглядом о игре детей с умственной отсталостью, и в целом, что представляет собой их игра....
статья "Значение игры в жизни детей раннего возраста"
Значение игры в жизни детей раннего возраста....
игра в жизни детей дошкольного возраста
игра в жизни дошкольников...
Игра в жизни детей раннего возраста.
Статья о психологическом сопровождении естественного развития детей; о развитие коммуникативных способностей, развитие психических и познавательных процессов.Опыт работы воспитателя Чернопятовой...
Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»
Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при обращении с разными людьми....
Презентация дидактической игры в младшей группе на тему: «Умные игры в жизни детей младшего дошкольного возраста».
Дидактическая игра.Название: «Мишки – шалунишки».Цель:1.Стимулировать умственную активность, формировать умение пользоваться приемами математического мышления :сравнения, обобщения, классификация. Вып...