Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня
методическая разработка
Детский сад начинается с младшей группы. А нужна ли ребенку младшего возраста математика? Да!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nenahova_v.a.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Аллакский детский сад, филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №189 «Солнышко»
«Содержание познавательно - математической деятельности
в режиме дня»
Подготовила:
Воспитатель младшей разновозрастной группы «Солнышко»
Ненахова В. А.
2023
Детский сад начинается с младшей группы. А нужна ли ребенку младшего возраста математика? Да!
СЛ. 2 Начальные математические представления ему просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве и такие понятия, как размер и форма, и простейшие логические и арифметические операции. Без этих первых эталонов малыш не сможет полноценно осваивать окружающий мир. Математика как нельзя лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Процесс познания форм, величин, количественных отношений детьми моей группы осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях.
Сегодня я хочу рассказать вам о том, какую работу я провожу на закрепление математический представлений в совместной с детьми деятельности в ходе режимных моментов. Режимные моменты занимают большую часть времени, которое ребёнок проводит в детском саду. В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с детьми, для освоения новых знаний и закрепления имеющихся знаний в непринуждённой обстановке. Чтобы работа по формированию элементарных математических представлений в игровой форме была системной, я использую обычные режимные моменты.
СЛ. 3 Это:
· Проведение прогулок.
· Разные виды труда.
· Проведение утренней гимнастики и подвижных игр.
· Проведение математических досугов и развлечений.
· Проведение математических игр в свободной деятельности детей.
· Проведение сюжетно-ролевых игр.
· Проведение игр – математического содержания.
СЛ.4 Утренний приём детей:
Каждое утро, встретив детей в группе провожу «круг доброты». По содержанию он может быть разным, но традиционными остаются приветствия малышей и непродолжительная познавательная беседа, которая имеет большое практическое значение. Спрашиваю у ребят, что они видели по дороге в детский сад? Какие машины встретились на пути (большие или маленькие, много или одна, их цвет), высоко или низко солнце, на какую фигуру похожи облака. В зависимости от времени года меняются и вопросы (зимой расспрашиваю про снег, весной про длину сосулек, летом про количество и окрас цветов, осенью величину луж и тд.) выясняем с детьми кто пришёл первый, кто второй, сколько пришло девочек, сколько мальчиков.
СЛ. 5 Утренняя гимнастика: стоим в кругу (использую прием надувания пузыря, когда беремся за руки и пытаемся надуть пузырь). Закрепляем умение двигаться в заданном направлении: вперёд, назад, направо, налево, вверх, вниз. Закрепляем понятие правая рука, левая рука, выполняя упражнения с предметами, закрепляем умения ориентировки в пространстве, например, поднять мяч над головой, перед собой, опустить вниз, выполняем упражнения на счёт и т.д.
СЛ. 6 Дежурство по столовой: учимся последовательно сервировать столы: хлебница, рядом ставим салфетницу, справа от тарелки ложку.
При сервировки стола, подготовке к занятиям создаём ситуации, заставляющие ребёнка прибегать к проверке равной численности множеств путём их сравнения. Чего больше, ложек или тарелок, столов или стульев, детей или приборов? Уточняем с детьми местонахождение столовых приборов и продуктов: тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка лежит справа от тарелки.
До приема приёма пищи обращаем внимание детей на то, что тарелка, блюдца – круглые, котлеты – овальные, запеканка – квадратная.
СЛ. 7 Одевание (раздевание) на (с) прогулки: во время сборов на прогулку обращаю внимание на количество и форму пуговиц, длину куртки; уточняем с детьми понятие «пара»: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое. Сравниваем шарфы, определяем, у кого шарф длиннее, а у кого короче; как надета обувь, этот сандалик на левую ногу, а этот на правую; эти сапожки высокие, а эти низкие.
СЛ. 8 Обращаем внимание на форму и цвет деталей одежды: карманы на этом платье квадратные, на этом платье овальные; пояс широкий, а на этом узкий; шорты короткие, а брюки длинные; рукава на этой рубашке короткие, на этой длинные.
СЛ. 9 На прогулке с детьми считаем листики, камушки, сравниваем дома, деревья, рисуем палочками по влажному песку на тему «Весёлая картинка», собирая осенние листья, выбрать красные, жёлтые, зелёные, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие).
СЛ.10 Во влажном песке (снеге) аккуратно сдать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру.
СЛ. 11 Постоянно упражняю в счёте: считать вёдра, формочки, лопатки, литься, тропинки, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных; наблюдая за транспортом, обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения. Весной, собирая веточки на участке, сравниваем их размер.
СЛ. 12 Зимой, расчищая снег, делать узкую и широкую дорожки, при лепке снеговика сравнивать как отдельные части, так и целое (ком большой, средний, маленький; учитывать последовательность – что сначала, что потом и т. д.)
СЛ. 13 Математикой мы занимаемся и во время подвижных игр. К таким играм относятся «Волк и козлята», «Попади в круг», «Найди себе пару», «Прятки», «Сделай фигуру», «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит» и т.д. Любые знания усваиваются лучше и легче, если во время занятий задействуется крупная и мелкая моторика ребенка.
СЛ. 14 После сна: убирая массажные коврики, определить количество, цвет, размер, форму.
Сл. 15 Расчёсывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, а у кого короткие (у кого самые длинные), сравнить цвет резиночек, длину ленточек.
СЛ. 16 Игры: Также играю с детьми в сюжетно- ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Семья», развивая математические способности в счете, в сравнении предметов по величине, цвету, форме, умение сопоставлять и классифицировать предметы, а так же способствуют развитию логического мышления. В игре «Семья» ребята, накрывая на стол, сравнивают посуду по величине (большая-маленькая тарелка, чашка т.д.).
СЛ. 17 Основным средством сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте являются дидактические игры, например, в играх «Геометрическое лото», «Спрячь зайчат», «Найди такую же по цвету», «Собери цветок» ребята формируют умения различать предметы по форме и цвету, игра «Веселый огород» помогает нам закрепить знания сравнения предметов по длине. Эти и многие другие дидактические игры используются с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
СЛ. 18 Так же использую игры на ориентирование в пространстве. Главной задачей, которых является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Чтобы заинтересовать детей и результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. (Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти.")
СЛ. 19 Для закрепления используется множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Посмотри вокруг», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше увидит?», «Геометрическая мозаика» и др.
СЛ. 20 Работая с родителями по данному разделу, обращаем их внимание на то, что знания, которые дети получают в детском саду необходимо закреплять и дома, в повседневной жизни. Например, пока готовится обед, можно предложить ребенку подобрать крышки к кастрюлям, банкам и посчитать, чего больше: крышек или банок, кастрюль или крышек. Советуем обращать внимание на развитие мелкой моторики детей. По дороге из детского сада домой обращать внимание на то, какие изменения произошли вокруг за эти дни (например, убрали скамейку возле дома, посадили дерево, подъехала машина), на изменения в природе и т. д. Рекомендую обратить внимание на то, в какое время суток ребенок просыпается, идет в детский сад, ложится спать и т.д.
Практика применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях.
СЛ. 21 Таким образом, использование разных форм работы по ФЭМП в режимных моментах даёт возможность ребёнку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня»
Данный материал содержит сведения о том, как поддержать интерес дошкольников к математике в режимные моменты....
"Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня"
Консультация для педагогов....
Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня".
Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня"....
Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня.
Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность.Целью педагогической работы п...
Консультация для педагогов на тему: «Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня»
Консультация для педагогов на тему: «Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня»...
Консультация для воспитателей. «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»
В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом дл...
Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребёнка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить играми детей?...