«Великая Отечественная война глазами детей»
проект (подготовительная группа)

Татьяна Анатольевна Баран

Проект

«Великая Отечественная война

глазами детей»

в подготовительной к школе группе

Актуальность проекта. Современное поколение часто упрекают в том, что оно не знает прошлого нашей страны, в том числе и событий Великой Отечественной войны. Для многих нынешних детей и подростков эта война и в самом деле далекая история… В ходе беседы с детьми старшей группы, выяснилось, что они имеют ничтожно малое представление о Великой Отечественной войне, либо, не имеют его вообще. Но самое страшное – большинство из них  не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды.

         Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира – Великой Отечественной войне.

Именно поэтому я сочла необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны.

Цель проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотические качества и чувства гордости за свою Родину.

Задачи проекта:

  1. расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.
  2. формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
  3. способствовать проявлению у детей интереса к истории своей страны.
  4. воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению.
  5. бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: 1,5 месяца

Сроки реализации проекта: с 1.04.1021 по 14.05.2021г.

Основные формы реализации проекта:

  • НОД,
  • беседы;
  • просмотр презентаций о войне;
  • мини-выставки;
  • консультации для родителей.

 

 

Предполагаемый результат проекта:

  • Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.
  • Закреплены навыки продуктивной деятельности при создании и оформлении альбома «Вы наша гордость».
  • Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.).
  • Продукт проектной деятельности.
  • Пополнение Книги Памяти».

         Этапы реализации проекта:

Подготовительный. Определение темы проекта. Формулирование целей и задач проекта. Подбор материала: литературы, видео- и аудиотеки, иллюстраций, работа с родителями по сбору информации о родственниках, участвовавших в ВОВ.

Основной этап.

В ходе реализации проекта были проведены беседы о детях героях ВОВ: Зине Портновой, Лёне Голикове, Саше Чекалине и др. Кроме бесед о детях героях, я читала детям истории об их родственниках, которые участвовали в ВОВ (помощь родителей в организации данного вида деятельности).

На этом этапе я также провела НОД по темам: «Военные страницы», «Они сражались за Родину», «Герои Великой Отечественной войны», «Дети войны»,  была проведена виртуальная экскурсия по улицам Смоленска, чьи названия – это имена героев ВОВ.

Также были прочитаны следующие художественные произведения: А.Митяев «Подвиг солдата», А. Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове», А. Твардовский главы из поэмы «Василий Тёркин», К. Симонов «Жди меня, и я вернусь…» и др. По прочтении каждого произведения я организовывала коллективное обсуждение того, что услышали дети, как поняли смысл произведения.

Кроме прочтения стихотворений, я готовила к городскому конкурсу чтецов, посвященному 75-летию Победы, своего воспитанника.

Были прослушаны музыкальные произведения, посвященные этой войне: «День Победы» Д. Тухманова, «Журавли», «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «Катюша» М. Блантера, В.Алкина «Прощание славянки».

Были проведены дидактические игры для старшего возраста «Великая Отечественная война. Победа!».  Игра состоит из разрезных картинок.  Необходимо собрать картинки по темам: «Вещи войны»,  «Оружие победы».

Игра «Найди по описанию», «Отгадай загадку, найди отгадку», «Проследи путь »

Игра «Военная фуражка». Ребята стоят в кругу. Выбирают водящего. Ведущая даёт кому-то из игроков военный головной убор (фуражку, пилотку, берет), и дети начинают под музыку передавать его друг другу. Как только музыка остановится, тот из детей, у кого в этот момент  оказалась фуражка, надевает её на себя и проходит по кругу военным маршем, как солдат, под дружное хлопанье ладошками игроков.

В группе был организован уголок книг «Детям о вой­не». Ребята просят прочитать их снова и снова, стараясь представить себе те далёкие события. Серьезные детские лица, внимательные взгляды… Затаив дыха­ние, дети слушают рассказ воспитателя о подвигах юных героев, павших в годы войны: Лени Голикова, Зины Портновой, Володи Дубинина, Толи Шумова и многих других.

Параллельно велась работа с родителями. Были проведены консультации, в том числе и сайте ДОУ: «Как рассказать детям о ВОВ», «История Георгиевской ленточки», так же, как и детям рассказывала родителям о подвигах детей-героев во время ВОВ; в информационных уголках вывешивала истории родителей об их родственниках, участвовавших в этой войне.

 

Заключительный этап (обобщающий)

 

-НОД на тему: «Что я знаю о войне?»

-создание альбома в группе «Вы наша гордость» - участники войны и труженики тыла, а также пополнение Книги Памяти, созданной педагогами и родителями в ДОУ.

-выставка рисунков на тему «Великая Отечественная война глазами ребенка».

 

 

 

Литература:

  1. Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  2. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду/ Под ред.      Л. А. Кондрыкинской. М., 2010.
  3. Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны. М., 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД «Что я знаю о войне»

Подготовила и провела: Баран Т.А.


Цель: познакомить с событиями В.О. войны. Объяснить, что значит термин "Великая Отечественная"; дать представление, что она была освободительной; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть стойкими, умеющими защитить свою Родину; развивать личность гражданина и патриота России; закрепить и систематизировать знания о событиях Великой Отечественной войны.

Задачи:
1. Формировать патриотические чувства, на основе героического подвига народа в годы Великой Отечественной войны.
2.  Воспитывать любовь к родине, интерес к её исторической истории, уважения к героям Великой Отечественной Войны.
3. Развивать все компоненты устной речи детей.
4. Обогащать словарный запас.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихов и рассказов о войне, чтение рассказов о подвигах солдат, просмотр видео и фото военных лет.

 

Ход НОД

Воспитатель:76 лет над нами чистое, мирное небо. Небо без войны. Выросли поколения людей, знающих только по книгам, фильмам и рассказам старших, что такое оккупация, звакуация, продовольственные карточки, воздушная тревога. Треугольные письма с фронта и прямоугольные конверты с похоронками.

76 – летие Победы! Праздник, завоеванный в жесточайшей войне, рожденный великим подвигом советского народа, его неисчислимыми жертвами. И чем дальше уходят суровые и трагические годы Великой отечественной войны, тем полнее и ярче предстает перед всем миром этот освободительный подвиг, избавивший человечество от фашизма.

С первых дней войны первого дня 22 июня 1941 года – война, навязанная Советскому Союзу гитлеровской Германией, стала Народной войной, делом всех и каждого. Залог победы был в том, чтоее ковали все советские люди – на фронте и в тылу, мужчины и женщины, дети и старики.

 В годы Великой Отечественной Войны ни один гражданин не оставался равнодушным… Ребята, а как вы думаете, чем могли помочь те, кто не воевал на фронте? (Ответы детей)

С первых дней войны труженики тыла жили и работали под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!»

Почти все мужчины ушли на фронт воевать с фашистскими захватчиками, а их жёны и дети ковали победу в тылу, им приходилось работать в тяжёлых условиях. Для победы над врагом надо было снабдить армию всем необходимым: оружием, продовольствием, одеждой. Они собирали танки, вязали тёплые вещи, заботились о том, чтобы на фронте не голодали. Вера, надежда, любовь близких помогла в трудную минуту на передовой солдатам. Вся тяжесть жизни легла на женские плечи. Женщины и подростки копали противотанковые рвы, траншеи, сооружали заграждения, таскали мешки с песком, с землей и перекрывали все улицы, чтобы не подпустить врага к своему городу, селу

Дети, в годы войны помогали старшим на полях, работали в цехах заводов. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Они делали снаряды, ружья, пушки для солдат, шили одежду. Были случаи, когда из-за малого роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте.

         Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты. Многие бывшие фронтовики ещё долго помнили девчонок и мальчишек, помогавших им быстрее залечить раны. Также, ребята, помогали семьям фронтовиков: ухаживали за детьми, помогали по хозяйству. Школьницы вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак. Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и дети бойцов! Ребята стали разбирать письма и носить их по домам.

Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны. Но они просчитались, на защиту свободной любимой Родины встал весь народ от мала до велика. В те дни появилась песня – призыв:       

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой,

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

- Я предлагаю вам послушать отрывок этой песни и посмотреть на экран (звучит отрывок песни «Вставай, страна огромная!»)

Воспитатель: как вы думайте: почему эту войну называют Великой Отечественной? Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил. Отечество - это Родина, а Отечественная это значит, что вся наша Родина сражалась с фашисткой Германией.

Воспитатель: На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Я предлагаю вам вспомнить их.

Дети:

- Русский солдат не знает преград.

- Солдатское дело – воевать храбро и умело.

- Друг за друга стой и выиграешь бой.

- Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.

- С родной земли умри – не сходи!

- Где смелость, там и победа.

- Кто дрожит, тот и от врага бежит.

 Воспитатель: во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями. Во время ВОВ одним из самых талантливых главнокомандующих был Георгий Константинович Жуков (показываю портрет) Там, где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов. Г.К.Жуков заслужил много боевых наград и медалей, был удостоен почётных званий. В Москве в честь этого героя названа улица: проспект Маршала Жукова. А на Красной площади ему установили памятник.
Воспитатель: Ребята а какой должен быть герой?
Дети: сильным, смелым, выносливым, отважным.
Воспитатель: Правильно! А чтобы стать сильным, нужно дружить с физкультурой.

Физминутка «Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! (Поднять руки вверх над головой.)
Пусть всегда будет небо! (Развести руки в стороны над головой.)
Пусть всегда будет море! (Развести руки в стороны перед собой.)
Пусть всегда буду я! (Подняться на носочки, погладить себя.)
Пусть всегда поют песни! (Сделать наклоны головы в стороны.) 
Пусть всегда будут танцы! (Сделать присядку.)
Пусть всегда будут птицы! (Наклоны в стороны, отводя руки назад.)
Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете ?Сколько погибло человек в этой страшной войне?
Дети: Очень много.
Воспитатель: Да, действительно, очень много: погибло более 20 млн. человек.
Воспитатель: Ребята, что бы люди не забывали о своих героях, по всей стране им возводят памятники. (выставляю иллюстрацию с изображением могилы Неизвестного солдата)
Воспитатель: Как вы думаете ,что это за памятник? Как он называется?
Дети: Могила неизвестного солдата.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение (читает ребенок)


За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся
Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.

 

Воспитатель: А что значит неизвестного?( ответы детей) Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжёлых боёв солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилию. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники. А самый главный памятник неизвестному солдату находится в Москве, на Красной площади. Там всегда горит Вечный огонь.
А что он символизирует? (Ответы детей)
Воспитатель: Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.
Воспитатель: Скажите, ребята, а когда закончилась война, вы знаете?
Дети: Война закончилась 9 мая 1945 года.
Воспитатель:  9 мая 1945 года наши солдаты дошли до Берлина – столицы Германии. И там, на самом главном здании, которое называлось Рейхстагом, был водружен наш красный флаг Победы. Красное знамя на здание Рейхстага водрузили сержант М. Егоров и младший сержант Кантария . Знамя Победы – это красное знамя, оно стало символом Победы. Красный цвет знамени обозначает огонь и отвагу. На знамени изображены серп и молот, а также пятиконечная звезда . 9 мая – это светлый радостный праздник для всех людей. А в этом году мы отмечаем 76 лет великой Победы. К сожалению, все меньше и меньше остается ветеранов, которые были участниками той войны и кому мы обязаны своей свободой. Мы благодарим ветеранов Великой Отечественной Войны за чистое и светлое небо, здоровья и благополучия им еще на долгие годы. Этот день, 9 мая, стал в нашей жизни великим праздником. Каждый год 9 мая в честь Великой Победы гремит салют.

Ребёнок:

Дай бог Вам, ветераны, долгих лет!

Спасибо Вам, что мы войны не знаем!

Ведь Вы нам жизнь своею жизнью дали!

Дай бог Вам, ветераны, долгих лет!

 

 

Воспитатель: Молодцы ребята! Я благодарю вас за внимание, и завершить нашу беседу мне хотелось бы следующими словами:

Мир – это главное слово на свете.

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен взрослым!

Мир нужен детям!

Мы скажем снова «Нет Войне!»

И повторим мы это слово.

Пусть мирно будет на земле,

Пусть будет мир всему основой!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению с обороной Москвы в годы Великой Отечественной Войны детей старшего дошкольного возраста.

Познавательно-поисковый  проект по патриотическому воспитанию: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомс...

Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?» для детей подготовительной к школе группы

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА -  самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территор...

Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?» для детей подготовительной к школе группы

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА -  самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территор...

Конспект открытого занятия для старшей группы, посвящённой Дню Победы в Великой Отечественной Войне: «Дети-Герои»

Конспект открытого занятия для старшей группы, посвящённой Дню Победы в Великой Отечественной Войне: «Дети-Герои»...

Проект, посвященный 71-ой годовщине победы и 75-летию начала Великой Отечественной войны: «Дети - герои Великой Отечественной войны»

Проект помогает детям узнать о подвигах их сверстников, ещё совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Показывает детям смелость, героизм, беззаветную любовь к Родине юных ге...

Знакомство дошкольников с героическими страницами Великой Отечественной войны "Дети войны"

Данный материал предназначен для дошкольников по знакомству в героическим прошлым нашей страны....