Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня
консультация по математике (средняя группа) на тему
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребёнка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить играми детей? В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Все это мы можем проследить как через средства массовой информации, так и через интернет. И главная задача педагогов, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес. Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к математике. Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации воспитательного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребёнка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить играми детей? В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Все это мы можем проследить как через средства массовой информации, так и через интернет. И главная задача педагогов, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес. Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к математике. Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации воспитательного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_20_marta.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ООШ №4 СПДС №50»Жар-птица»
Выступление на тему: «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня»
Подготовила:
Воспитатель- Никифорова Мария Васильевна.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребёнка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить играми детей? В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Все это мы можем проследить как через средства массовой информации, так и через интернет. И главная задача педагогов, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес. Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к математике. Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации воспитательного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня. Процесс познания форм, величин, количественных отношений детьми осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях. Нужно направлять внимание ребенка на подлежащий усвоению признак предмета, количество предметов, их местонахождение, пользоваться определенной терминологией, побуждать детей к ее использованию в речи. Основное внимание уделять освоению детьми способов практических действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путем сопоставления, воспроизведение в том же количестве, воссоздание целого из частей, преобразование, комбинирование, моделирование.
Как уже было сказано, элементарные математические представления даются детям в детском саду. Но нынешние дети, оказывается, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы, наподобие этих: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Тогда выход один – ИГРА! Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, можно использовать необычные режимные моменты.
Утренний приём детей:выясняем с детьми кто пришёл первый,кто второй,сколько пришло девочек,сколько мальчиков и т.д.
Утренняя гимнастика:упражнения с предметами(-положите мяч перед собой,прыжки вокруг мяча,поднять над головой…),перестроение,выполнение упражнений на счёт и т.д.
Одевание (раздевание) на (с) прогулку: дети выясняют, какой ботиночек больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т.п. (классификация); сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а кого короче.
После сна: расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные), сравнить цвет резинок, длину ленточек.
Прием пищи: попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом; напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит в корзинке, суп налит в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т.п.
Прогулка: собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); на снегу аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, тропинки, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных; наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения.
Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью.
Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Еще поддерживать интерес к математическим понятиям можно с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых и жестовых игр. Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты (тренируется память), с интересом дома рассказывают родителям (обучение и развитие продолжается за стенами детского сада).
Также можно играть с детьми в сюжетно- ролевые игры. Например, количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 5, после 2-3 проведенных занятий в игре «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатся считать с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии.
Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными . Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?
Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет,весы,наборы овощей и фруктов.
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие:
- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. Например «Математические старты» и др.
Для старших детей можно использовать такие игры, как «Цепочка примеров»: дети садятся друг напротив друга. Один кидает мяч и называет пример, поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере;Очень интересны «Задачи – смекалки», например, из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника и т.д.
Большое значение имеет наличие в группе:- развивающих игр таких как: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Геометрические формы», «Фигуры»;
-дидактических игр;
-настольно-печатных игр;
- наборов разрезных картинок;
- матрешек, пирамидок, вкладышей;
- несколько видов мозаики;
- наборы бус и лесок для нанизывания;
- коллекции значков, пуговиц, открыток, календарей;
- природные материалы: палочки, камешки, шишки, ракушки, каштаны, орехи и др.;
- листы бумаги, карандаши, фломастеры, восковые мелки;
- шаблоны, линейки и трафареты;
- настольные плоскостные театры;
- игры-шнуровки (с «пришиванием», составлением узора);
- игры-лабиринты;
- игры – головоломки (геометрические конструкторы)
Таким образом я считаю что, познавательно-математическая деятельность может использоваться воспитателем в течении всего дня и дает возможность ребенку заниматься с интересом и удовольствием, постигая мир математики в виде игры,без перегрузок и напряжения,усваивая многое из того,чему раньше они начинали учиться только в школе.А чем более подготовленный придёт ребёнок в школу-имеется в виду даже не количество накопленных знаний,а именно готовность к мыслительной деятельности,зрелости ума,тем успешнее,а значит,счастливее будет для него начало очень важного для каждого человека периода-школьного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня»
Данный материал содержит сведения о том, как поддержать интерес дошкольников к математике в режимные моменты....
"Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня"
Консультация для педагогов....
Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня".
Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня"....
Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня.
Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность.Целью педагогической работы п...
Консультация для педагогов на тему: «Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня»
Консультация для педагогов на тему: «Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня»...
Консультация для воспитателей. «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»
В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом дл...
«Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня: сенсорное развитие в младшей группе – первая ступень в формировании элементарных математических представлений»
Презентация «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня: сенсорное развитие в младшей группе – первая ступень в формировании элементарных математических предст...